Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. Против духоборцев

ПРОТИВ ДУХОВОРЦЕВ.

Ересь пятьдесят четвертая, а по общему порядку шестьдесят четвертая.

 

Гл. 1. От этих Полуариан и от православных выродились некоторые странные люди, состоящие из двух пород и полузвери в роде Кентавров, или Панов, или Сирен, как представили их нам писатели басен. Одни из них произошли от Ария и признают Сына тварью не вполне, но Сыном, происшедшим безлетно. А время, по их мнению, разумеется то, которое протекло от сотворения неба и доныне. В действительности же они не отступают от мнения, впервые изверженного Арием, именно, что было время, когда Сына не было. Говоря, что Он существует прежде всех времен и Им все сотворено, они в то же время хулят Духа Святого. Другие, правильно и православно думая о Сыне, именно, что Он всегда был со Отцом и никогда не переставал существовать, но безначально и безлетно родился от Отца, хулят

5

 

 

Духа Святого, не сопричисляя Его по Божеству к Отцу и Сыну. Об этом мы много раз рассуждали и в каждой ереси представили немало прямых доказательств на то, что Он называется Господом вместе с Отцом и Сыном. Ибо Дух Господень исполни вселенную (Прем. 1, 7.), Дух истины, Дух Божий (Иоан. 16, 13. Римл. 8, 9.). Он называется Духом Господним (Лук. 4, 18.), от Отца исходящим (Иоан. 15, 26) и от Сына приемлющим (16,14), дарующим дарования различно, якоже хощет (1 Кор. 12, 11), испытующим и глубины Божия (1 Кор. 2, 10), сущим со Отцом и Сыном, крещающим, запечатлевающим, совершающим запечатленного. Впрочем, чтобы мне не взять здесь на себя труда снова, я предложу то, что у меня уже было сказано в большом сочинении о вере, написанном в Памфилию, в опровержение хулителей Духа Святого, в научение читателей и в радость удостоившихся Духа Святого. Вот оно.

 

Слово из Якоря.

 

Гл. 2. Явися благодать Господа нашего Иисуса Христа, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно и праведно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал есть себе за ны, да избавит ны

6

 

 

от всякаго беззакония и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом (Тит. 2, 11—15.), истребив еже на ны рукописание ученми, еже бе сопротивно нам, взят от среды, пригвоздив е на крест: совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их в себе (Кол. 2, 14. 15), и сокрушив врата медная и вереи железныя сломив (Псал. 106, 16), показал потом свет жизни, простирая руки, путеводя, указуя на лествицу к небесам и удостоивая  опять обитания в раю. Итак Он вселися в ны (Иоан. 1, 6) и дал нам оправдание законом Духа, дабы мы познали Его, или о Нем, что есть начало и конец жизни. У нас явился закон правды, закон веры, закон духа, свободный от закона плоти греховной. Посему соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку (Рим. 7, 22); внутри же нас Христос, если обитает в нас. Но умерши, Он соделался для нас путем жизни, да живущия не ктому себе живут, но умершему за нас и воскресшему (2 Кор. 5, 15) виновнику жизни. Он воспомянул клятву, которою клялся за много лет, по словам Давида (Псал. 88, 4.). Бог бе во Христе, мир примиряя себе, не вменяя им согрешений их (2 Кор. 5, 19), яко в нем благоизволи всему исполнению вселитися и тем примирити всяческая себе, умиротворив кровию креста (Кол. 1, 19). Итак Он  пришел в смотрение исполнения

7

 

 

времен, как возвещено Аврааму и прочим святым, возглавити всяческая в Нем, яже на небесех и яже на земли (Ефес. 1, 10). При долготерпении Божием существовали раздор и вражда, но Он примири в теле плоти его (Кол. 1, 22), сотворивый обоя едино (Ефес. 2,14). Ибо пришел мир наш средостение ограды разоривый, вражду плотию своею, закон заповедей ученми упразднив, да оба созиждет собою во единаго новаго человека (15); Он повелел быти языком снаследником, стелесником и спричастником обетования, (Ефес. 3, 6), сказав: приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии и аз упокою вы (Мат. 11, 18). И так, когда я немоществовал плотию, послан был мне Спаситель в подобии плоти греха (Римл. 8, 3), исполняя таковое домостроительство, дабы искупить меня от рабства, тления и смерти. И бысть мне правда и освящение и избавление (1 Кор. 1, 30): правда, потому что силою веры разрушил грех; освящение, потому что освободил меня водою и Духом и словом Своим; избавление, потому что предал себя и свою истинно агнчую кровь в искупление за меня, в очищение мира, в примирение всего на небе и на земле (Кол. 1, 20), исполняя в определенное время тайну, сокровенную от век и от родов (26). Он же преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну славе его, по действу, еже возмо-

8

 

 

гати и покорити ему всяческая (Филип. 3, 21): яко в том живет всяко исполнение Божества телесне (Кол. 2, 9).

