Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 21-го

1) В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду. Псалом сей предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение вселенной. Сие же дает видеть и надписание; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, на подобие утра возсиявшее седящим во тьме. Владыка есть свет истинный; восходящий же свет производит утро, с появлением которого рассевается тьма. Посему о Нем изречен псалом. Ибо священным Апостолам и самому Спасителю, ясно произнесшему о Себе начало псалма, больше должно верить, нежели прсдприемлющим толковать оный иначе.

2) Боже Боже Мои, вонми Ми, векую оставил М.ч ecu. Пригвожденный же к древу Владыка изрек слова сии, употребив самыя еврейские речения: Или  лима савалвани *Матѳ. 27, 46). Как же можно отвергать свидетельство самой Истины? Говорит же, что Он оставлен, потому что, хотя ни единого греха не совершено Им, однако же предан смерти, которая прияла власть над согрешившими. Посему называет оставлением не отлучение соединенного Божества, как полагали некоторые, но попущение совершиться страданию. Ибо присуще было Божество и страждущему зраку раба, и попустило пострадать, устрояя спасение всему естеству, впрочем само не потерпело оттого страдания. Ибо возможно ли было пострадать естеству бесстрастному? Изрекает же сие

99

 

 

Владыка Христос, как человек. И поелику был Он начатком человеческого естества, то за все естество произносит слова в присовокупленном:

Далече от спасения Моего словеса грехопадении Моих. Должно же знать, что ни один из других переводчиков не упомянул о грехопадениях; напротив того Акила перевел: рыдания моего. Симмач: сетований моих, Ѳеодотион: вопля моего. Но чтобы не подумали, будто пользуемся здесь другими переводчиками с умыслом обличить толковавших псалом сей иначе, будем держаться перевода Седмидесяти; потому что, принимая во внимание выражение Седмидесяти, толковники сии утверждал?/, что псалом не приличен Спасителю. Они говорили: как возможно несогрешившему сказать: далеча от спасения Моего словеса грехопадении Моих? Посему пусть слышат великого Иоанна, который взывает: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29); и божественного Павла, который говорит: неведевииаги греха по нас грех сотвори, да мы будем правда о Нем (2 Кор. 5, 211; и еще: Христос ны искупил есть от клятвы законные, быв по нас клятва (Гал. 5, 13). Поэтому, как, будучи источником правды, воспринял на Себя наш грех, и будучи морем благословения, приял на Себя наложенную на пас клятву, и крест претерпе. о срамоте нерадив (Евр. 12, 2); так за нас произнес и сии слова. Ибо, если добровольно подверг Себя наказанию нам определенному, наказание бо мира нашего на Нем, как говорит Пророк (Иса. 53, 5): тем паче вместо нас изрек за нас сии слова, и взывает: далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих. Не взирай, говорить на прегрешения естества, но даруй спасения за мои страдания. И поелику, по человечеству терпя страдание, во время онаго неоднократно молился, говоря: Отче аще возможно ехал, да

100

 

 

мимоидет от Мене чаша сия (Матѳ. 26, 39), и с печалью сказал: прискорбна есть душа Моя до смерти (38); то и псалом предвещая сие, справедливо изрек:

3) Боже Мой, воззову во дни и не услышиши: и в нощи, и не в безумие Мне. Или по переводу прочих: и в нощи, и не молчание; то есть, день и ночь взывал Я непрестанно, и не мог умолчать; а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: и не в безумие Мне. Уразумел Я, что не напрасно отлагал ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное.

4) Ты же во святем живеши, хвало Израилева. Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь в святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его Пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными Своими служителями. Ибо вместо слова: хвало другие переводчики употребили слово: песнопение.

5) На Тя уповаша отцы наши. Показывает и пользу упования.

Уповаша, и избавил eси я: 6) К Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдьшася. Но ясно знаю, говорит он, что все отцы наши на Твою помощь возлагали упование, и не обманулись в надежде, и призвав Тебя в помощь, пользовались Твоим промышлением.

7) Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков, и уничижение людей. Подобно червю малозначителным казался Я и соделался предметом осмеяния. Иные же говорили, что под образом червя разумеется и рождение от девы, потому что червь получает бытие не от совокупления. Но думаю, что здесь червем означается только уничижение. И догадываюсь так, потому что сказано:

8) Вси видящий Мя поругашамися, глаголаша уст-

101

 

 

нама, покиваша главою: 9) Упова на Господа, да избавить Его: да спасет Его, яко хочет Его. И сие написано в священном Евангелии. Ибо сказано: покивающе главами говорили: иныя спасе. Себе ли не может спасти (Матѳ. 27, 39. 42)? И один из разбойников сказал: если Ты Сын Божий, спаси Себе и наю (Лук. 23, 39). А найдем также в священном Евангелии и сии слова: упова на Господа, да избавить Его: да спасет Его, яко хочет Его (Матѳ. 27, 43).

10)  Яко Ты eси исторгий мя из чрева, упование Мое от сосцу матере Моея: 11). К Тебе привержен есмь от ложесн от чрева матере Моея Гог Мой eси Ты. Сие предрек и блаженный Исаия. Ибо, сказав: се дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, присовокупил: масло и мед снесть, прежде неже разумети Ему благое или злое, отринет лукавое, еже изврати благое (Иса. 7, 14—16). Посему и блаженный Давид, представляя лице Владыки Христа, говорит: Ты создал Меня в утробе, и потом извел из нея, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды Мои возвергал Я на Твою попечительность.

12) Да неотступный от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми. Ибо оставил Его тогда и сонм учеников. Потом Пророк предсказывает виды скорбей.

13) Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя: 14). Отверзоша на Мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй. Тельцами называет Пророк священников и книжников, которым вверено было начальство над народом, и которые поступали весьма нагло, а юнцами—подчиненных им. Именует же их тучными, как наслаждавшихся благами от Него подаваемыми. Ибо так предрек великий Моисей: и яде Иаков, и насытися. и отвержеся

102

 

 

возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави Господа сотворившего Его (Второй. 32, 15). И блаженный Осия уподобляет народ Божий буйной юнице: зане якоже юница стрекалом стречема рассвирепе Ефрем (Ос. 4, 16). Ефремом же наименовал народ. Так говорит: и Ефрем юница наученная, еже любити пение (Ос. 10, 11), то есть, любит ссоры и упорство; потому что прением (νείχος) называет не победу, но упорство, и показывая следующее за сим унижение, присовокупляет: Аз же наступлю на доброты выи ея, смирю горделивую выю ея, и наложу иго рабства. Посему и псалом предъизображает восстание архиереев, книжников и фарисеев, которые, подражая буйству тельцев и неистовству львов, окружали Владыку Христа.

15) Яко вода излияхся, и рассыпашася вся кости Моя. Костями называет священных Апостолов; потому что и Церковь называет телом; а крепость тела—кости, ими поддерживается все мягкое и распадающееся в теле. Во время же страдания все Апостолы рассеялись, разделившись туда и сюда, подобно воде.

Бысть сердце Мое яко воск таяй посреди чрева Моего. 16) Изсте яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе к гортани Моему, и в персть смерти свел Мя ecu. И это все совершилось во время страдания; потому что сердце разлиялось от страха, как воск от огня, и крепость не оказала прежней действенности. Да и язык пребыл неподвижным. Божественные Евангелисты извещают нас, что многократно вопрошаемый ничего не отвечал. А по страдании предан гробу, что Пророк наименовал перстью смерти, потому что предаваемых погребению покрывают перстью.

17) Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя. После Иудеев упоминает о воинстве языческом; потому что язычникам предали Его Иу-

103

 


деи. Посему пророчество сохранило и порядок событий. Справедливо же наименовал Иудеев тельцами, а язычников псами. Ибо сказано; несть добро отъяти хлеба чадом и отдать псом (Матѳ. 15, 26). Впрочем, по страдании, бывшие древле псами по вере вступили в чин сынов, а пользовавшиеся древле попечительностью, как сыны, прияли именование псов; потому что подобно псам возъярились на Владыку. О них взывает блаженный Павел: блюдшиеся от псов, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения (Филип. 3, 2). И пророческое слово, наименовав их псами, изрекло: сонм лукавых одержаша Мя. А потом описывает, на что отважились они.

