Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 22-го

В конец, псалом Давиду.

1). Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. И в сем псалме заключается та же мысль, какая и в псалмах пред сим изъясненных. Ибо Пророк, сказав в предыдущем псалме: ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его (27); еще: ядоша и поклонишася вси тучнии земли (30), указует здесь Подателя таковой снеди, и Питателя сего называет пастырем. Так именовал Себя и Владыка Христос: Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя моя (Иоан. 10, 14). Так называл Себя и чрез Пророка Иезекииля (Иезек. 34, 13 и сл.). Посему и здесь все вкусившие спасительной снеди взывают; Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, потому что Пастырь сей пасомым своим дарует всякое наслаждение благами.

2). На месте злачне, тамо всели мя. Поелику Подателя благ наименовал пастырем, то кстати, в переносном также смысле, упомянул о пище овец. Злаком же называет здесь священное учение божественных словес; потому что сей Пастырь

108

 

 

сперва питает словом, а потом предлагает таинственную снедь.

На воде покойне воспита мя. Дает разуметь воду пакибытия, в которой крещаясь, возжелавший благодати совлекается греховной ветхости, и из ветхого делается новым.

3). Душу мою обрати, настави мя на стези правды. Сообщил мне, говорит Пророк, блага сии, прежде всего освободив от заблуждения и приуготовив к тому, чтобы ходить мне путем правым.

Ради имене Своего. Все же это — дары Его щедроты, потому что пользуемся сим не по добродетели своей. Поэтому, имея такого Помощника и Поборника не убоюсь даже самых врат смерти, но с пренебрежением встречу всякую смерть. Ибо сие присовокупил Пророк:

4). Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Присоединяет же к сему и другое:

Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Ибо жезлом подкрепляет мою немощь, а палицею руководит на правый путь. Посему не погрешает, кто именует так спасительный крест; потому что печатью и воспоминанием оного освобождаемся от враждебных демонов, и руководимся на истинную стезю.

5). Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна. Сие явственно для сподобившихся тайноводства, и не требует никакого изъяснения. Ибо знают они, и духовный елей, которым умастили главу, и укрепляющее, а не расслабляющее, упоение, и таинственную снедь, какую предлагает нам сверх пастырства своего соделавшийся и Женихом. Сими благами, говорит Пророк, преисполнил Ты меня, между тем как неприязнен-

109

 

 

ные мне печалятся и беcпокоются о том, что с бывшим прежде у них в рабстве произошла такая перемена.

6). И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний. Снабдителем же сих благ — Твое неизреченное человеколюбие, которое не дожидалось нашего прошения, но как неких беглецов преследовало и постигло, дарует же нам спасение, и в божественных обителях место для пребывания, и в настоящей и в будущей жизни. Ибо сие выразил Пророк, сказав: в долготу дний, то есть, всегда и непрестанно, а это приличествует оным векам, не имеющим конца.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.