Гл. 3. Итак приятелище премудрости и Божества — Христос, ходатайствующий и все в Себе примиряющий с Богом, не вменяющий греха (2 Кор. 5, 19), исполняющий сокровенные тайны, с верою в завет Его, предвозвещенный законом и пророками, возвещается как Сын Божий и именуется Сыном Давидовым. Ибо то и другое: Бог и человек был ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 5), истинный дом Божий, святительство свято (1 Петр. 2, 5), раздаятель Духа, возраждающего и все обновляющего Богу. И Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу его, яко славу единородного от Отца (Иоан. 1, 6). Как дождь, проникая деревья и растения, дает им тело и плод каждому сообразно с природою, так что и в маслине бывает жирное масло, сообразное с ее существом, и в винограде красуется сладкое вино, на смоковнице произрастается сладкая смоква и в каждом семени по виду его умножается растительность: так, думаю, Слово Божие в Марии стало плотию и в семени Авраама по обетованию открылся человек. Обретохом Мессию, о котором написал Моисей (Иоан. 1, 45). И Моисей сказал: да снидет, яко дождь, вещание мое и как капли, каплющие на землю (Втор. 32,

9

 

 

2); да снидет, яко роса на руно (Псал. 71, 6). Шерсть, принимающая росу, умножает пышность руна, а земля, принимающая дождь, — надежду земледельца, производить плод, принятием дождя, по повелению Владыки, придавая растениям сильный рост, и жаждет получить от Него дождя еще больше. Так и Дева Мария, когда сказала: почему узнаю, что это будет мне? услышала в ответ: Дух Господень найдет на тя и сила Вышняго осенит тя: темже и раждаемое от тебя свято будет и Сын Вышнего наречется (Лук. 1, 34, 35). Христос говорит в лице Ангела и образует себя в своем виде Владыка, зрак раба приим (Фил. 2, 7). И Мария восприемлет Слово в зачатии, как земля — дождь. А Бог, приемлющий естество смертного, являет себя святым плодом. Из Девы, подобно земле и руну, восприявшей Его, произошел этот плод истинной надежды и ожидания святых, как говорила Елисавета: благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего (Лук. 1, 42). Все это приняло от природы человеческой Слово, пострадавшее, будучи бесстрастным. Он есть хлеб животный, сшедый с небесе (Иоан. 6, 51) и дарующий жизнь. Он есть плод истинной маслины, елей помазания и сложения, который предобразил Моисей (Исх. 30, 25, 37). Он есть лоза истинная (Иоан. 15, 2), которую возделывает один Отец, родивший

10

 

 

нам грозд радости. Он — вода живая, которую приняв человек жаждущий не вжаждется паки, но она во чреве его пребывает текущею в живот вечный (Иоан. 4, 13, 14). Принявши от Него отпрыск, новые земледельцы передали его в мир, а старые земледельцы вырвали его и сгубили по неверию. Он освящает народы своею кровью; Он вечным Духом ведет званных на небеса. Елицы Духом Его водятся (Римл. 8, 14), те живут для Бога, а которые нет, обречены на смерть и называются душевными, или  плотскими (1 Кор. 2, 14). Итак Он уничтожает дела плоти, которая есть твердыня греха, и своею благодатью умерщвляет члены смерти. Он повелевает принять Духа Святого, которого мы не имели, Который животворит меня, древле умершего, и Которого если не получу, умру. Ибо без Духа Его всякий мертв. Итак, аще Дух Его в нас, воздвигий Его из мертвых оживотворит мертвенныя телеса наша живущим Духом Его в нас (Римл. 8, 11).  Но я думаю, что в праведнике обитает и тот и другой, и Христос и Дух Его.

Гл. 4. Если же веруется, что Христос от Отца, т. е. Бог от Бога и что Дух его от Христа, или от Обоих (как говорит Христос: иже от Отца исходит и еще: Он от моего приимет (Иоан. 15, 26 — 16 14) *), а Хрис-

____________________

*) Высокопреосвященный Макарий, имея в виду это место, так

11

 

 

тос от Духа Святого (ибо сказано гласом Ангела: рождшееся в ней от Духа есть Свята Матф. 1, 20): то искупившее меня таинство я разумею верою и единым слухом и любовью к Тому, Который пришел ко мне. Бог знает Самого Себя, Христос возвещает о Самом Себе, Дух Святой являет Себя достойным. В Святых Писаниях возвещается нам Троица и приемлется с верою, при слушании символов, без пытливости, без спора. От самой веры — спасение благодатное; от веры правда без дел закона, как написано (Римл. 3, 22. Гал. 2, 16): от слуха веры Дух Христов подается спасаемым. Вера же кафолическая, как я думаю, научаемый из Писаний, на языке проповедников выражается так: три святые, три вместе святые, три существующие, три вместе существующие, три образные, три сообразные, три действующие, три вместе дей-