Ископаша руце Мои и позе Мои: 18) Исчетоша вся кости Моя. И сие явно и ясно даже для самых упорных. Ибо, слышим в священном Евангелии, Сам Господь говорит святым Своим ученикам: видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь (Пук. 24, 39). Да и Ѳоме показал язвы гвоздиныя и язву от копия. Сказанное же: исчетоша вся кости Моя означает: пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей.

Тии же смотриша и презреша Мя, то есть, издевались и смеялись надо Мною.

19)  Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. И о сем ясно извещает священная евангельская история.

20)  Ты же Господи не удали помощь Твою от Мене, на заступление мое вонми. 21). Избави от оружия душу Мою: и из руки песий единородную Мою:

22) Спаси Мя от уст Львовых, и от рог единорож смирение Мое. Поелику, говорит, нет у Меня никакой человеческой помощи, то да будет у Меня Твое заступление, и да избавлюсь, как от

104

 

 

них, так и от того, кто действует чрез них, и наступает на Меня подобно псу и льву. Ибо львом, псом и единорогом называет имущего, по апостольскому слову, державу смерти, сиречь, дьявола (Евр. 2, 14), который и во время страдания наступал на Него подобно зверю, нанося смерть. Сие и Господь сказал в Божественном Евангелии: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Иоан. 12, 31); и еще: грядет сего мира князь, и во Мне не обретет ничесоже (Иоан. 14, 30). Однако же, и не обретши ничего такого, чего искал (а искал укоризн греха), бесстыдно и крайне несправедливо предал смерти. Потерпел же Он несправедливость, устроя то, чтобы разрушить общую смерть.

23)  Повем имя Твое братии моей: посреди церкви воспою Тя. И отсюда явствует, что вещал сие по человечеству, потому что по человечеству претерпел сказанное Им. Ибо уверовавших в Него называет братиями; но они братия Ему, как человеку; потому что как Бог, Он Владыка и Господь, а как человек, именуется и братом. Он есть единородный и первородный; и одно приличествует Ему, как Богу и Господу, а другое, как человеку. Как Бог рожден один, и именуется единородным. А как человек, назван и первородным. И свидетель сему Апостол, который говорит: яко быти Ему первородну во многих братиях (Рим. 8, 29). Посему, говорит, поведав сие братиям Моим, чрез них воспою Тебя, соделав, что они сложат Тебе сие песнопение. Потом исполняет обещание.

24)  Боящийся Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево. Поелику Церковь составилась и из язычников и из Иудеев; то тех и других возбуждает к песнопению, именуя одних по прародителю Иаковом и Израилем, а других богобояз-

105

 

 

ненными по добродетели, которой одной достаточно, чтобы украшать вместо рода. Но в обычае было именовать так и Иудеев, приступающих к закону из язычников. И сему научает нас история Деяний. Ибо божественный Апостол, говоря к народу, выразился так: мужие Израильтяне и боящийся в вас Бога (Деян. 13, 16).

25)  Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищего, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша Мя. Воспойте, говорит, соделавшагося для вас виновником сего спасения, который не восхотел презреть уничиженнейшего естества вашего, и Моим воскресением соделал ваше спасение. После сего дает видеть равенство со Отчем, какое имеет как Бог. Ибо присовокупил:

26)  От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе. Как Я делаю Тебя ведомым для человеков; так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне туже честь, то изрекая: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволить: Того послушайте (Матѳ. 17, 5), то вещая: и прославит Тебя и паки прославлю (Иоан. 12, 28). Так в откровении дал ведение о Нем Петру, так открыл Павлу, так чрез них опять человекам. Ибо церковью великою Пророк наименовал Церковь простирающуюся до пределов земли.

