Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 104-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 104-го.

Аллилуиа. И сей псалом повелевает песнословить Бога всяческих; дает же сие видеть и надпи-

175

 

 

сание. Ибо слово: аллилуиа толкуется: хвалите Господа. Псалом напоминает также о тех обетованиях, какия даны Богом Патриархам, и о тех благах, какия чрез них даровал Бог потомкам их; потому что памятования тех и других достаточно к тому, чтобы пользовавшихся такими благодеяниями побудить и поощрить к соревнованию в добродетели предкам. А вместе с сим внушает народу новому, что не несправедливо лишил Бог Своей попечителъности древний неблагодарный народ. Поелику Иудеи именовались народом Божиим, и очевидно пользовались Божиим о них промышлением, в последствии же лишились онаго; то Пророк в предлежащих псалмах научает всех людей, как часто и сколько благодетельствовал Бог Иудеям, и в какой мере соделались они неблагодарными за благодеяния, — чтобы все дознали вместе и справедливость приговора, произнесеннаго на Иудеев, и, видя воздаяние за неблагодарность, не ходили одним с ними путем, но шли стезею правою.

1) Испотдайтеся Господеви, и призывайте имя Его. Вместо призывайте, Симмах перевел: „проповедуйте". Пророческое же слово повелевает приносить Богу благодарственное песнопение, и исповедывать Божественныя благодеяния.

Возвестите во языцех дела Его. Из сего ясно видно, что Пророк имеет в намерении доставить пользу не только Иудеям, но и всем народам.

2) Воспойте Ему и пойте Ему: победите вся чудеса Его. Воздайте Ему песнословием и сладкопением, и научите незнающих, какия чудеса совершены Им.

3) Хвалитеся о имени святом Его. Вместо хвалитеся — Акила перевел: „величайтесь". Пророческое слово учит здесь, уважать не богатство, не силу, не могущество, но ведение Бога и Божие промышление.

176

 

 

Сие заповедал и Божественный Апостол; ибо говорит: хваляйся же, о Господе да хвалится (2 Кор. 10, 17). Тоже подробнее выразила и премудрая Анна: да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду на земли (1 Цар. 2, 10).

Да возвеселится сердце ищущих Господа·, потому что плод упования на Бога есть веселие.

4) Взыщите Господа, и утвердитеся. И научая, как должно сие делать, Пророк присовокупил:

Взыщите лица Его выну. Не раз, и не два, но в продолжение всей жизни надлежит искать помощи свыше, и пожинать от сего пользу; потому что ищущие сего будут неодолимы и непобедимы. Сие обетовал и Господь, изрекая закон: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Матф. 7, 7. 8).

5) Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его, и судбы уст Его. Не предавайте забвению неизреченных чудотворений, какия совершил Владыка по правдивому Своему определению. Ибо судьбами назвал здесь Пророк чудеса, совершенныя Богом по правде Его. Поелику же ведет речь о том, что совершено в Египте, то предварительно показывает правдивость египетских казней.

6) Семя Авраамле ради Его, сынове Иаковли избранны Его. Тем и другим именем Пророк называет одних и тех же, именно потомков, поименованных сынами. Избранными же нарек, как названных людьми Божиими преимущественно пред всеми народами. Сие дал он видеть и в последующих словах.

7) Той Господь Бог наш: по всей земли судбы

177

 

 

Его. Ибо Сам, как Бог и Господь всех, владычествующий над целою вселенной, нарек их собственным Своим народом.

8) Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов. Сим показывает Пророк твердость и непреложность обетований, данных Аврааму. Ибо это не преувеличение, как думали некоторые, но истинное и Божественное слово. Обетовал же Бог всяческих Аврааму, что о Семени его благословятся все народы, а Семя его есть Владыка Христос по плоти, имеющий вечную державу и негиблющее царство. Сие означает и упоминание отысящах родов; потому что выражается словом сим не число лет определенное, но дает оно разуметь множество родов, непрерывно и вечно продолжающихся.

9) Еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: (10) И постави ю Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен. О сих клятвах упомянул и божественный Моисей; ибо говорит: сказал Бог Аврааму: Мною Самем кляхся, благословя благословлю, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя множеством, и благовловящся о Семени твоем вся племена земная (Быт. 22, 16 — 18. 12, 3). Бог напоминает и Исааку о сей клятве, подтверждает завет и Иакову, и исполняет сей завет, как чрез Моисея потомков их освободив от египетскаго рабства, — а чрез Иисуса Навина дав им обетованную землю, так окончательно довершив обетование чрез Владыку Христа.

11) Глаголя: тебе дам землю ханааню, уже достояния вашего. Ужем Пророк назвал обладание землею; потому что владельцам свойственно подвергать землю измерению.

12) Внегда быти им малым числом, малейшим и пришельцем в ней. Сие же, говорит Про-

178

 

 

рок, обетовал Бог отцам, которых, как малочисленных, весьма легко было изчислить. А сим дает видеть могущество Изрекающаго обетование: потому что столь малочисленным мог дать обладание столь обширною землею.