____________________

объясняет его смысл: «о Духе Святом справедливо можно выразиться, что Он есть от Обоих, от Отца и от Сына, но только в разных смыслах; есть от Отца, как имеющий с Ним одну и ту же природу и как от Него исходящий и посылаемый в мир; есть от Сына, как имеющий с Ним одну и ту же природу, как усвоивший от Него учение для проповедывания людям и как от Него посылаемый и раздаваемый людям». В подтверждение такого объяснения Высокопреосвященный Макарий приводит слова Марка Ефесского, который говорит на Соборе Флорентийском, что быть от кого-нибудь не значит непременно исходить от кого-либо, или заимствовать бытие, а употребляется и в другом смысле, напр., в смысле одинаковости свойств и природы, как напр., в словах Спасителя: вы от мира сего есте, аз несмь от мира сего (Иоан. 8, 23). Прав. Догмат. Богословия т. 1. стр. 254

12

 

 

ствующие, три ипостасные, три соипостасные, соединенные друг с другом. Эта Троица называется Святою, в которой три лица, но едино согласие, едино Божество, та же сила, та же сущность, подобное из подобного, в Которой действует равенство одинаковой благодати Отца и Сына и Святого Духа. А как это, — предоставляется научить Им. Никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец и емуже аще Сын откроет (Матф. 11, 27); открывает же посредством Духа Святого. Итак эти три выражения или из Него, или от Него, или у Него достойным образом мыслятся по отношению к Каждому, как открывают Лица Сами Себя. Таковы же свет, огонь, дух и другие подобные названия видимых предметов, как способен уразуметь человек, этим занимающийся. Тот Бог, Который в начале сказал: да будет свет и бысть этот видимый свет, просветил нас, чтобы видеть свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир (Иоан. 1, 9). Посли свет твой и истину твою, говорит Давид (Псал. 42, 3). Сам Господь сказал: в последняя дни излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут дщери их и юноши их видения увидят (Иоил. 2, 28. Деян. 2, 17). Здесь пророк указывает нам три лица святого служения, так как из ипостаси происходит третья ипостась.

Гл. 5. Итак глаголю Христа, служителя

13

 

 

бывша обрезания по истине Божией, во еже исполнит обетования (Рим. 15, 8). А что Дух Святой вместе с Ним служит, мы приняли это от Божественных Писаний. Христос посылается от Отца, посылается и Дух Святой. Говорит во святых Христос, говорит и Дух Святой. Исцеляет Христос, исцеляет и Дух Святой. Освящает Христос, освящает и Дух Святой. Крестит Христос во имя Свое, крестит и Дух Святой. Так говорят Писания: послеши Духа Твоего и обновиши лице земли (Псал. 103, 30); это похоже на слова: послеши слово твое и истает я (Псал. 147, 7). Служащим же им Господеви, сказано, и постящимся рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13, 2); это похоже на слова: Господь рече: внидите во град и там речется, что вам подобает творити, они же послани бывше от Духа Свята, снидоша в Селевкию (Деян. 9, 6.—13, 4). Подобно и Христос говорит: се аз посылаю вы, яко овцы посреде волков (Мат. 10, 16). Изволися Духу Святому ничтоже иное возложити тяготы, разве нуждных сих (Деян. 15, 28): подобно сему сказано: глаголю не аз, но Господь: жене от мужа не отлучатися (1 Кор. 7, 10). Прошли же Фригию и Галатийскую страну, возбранени от Святаго Духа глаголати слово во Асии, притедше же в Мисию, покушахуся в Вионию поити и не остави их

14

 

 

Дух Святой (Деян. 16, 6. 7). Подобно и Христос сказал: шедше, крестите вся языки (Мат. 28, 19), не носите ни пиры, ни жезла, ни сапогов (Лук. 9, 3—10, 4). Иже, говорится, Павлови глаголаху Духом не восходити во Иерусалим, и Агав сказал: тако глаголет Дух Святый: мужа, егоже есть пояс сей (Деян. 21, 4. 11). Это похоже на то, что сказал Павел: понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа (2 Кор. 13, 3); или: поминайте слова Господа, яко сам рече: благо паче даяти, нежели приимати (Деян. 20, 35). И еще: ныне се аз связан Духом гряду (ст. 22). Подобно сему говорится: Павел, юзник Иисус Христов (Фил. 1, 1). Точию яко Дух по вся грады свидетельствует мне глаголя (Деян. 20, 23). Это похоже на слова: Господь свидетель душе моей, яко не лгу (Гал. 1, 20). Слова: в силе по Духу святыни (Римл. 1, 4) подобны сказанному: Святый, во святых почиваяй (Иса. 57, 15). Слова: и обрезание сердца Духом (Римл. 2, 29) подобны словам: и обрезан был обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго, во обрезании Христове (Кол. 2, 11). Слова: если Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16) подобны словам: якоже приясте Христа, в нем ходите (Кол. 2, 6). И еще: Дух Господень глагола во мне и слово Его во устах моих (2 Цар. 23, 2). Также слова: начаток Духа имуще (Римл. 8, 23) сходны со словами: на-

15

 

 

