13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодорит Кирский, блаженный
Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 100-го
ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 100-го.
Псалом Давиду. В некоторых списках читается еще: в четвертый субботы; но ни в еврейском,
151
ни у других толковников, ни у Седмидесяти не нашли мы сего прибавления. Содержание же псалом имеет следующее: царь Иосия до основания разрушил все идольские жертвенники, жрецов идольских умертвил, и народ научил прежнему благочестию, — и не о здравом только разумении догматов заботился, но прилагал попечение о преспеянии в добродетели, судя право, награждая праведность, помогая обиженным, наказывая делающих обиды, радея о пользе граждан. Сие издалека провидев, блаженный Давид написал псалом сей, изобразив в нем добродетель Иосии и представив всем людям черты совершенства.
1) Милость и суд воспою Тебе Господи. Поелику чудный Иосия и к обиженным был милостив, и делающих обиды осуждал, то повествование об этом Пророк назвал хвалением милости и суда.
2) Пою и разумею в пути непорочне. А Симмах перевел так: буду воспевать, мысленно представлять путь непорочный; — тот путь непорочный и богоугодный, который увидел я по благодати Духа, изображу теперь с сладкопением.
Когда приидеши ко мне? Ибо сей чудный муж в такой мере приобрел чистоту, что с дерзновением взывал к Богу: когда приидеши ко мне? то-есть, уготовал я Тебе благолепный царский чертог, вожделеваю Твоего пришествия, исполни же мое желание.
Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. В простоте проводил я жизнь; не прибегал к двоедушию, и не иным показывал себя вне дома, противное тому делая в доме, но с видимым сходно было и сокровенное.
3) Не предлогах пред очима моима вещь законопреступную. Не только гнушался делами законопреступными, но удалял от себя и помышление о них,
152
прежде всего другаго устрояя и приводя в порядок помысл.
Творящия преступление возненавидел. Отвращался от пренебрегающих божественные уставы.
4) Не прилпе мне сердце строптиво. Близки ко мне были чтущие правдивость, а предпочетших противное и не желающих иметь правый помысл держал я вдали от собраний моих.
Уклоняющагося от мене лукаваго не познал. Если же кто из приближенных ко мне, водясь лукавством, желал отдалиться от меня, такого отлучения не почитал я и отлучением. Столь крайняго презрения казался мне достойным предающийся пороку.
5) Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонял. Не принимал я обвинений, делаемых тайно, а покушающихся делать это изгонял от себя.
Гордым оком, и несытым сердцем с сим не ядях. Не делал я своими сотрапезниками ведущих себя горделиво.
6) Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною. Сообщниками же моими в собраниях и в совете были те, которые украшались верою и высоко чтили божественное.
Ходяй по пути пепорочну, сей ми служаше. Не только же о друзьях и советниках, но и о служащих мне прилагал я великое попечение; потому что употреблял в дело служителей радеющих о добродетели и чуждых порока.
7) Не живягие посреде дому моего творяй гордыню. Не любил иметь при себе людей, которые на других смотрят с презорством.
Глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. А если кто советовал мне несправедливое, или просил несправедливаго; то отходил от меня ни с чем.
153
8). Во утрия избивах вся грешныя земли, еже по- требити от града Господня вся делающия беззаконие. Ясно дознаем сие из истории; потому что Иосия предал смерти всех злочестивых жрецов, и очистил священный град. А кто хочет подробнейшия иметь сведения о добродетели сего мужа, тот найдет это во второй книге Паралипоменон и в четвертой книге Царств.
Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.