13) Я преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины. Ибо Патриархи жили переселенцами, не утверждаясь на одном месте, то туда, то сюда перенося свои кущи.

14) Не остави человека обидети их. Дал им превосходство над теми, которые покушались обижать их.

И обличи о них цари. 15). Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте. Так Фараона подверг великим и страшным испытаниям за Сару, жену Авраамову. Так устрашил ночью Авимелеха, изрекши: се ты умиравши Сарры ради жены Авраамовой, юже поял еси: сия же есть сожительствующая мужу (Быт. 20, 3). Так Исаака соделал досточтимым для населявших тогда Палестину. Так угрожал замышлявшему убийство Лавану; ибо сказал: блюди себе, да не когда возглаголеши зла ко отроку Моему Иакову (Быт. 31, 24). Нарек же Пророк помазанными не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными. А Пророком и Сам Бог наименовал Авраама; ибо сказал: отдаждь жену мужу, яко Пророк есть, и помолится о тебе, и спасешься (Быт. 20, 7).

16). И призва глад на землю. Грех влечет за собою наказание; наказание обличает зверскую жизнь, обличение же производит перемену в жизни. Посему Бог наслал голод по причине беззаконной жизни людей того времени; впрочем и при этом прилагал попечение о рабах Своих.

Всяко утверждение хлебное сотри, то-есть, соделал редким, что может питать, не только пшени-

179

 

 

цу, но и ячмень, и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди.

17) Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф. В одно и тоже время дал видеть то и другое, и злобу братьев, и Свою премудрость: потому что лукавство их употребил в пользу. Не Сам понудил их продать брата, но попустил обнаружиться их злонравию. Сам же, употребив сие в пользу, раба соделал царем, и роду предустроил вход во Египет. Ибо тем, которые имели именоваться народом Божиим, должно было соделаться известными и славными по чудесам, ради их совершенным; потому что оказанное о них попечение возвещало о Боге их, и светом Боговедения озаряло слышащих.

18) Смириша во оковах позе его, железо пройде душа его. Ибо, по оклеветании в прелюбодействе, Иосиф заключен в темницу, и немедленно, как вероятно, наложили на него железныя оковы. Сим- мах же перевел сие так: «до железа доходила душа его,» то-есть, подвергался опасности быть убитым.

19) Дондеже прииде слово его, слово Господне разжже его. Претерпел же все сие Иосиф, испытуемый подобно золоту, не для того, чтобы Богу всяческих, все знающему прежде, нежели совершится это, дознать чистоту Иосифовой добродетели, но для того, чтобы другим людям показать его любомудрие, и представить в нем образец истины.

20) Посла царь и разреши его: князь Людей, и отпусти его. 21). Постави его господина дому своему, и князя всему стяжанию своему. И показывая пользу сего домостроительства, Пророк присовокупил:

22). Наказати князи его яко себе, и старцы его·умудрити. Ибо, чрез истолкование снов соделавшись известным царю, и достигнув власти, Иосиф и других руководил к Боговедению, не словами.

180

 

 

только, но и делами привлекая к тому же. благочестию.

23) И вниде Израиль во Египет, и Иаков пришельствова в землю Хамову. Сие, говорит Пророк, послужило поводом патриарху переселиться в Египет А землею Хамовою именует он Египет; потому что Месрем был второй сын Хамов. Сказано: Хам родил Хуса первенца, и Месрема брата его. Но Хусом божественное Писание называет Ефиопию, а Месремом — Египет. Иаковом же и Израилем Пророк именует одного и тогоже; ибо первое имя приял он от родителей, а последнее дал ему Бог, выражая в сем наименовании бывшее Иакову Богоявление.

24) И возрасти люди Своя зело, и укрепи я паче врагов их. Сие показывает и история в книге Исхода; ибо сказано: сколько делали им зла, толико множайшии бываху, и умножи их земля (Исх. 1, 7. 12).

25) Преврати сердце их возненавидети люди Его. Не Сам пременил волю Египтян, но дал место Их свободе, не воспрепятствовал злоумышлениям, а тех, против которых злоумышляли, превознес пред злоумышляющими.

Лесть сотворити в рабех Его. Египтяне, то повелевали повивальным бабкам умерщвлять еврейских младенцев мужескаго пола, то приказывали бросать их в реку. Впрочем и при этом род еврейский избежал ухищрений против их жизни.

26) Посла Могсея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе. 27). Положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове. Назначая Моисея и Аарона быть служителями и содейственниками в освобождении единоплеменников, Бог дал им силу чудотворения.

28). Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса

181

 

 

Его. Сии блаженные служители Божии не воспротивились Божественным повелениям, но сделали, что было велено, и навели на Египтян самую продолжительную трехдневную ночь, или, лучше сказать, тму, которая была мрачнее ночи, потому что ночь, даже и безлунная, умеряется сиянием звезд; а оную тму божественное Писание называет осязаемою (Исх. 10, 21).

