Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 64-го

1). В конец, псаломь Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити. Сии слова: песнь Иеремиева и Иезекиилева, людИй преселения, егда хотяху исходити, – прилагаются в некоторых списках, но их нет в еврейском, нет у других переводчиков, даже у семидесяти в экзаплах. И кажется надписание сие прибавил кто-нибудь, не вникнув в мысль псалма и не изучив истории. Ибо, во-первых, Иеремия не участвовал в плене, но, получив дозволение жить, где хочет, избрал пребывание в отечестве. Притом псалом сей приличен вовсе не отходящим в пленение, но живущим в плену. Будучи вдали от отечества и желая воспевать Бога, но воспящаемые законом делать сие (ибо рассуждали: како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Псал. 136, 4) в Вавилоне произнесли они, умоляя Бога: Тебе подобает песнь Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет. И все изречения псалма приличны живущим в Вавилоне. Желая возвращения, возносили они песнопение сие Богу. К предречению

294

 

 

же о них присоединяется в псалме пророчество о спасении язычников.

2). Тебе подобает песнь Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва моя во Иерусалиме. В этом городе повелел Ты возносить Тебе песнь: посему умоляю, чтобы там была воссылаема Тебе молитва.

3). Услыши молитву мою. Прими моление мое и освободи меня от уз плена.

Тебе всяка плоть приидет. Сие заключает в себе ясное предречение о Боговедении язычников. Теперь, говорит Пророк, умоляем о том, чтобы возвратиться и возносить песнь в освященном Тебе храме; а чрез несколько времени весь род человеческий, избавившись от прелести многобожия, притечет к Тебе, истинному Богу.

4). Словеса беззаконник премогоша нас. Симмах переводит так: слова беззаконных возобладали мною, то есть, принужден я быть в рабстве у людей злочестивых и живущих в беззаконии. Потом Пророк открывает причину рабства.

И нечестия наша Ты очистиши, то есть, не несправедливо осужден я на рабство, но за нечестие, на какое я издавна отваживался, от которого умоляю избавить меня по Твоему человеколюбию. После сего пленники начинают ублажать пребывание в отечестве; потому что оно наставляет в благочестии и руководит к оному.

5). Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего; то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением.

Свят храм Твой, 6). Дивен в правде. Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей.

295

 

 

Услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече. Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова; ибо им изречено: не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков (Быт. 49, 10). Его-то и здесь Пророк назвал упованием всех концей земли и сущих мори далече. А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию.

7). Уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою: 8). Смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит. Слово: уготовляяй Симмах перевел: утверждающий, и слово: смущаяй Феодотион заменил словом: укрощающий. Разумеет же Пророк следующее: горы делаешь Ты твердыми и неподвижными, а море, как угодно Тебе, приводишь в движение и снова утишаешь, так что не слышно и шума его; совершаешь же все сие неизреченною и неизмеримою силою, которою облагаешься как бы некиим поясом. Поелику, препоясанный с большим удобством делает, что хочет; то Пророк и Божию силу в переносном смысле наименовал поясом. А после сего начинает уже по порядку описывать благие действия нового завета.

Смятутся языцы. Сим указывает на проповедь Апостолов, которая мгновенно произвела в людях смятение и волнение, по изречению Господа. Ибо Он сказал: приидох разлучити человека с ближним его, сына на отца своего, дщерь на матерь свою,

296

 

 

невесту на свекровь свою (Матф. 10, 35). А потом уже утишил бурю, и даровал мир.

9). И убоятся живущии в концах от знамений Твоих. Предшествовало смятение, а последовал страх, произведенный величием чудес, и научил благочестию.

Исходы утра и вечера украсиши. Человеки, пораженные страхом, при виде чудес, оставив прежнее заблуждение и познав истинного Бога, при наступлении и окончании дня, возносят приятное и угодное Богу песнопение. Сие выразил и Симмах: песнословят при наступлении утра и вечером.

10). Посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю. Симмах перевел так: многоплодием обогати ее. Уже не нам одним приносишь духовное напоение, но до сытости напаяешь и целую вселенную: умножил еси обогатити ю.

