Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 101-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 101-го.

1) Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое. Псалом содержит в себе предречение о бедственном состоянии народа иудейскаго в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием и испрашивает себе Божией помощи; потому что нищим Пророк называет имеющаго нужду в Божием о нем промышлении.

2) Господи услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе. Приими прошение мое, Владыка, и подай помощь Твою умоляющему со слезами. Ибо слово; вопль, Сим- мах перевел: плачь.

3) Не отврати лица Твоего от мене. Будь ко мне благоснисходителен, прекрати негодование.

В оньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: в оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. И сии речения в псалме дают видеть, что это — предвозвещение будущаго, а не повествование о совершившемся. Поелику народ израильский в царствование божественнаго Давида был в великом благополучии и в славе; то Пророк, говоря от лица сего народа, кстати приносит моление и испрашивает себе Божия о нем попечения, когда будет тому время.

154

 

 

4) Яко изчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Отсюда Пророк, ему особенно свойственным образом, начинает описывать будущия бедствия, как прошедшия, и говорит, что время жизни его изчезло, подобно дыму, и тело от печали соделалось сухим, как головня, как бы обожженное приражением к нему какого огня. Ибо так перевел и Акила: и кости мои, как пережженная земля, разсыпались.

5) У язвен бых яко трава, и изсше сердце мое. На подобие травы я истреблен и утратил прежний цвет.

Яко забых снпсти хлеб мой. (6). От гласа воздыхания моего прилпе кость моя плоти моей. Потерял я желание всякой пищи, совершенно лишился прежняго здоровья, потому что от печали изсохло у меня тело, только кожею обложены обнажившияся от плоти кости.

7). Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. (8). Бдех и бых яко птица 1) особящаяся на зде. Пророк употребляет многия сравнения, желая вполне изобразить бедствия; в каждой из поименованных им птиц дает видеть боязнь и недостаток попечителя. Так воробей от безпокойства прогоняет от себя сон, нощный вран, избегая домов жилых, отыскивает домы пустые и оставленные; потому что слово: нырище Снммах перевел: развалины. Так и другая птица проводит жизнь в пустынях.

9). Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящий мя мною кленяхуся. Смешным сделался я для неприязненных; некогда был я предметом зависти и удивления; а ныне стал клятвою для дивившихся мне прежде; потому что клянутся моими бедствиями: чтобы и мне не потерпеть, что потерпели те или другие!

_____________________

1) Точнее: воробей.

155

 

 

10), Зоне пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворяясь, (11). От лица гнева Твоего и ярости Твоея. Тоже сказано и в семдесять девятом псалме: напитавши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру (Псал. 79, 6); а сим Пророк дает видеть чрезмерность скорби. Ибо, если время принятия пищи исполнено скорби, тем паче не свободно от нея всякое другое время. Обуреваюсь же сими бедствиями, говорит Пророк, потому что Ты, Владыка, подвиг на меня гнев.

Яко вознес низвергл мя еси. Показав меня высоким и соделав для всех видным, внезапно низринул. Ибо в выражении: низвергл еси, образ речи заимствован от подымающих что-либо в высоту и ударяющих о землю.

12) Днге мои яко сень уклоншаася, и аз яко сено изсхох. На самом я западе жизни, уподобляюсь тени, уклоняющейся и уже изчезающей, подобен стал сухостию траве, призывающей на себя руки косцев.

13) Ты же Господи во век пребывавши, и память Твоя в род и род. Такова уже моя природа, с столькими сопряжен я бедствиями. Но Ты, как Присносущный и Вечный, удобно можешь даровать мне некую перемену в настоящих бедствиях. Ибо сие присовокупляет Пророк.

14) Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время. Дай в бедствии перемену на лучшее; потому что самое время требует милости. Дает же Пророк сим разуметь конец седмидесятью годами определеннаго наказания. Так и чудный Даниил, исчислив время пленения, приносит молитву. Согласны с сим изречения и сего духовнаго сладкопения: яко время ущедрити его, яко прииде время.

15) Яко благоволиша ради Твои камение его: и персть

156

 

 

его ущедрят. Весьма вожделен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны и разсыпанные камни, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость.