29) Преложи воды их в кровь, и измори рыбы их. Ибо изменил не цвет только вод, но и качество их вкуса, чтобы истребились все роды рыб.

30) Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Поелику Египтяне еврейских младенцев бросали в реку; то воду речную превратил Бог в кровь, обличая тем совершившееся убийство; потом соделал, что из вод во множестве изникли жабы, которыя ползали подобно умерщвленным младенцам, входили в домы, и проникали даже в царкие чертоги.

31) Рече, и приидоша песий мухи, и скнипы во вся пределы их. За словом следовало и дело; едва Бог повелел, а Моисей изрек, и немедленно песий мухи, и скнипы наполнили землю, не преступая пределов египетских и не причиняя вреда другим, но наказывая одних Богопротивных. Сие означают слова во вся пределы их, — то есть, вне пределов египетских не видно было ничего подобнаго.

32) Положи дожди их грады, огнь попаляющ в земли их: 33). И порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их. Облака чреваты были не тем, чем обычно для них, и вместо дождей пораждали град а с градом неслись молнии и огненные шары, и противоположныя между собою естества, вода и огонь, не вредили одно другому; ни огонь не растоплял отвердевшей воды в граде, ни вода не угашала огня; но, прекратив

182

 

 

естественную борьбу; в согласии наказывали Египтян, и обличали их зверство; потому что, хотя сами были люди, но не уважили естества, и единоестественных с ними принуждали к горькой работе. Почему и винограды и смоквы их и другие роды растения были у них истреблены.

34). Рече, и приидоша прузи и гусеницы, им же не бе числа: 35). И снедоша всяку траву в земли их. Градом и огнем истребил Бог дерева, а пругами и гусеницами — болота, луга, и жатвы; потому что погубил у Египтян не только плоды, но и всякую траву.

36) И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их. Это была последняя казнь, наложенная на Египтян, после которой Бог понудил Иудеев выходить из Египта. Всякий дом наполнился слезами и рыданиями, когда все первенцы прияли внезапную смерть; потому что Бог наказал в том, что было для Египтян всего любезнее, поражая самыми язвительными стрелами оказавшихся нечувствительными к прежним казням.

37) И изведе я с сребром и златом. Поелику Египтяне не позволяли Евреям браг и своей собственности; то сверх собственности взяли они и богатство Египтян, как бы в некую плату за тяжкое рабство, уносили с собой золото и серебро. И Бог не вопреки справедливости повелел быть сему, но для вразумления обижавших и в утешение обиженным.

И не бе в коленах их боляй; потому что не испытывали казней, налагаемых на Египтян.

38) Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня. Но Египтяне до того устрашены были всякаго рода наказаниями, что освобождение Евреев почли благодеянием для себя самих.

183

 

 

39) Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Ибо тоже облако днем служило для них сению, и не допускало до них палящих лучей солнечных, а ночью, делаясь огневидным, доставляло им освещение.

40) Просиша и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я. Поелику Евреи вожделели и мяс; то Бог послал им птиц, которыя сами отдавались в добычу, и имевшим нужду в хлебах подал их свыше, даруя из облаков, не дождь, но сию пищу.

41) Разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки. Утолил же и жажду их необычайными порождениями камня; потому что в земле безводной, лишенной влаги, повелел течь рекам. Реками же Пророк называет изведенные из камня потоки вод.

42) Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму рабу Своему: 43). И изведе люди Своя в радости, и избранныя Своя в веселии. Все же сие даровал Бог Евреям, исполняя обетования, изреченныя Им Аврааму.

44). И даде им страны язык, и труды людей наследоваша. Ибо не только освободил их от египетскаго рабства, но и даровал им землю Ханане- ев, соделал их обладателями приобретеннаго чужими трудами, и Хананеев наказав справедливо, и самым делом исполнив собственныя Свои обетования. А что не вопреки справедливости изгнал прежних обитателей Палестины, показывает и в данном Иудеям законоположении, повелев им избегать подражания в жизни Хананеям. Изрекая же обетования Аврааму, научает, почему не вдруг дает ему быть в обладание оную землю, но попускает ему быть долгое время пресельником. Ибо говорит: не бо исполнишася греси Аммореов до ныне (Быт.

184

 

 

15, 16), то-есть, еще не отважились они на дела достойныя конечной пагубы, и не справедливо, как наложить на них наказание, так произнести определение о наказании по предуведению большого греха, но должно ожидать окончания дел; потому что соблюдаю меру, определяю все весом, и ничто не бывает у Меня без веса; почему и ожидаю истечения четырех сот лет. Так Бог одних изгнал, а другим исполнил Свои обетования.

45). Яко да сохранят оправдания Его, и закона Его взыщут. Дал же им, говорит Пророк, землю, какую обетовал, сперва дав им закон, и повелев сообразно с оным вести жизнь.

 


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.