Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 49-го

Псалом Асафу.

Это – наставник особого лика псалмопевцев, как дает знать книга Паралипоменон (1Пар.25:26). Ибо псалмы, пред сим изъясненные и начинающиеся псалмом сорок первым, поручено было петь сынам Кореевым, которые сами были начальниками другого лика. А есть и другие псалмы, в надписании которых находится их имя, и которые, если даст Бог, объясним мы. Настоящий же псалом, приписываемый Асафу, согласен с псалмом ему предшествующим; потому что предвозвещает также будущий суд и пришествие Бога и Спасителя нашего; предвозвещает вместе и новый завет, показывая, что служение подзаконное Богу не угодно.

1). Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. Предыдущий псалом призывал к слышанию учения всех людей, а этот призывает все концы вселенной. Ибо сие означают слова: от восток солнца до запад. А сказанное: Бог богов три переводчика истолковали иначе: Бог крепкий, возглаголав, призвал землю. Но семьдесят именуют богами тех, которым дано право начальствовать и судить, что свойственно единому Богу. Сему научает нас псалом восемьдесят первый, надписанный также Асафу. Ибо сказав: Бог ста в сонме богов: посреде же боги разсудит, Пророк присовокупил: доколе судите неправду и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте (Псал. 81, 1–3); а сие свойственно иереям и всем другим, кому поручечено творить суд. Так и закон предписывает: богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28). В смысле же более

233

 

 

собственном богами могут быть названы сотворенные по образу Божию и сохранившие сей образ неизмененным, потому что их-то Бог и собирает вселенную на суд.

2). От Сиона благолепие красоты его. Он самый на Сионе явил Свое благолепие и Свою красоту, приял спасительные страдания, и в изъясненных псалмах назван красным добротою паче сынов человеческих.

3). Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит. Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое. Тогда велелепие Свое сокрыл Он в уничижении и нищете; а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво.

Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна. Сие зрел блаженный Даниил. Ибо говорит: река огненна течаше исходящи пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь (Дан. 7, 9, 10).

4). Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. И во время законоположения повелел блаженному Моисею собрать народ, и засвидетельствовать небом и землею: что и сделал Моисей, дав такое начало своей песни: вонми небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих (Втор. 32, 1). Призывает же их во свидетельство для устрашения слышащих, не потому, что и они одушевлены, но потому что заключают в себе все прочие твари. Так блаженный Авраам поставил седмь агниц во свидетельство, и говорит: мой кладязь сей (Быт. 21, 30). Так Иаков и Лаван назвали холм холмом свидетельства (Быт. 31, 47).

5). Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах. 6). И возвестят небеса

234

 

 

правду Его: яко Бог судия есть. В сказанном выше Пророк показал, что суд Его страшен; а в сих и следующих словах открывает несовершенство подзаконного служения и небогоугодность приносимых жертв. Преподобными же называет Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и всех, которые после них священствовали под законом. Им-то повелевает Бог собраться, не для того, чтобы подвергнуть их наказанию, как мысливших что-либо противное (потому что Богом дан закон, и закону повинуясь, каждый из поименованных нами приносил жертвы); но чтобы посредством настоящего показать им собственную Свою цель и, положив конец учению, которое прилично было младенцам, преподать учения совершенные. По совершении же сего, говорит Пророк, дивятся небеса правдивости определения, а под небесами разумеет небесные Силы.

7). Услышите людие Мои, и возглаголю вам. И показывая, к какому народу обращает речь, присовокупил: Израилю, и засвидетельствую тебе. А потом открывает владычество Свое: Бог, Бог твой есмь Аз, Я освободил тебя от египетскаго рабства, даровал путь чрез море, препитал в пустыни, дал тебе оный закон. Не иного законодателя, признавай во Мне, усматривая разность законов.

8). Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну. Не в нерадении о жертвах, говорит, буду обвинять тебя, потому что приносишь их непрестанно; но даю тебе совет, не в них поставлять праведность.

