Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 39-го

1). В конец псалом Давиду. Иные толковали псалом сей о блаженном Иеремии, а иные о чудном Данииле; потому что тот и другой ввергаем был в ров, начало же псалма упоминает о рве; и обратив внимание на одно речение, толковники обратились к такому разумению. Иные же утверждали, что псалом сей приличен обитавшим в

186

 

 

Вавилоне пленникам. Но я думаю, что псалом написан о случившемся с Давидом, и притом образно; относится же и ко всему человеческому роду, от Бога и Спасителя нашего приявшему надежду воскресения. А к сему разумению приводит нас божественный Павел, упомянув о некоторых словах из сего псалма в послании к Евреям.

2). Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. 3). И возведе мя от рова страстей, и от брения тины. Слова сии приличествуют и блаженному Давиду; потому что согласны с предшествующим псалмом. Там Пророк сказал: услыши молитву мою Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи. (13). Ослаби ми, да почию, прежде даже не отыду, и ктому не буду (14); а выше говорил: и ныне кто терпение мое? не Господь ли? И состав мой от Тебе есть (8). Здесь же, как бы по принятии молитвы и исполнении прошения, говорит: терпя потерпех Господа, и внят ми. Ибо, отвращаясь от греха, мне явил Бог свое благоволение, и внял прошению моему; и что же соделал, вняв оному? Возведе мя от рова страстей, и от брения тины. Так божественному Писанию, как сказали уже мы пред сим, обычно называть самые великие опасности. Но что даровал еще тебе, освободив от опасностей?

И постави на камени нозе мои. Не попустил мне колебаться и влаяться туда и сюда, но твердым соделал стояние мое. Ибо говорит: на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Матф. 16, 18).

И исправи стопы моя. Устроил так, что невозбранно иду по пути правды; потому что, освободив меня от заблуждения, указал прямой путь истины.

4). И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Вместо злочестивого служения идолам, на-

187

 

 

учился я песнословить истинного Бога, и возносить песнь не древнюю, но новую, соответственную новым благодеяниям. Не плачевными уже песнями умоляю, но песнословлю за благодеяния. Хотя это, как сказал я, образно приличествует и Давидовым страданиям и благодеяниям явленным Давиду; но по преимуществу человеческому роду, который низведен был на самое дно греха и предан смерти, вочеловечением же нашего Спасителя извлечен и приял надежду воскресения, прилично сказать: терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей. Ровом же страстей, исполненным тления, справедливо названа смерть, а брением тины наименован грех, как издающий великое зловоние и препятствующий людям совершать течение прямым путем.

Узрят мнози, и убоятся, и уповают на Господа. Поелику Пророк говорит сие о лицах получивших спасение, то справедливо, сказал, что не вкусившие еще благ, взирая на оныя, и убоятся, как не достигшие еще, и, укрепившись надеждою, получат спасение от Бога.

5) Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. О сих суетах Пророк упоминал и в предыдущем псалме: обаче всяческая суета всяк человек живый (6), и еще: обаче всуе мятется (7). Посему и здесь ублажает того, кто пренебрег настоящее, вместо же всего приобрел божественную надежду.

6) Многа сотворил еси Ты Господи Боже мои чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Чудеса, совершенные Твоею силою, говорит Пророк, превосходят число и всякое описание. Ибо нет, кто мог бы совершить что-либо подобно Тебе. Хотя весьма велики и прекрасны творения Твои:

188

 

 

выше же человеческих хвалений то, что Твоею промыслительностью устроялось во всякое время, и в Египте, и в пустыне, и при Моисее, и при Иисусе, и при Самуиле, и что еще за долго прежде них было с Авраамом, Исааком, Иаковом, и это царство, которого Иосиф достигает рабством, и все прочее (не буду перечислять сего в подробности): но совершившееся ныне чуднее всего этого; потому что соделывает спасение не одного человека, или одного народа, но всех народов, и прекратив подзаконное служение, приспособленное к немощи Иудеев, даровало новую благодать, узаконяюшую служение словесное.

7). Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершилми еси. Всесожжений и о гресе не взыскал еси. 8). Тогда рех: се прииду. С сим согласно апостольское наставление: Молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение (Рим. 12, 1). Вместо жертв подзаконных Владыка повелел посвящать Ему члены наши. Ведая сию благодать Твою, говорит Пророк, принеся Тебе в жертву себя самого, говоря: вот, я пред Тобою. Но блаженный Павел изречение сие толкует о Владыке Христе (Евр. 10, 5-9), и весьма справедливо; потому что Он – начаток нашего естества, Ему первому прилично сказать требуемое от нас, и в Себе Самом предызобразить, что должно быть совершаемо нами. Так первый приступил Он ко крещению, нам указав благодать крещения. Так умыл ноги ученикам, предложив нам первообраз смиренномудрия. Посему сказал Иоанну: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Матф. 3, 15). Посему требуемое от нас прилично сказать Ему, как главе тела, как первородному многих братий по плоти.