чаток Христос (1 Кор. 15. 23). Слова: но сам Дух ходатайствует о нас (Римл. 8,26) сходны с словами: иже есть одесную Бога, иже ходатайствует о нас (ст. 34). Слова: да будет приношение еже от язык благоприятно, освященно Духом Святым (Римл. 15, 16) похожи на слова: Господь да освятит вас, да будете чисти и непреткновени в день Господень (1 Сол. 5, 23. Филип. 1, 10). Слова: нам же открыл есть Духом своим (I Кор. 2, 10) подобны словам: егда благоволи Бог, избравый мя от чрева матере моея, благодатию своею явити Сына своего во мне (Гал. 1, 15. 16). Слова: мы же не духа мира прияхом, но Духа Божия (1 Кор. 2, 12) похожи на слова: себе искушайте, есть ли Христос в вас (2 Кор. 13, 5). Слова: храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16) подобны словам: вселюся в них и похожду и буду им Бог и тии будут ми людие (2 Кор. 6, 16).

Гл. 6. Оправдание и благодать Писание производит от Обоих (т. е. от Христа и Духа Святого): оправданные именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11). Подобным образом сказано: оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом (Римл. 5, 1). Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (I Кор. 12, 3). И еще: никто не может получить Духа Святого, как только от

16

 

 

Господа (Иоан. 20, 22); разделения дарований суть, а тойжде Дух и разделения служений суть, а тойжде Бог, действуяй вся во всех (1 Кор. 12, 4—6). И еще: от славы в славу, якоже от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). И еще слова: не оскорбляйте Духа, Святаго, имже знаменастеся в день избавления (Ефес. 4, 30) похожи на слова: если раздражаем Господа, еда крепчайши его есмы (1 Кор. 10, 22)? Слова: Дух явственне глаголет (1 Тим. 4, 1) сходны с словами: сия глаголет Господь Вседержитель (Агг. 2, 6). Слова: Дух мой настоит посреде вас (там же) похожи на слова: аще кто отверзет мне, Я и Отец обитель у него сотворим (Апок. 3, 20, Иоан. 14, 23). Исаия говорит: и на нем Дух Божий (Иса. 11, 2), а Христос говорит: Дух Господень на мне егоже ради помаза мя (Лук. 4, 18); и еще: Иисуса, иже от Назарета, Которого помаза Бог Духом Святым (Деян. 10, 38): или: Господь посла мя и Дух его (Иса. 48, 16). Ясен и глас Серафимов взывающий: Свят, Свят, Господь Саваоф (Иса. 6, 3). Если же услышишь следующие выражения: десницею Божиею вознесеся и обетование Духа прием от Отца (Деян. 2, 33), или: ждати обетования Отча, еже слышасте (Деян. 1, 4), или: Дух изведе его в пустыню (Марк. 1, 12), или, что сам Христос говорит: не пецытеся, что возглаголете, потому что Дух будет глаголяй в вас (Мат. 10,

17

 

 

19, 20), или: аще ли же о Дусе Божии изгоню беси (Мат. 12, 28), или хулящий на Духа Святаго, не имать отпущения и так дале (Марк. 3, 29), или: Отче! в руце твои предаю дух мой (Лук. 23, 46), или: отроча растяше и крепляшеся Духом (Лук. 1, 80), Иисус же, исполнь Духа Святаго возвратися от Иордана (Лук. 4, 1), возвратися Иисус силою Духа (Лук. 4,14), или: рожденное от Духа, дух есть (Иоан. 3, 6), — то все эти выражения сходны с следующими: в том живот бе (Иоан. 1, 4), или: и аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, Духа истины (Иоан. 14, 16), или: Анание! почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому, и потом: не человеком солгал еси, но Богу (Деян. 5, 3, 4). Значит, Дух Святой есть Бог от Бога и Бог, которому солгали утаившие от цены села. И еще: Он явися во плоти, оправдася в Дусе (1 Тим. 3, 16). Больше этого я не имею, что сказать. И Сын есть Бог; Апостол говорит: от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог (Римл. 9, 5). Еще говорится: веруй в Господа Иисуса и спасешися. И глаголал им слово Господне, введ же я в дом свой, постави им трапезу, и возрадовася со всем домом, веровав Богу. (Деян. 16, 31, 32, 34). Или: в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1). Или: да учение Спасителя нашего украшают (Тит. 2, 16). Или: явися благодать Господа и Спаса на-

18

 

 

шего Христа всем человеком, наказующи нас; ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (ст. 11; 13). Или: вот служение Духа и Слова: внимайте, сказано, себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти церковь Бога (Деян. 20, 28). Это похоже на слова: благодарю укрепляющаго мя Христа Иисуса, Господа нашего, яко верна мя непщева, положив в службу (1 Тим. 1, 12).