9). Не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов. (10). Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. (11). Познах вся птицы небесныя, и красота селная со Мною есть. Я—Творец и Владыка всех, и животных живу-

235

 

 

щих на суше, и птиц летающих по воздуху. Поэтому не думай, что удовлетворяешь Моей нужде. Я дал и им бытие, и плодам повелеваю произрастать из земли. Ибо красотою сельною называет всякого рода земные плоды. Поелику же из животных живущих на суше приносимы были в жертву волы, козлы и овцы, а из птиц—голуби и горлицы, и из плодов—семидал, вино, елей, и благовония: то необходимо упомянул о всем этом, чтобы положить конец всему таковому служению. Потом, как бы посмеваясь, говорит:

12). Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная, и исполнение ея. Если потребуется Мне пища, не имею нужны в твоем подаянии; потому что Я – вместе Творец и Владыка всякой твари. Потом дает видеть бесстрастие естества Своего.

13). Еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию? Так показав малосмысленность их, и внушив, что ради детского их разумения узаконил им древле приносить оные жертвы, предварительно дает откровение о завете новом, и узаконяет жертву Ему благоугодную.

14). Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: (15) И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. Благовременно открыл и досточтимое число Святой Троицы, и совокупил оное с новым заветом; потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея. А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий

236

 

 

жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающие праведным песнопения, и молитвами – их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: молитвы моя воздам пред боящимися Его (Псал. 21. 26). Поелику же сказал: не о жертвах твоих обличу тя; то показывает наконец, в чем будет обличать.

16). Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять. Поелику иные, когда погрешают другие, укоряют их и напоминают им Божии законы, а сами нарушают то, чему учат; то по справедливости обращает к таковым слово, говоря: почему же, величаясь Моими оправданиями, так и иначе толкуя о законе, сами не извлекали из сего пользы, какую надлежало извлечь, и оказываете небрежение к словам Моим? Пророк описывает и самые преступления, на какие они отважились.

18). Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. (19) Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. (20) Седя на брата твоего клеветал еси, и на сына матери твоея полагал еси соблазн. Многочисленны и разнообразны преступления закона, на которые ты отваживаешься; ибо, говоря словами Апостола, глаголяй не прелюбы творите, прелюбы твориши (Рим. 2, 22), и делаешься содейственником и сообщником отваживающихся на подобное. Лишив уста истины, наполнил ты их ложью и лукавством; притворство изощряет язык твой. А потому пренебрегаешь родство, попираешь законы естества, в тайне соплетаешь козни братьям, не перестаешь и очернять словом и уготовлять зло самым делом. Так, изобразив беззаконие их, дает знать, какое

237

 

 

 у Него долготерпение, и также предсказывает, какое наложит наказание.

  21). Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Я видя, на что отваживаешься ты, и водясь долготерпением, ожидаю покаяния. А ты и долготерпение обратил в повод к злочестию, предположив, что, услаждаясь твоим беззаконием, не налагаю на тебя наказания.

Поэтому обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Поелику не исцелили тебя легкие врачевства долготерпения, то приготовлю для тебя врачевства сильно действующие, наложу на тебя клеймо обличений. А сие согласно с оным апостольским изречением: неведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет, по жестокости Твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2, 4–6). Так, после угроз наказанием, Человеколюбец снова предлагает увещание.

22). Разумейте убо сия забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй; то есть, тщательно размыслите обо всем сказанном. И недуговавшие забвением Бога, потому что забвение Бога ведет ко греху, уврачуйте язвы врачевствами покаяния, пока не похитила вас смерть, которая подобно льву нападает на людей, так что никто не в состоянии остановить сильного устремления ея. Потом Пророк обращается к новому законоположению, и им украшает окончание псалма.

23). Жертва хвалы прославит Мя: и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое. Симмах же перевел это яснее: приносящий жертву вместо хвалы прославит Меня, и шествующему чинно явлю спасение Божие. Ибо надлежит не песнословить только Бога, и не жертву только хвалы приносить Ему, но и ходить

238

 

 

чинно и благоустроять жизнь свою. Ибо таким образом возможно улучить спасение от Бога. По переводу же седмидесяти, Бог говорит: услаждаюсь жертвою хвалы, ее признаю приличною для Меня славой, и приносящему сию жертву покажу за нее путь Мой, которого конец – спасение от Бога. Надлежит же заметить, что здесь упомянуты два Лица; Бог говорит: жертва прославит Мя. А сим указав на собственное свое Лице, присовокупил: и тамо путь, имже явлю ему спасение Божие. Ибо с новым заветом, наставляющим в том, что совершенно, должно быть соединено и совершенное учение Боговедения.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.