189

 

 

В главизне книжне писано есть о мне. Издревле, говорит, предсказано сие о Мне в пророческих книгах. Слово: главизна Акила и Симмах перевели: свиток; потому что Иудеи и доныне имеют обычай в свитках хранить божественные Писания.

9) Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Пришедши к Тебе, говорит Пророк, употребляю все старание исполнять заповеди Твои и жить по Твоей воле. Выражение: посреде чрева моего, взято в переносном смысле с человека к кому-либо благорасположенного, который любимого им желал бы вмешать внутри себя. Не применимо же сие к Иеремии, ни к Даниилу, ни к блаженному Давиду, потому что имел тогда силу закон, и приносимы были Богу всесожжения и жертвы, а пророческое слово, отринув все сему подобное, указало жертву словесную.

10) Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи Ты разумел еси 11). Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. И блаженный Давид в Церкви великой, Божественною благодатию собранной в целой вселенной, дает обещание проповедовать правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие. И само спасенное естество за свое спасение обещает учинить сие именно воздаяние, составить из себя Церковь, подвигнуть уста к песнопению, возвестить правдивый Божий суд, поведать неизреченную благопопечительность, доказать истину пророческих обетований. Выражение: от сонма многа Симмах перевел: во множестве, а Акила и Феодотион: в Церкви великой, чтобы из сего было видно, что говорится ободной и той же Церкви.

12). Ты же Господи не удали щедрот Твоих от

190

 

 

мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя. И улучив спасение, Церковь Божия имеет снова нужду в том же о ней промышлении, по причине всякого рода и людских и демонских восстаний, о которых упоминает Пророк в следующих за сим словах.

13) Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети. Умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Никто да не почитает сказанного несообразным с истолкованным выше. Ибо и три отрока, достигшие самого верха добродетели, и украшенные победным венцем, когда молились в пещи, говорили: согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом, отступили мы от заповедей Твоих, не соблюли оправданий Твоих(Дан. 3, 29-30). Так говорили и чудный Даниил, и богомудрый Иеремия, и божественный Исаия, и премудрый Павел: Христос Иисус, говорит Павел, прииде в мир грешники спасти, от нихже первый семь аз (1 Тим. 1, 15); и еще: несмь достоин нарещися Апостол (1 Кор. 15, 9). Посему и Божия Церковь, подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но грехам и проступкам приписывает с нею совершающееся, и умоляет Спасителя даровать ей помощь. Сверх того не вся Церковь Божия состоит из совершенных, но есть в ней живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую и возжелавшие служить сластолюбию, — и поелику тело Церкви едино, то как бы от одного лица произносится и то и другое.

14) Благоволи Господи избавити мя: Господи во еже помощи ми вонми. 15). Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущие душу мою, изъяти ю. Ибо не уязвить хотят, но предать вечной смерти.

Да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии

191

 

 

ми злая. Обрати их в бегство, соделай, чтобы не достигли желаемого; потому что умышляют против меня злое.

16) Да приимут абие студ свой глаголющии ми, благо же. Тем, которые издеваются и посмеваются надо мною, плодом да будет стыд.

17) Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи. И да рекут выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. А тех, говорит Пророк, которые ищут, песнословят и всегда любят Тебя, исполни непрестанного веселия; и пребывая неизменными в Твоей любви, да будут они иметь неизменяемую радость; потому что прошу радости не просто любящим, но всегда и постоянно имеющим достойную Твоего благоволения любовь.

18) Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне; помощник мой и защититель мои еси Ты, Господи, не закосни. Как выше упоминало грехах, так называет себя нищим, потому что оставлен без помощи, имеет нужду в Божественном содействии, и умоляет, как можно скорее, оказать вспоможение. Приличествует же сие преимущественно блаженному Давиду. Ибо думаю, что, имея пред очами оное предречение и обилие благодати, Давид себя назвал нищим и убогим, и просит, чтобы ему быть причастным Божественного промышления. Умоляет же предсказанного спасения не замедлять и не отлагать до отдаленных времен, но скорее даровать оное людям.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.