Река Божия наполнися вод. Симмах все три действия представил, как нечто желаемое: посети землю и напой ее и обогати ее многоплодием из потоков Божиих, наполненных водами. Неплодную же древле вселенную Владыка соделал и благоплодною и многоплодною, напоив ее из Божественных потоков. А сии потоки Божии, исполненные вод, кто иные, как не божественные Апостолы, о которых сказал Владыка Христос: веруй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы (Иоан. 7, 38); и еще: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет источник воды живыя текущия в живот вечный (Иоан. 4, 14)? А река Божия, по переводу семидесяти, есть благодать Духа, разделяемая на потоки; и на одного изливает она слово премудрости, другому сообщает ведение, иному дарование исцелений, а иному роды языков, и чрез них напаяет вселенную.

297

 

 

Уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование. Симмах перевел так: плодотворным соделаешь всякое семя ея, так основал Ты ее. Ибо, освободив ее от прежнего заблуждения, соделаешь способною приносить зрелые плоды добродетели, которые и Тебя возвеселят, и произращающих препитают. А по переводу семидесяти, приносимый плод служит пищей самим приносящим оный. Ибо сказано уготовал еси пищу им, яко тако уготование Твое; то есть, для того соделал Ты их приносящими плод, чтобы питались им.

11). Бразды ея упой. Из сего видно, что это есть предречение будущего, а не описание бывшего.

Умножи жита ея; то есть, продолжай, Владыка, подобно браздам некиим, напоевать их умы и возбуждать к плодоношению.

В каплях ея возвеселится возсияющи. Возвеселят же и соделают ее процветающею благовременно приносимые учителями капли росы.

12). Благословиши венец лета благости Твоея. Лето благости есть наименованное у Исаии лето Господне приятно. Ибо сказано: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно (Иса. 61, 1, 2). Посему летом благости именует Пророк время по вочеловечении Спасителя нашего, как приносящее Ему единый плод – благочестие. Сему-то времени пророческое слово испрашивает благословения.

И поля твоя исполнятся тука 13). Разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся. По явлении сей благости прежняя пустыня даст зрелый плод, и холмы, оскверненные бесовскими жертвами, прияв на себя непрестанно песнословящих Бога и возлюбивших ангельскую жизнь, соделаются

298

 

 

как бы светлыми и знаменитыми. И сказанное подтверждается самым делом. Ибо видим, что все притекают к поселившимся на вершинах гор и упражняющимся в самой высокой добродетели.

14). Одеяшася овни овчии. Овнами овчиими и Пророк Иезекииль именует сильных. Но Пророк обвиняет их, что паслись они на благой пажити, а останок ногами попирали, пили чистую воду, а останок ногами возмущали (Иезек. 34, 18); но здесь и им предрекается доброе. Ибо Давид говорит, что одеялись и облеклись они: качество одежды сей показывает божественный Павел. Ибо говорит елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Галат. 3, 27). Поелику Владыка Христос первоначально избрал рыбарей, живущих трудами рук и в бедности; то благодать Духа предвещает также спасение богатых и властелинов. Посему говорит: одеяшася овни овчии. Ибо, не другие только овцы, но и самые овцы приступают к спасительному крещению.

И удолия умножат пшеницу. И получившие в удел бедность, избрав жизнь благочестивую, принесут Богу плод свой, кто – тридцать, кто – шестьдесят, кто – сто.

Воззовут, ибо воспоют. Все же поименованные выше со всем усердием воспоют Бога, даровавшего роду человеческому такое пременение.

Знаем, что иные писатели, поверхностно выразумев сказанное в псалме, утверждали, будто бы все сказанное в нем совершилось по возвращении из плена, и сверх свободы дарованы были иудеям плодородие и обильные дожди, так что наводнился Иордан, который, по словам их, и назван рекою Божиею. Но дознав из истории, что ничего подобного не было, что иудеи долгое время жили в великой бедности, как показал это Эздра; а притом

299

 

 

нашедши в псалме ясное предречение о спасении язычников (в нем сказано: к Тебе всяка плоть приидет, и: услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече), – сообразным с сими изречениями признал я данный мною псалму сему смысл. А любители басен, мечтая о построении Иерусалима и рассказывая свои подобные сновидениям вымыслы, говорили, что сего еще не было, но будет по призвании иудеев: так к искажению иных догматов приложили они и эту баснь. Но мы, предоставляя им суесловить, будем держаться Божественных словес, взывая с Давидом: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Псал. 118, 105).


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.