Гл. 7. Итак Сын и Дух Святой, как доказано, действуют вместе со Отцом: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст его вся сила их (Псал. 32, 9). Дух же Святой есть покланяем, ибо покланяющиеся Богу должны покланяться Духом и истиною (Иоан. 4, 24). Если же истина действует вместе с Духом, то тварь не производит твари, ни Божество не бывает сотворенным, ни Бог не познается ограниченным мерою, или объемом; ибо Он неописуем, невместим, непостижим, но объемлет все дела  Божии. Твари же не должно приносить служения: ибо послужиша твари паче творца и объюродеша (Римл. 1, 25. 22). Действительно: как не глупо твари приписывать божество и нарушать заповедь Отца, которая гласит: слыши Израилю, Господь Бог твой един есть, не будет тебе Бог нов (Втор. 6, 4. — Псал. 80, 10)? В святых Писаниях различными именами называют-

19

 

 

ся Отец и Сын и Святой Дух; Отец называется Отцом вседержителем, Отцом всех, Отцом Христа, а Господь — Словом, Христом, Сыном, светом истинным. Дух же Святой — Утешителем, Духом истины, Духом Божиим, Духом Христовым. И так, что же? И Бог Отец разумеется как свет, но как свет, чрезмерно блестящий, как сила и премудрость. Если же Бог Отец — свет, то и Сын свет от света и поэтому во свете живый неприступнем (1 Тим. 6, 26). Бог же вообще есть сила, и потому — Господь сил. Бог есть и премудрость, и таким образом Сын есть премудрость от премудрости, в немже вся сокровища премудрости сокровена (Кол. 2, 3). Бог есть и жизнь, потому и Сын есть жизнь от жизни: аз есмь истина и живот (Иоан 14, 6). Дух же Святой от обоих, дух от духа. Дух есть Бог, Божество, раздаятель дарований, истиннейший, просветительный, утешительный, возвеститель воли Отца. Ибо как Сын — велика совета ангел (Иса. 9, 6), так и Дух Святой. Мы, сказано, прияхом Духа Божия, да вемы яже от Бога дарованная нам, яже и глаголем не в наученых премудрости словесех, но в явлении Духа Божия, духовная духовными сразсуждающе (1 Кор. 2, 12. 13).

Гл. 8. Но кто-нибудь скажет: итак мы говорим, что существуют два Сына? Как же так, когда Сын единороден? Темже убо, ты

20

 

 

кто еси противуотвещаяй Богови (Рим. 9, 20)? Если Писание называет Сыном происшедшего от Отца, а Святого Духа — от Обоих, то эти три лица, разумеваемые святыми только верою, светлые и света податели, имеют деятельность просветительную и во свете веры хранят согласие с самим Отцом. Послушай ты: Отец истинно есть Отец Сына, всецелый свет, и Сын есть Сын истинного Отца, свет от света, не так, как созданные или сотво-ренные существа только наименованием, и Дух Святой есть Дух истины — третий свет от Отца и Сына. Прочие все называются сынами по усыновлению, или по сравнению, или по призванию, а не по действию, сходному с действием Сына, или по силе, или по свету, или по мысли, как сказано: сыны родих и возвысих (Иса. 1, 2), или: аз рех: бози есте и сынове Вышняго еси (Псал. 81, 6), или: родивый капли росныя (Иов. 38, 28), или: из негоже всяко отечество на небесех и на земли (Ефес. 3, 15), или: аз утверждаяй гром и созидаяй ветр (Амос. 4, 13). Истинный Отец не начал быть Отцом так, как прочие отцы, или патриархи, и не перестанет никогда быть Отцом. Ибо если бы Он начал быть Отцом, то Сын был бы некогда сыном другого отца, прежде чем существовал Отец Единородного. Подобно отцам и дети мыслятся отцами, и для открытия истинного Отца-родоначальника нужно

21

 

 

идти до бесконечности. И истинный Сын не начал только что быть Сыном, как другие чада по усыновлению. Если бы Он начал быть Сыном, значит было некогда время, когда не существовал Отец Единородного. И Дух истины не есть существо сотворенное или произведенное, как прочие духи. И велика совета Ангел (Иса. 9, 6) называется не в том смысле, как прочие ангелы. Те имеют начало и конец, а Они (Сын и Дух Святой) имеют непостижимую силу и власть. Они сотворили все, в бесконечные веки содействуя Отцу, сотворили, как восхотели. Сотворенное служит Им и все твари чтут Их. Они врачуют свои творения, а эти принимают от них врачевание. Те подвергаются суду по заслугам, а Они творят праведный суд. Те существуют во времени, а Они вне времени. Они просвещают все, а Те просвещаются. Они призывают младенцев на высоту, а те призываются от Совершенного. Они даруют всем, те получают дары. И вообще сказать: те воспевают святость на небесах небес и в прочих невидимых местах, а Они, достойно песнословимые, дары подают достойным.

Гл. 9. Писание говорит о многих духах: творяй ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный (Псал. 103, 4.); и еще: все духи хвалите Господа (Псал. 150, 6.). Достойным подаются дары различения духов (1 Кор, 12,10.).

