Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 56-го

1). В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру. Избежав первой и второй опасности, Давид, как бы на некоем столпе, в памяти своей написал Божие благодеяние. Тот же и другой псалом отсылает читателей к концу, потому что оба содержат в себе предречение о будущем. Предыдущий псалом предвещал, что будет с народом Божиим, а сей предвозвещает призвание язычников. Приложено же к надписанию: да не растлиши; и сие открывает нам Давидов помысл. Поелику, имея

264

 

 

возможность умертвить Саула, не решился убийством истребить врага и приобрести царскую власть, как бы так сказав сам себе: да не растлиши добродетель непамятозлобия (ибо говорит: да не будет мне еже нанести руку мою нань, яко Христос Господень есть сей (1 Цар. 24, 7); то справедливо к надписанию присовокупил: да не растлиши, показывая тем, какими помыслами водясь, не умертвил неприязненного ему.

2). Помилуй мя Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. Будучи заключен в пещере и врагов видя заключенными, Пророк возвещает Божие милосердие, и обнаруживает, какое упование имеет на Бога. Сению крил, как неоднократно было объясняемо, называет Божию попечительность; а двукратное испрашивание помилования указывает на чрезмерность опасности. Слова: дондеже прейдет беззаконие, Акила перевел яснее: пока пройдет злоумышление, а Симмах: пока пройдет обидчик. Итак, говорит Пророк, не перестану умолять, пока не избавлюсь от злоумышляющих. Ибо злоумышляющих, как дело их беззаконно, семьдесят наименовали беззаконием.

3). Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне. Имея наставником опытное изведание Божией помощи, прошу о том, чтобы пользоваться ею стало для меня обычным делом. Воззванием же называет Пророк усердие души.

4). Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающия мя. Издавна сподобив меня Своего промышления, достойными смеха соделал врагов моих. И история показывает, что, когда Саул встал, Давид последовал за ним, и издали объявил ему о благодеянии, какое оказал ему ночью, то есть, имея его в руках, не нанес ему удара.

265

 

 

Весьма же великим поношением было сие для спасенного, который преследовал войною спасшего.

Посла Бог милость свою и истину Свою. 5). И избави душу мою от среды скимнов. Воспользовавшись справедливым человеколюбием, избавился я, говорит Пророк, от зверской жестокости врагов; потому что подобно львам напали на меня, намереваясь растерзать. Истину же присовокупил к милости, показывая тем справедливость человеколюбия.

Поспах смущен. Феодотион перевел сие так: спал с истребляющими; Акила: с пожирающими; а Симмах: с пожигающими. Посему Пророк справедливо был смущен, окруженный такими людьми и принужденный среди них спать. Ибо Саула назвал он и истребляющими, и пожигающими, и скимнами, выражая тем зверство его души и склонность к убийству. Сие яснее открывает в следующих словах.

Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр. Назвав их скимнами, кстати упомянул и о зубах, уподобляя их копьям и стрелам, и язык – изощренному мечу. А всем этим означает убийственные их замыслы.

6). Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя. Повсюду должно песнословить Тебя, Который, хотя и представляешься живущим на небе, но и всю землю наполняешь славою. Сие сказал и блаженный Аввакум: покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля (Аввак. 3, 3). Сказано же: вознесися вместо: покажи всем людям высоту Твою.

7). Сеть уготоваша ногам моили и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню. Устроив мне козни и поставив засады, говорит Пророк, сами уловлены были нами, и запутались в собственных сетях.

8). Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: во-

266

 

 

спою и пою во славе моей. Симмах перевел сие так: твердо сердце мое. Ибо, видя явное Твое промышление, не боюсь уже всех вражеских ухищрений, но готов и усердно расположен следовать словам Твоим и воспевать Твои благодеяния.

9). Востани слава моя, востани, псалтирю и гусли. Наконец сам себе повелевает сложить Божественную песнь. Славою же своею называет пророчественный дар, а псалтирью и гуслями – себя, как сделавшегося орудием Духа.

Востану рано. 10). Исповемся Тебе в людех Господи, воспою Тебе во языцех. Не теперь только и не одно сие песнопение принесу Тебе, говорит Пророк; но, когда воссияет истинный свет, рассеет долгую ночь неведения и покажет утро ожиданнаго дня, буду ликонаставником всех языков и народов, и устами их, как бы на некиих струнах, возглашу благодарственную песнь.

11). Яко возвеличися до небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя. Ибо не одно небо и живущие на нем Ангелы познали милость Твою, но и посредством облаков открыл Ты истину Свою. Облаками же Божественное Писание называет сподобившихся Божественной благодати. Сему научает нас Бог всяческих и чрез Пророка Исаию. Ибо, сказав об Израиле: оставлю виноград Мой, и ктому не обрежется, ниже покопается», – присовокупил: «и облаком заповем, еже не одождити на него дождя (Иса .5, 6). Как облако отъинуду приемлет то, из чего составляются дожди, так Пророки и Апостолы, по действию Божией благодати, принесли душам человеческим духовное орошение.

12). Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя. После того как духовными облаками, разумею Пророками и Апостолами, явлена истина, явлен стал и всевышний Господь всяческих, Тво-

267

 

 

рец неба и земли, по всей земле и на море приемля от людей песнопение.


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.