Молитвы Моя воздам пред боящимися Его. Молитвами (ενχη) называет здесь не моления, но обеты. Ибо сие различие в значении знает и закон: аще обещавши обет βνξηεύχήν) Господеви (Втор. 23, 21), то есть, дашь какое-либо обещание Богу. Итак, поелику выше обещал чрез уверовавших в Него воспеть хвалу; то здесь яснее высказывает, что обещания приведет в исполнение, чтобы поучающиеся в словесах Божиих из самых событий дознали истину слов сих. Поелику же упомянул о Церкви,

106

 

 

то по необходимости делает о ней предречения, и предвещает призвание всех народов. Ибо их именует убогими, как издревле не имевших богатства благочестия, но порабощенных убожеству неведения.

27)  Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его. Насытятся не все, потому что не все покорились Евангелию, но восприявшие божественное желание. О сих то алчущих и жаждущих сказал, что насытятся, насладившись бессмертной снеди. Известная же нам сия божественная снедь— и духовное учение, и таинственная бессмертная вечеря, о которой знают сподобившиеся тайноводства.

Жива будут сердца их в век века; потому что и тленные еще обложенные телом, но воодушевленные надеждою воскресения, ожидают жизни вечной.

28)  Помянутся и обратятся ко Господу eси концы земли. Хорошо сказано: помянутся; потому что, получив бытие от Бога, забыли Создавшего. Вси концы земли не один народ, и не два парода, но из всех народов по вселенной притекут тысячи, и с усердием приимут свет Боговедения.

И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. И научая, что владычество не чуждо, но собственно принадлежит Богу, присовокупил:

29)  Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки; потому что Бог есть не Иудеев только Бог, но Творец всего естества человеческого. Так сказал и Апостол: или Иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже oправдит обрезание от веры, и не обрезание верою (Рим. 3, 29. 30).

30)  Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю. Ибо идущие и насытившиеся, свидетельствуя благодарность за бессмертную снедь, как Богу поклонятся Подателю

107

 


сего. И поелику в предыдущем стихе упомянул об одних тучных, соделавшихся таковыми от сей божественной снеди, то кстати присовокупил: пред Ним припадут eси нисходящии в землю; потому что, по воскресении из мертвых, одни добровольно, а другие невольно; одни из любви, а другие из страха, воздадут Богу сие поклонение, по оному апостольскому слову: Ему поклонится всяко колено небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2. 10, 11).

И душа Моя Тому живет. 31) И семя Мое поработает Ему. А семя Владыки Христа— возрожденные банею пакибытия и приявшие дарование сыноположения. Потому сказал, что Его душа Тому живет, а не работает, семя же Его работает, потому что восприятое естество соединено с восприявшим Божеством и соделалось причастно той же славы и чести.

Возвестит Господеви род грядущий: 32) Я возвестят правду Его людем родитися гимущим, яже сотвори Господь. Не этот разумею род, говорит Пророк, при котором предвозвещаю сие я, Давид. Но говорю о роде грядущем, о народе родиться имущем, который составил Сам Господь всяческих. Итак все сие предвозвестил Пророк; а я плачу о непонятливости Иудеев, о том, что, непрестанно читая словеса Божия, не усматривают сияющей в них истины, но утверждают, что псалом изречен о Давиде, хотя слышат, как сам он взывает: возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь. Помянутся и обратятся ко Господу eсиконцы земли, и поклонятся пред Ним вся оте- чествия язык. И ядоша, и поклонишася Ему ecu тучнии земли. Ибо видим, что ничего подобного не

108

 

 

совершилось при Давиде и при ком либо из потомков Давидовых. Единый же есть Владыка Христос, от Давида по плоти вочеловечившийся Бог -  Слово, и от Давида приявший рабий зрак; потому что всю землю и море исполнил Боговедения, и издревле преданных заблуждению, приносящих поклонение идолам, убедил вместо не сущих богов поклоняться Богу истинному. Но, оставив разглагольствие с Иудеями, приступим к предлежащим подвигам, к изъяснению прочих псалмов.


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.