22

 

 

Иные духи суть небесные, радующиеся истине, другие — земные, подверженные обольщению и заблуждению, иные — подземные, чада бездны и тьмы: и моляху его, говорит Евангелие, да не пошлет их в бездну ити (Лук. 8, 34). Равным образом Христос повелевал духам и изгонял духов словом и не позволял им говорить (Марк. 1, 25.). Говорится еще о духе суда и духе зноя (Псал. 4, 4.), говорится и о духе мира: мы же не духа мира прияхом (1 Кор. 2, 12.), и о духе человека: кто бо весть яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем (ст. 11.). Упоминается и дух ходяй и не обращаяйся (Псал. 77, 39): дух пройде в нем и не будет (Псал. 102, 16.); и еще: отъимеши дух их и изчезнут (Псал. 103, 29.). И еще: дуси пророчестии пророком повинуются (1 Кор. 14, 22.). И еще: вот дух лжив ста пред Господем и рече ему (Господь): в чем прельстишь Ахаава? И рече: буду дух лжив во устех пророков (3 Цар. 22, 21.22.). Упоминается еще дух умиления (Римл. 11, 8.), дух страха (1 Тим. 1, 7.), дух пытлив (Деян. 16, 16.), дух блужения (Осии 4, 12.), дух бурен (Псал. 10, 6.), дух многоглаголив (Иов. 8, 2.), дух недужен (Лук. 13, 11.), дух нечистый, дух глухий, дух немый (Марк. 9, 25.), дух гугнивый (Марк. 7. 32.), дух лют зело, который называется легеон (Мат. 8, 28. Лук. 8, 30.), и наконец духи злобы (Ефес. 6, 11.). Люди

23

 

 

умные найдут бесчисленные  свидетельства о духах. Но как много сынов по усыновлению, или по названию, а не истинных, которые склонны ко греху, потому что имеют начало и конец: так весьма много и духов по усыновлению или названию, которые расположены ко греху. Но Святым Духом называется единый дух от Отца и Сына, Дух истинный, Дух Божий, Дух Христов и Дух благодати. Различно даруется каждому благо, овому дух премудрости, овому дух разума, овому дух силы, овому дух исцелений, овому дух пророчества, овому дух рассуждения, овому дух сказаний другие дары, как говорит Апостол: един и тойжде Дух, разделяя коемуждо, якоже хощет (1 Кор. 12, 8—11.). И Давид говорит: Дух твой благий наставит мя (Псал. 142,10.); или: Дух, идеже, хощет, дышет (Иоан. 3, 8.). Этими словами Писание указывает нам на истинность Святого Духа: и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет. И еще слова: аще не родитесь от воды и Духа подобны словам Павла: о Христе Иисусе аз вы родих (1 Кор. 4, 15.).  О Духе Господь сказал: егда приидет Утешитель, егоже аз послю вам, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне. (Иоан. 15, 26.). И еще много имам глаголати, но не можете носити ныне, егда же приидет он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от

24

 

 

себе, бо глаголати имать, но елика услышит, глаголати имать и грядущая возвестит вам. Он мя прославит, яко от моего приимет, и возвестит вам все (Иоан. 16, 12—14).

Гл. 10. Итак, если Дух от Отца исходит, и от Моего приимет, как говорит Господь, то подобно тому, как ни Отца кто знает, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец (Мат. 11, 27), и Духа, осмелюсь сказать, никто не знает, кроме Сына, от которого Он приемлет, и Отца, от которого исходит, равно как и Сына и Отца никто не знает, как только Дух Святой, прославляющий Их истинно, научающий всему, свидетельствующий о Сыне, Дух, который от Отца, который от Сына, единый путеводитель к истине, истолкователь святых законов, изъяснитель закона духовного, наставник пророков, учитель апостолов, осветитель евангельских догматов, избиратель святых, свет истинный от истинного света. А Сын есть естественный, Сын истинный, Сын законный, единый от единого; с Ним вместе и Дух, но называется Духом. Сей Бог прославляется в церкви,— всегда Отец, всегда Сын, и всегда Дух Святой, высокий от высокого и вышний, имеющий безмерную разумную славу, Которому подчинено созданное и сотворенное и все вообще, что подлежит измерению и объему. Но у Моисея возвещается преимущественно единое Божество, у

25

 

 

Пророков проповедуется преимущественно Двоица, а в Евангелиях открывается Троица, сообразно с временами и поколениями более способствующая праведнику к познанию и вере. Это познание бессмертия происходит от самой веры, или сыноположения. Но сперва, оно выражает оправдания плотские, как бы воздвигая внешнее ограждение храма при Моисее, а потом излагает оправдания души в пророчествах, как бы украшая Святилище, в третьих же излагает оправдания духа, в Евангелиях как бы устрояя для собственного обитания очистилище и святое святых. Вместо святой скинии, святого Храма мы имеем одного Праведника, пребывающего в нем. В Нем обитает единое Божество нетленное, единое Божество недомыслимое, непостижимое, неизъяснимое, невидимое, одно знающее себя, являющее себя, кому хочет, воздвигающее, предопределяющее, прославляющее, возводящее из ада, освящающее, соединяющее для своей славы и веры три сия: небесное, земное и преисподнее, дух, душу, плоть, веру, надежду, любовь, прошедшее, настоящее, будущее, век века, веки веков, субботы суббот, обрезание плоти, обрезание сердца, обрезание Христово в совлечении тела греховнаго (Кол. 2, 11). Вообще Божество очищает себе все невидимое и видимое, престолы, господства, начала, власти, силы. Во всем та же премудрость и святой

