Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 58-го

1). В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул и стреже дом его, еже умертвити его. Саул, поработившись зависти, готовил смерть Давиду, и однажды хотел пронзить копьем разделявшего с ним время Давида. Поелику же Давид уклонился и избежал смерти; то вознамерился опять захватить его в руки свои, и послав несколько человек велел стеречь дом его, показывая тем явную неприязнь. Но супруга Давидова, Саулова же дочь, извещает о том мужа и способствует ему спастись бегством в одно окно. А потом взяв тщепогребальная (так передает сие история – (1 Цар. 19, 13), убирает одр, одеждами дает ему вид, что лежит на нем боль-

271

 

 

ной, и тем, которым приказано было стеречь, показывает издали, говоря, что Давид страждет некою болезнью. Сие происходило ночью; с наступлением же дня обман сделался явным и Саулу и оруженосцам. В сие-то время блаженный Давид, избегнув этого злоумышления, написал сей псалом. Но не много он говорит о бывшем тогда, более же предсказывает, прияв озарение Божия Духа и предузрев ярость Иудеев на Спасителя нашего. Ибо Иудеи, приставив воинов стражами к Владычному гробу, при наступлении дня, хотя нашли одежды, но не увидели уже стрегомого Мертвеца; потому что воскрес Он, разрушив державу смерти. Посему блаженный Давид, взирая на злоумышления против него самого составляемые, и предвидя, что Бог Израилев, Создатель и Владыка всех, сущий от него по плоти, потерпит еще вящшее от иудеев, предрекает и призвание язычников и рассеяние Иудеев.

2). Изми мя от враг моих Боже, и от востающих на мя избави мя. Справедливо прошение Пророка; потому что испрашивал избавлении от враждовавших неправедно. Потом описывает намерение врагов.

3). Избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя; то есть, враги мои гнусные убийцы и беззаконники, которым не причинял я ни малейшего вреда.

4). Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи. Употребляя всякого рода ухищрения, покушаются убить меня, надеясь на собственную свою силу; но справедливость требует сперва потерпеть им обиду, и потом домогаться наказания за оную.

Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Нами, говорит Пророк, не сделано им ничего неприятного; не имея, в чем бы обвинить меня, замышляют мне смерть.

5). Без беззакония текох и исправих. Сие с

272

 

 

большею справедливостью приличествует не Давиду, но сущему от Давида и Господу Давида. Ибо Он один греха ни сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1 Пет. 2, 22). Но как прообраз говорит сие и блаженный Давид, не выдавая себя совершенно безгрешным, а показывая, что, не сделав никакой обиды Саулу, напротив же того во многом и многократно оказывая ему благодеяния, терпит всякие злоумышления, и что, хотя греха и не было, нападают на него, чтобы растерзать ни в чем не виновного пред ними. Так перевел и Симмах: когда и греха нет, так бегут, чтобы поразить.

Востани в сретение мое и виждь. Умоляю же, говорит Пророк, Тебя, ясно все ведущего, стать Судиею в этом деле.

6). И Ты Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, Усмотрев безгрешность в едином Сущем от него по плоти и предузрев духом неистовое на Него восстание единоплеменных иудеев, Пророк умоляет Господа сил и Бога Израилева оставить иудеев без призрения, обратить же всю промыслительность на язычников и озарить их светом Боговедения. А возвестив сие язычникам, предрекает и наказания иудеям.

Да не ущедриши вся делающия беззаконие. Поелику пророческими очами узрел крест, и как бы слышал глаголющего Господа: Отче, отпусти им грех: не ведят бо, что творят (Лук. 23, 34); то, гнушаясь чрезмерностью нечестия, умоляет о том, чтобы не было им прощения. Потом предвещает будущее оскудение у них духовной пищи.

7). Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Как псы, говорит Пророк, обыкновенно ночью бегают по городским улицам, вынуждаемые к этому истощением чрева: так и

273

 

 

они будут лишены всякого духовного о них промышления, и не пользуясь пророчественною благодатью, не будут вовсе иметь и святительского о них попечения, станут же бродить подобно псу, не удостаиваясь, по евангельскому слову, вкусить даже крупиц, падающих от трапезы господей их (Матф. 15, 21).

8). Се, тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их: яко кто слыша? Языком, говорит Пророк, совершают убийство, произнося слова, уподобляющиеся как бы некоему копью и мечу. Свидетельствуют же о сказанном самые дела. Ибо устами своими распяли они Владыку, вопия: возми, возми, распни Его (Иоан. 19, 15). Кровь Его на нас и на чадех наших (Матф. 27, 25). С помощью же Пилатовых оруженосцев к словам приложили и дело, и пригвоздили Спасителя ко древу. Сие изрекло и пророческое слово: тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их: яко кто слыша. Слова, произносимые ими, употребляют вместо меча, и делают это, говорит Пророк, как бы не было над ними надзирающего. Сие означают слова: яко кто слыша? Осмеливаются делать сие, как будто никто и не видит, и не слышит того, что делается, и не потребует в том отчета. В таком смысле перевел Симмах, ибо вместо слов: яко кто слыша? поставил: как будто никто не слышит. Посему, провидя такую мысль их, Давид присовокупляет, говоря:

9). И ты Господи посмеешися им. Отваживаются они на это, но Ты и слышишь, и видишь, и посмеиваешься их суетности.

Уничижиши вся языки. Не только их, но и все народы преодолеть Тебе нет труда. Так и божественный Исаия, стараясь показать преизбыток Божией силы, сказал: аще вси языцы, яко капля от

274

 

 

кади, и яко притяжение веса, и аки плюновение вменишася, и вменятся: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его (Иса. 40, 15, 18)?