16) Я убоятся языцы имене Господня, и еси царие земстии славы Ивоея. Ибо, смотря на возвращение наше и на построение города, видевшие прежния наши бедствия, цари и князи, начальники и подначальные, удивятся Твоей силе, и убоявшись уверуют, что Ты единый Бог. Сие же в собственном смысле и в самой дествительности совершилось по вочеловечении Бога и Спасителя нашего. Ибо по воззвании Иудеев удивились, правда, совершившемуся окрестные народы, но весьма далеки были от того, чтобы уверовать в Бога всяческих, и в тоже время предприняли войну против Иудеев. А здесь пророческое слово предвозвещает перемену во всех народах и в царях; и сие частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится. Ибо божественный Апостол говорит: не увидим Ему всяческая покорена (Евр. 2, 8); однако же учит, что Ему всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Филип. 2, 10).

17) Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. Поелику неведующие Божия домостроительства причиною рабства Иудеев и запустения Иерусалима признавали немощь Божию; то Пророк обновление города справедливо назвал славою Божиею, как бы так говоря: по возграждении Сиона снова в прежней славе увидят все Бога всяческих.

18) Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Не пренебрег, как пленников и рабов, но принял мольбу, и дал свободу.

19) Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Сие же благодеяние преда-

157

 

 

дим навсегда письмени, чтобы будущия поколения познавали Твое человеколюбие. Людьми же зиждемыми Пророк называет народ собранный из язычников, о котором и блаженный Павел говорит: аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5, 17), и сам божественный Давид в псалме двадцать первом сказал: возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь (Псал. 21, 30. 31). Сей-то народ, изучая и ветхое и новое, возсылает Спасителю Богу подобающее песнопение.

20) Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, (21). Услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных: (22). Возвестити в Сгоне имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме. Над всем надзирая и всем управляя. Бог всяческих услышал надзираемых Им, и произнес определение об освобождении, чтобы окованные возвратились на место умерщвленных, построили отечественный город, и как обычно, совершали в нем служение Богу по закону.

23). Внегда собратися людем вкупе, и царем еже работами Господеви. (24). Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми: (25). Не возведи мене в преполовение дней моих. Когда сподобимся возвратиться, говорит Пророк, и соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе; тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость, даровать нам приложение лет и не предавать смерти в преполовение дней наших. Путем же крепости Пророк называет самое возвращение, дарованное крепостию Божиею.

В роде родов лета Твоя. Ибо Ты имеешь безпредельное бытие, и Тебе не трудно и других соделать долговечными.

26). В началех Ты Господи землю основал еси,

158

 

 

и дела руку Твоею суть небеса. (27). Та погибнут, Ты же пребывавши. Ибо что невозможно Создателю всяческихъ? Ты дал бытие земле, сотворил небеса из ничего, и когда все сие подлежит изменению, тебе принадлежит неизменяемость. Наименовав же землю и небо, Пророк показал, что Богъ — Творец и всего прочаго, содержимаго ими.

И вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Симмах же перевел так: и все подобно ризе обветшают, и подобно одежде изменишь их, и изменятся; потому что все видимое со- стареется и ветхостию уподобится одеждам; но Ты изменишь, обновишь и из тленнаго соделаешь это нетленным. Сие сказал и божественный Апостол: яко и сама тварь свободится от работы нетления в свободу славы чад Божиих (Рим, 8, 21).

28) Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Посему как угодно Тебе, Владыка, обновляешь Ты тварь, а Сам имеешь непреложное естество, не подлежащее никакому изменению. Божественный Апостол в послании к Евреям приписал сие лицу Сына. Но в Сыне видим Отца: яже бо Он творит, сич и Сын такожде творит (Иоан. 5, 19); и в Отце и в Сыне познается тождество естества, ибо знаем единое действование Троицы.

29) Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится. Симмах же перевел: пребудет. Сие значит, что освобожденные от рабства будут обитать в Ерусалиме, а семя их пребудет во век. О сем-тο семени божественный Апостол сказал: дондеже приидет Семя, Ему же обетовася (Гал. 3, 19); и: Аврааму речени быша обеты, и семени его: не глаголет же, и стьменем, яко о мнозпх, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос (16). Семя сие пребудет во век; потому, что, соединившись с Богом Словом, имеет негибнущее бытие,

159

 

 

и дарует жизнь верующим, по слову самого Господа: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, жив будет во веки (Иоан. 6, 56. 58).


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.