13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодорит Кирский, блаженный
Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 119-го
ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 119-го.
Песнь степеней. Феодотион перевел: песнь восхождений, а Симмах и Акила: на восхождения. Восхождения или степени указывают на возвращение
285
пленнаго народа из Вавилона. Ибо благодать Духа, провидя и пленение и будущее освобождение, предрекла то и другое, как устрояя полезное для Иудеев, так доставляя сим пользу и нам. Не каждая же песнь степеней предвозвещает одно и тоже, но одна представляет бедствия в Вавилоне, другая — благовестие о возвращении, иная — веселие на пути, иная же — войны, бывшие по возвращении, а иная — построение храма; и разнообразие пророчеств делает, что невозможно и насытиться сим сладкопением. Каждый из сих псалмов представлен так, будто бы воспевается ликом бывших тогда Святых; ибо пророческое слово их вводит изрекающими предлагаемое. Первый псалом степеней изображает и бедствия и Божие благоволение.
1) Ко Господу, внегда скорбети ми воззвах, и услыша мя. Начало псалма показывает и великость скорби и преизбыток Божия человеколюбия. Сетующий говорит: умолял я Владыку, и сподобился благоволения. Потом пересказывает, какие слова произнес он молясь.
2) Господи избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива, то есть, умоляю избавить меня от злоумышляющих, неправедно употребляющих хитрый обман. Таковы были расставившие сети молившемуся Даниилу и злые обвинители Анании и друзей его.
3) Что дастся тебе или что приложится тебе к языку льстиву? 4). Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными. Здесь благодать Духа утешает подавленных скорбью, и показывает, какой правдивый приговор произнесен на поступающих коварно. Ибо сильным называет Пророк Бога всяческих, а стрелами сильного — скорость наказаний, и заимствует образ речи от пущенных стрел, которые удобно рассекают воздух; углями же пу-
286
стынными изображает жестокость наказания, истребляющую и опустошающую его силу. Ибо таково свойство огня. Пророк как бы так говорит: не приходи в уныние поражаемый языком неправедным; наказания, посылаемые Праведным Судиею, уподобляются быстроте стрел, опустошительной силе углей.
5) Увы мне яко пришельствие мое продолжися. Сие говорил я молясь, и Человеколюбец, услышав это, умилосердился. Пришельствием же называет Пророк пребывание в чужой стране. Седмидесятилетнее время справедливо почтено долгим. Пророк сказал, что такова совершенная продолжительность жизни человеческой. Дние лет наших, говорит он, в них же семдесят лет (Псал. 89, 10).
Вселихся с селении кидарскими. Кидар — второй сын Измаилов; потомки его доныне живут недалеко от Вавилона. И так, поелику издревле расположены были друг к другу враждебно (сказано: изжени рабу и сына ея: не наследит бо сын рабы с сыном моим Исааком. Быт. 21, 10); то справедливо сетуют о себе, что лишены прежней свободы, живут близь тех, которые почти рабы их, и сами принуждены раболепствовать.
6) Много пришельствова душа моя, то есть, продолжительно время преселения. С ненавидящими мира бех мирен: 7). Егда глаголах им, боряху мя туне. Здесь показывает злонравие Вавилонян; потому что, не имея, в чем обвинить, злоумышляли и с любившими мир поступали, как с врагами.
Страница сгенерирована за 0.22 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.