10). Державу мою к Тебе сохраню: яко Ты Боже заступник мой еси. Тебя, говорит Пророк, имею заступником и хранителем силы моей: потому что пользуюсь Твоим о мне промышлением.

11). Бог мой, милость Его предварит мя. Предупреждаешь всегда прошения, Владыка, и по преизбытку человеколюбия не ждешь молений.

Бог мой, явит мне на вразех моих. Общими врагами признает Пророк врагов Спасителя. Потом, предсказывает, что будет с ними.

12). Не убий их, да не когда забудут закон Твой. Умоляю, говорит Пророк, не подвергать их конечной гибели; потому что многие из них уврачуются врачеством покаяния. А в смерти несть поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе (Псал. 6, 6)? Посему, какое же угодно Тебе наложить на них наказание?

Расточи я силою Твоею, и низведи я, Защитниче мой, Господи. Рассей их по целой вселенной, соделай скитальцами и пресельниками; потому что составили против Тебя злое совещание. Какое же именно, извещает о том Пророк.

13). Грех уст их, слово устен их. И сие согласно с сказанным прежде. Ибо выше говорил Пророк: се тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их. И здесь опять обвиняет их в грехе уст и в слове устен, вразумляя всем этим, что несут наказание за те слова, какие произнесли единогласно, в ничто обращая правдивый приговор Пилата. Ибо, когда хотел отпустить Христа, как неповинного, они вопияли: возми, возми, распни Его: кровь Его на нас и на чадех наших. Симмах перевел сие яснее: вместо слов: расточи я силою

275

 

 

Твоею, сказал так: изгони их силою Твоею, низложи их, заступник наш Господи, грехом уст их, словом устен их; то есть, соделай их скитальцами и из свободных рабами за грех уст их, за слово устен их. Так и при столпотворении злое согласие разрушил разногласием, и против вредного единомыслия дал предохранительное врачевство – разделение языков.

И яти да будут в гордыни своей, то есть, на чту отважились, тем и будут наказаны: не восхотев служить спасшему Христу, возлюбив же царство кесарево, и будут преданы в рабство кесарю.

И от клятвы и лжи возвестятся в кончине. 14). Во гневе кончины, и не будут. Яснее перевел сие Симмах: да будут яты с гордынею их; скончай глаголющих клятву и ложь, истреби их во гневе, да не будут. Поелику прибегли к клевете, говоря, будто бы Им повелено не давать дани Кесарю (Лук. 23, 2), между тем как слышали совет Его, воздавать яже Кесарева, Кесареви, и яже Божия, Богови (Лук. 20, 25), предавали же Его многим проклятиям и злословили: то Пророк сказал, что сии проклятия, за клеветы и за грех уст потерпели они такую кончину. Кончиною же называет не конечную гибель, но то, что не наименуются уже они народом Божиим; потому что, рассеянные по вселенной и принужденные быть в рабстве у Римлян, лишены законного Богослужения, живут вдали от славного царственного града, нет о них царского радения, не пользуются они святительским о них попечением, не имеют у себя пророческой благодати. Посему слова: не будут значат: не будут уже составлять из себя особого народа, живя в одной Палестине и именуясь народом Божиим. Кончинами также называет Пророк всякого рода казни. Ибо и при Каие, четвертом кесаре, терпели

276

 

 

великие беды, и при Нероне впали во многие несчастия, и Веспасиан завоевал большую часть городов иудейских, а Тит, приступив к Иерусалиму, разорил город и избежавших смерти поработив отвел в плен. И после этого впадали они в иные всякого родя бедствия; а равно и ныне в тех городах, в которых живут, при всяком случае неоднократно терпят несносные страдания в наказание за клятву, за ложь, за грех уст, и на самом деле дознают, что Распятый есть Господь и Владыка всех. Сие сказал и Пророк:

И уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. То и удивительно, что до креста не веровали в Него и самые иудеи, а после сего позорного страдания владычествует Распятый над целою вселенной, и одни добровольно покланяются Ему, а другие неверующие принуждены служить Ему из страха.

15). Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Поелику Пророк сказал: во гневе кончины, и не будут, то, чтобы иный не почел противоречием у Пророка же сказанному: расточи я силою Твоею, весьма кстати повторяет сам себя и говорит, что они, на подобие томимых голодом и ходящих ночью по городу псов, будут жить, не вкушая никакой духовной пищи; потому что дела переменились: иудеи, древние сыны, за свое лукавство стали на чреде псов, а язычники, уподоблявшиеся древле псам, сподобились чести стать сынами.

16). Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут. Симмах соединил это с предыдущим и выразился так: да возвратятся вечером, и да мятутся как псы, ходящие и кружащиеся по городу, чтобы не остаться на ночь голодными. По переводу же семидесяти должно разуметь сие так: подобно псам и они, будучи рассеяны по вселенной,

277

 

 

взыщут духовной пищи; но не находя ея, потому что не уверовали в Предвозвещенного всеми Пророками, сметутся и поропщут, и в этом выказывая свое неблагодарное сердце.

17). Аз же воспою силу Твою, и возрадуюся заутра о милости Твоей. Они, отважившись на это, потерпят столько бедствий, а я воспою милость Твою, и когда воссияет умный свет Твой и дарует вселенной утро, безмерное милосердие Твое прославлять буду во всех церквах.

Яко был еси заступник мой, и прибпжище мое в день скорби моея. 18) Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя. Всегда пользовался я Твоею помощью, и при Твоем о мне промышлении избегал встречавшихся бедствий. Посему знаю Тебя единого Бога, и называю Тебя источником милости и человеколюбия. Сие-то издалека провидев пророческими очами блаженный Давид, и бедствия иудеев предсказал, и сам дал обет песнословить всегда Владыку, и исполняет обеты свои, вознося песнопение устами благочестивых.


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.