26

 

 

глас, от славы в славу, возглашающий: свят, свят, свят (Иса. 6, 3), и возвещающий Отца в Сыне, Сына во Отце со Святым Духом, которому слава и держава во веки веков. Аминь. И скажет так верующий: да будет, да будет!

 

Конец выписки из Якоря.

 

Гл. 11. Вот что вкратце по смирению нашему написавши о вере в Отца и Сына и Святого Духа мы изложили и предложили из прежде сказанного нами. Теперь для утверждения нашей жизни продолжим благочестиво представлять свидетельства и на основании прямого смысла излагать учение о Божестве. Многими прежде сего свидетельствами доказано, что Единородный действует вместе с Отцом и во всем равно совершает и дарует, так как Он от Отца и не чужд силы и Божества Отца, но единосущен Отцу. И не только Сын, но и Дух Святой действует вместе с Сыном и Отцом и одинаково совершает, дарует и ущедряет, как хочет, так как и Он существенно происходит от Бога и не чужд Отца и Сына, но единосущен Отцу и Сыну, и это всякому ясно во всех отношениях и столькими свидетельствами уже доказано и будет доказано. А теперь для противников и врагов Святого Духа изложивши благочестивые доказательства от прямого смысла и

27

 

 

свидетельства того же Божественного Писания об одном Святом Духе, с большою подробностью приложим оные к прежним свидетельствам, следуя истинному учению о Святом Духе. Дух Святой есть единственный, от всех покланяемый, для всех тварей и созданий вожделенный, ни с кем не уравняемый, ни с ангелом, ни с другим духом, но единственный. Ибо хотя и много духов, но Он высший всех духов, так как Он существует вечно от Отца, а не от других существ, происшедших из ничего. Много духов, но Дух Святой один, как един Бог и един единородный Сын Божий. Так и Дух Святой Божий, — от Бога и в Боге. Единородный Сын непостижим, и Дух непостижим; Он от Бога и не чужд Отца и Сына. Он не в слиянии с Отцом и Сыном, но Троица вечно одного и того же существа, существа не иного от Божества и Божество не иное от существа, но самобожество, и от того же Божества Сын и Святой Дух. И Дух есть Дух Святой и Сын есть Сын. Дух же есть от Отца исходящий и от Сына приемлющий, испытующий глубины Божии, возвышающей дела Сына в мире, освящающий, соделывающий святых посредством Троицы. По наименованию Он третий, поелику Троица есть Отец и Сын и Святой Дух, как сказано: шедше крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа.

28

 

 

Он есть печать благодати, союз Троицы, не чужд освящения, не различествует именованием, не чужд дара, но един Бог, едина вера, един Господь, едина благодать, едина церковь, едино крещение. (Ефес. 4, 5).

Гл. 12. Троица существует вечно, как я много раз говорил, и никогда Троица не получает прибавления: это сладостно исповедывать и говорить не насыщаясь. Сладка, говорит Пророк, гортани моему словеса твоя (Псал. 118, 103); и если сладки словеса, то кольми паче святое имя: Троица, источник всякой сладости. Троица счисляется так: Отец и Сын и Святой Дух. Троица неслиянна и не отделяется от своего единства, но в совершенной ипостаси — совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святой, Отец и Сын и Святой Дух. И опять: Дух распоряжается дарованиями; разделения дарований суть, а тойжде Дух, и разделения служений суть, а тойжде Господь, и разделения действ суть, а тойжде Бог, действуяй вся во всех (1 Кор. 12, 4—6).

Если так, то остережемся отпасть от истины, но будем исповедывать истину, не заступаясь за Бога, но мысля благочестиво, дабы не погибнуть. Ибо невозможно о Троице говорить, или мыслить что-нибудь тварное или природившееся, но вечно был Отец и Сын и Святой Дух. Сын не собрат Отцу и не слиян

29

 

 

с Ним, и Дух ни слиян, ни собрат Отцу и Сыну. Но Сын рожден от Отца и Дух произошел от Отца, и Троица неизъяснимо пребывает в одной и той же славе, и Сын непостижимо существует также со Отцом и Святым Духом, и никогда Троица не перестанет быть такою же вечною. Итак Отец есть вечно нерожденный и несозданный и непостижимый; Дух Святой всегда нерожденный, несозданный, не собрат, не прадед, не внук, но от одного и того же существа со Отцом и Сыном. Таков Дух Святой. Дух есть Бог.

