Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 135-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 135-го.

Аллилуия. И сию песнь пророческая благодать сложила для возвращавшихся из плена Иудеев, многими вразумлениями доставляя им пользу.

1) Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость Его. Принесите Богу, говорит Пророк, благодарственную песнь, памятуя ниспосланные Им блага и удивляясь безмерной Его милости.

2) Исповедайтеся Богу богов; яко в век милость Его. Под именем богов разумеет здесь Пророк не идолов; потому что Бога не назвал бы Богом не сущих: несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых (Мат. 22, 32). Посему богами на-

317

 

 

зывает сподобившихся чести священства и именуемых сынами Божиими. Так и в законе сказано: богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28): и: сын мой первенец Израиль (Исх. 11, 22), устами Исаии говорит Бог: сыны родих и возвысих (Иса. 1, 2); и в псалмах: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Сим-то назвал Пророк богами, как именовавшихся сынами Божиими.

3) Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его. И цари и князи, от Бога прияв власть, владычевствуют над подчиненными. Так и Господь сказал: цари язык господствуют ими, и князи обладают ими (Матф. 20, 25). Но и некоторые из Ангелов именуются господствами. Потому и божественный Апостол сказал: аще бо и суть глаголемии бози (много глаголемых, но не действительных, участвующих в имени, а не в существе), или на небеси или на земли: якоже суть бози мнози: но нам един есть Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся и мы Тем (1 Кор. 8, 5. 6). Его-то псалом назвал Господом истинных господей.

4) Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость Его. Чудотворения совершаются и усердными служителями Его; но Божиими называем чудеса Моисеевы, Иисусовы, Илиины, равно как и знамения, совершенные священными Апостолами. Посему Пророк справедливо единого Бога назвал Творцом чудес велиих. Потом указует он и великие творения Его.

5) Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его; потому что и одно видимое небо проповедует Божию премудрость; велики — и обширность, и красота, и долговечность неба.

6) Утвердившему землю на водах: яко в век

318

 

 

милость Его. И то достойно удивления, превышает человеческое разумение, что земля, окруженная отвсюду водами, стоит и пребывает в собственном своем естестве. Справедливо же песнописец ко всем сим изречениям присовокупляет упоминание о вечной милости; потому что, не по собственной нужде, но по единому человеколюбию, создал все Человеколюбец.

7) Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Человек, причастник Божественного промышления, возжигает обыкновенно светильники, но в совокупности взятый земный огонь не уподобляется сиянию одной звезды; светоноснее же всех звезд и самой луны солнце; потому что появляясь, и звезды делает оно невидимыми, и ослабляет лучи луны.

8) Солнце во область дне: яко в век милость Его. 9). Луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его. Бог разделил светилам время, и солнечными лучами производит день, а луною и звездами освещает ношь, а чрез сие показывает собственную Свою благость.

10) Поразившему Египта с первенцы его: яко в век милость Его. При сем, может быть, спросит кто: как милостию устрояется смерть? Посему, пусть обратит внимание на решение предложенного вопроса, а именно, что Бог, по милосердию к обидимым, наказывает обидчиков. Ибо Пророк и здесь присовокупил сие.

11) И изведшему Израиля из среды их: яко в век милость Его. Милость к Израилю была причиною наказания Египтян, но милость и наказание срастворены правдою; потому что Израильтян помиловал справедливо, и Египтян наказал законно.

12) Рукою крепкою и мышцею высокою: яко в век милость Его. Рукою назвал Пророк действенность,

319

 

 

мышцею — крепость, а тем и другим дал разуметь, что Бог, совершив спасение народа Своего, открыл тем собственную Свою силу.

13) Раздельшему Чермное море в разделения: яко в век милость Его. Иные, следуя иудейским басням, утверждали, что в Чермном море произошли разделения, равночисленные двенадцати коленам; потому что Пророк сказал: разделения, а не разделение. Но им должно было знать, что по рассечении моря на две части, из одного стало два. Вода им стена бысть одесную, и стена ошуюю (Исх. 14, 29). Посему-то рассечение моря на две части Пророк назвал разделениями.

14) И проведшему Израиля посреде его: яко в век милость Его: (15). И истрясшему Фараона и силу его в море Чермное: яко в век милость Его. Его могущества делом было то и другое, и что Израильтяне удобно перешли море, и что Египтяне погребены в водах.

16) Проведшему люди Своя в пустыни: яко в век милость Его. И это доказательство Божией силы, — столько народа и столько времени пропитать в пустыне, снабжать его в обилии необходимым.

17) Поразившему цари велия: яко в век милость Его. (18). И убившему цари крепкия: яко в век милость Его. И на сие уже сделано нами краткое толкование.

19). Сиона царя амморейска: яко в век милость Его: (20). И Ога царя васанска: яко в век милость Его. Не без намерения Пророк, прейдя молчанием других царей, преимущественно упомянул о сих, но желая напомянуть Израильтянам Богоданную победу; потому что цари сии славились силою, могуществом и телесным ростом. Ог, по причине великого телесного роста, употреблял железный одр, девяти локтей в длину и пяти в ширину.

320

 

 

21). И давшему землю их достояние: яко в век милость Его: (22). Достояние Израилю рабу Своему: яко в век милость Его. Истребив всех их и предав смерти, Израиля сделал владетелем земли их.

23). Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость Его. (24). И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость Его. О сем упоминает и блаженный Моисей; ибо говорит: восстенаша сынове Израилевы от дел, и взыде вопль их к Богу (Исх. 2, 23). Но и снова умилосердился, когда были пленниками, и возвратил их в отечественную землю.

25) Даяй пищу всякой плоти: яко в век милость Его. От Промысла частного Пророк переходит снова к всеобщему, возвещая Божие попечение о всем. Ибо не только людям, но и бессловесным, дает приличную пищу. Так и Господь в священном Писании говорит: воззрите на птицы небесные, яко не сеют, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их (Матф. 6, 26).

26) Исповедайтеся Богу небесному: яко в век милость Его. Бог есть Бог всех; потому что Творец всего, но собственно именуется Богом небесным; потому что служат Ему на небе обитающие Ангелы, и страна эта чиста от греха.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.