Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 141-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 141-го

1) Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся. Содержание псалма ясно. Божественный Давид, гонимый Саулом, убегает в пещеру, и скрывается в самой внутренней ее части. Потом, увидев пришедшего туда Саула, изгоняет из мыслей боязнь, призывает Божию помощь, и получает оную.

2) Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. И отсюда видно, что воззванием Пророк называет сердечную ревность. Ибо скрывающемуся и желающему утаиться можно ли было воззвать гласом? Посему выражает сим то, что со всем усердием молился Богу-

3) Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Явным соделал Ему и бедствие мое, говорит Пророк, и прилежно приносил о сем молитву. А что прошение было усильно, выразил словом: пролию.

4) Внегда исчезати от мене духу моему. Сделал же сие, видя чрезмерность бедствия; потому что вселялся при самой смерти.

И Ты познал еси стези моя. Все мое явно для Тебя, и ни один из поступков моих не скрыт от ока Твоего.

На пути сем, по нему же хождах, скрыша сеть мне. И ловцы зверей следят пути, и ставят на них, чем можно уловить. Им подражая, Саул разведывал о Давиде, и как скоро дознавал, где Давид, ставил ему там засады. Тоже делает и диавол; идущему путем целомудрия полагает он сеть сластолюбия, а любящему подавать милостыню — мрежу тщеславия, несребролюбцу — представляет поводы к любостяжанию, девству — к гордости, короче сказать, для всякого образа жизни есть у него средство, как уловить.

339

 

 

5) Смотрят одесную и возглядах, и не бе знаяй мене. Нигде, говорит Пророк, не видел я ни одного помощника.

Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. Я окружен стал неодолимыми преградами, не нахожу ни выхода, чтобы спастись бегством, ни помогающего.

6) Воззвах к Тебе Господи, рех: Ты еси упование мое. Посему, умоляю Тебя, на Которого возложил я надежду мою.

Часть моя еси на земли живых. 7). Вонми молению моему, яко смирихся зело. Божественный Давид многократно называл Бога частию своею, и теперь делает тоже самое. Не имею, говорит, никакой другой помощи; Ты у меня — один Помощник, о том умоляю, чтобы от Тебя получить мне жизнь. Смирением же называет здесь бедствия. Сие выразил и Симмах: выслушай вещания мои, потому что крайне я изнемог.

Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Враги стали сильнее меня; но при Твоей помощи избегну их рук.

8). Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Акила же перевел это так: изведи из заключения душу мою; потому что, как бы в заперти и в узилище находился он, когда враги сидели при входе в пещеру. Обещает же Пророк, улучив спасение, воздать за благодеяния песнопениями.

Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне. А Симмах перевел так: имя Твое увенчают праведные, когда окажешь мне благодеяние; потому что оказанное мне благодеяние примут, как залог собственного своего спасения, и будут песнословить Тебя, Праведного Судию.

340

 


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.