Гл. 13. Свидетельства такой твердой нашей веры встречаются во всем Писании. Из многих я по возможности предложу немногие, чтоб и в настоящем случае не оставить учение о Духе без свидетельств. Прежде всего Отец говорит о пришествии Сына: положу Дух мой нань и суд языком возвестим (Иса. 42, 1). Сими словами Он проповедует Духа Святого истинным Богом всем верным во спасение. Единородный, присовокупивши в тому же свидетельству, говорит: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя (Иса. 61, 1). Сим свидетельством Христа о плотском Его пришествии, утвержденном и Духом Святым и возвещаемом верным, ясно исповедано, что Дух не чужд Бога. И еще Господь говорить о Духе: Дух Отца моего глаголяй в вас (Мат. 10, 20). И опять, дабы показать, что

30

 

 

Дух не чужд Божественности Бога, Господь дунул в лицо учеников и сказал: приимите Дух Свят (Иоан. 20, 22). И еще, дабы показать равенство Свое и единосущие со Святым Духом Своим и Отчим, говорит: аще любите мя, заповеди моя соблюдите, Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам (Иоан. 14, 15. 16); как бы Сам Господь есть Утешитель и Дух Святой подобным образом есть Соутешитель. Апостолы, показывая, что Дух не есть раб, но одного и того же Божества, указывают на его самостоятельное владычество, говоря: и рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах и т. д. (Деян. 13, 2). А Апостол ясно говорит о Нем: Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17); и еще: вы храм Божий есте и Дух Господень живет в вас (1 Кор. 3, 16). И так, если мы называемся храмом Божиим по причине обитания в нем Духа Святого, то кто осмелится отвергать Духа и отчуждать Его от существа Божия, когда Апостол ясно говорит, что мы соделались храмом Божиим по причине обитающего в достойных Духа Святого? Каким же образом будет чужд Бога Дух, испытующий глубины Божии? Не говори мне: испытует (1 Кор. 2, 10), но еще не знает, как некоторые дерзают хулить и губить себя. Поелику они тоже должны сказать и об Отце,

31

 

 

что и о Нем написано, именно что Он испытает тайная утробы (Притч. 20, 27). Если ты будешь нечестиво мыслить, потому что о Духе к слову: испытывать не прибавлено слово: знать, то ты нечестиво стал бы мыслить и об Отце, будучи принужден произносить и о Нем то же мнение, потому что по отношению Отцу, испытующему тайная утробы, не присоединено, что Он знает. И не нужно было этого говорить, когда ясно показывается предведение Божие, и заключается совершенный смысл в слове: испытывать. Таким образом и Духу и Сыну и Отцу следует приписывать единое знание и предведение, так как Святая Троица очевидно имеет совершенство и тождество.

Гл. 14. И весьма много можно говорить, об этом и привести множество свидетельств от Божественного Писания и тем доставить труд читателям. Но мы, при опровержении всякой ереси, довольно много сказали и все ереси силою Божиею мы немощные опровергли, и доказали, что они чужды истины и каждая из них хулит и отрицает истину или в малом, или во многом. Так они, напрасно богохульствуя против Господа и Святого Духа, не получат, по словам Господа, отпущения грехов ни здесь, ни в будущем веке, (Мат. 12, 32) будучи поражены самою истиною, как бы страшным однорогим змием. Таково значе-

32

 

 

ние хулы, что она может повредить всему телу. И мы верим слову Распятого и истинному исповеданию Единородного, что хулящему на Духа не отпустится ни в сем веке, ни в будущем, как я сказал. Попранные и пораженные, они бессильны против истины. Все ереси по истине врата адовы, но они не будут иметь силы против камня, т. е. истины. Если бы некоторые из них захотели сказать: мы сами исповедуем веру, изложенную на Никейском соборе; покажи же мне, на ее основании, что Дух Святой сопричисляется с Божеством, — то они окажутся изобличенными этою верою. Тогда не было изыскания о Духе. Что подлежит исследованию в известное время, о том соборы составляют твердое определение. Так как Арий простирал хулы на Сына, поэтому с преимущественною тщательностию и происходило о том разглагольствие. Впрочем посмотри в самом исповедании: в нем не встретятся говорящие что-нибудь хулители против Духа, духоборцы и чуждые Его дара и освящения. Ибо прежде всего изложение утверждает истину, а не отрицает: веруем во единого Бога Отца, Вседержителя; не просто сказано веруем, но веруем в Бога. И во единаго Господа Иисуса Христа, — не просто сказано, но веруем в Бога. И в Духа Святаго не просто сказано, но во едино прославление и во едино соединение Божества, и в одно едино-

33

 

 

сущие, в три совершенных, единое Божество, единую сущность, единое славословие, единое господство, что показывают слова: веруем, и веруем, и веруем. Сим опровергается их учение. И доколе мне продолжать слово, когда я считаю сказанное против них достаточным для любящих истину? Посему я оставлю и эту ересь, моля Бога даровать нам обычную помощь для опровержения всех их, дабы, силою Его совершив обещанное, возблагодарить Его за все.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.