Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 110-го

ИЗЪЯСНЕНИЯ ПСАЛМА 110-го.

Аллилуия. Древле Аммонитяне, Моавитяне, Идумеи, собрав, сколько возможно, великое множество, ополчились однажды против колена Иудова; а царствовал тогда над ним Иоасафат, потомок Давидов, муж, котораго благочестие засвидетельствовано. Он, узнав о множестве врагов, со всем народом притек к Богу, прося неодолимой Его помощи, и получил просимое; потому что Бог всяческих повелел им смело идти на врагов, как бы под Его водительством. С наступлением дня, враги устремились друг против друга, и сами себя стали убивать как противников, так что ни один не избег этой гибели. Воинство Иудеев, усмотрев сие с одного подзорнаго места, устремилось как па готовую добычу; обобрали врагов, и возвратились с великими корыстями, и, как показывает история Паралипоменон, с мусикийскими орудиями вошли в божественный дом, песнословя Подателя победы (2 Парал. 20, 28). Сие провидя, Пророк написал псалом сей, как бы некую песнь, возглашаемую благочестивым Иосафатом. И в надписании называется он песнию; потому что слово: аллилуиа, как уже объяснили мы, переводится словами: хвалите Господа; так как аллилу значит: хвалите, а Иа —  Господа, или Сущаго.

1). Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим. От всего помышления приношу Тебе, Владыка, благодарственную песнь.

219

 

 

В совете правых и сонме. Не я один, но со мною и собрание благочестивых; потому что в это время народ освободился от идольской прелести, царь всех обучил благочестию. Посему советом правых Пророк называет собрание благочестивых.

2) Велия дела Господня. Подлинно чудно и достоудивительно совершаемое силою Господнею.

Изыскана во всех волях Его. Все, что угодно Господу, творит Он; каждое из произведений Его исполнено премудрости, и привлекает от всех хвалу.

3) Исповедание и великолепие дело Его. Все, производимое Им, и создание, и домостроительство, и величественно, и преестественно, и, достойно песнопения всех людей. Исповеданием Пророк называет здесь благодарение.

И правда Его пребывает в век века. Нет ничего неправеднаго в совершаемом Им, но все украшается правдою; потому что всем управляет, вечно водясь правдою.

4) Память сотворил есть чудес Своих. Поелику явно совершил гибель врагов, а сие же самое творил и при предках, то скрыв под водами Египтян, то воздеянием рук Моисеевых поразив Амаликитян, и чрез Иисуса Навина сокрушив Хананеев и иные народы; то наказание врагов Пророк назвал напоминанием чудес: то- есть, что истинны славныя чудеса Твои, которыя у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением, и напомнил нам, что совершил Ты при наших предках.

Милостив и щедр Господь. 5). Пищу даде боящимся Его. Слово пищу другие переводчики заменили словом: добычу. То и другое верно; потому что Иудеи, как на готовую добычу, устремились на богатство врагов, и принесли оттуда обильную пищу.

220

 

 

Помянет в век завет Свой. Симмах же перевел так: добычу дал боящимся Его, памятуя вечный завет Свой; потому что хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага.

6) Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. Нам наипаче явною соделал силу Свою, даровав нам богатство посрамления ими, но и имущество их обратил в нашу собственность.

7) Дела рук Его истина и суд. Совершил же сие не вопреки справедливости, но весьма законно; потому что враги, ни в чем не имея права жаловаться на. нас, покушались истребить нас совершенно. А поэтому произнес на них истинный и правдивый приговор.

Верны вся заповеди Его, 8). Утвержены в век века, сотворены во истине и правоте. Бог, законополагая, обещал благоволение Свое хранящим закон. Сие говорит Пророк и здесь, а именно, что не лживы обетования о хранении заповедей, и решившиеся исполнять их всегда пользуются промышлением Его. Ибо и мы, искренно умолявшие Его, оказались победителями неприязненых. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом.

9) Избавление посла людем Своим: заповеда в век завет Свой. Обетования Божии не только не лживы, но и навсегда непреложны.

Свято и страшно имя Его. Для верующих оно свято, превожделенно, и источает обилие благ, а неверующих и живущих беззаконно мучит и на- казует.

10) Начало премудрости страх Господень. Посему необходимо страшиться и трепетать Его. Это —  первое основание божественнаго учения. Ибо премудростию Пророк называет не искусство в слове,

221

 

 

но познание божественного. Посему необходимы, для начинающих страх, а для совершенных приобретение любви.

Разум же благ всем творящим и. Для совершенства недостаточно ведения; и созерцание имеет нужду в деятельности; сподобившемуся божественнаго разумения надлежит ведение украшать делами, и служить им Подателю разумения.

Хвала Его пребывает в век века. Кстати присовокупил Пророк и сие, научая, как любитель добродетели сам для себя извлекает из сего пользу; потому что Бог, если бы и никто не восхотел песнословить Его, имеет вечное и непрекращающееся песнопение. У Евреев, сказывают, псалом сей написан по азбуке, и составлен по порядку букв. Подобно ему составлен и следующий за ним псалом.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.