Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Против Фотиниан

Ересь пятьдесят первая, а по общему порядку семьдесят первая.

Глава 1. Фотин, от которого произошли Фотиниане, сделался известным в то же время и был епископом святой кафолической церкви; но превознесшись великою гордостью, он превзошел неистовством всех бывших до него и заходил в мыслях своих о Сыне Божием далее Павла Самосатского, изрыгая неосновательные хульные речи. Пришел он из Сирмии. Эти плевелы он распространял в мире и жив еще и до сих пор. Извержен он западным Сардикийским собором за хулу, которую изрыгал.

Он утверждает, что Христос не существовал от вечности, но получил начало здесь от Марии; с тех пор, говорит, как сошел на Него Дух Святой, Он и родился от Духа Святого. А о Духе Святом этот дерзкий выдумщик и измеритель необъяснимых небесных предметов думает, что Он — Хри-

269

 

 

стов. Этот Фотин был говорлив и остер на язык и произнесением речей и находчивостью в слове мог обольщать многих. Часто он многими был облачаем даже и после своей защитительной речи, сказанной на Сардикийском соборе, когда он призван был епископами дать отчет в распространенном им зловерии. Он упросил императора Констанция, как напрасно изверженный, чтобы опять назначили ему судей, пред которыми он мог бы доказать, что неправильно извержен. Посему император в то время послал судей и слушателей приготовляемой им защиты — Фалассия, Датиана, Кереалия, Тавра, Маркеллина, Евантия, Олимпия и Леонтия; Василию Анкирскому поручено предлагать ему вопросы и опровергать то, что тот будет защищать и утверждать. Фотин вел немалую беседу с Василием, но подобно дурной женщине, которая для прикрасы натерла лицо, он во время беседы приводил изречения, несостоятельные по отношению к истинному смыслу, но которые он намеренно извращал в пользу своей мысли. Посредством вкрадчивости своего голоса и посредством находчивости в построении речи он языком своим расположил в свою пользу слушателей и с похвальбой объявил, этот храбрец, что он представит сотню свидетельств в пользу своего мнения. Но многие долго спорили против него, как мы нашли

270

 

 

в записях беседы его с Василием, которые велено было составить скорописцам Анисию, диакону Василия, Калликрату, письмоводителю префекта Руфина, Олимпию, Никите и Василию, ведшим памятные записи, Евтихию и Феодулу, нотариям Василия. Один список их, запечатанный, послан был императору Констанцию, а другой остался на соборе, бывшем под председательством Василия; третий, также запечатанный. взят светскими чиновниками; в них заключается нечистое учение Фотина.

Гл. 2. Когда Василий спросил, как учит Божественное Писание о Господе Боге Слове, существовал ли Единородный прежде веков и вместе с Отцом, Фотин согласился с этим, но с тем разграничением, что одно он относил ко Христу, а другое к Слову в высшем смысле. Ибо, говорит, с словами: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26) Отец обращался к Слову Своему. Итак что же? — Слово, говорит, было в Отце, но Сын не был. И еще: одожди Господь от Господа (Быт. 19, 24), то есть Слово, сущее во Отце; и еще: видех грядущаго на облацех, яко Сына человеческаго (Дан. 7, 13). Это, пи его словам, сказал пророк, предвозвещая, что тогда, как Сын, Он не существовал, но что Христос, родившийся от Духа Святого и Марии, имел быть назван Сыном после рождения от Марии и явления

271

 

 

во плоти; все, говорит Фотин, постоянно относят к Сыну по некоторой предвзятой мысли. Сын еще не существовал, а существовало Слово, также как слово во мне. Я уже говорил, что Фотин имел мысли, отчасти сходные с учением Павла Самосатского, а в других мыслях он даже превзошел его.

Гл. 3. Но сам он опровергнет себя, дошедши до крайнего отрицания Божества и до совершенно странной мысли о вечной жизни. Ибо если Сын Божий недавнего происхождения по Божеству, то Давид старше его и имеет преимущество пред Сотворившим его. Так рассуждал сам Фотин, не обращая внимания на Божественное Писание и, сообразно с своей извращенной мыслью, указывал на то, что сказал Апостол: первый человек от земли перстен: вторый человек, Господь с небесе (1. Кор. 15, 47). Но тотчас же противоречит ему слово истины и обличает его омраченный ум; ибо святой Апостол говорит о двух человеках: о первом человеке Адаме говорит, что он от земли перстен; а о втором, — что он с небеси. И хотя называет его человеком, но не говорит, что плоть сошла с неба, а сам признает, что она от Марии. И не говорит, что плоть, но вторый человек с небесе, то есть Слово низошло с неба и вселися в ны (Иоан. 1, 14), как написано. Если же Господь существовал прежде, то пребы-

272

 

 

вает и теперь Он же, Который изобрете всяк путь хитрости (Вар. 8, 37). А что Он существует истинно, в этом ее сомневается Божественное Писание: ибо последующие слова указывают на то, что Он существовал прежде и изобрете всяк путь хитрости, а следуют такие слова: на земли явися (Вар. 3, 38), что указывает на будущее явление Его во плоти. А что будто с неба Он принес с собою человека, как говорят еретики, — этого не говорит Апостол, но называет его человеком по причине соединения Его с плотию и имеет в виду время, которое протекло между Адамом и воплощением; человеком же с небесе называет Его в том смысле, что Божественное Слово пришло с неба и стало плотию, как сказано: Слово плоть бысть, и это не в том смысле, как понимает еретик, будто Слово изошло от Отца и превратилось в плоть; еретик толковал так неправильно, сообразно с своею извращенною мыслью. Если же Адам существовал прежде, чем существовало Олово; то кем же создан Адам и все прежде него бывшие творения Божии? К кому обращал речь Отец: сотворим человека? Ибо никто никогда не обращается с советом к своему внутреннему или внешнему слову, но обращаясь к единоестественному, святому своему Слову, Отец со всею мудростью составляет план будущего создания человека, дабы

273

 

 

мы научились, что Сын от начала существует у своего Отца и дабы не подумали, что наш Творец — недавнего происхождения, но что Он со Отцом всегда существовал прежде век, как и Иоанн свидетельствует, говоря: в начале бе Слово и Слово бе к Богу (Иоан. 1, 1).

Гл. 4. Но обманщик этот говорит: я и сам говорю, что существует от начала Олово, но не Сын Божий рожденный. Но если не существует Сын Божий, напрасен его труд, напрасны его замысел, и надежда и рассуждение; ибо он говорит не больше того, что говорили не признававшие Его Иудеи. Евангелие не говорит о Нем: в начале бе Слово и Слово бе в Боге, но Слово бе у Бога; и не говорит, что только было в Боге, но что Слово было Богом. В человеке же слово, всегда существующее внутренне и произносимое, не может назваться человеком, но только словом человека. Но если не было рожденного, как он говорит, и если еще ее было Сына Божия, Бога Слова, — то кем произведено все? Поелику Евангелие говорит: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть. Но Фотин говорит: «как посредством слова человек делает, что хочет: так и Отец чрез собственное Слово, в Нем находящееся, сотворил все». А как же Господь говорит в Евангелии: Отец доселе делает, и Аз делаю. (Иоан. 5, 18)? Это не значит, будто Отец не прини-

274

 

 

мает участия в деятельности Сына, не значит и того, будто Сын чужд Ему и не участвует в творении Отца. Ибо все творения, какие только существуют, произошли вместе от Отца и Сына и Святого Духа; чрез Сына все произошло от Отца и Он все произвел со Отцом и Святым Духом: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). Посему Господь, зная и предвидя, как Бог, мысли людей заблуждающихся и как все наклонны будут отступить от истины, с предостережением говорил Иудеям: не может Сын творити о себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща (Иоан. 5, 19). И это не то значит, будто Он сперва смотрит, потом делает, но то, что Он все имеет в Самом Себе и творит, что хочет.

Гл. 5. Как же это возможно Фотин? Или кто посеял в тебе против нас эти плевелы? Кто приготовил этот яд для людей? Откуда пришло к тебе лукавое намерение допустить хульную мысль против твоего Господа? Ужели не убедил тебя Авраам, говоривший Господу: судяй всей земли, не сотвориши ли суда? (Быт. 18, 25)? Пусть изобличит тебя то, что пришел в нему Сын, и не как произнесенное какое-либо слово, но ипостасный Бог Слово. И чтобы уразуметь тебе, мнимый философ, цель совершившегося в этом явлении, Господь,

275

 

 

как бы запечатлевши в Божественном Писании, явил нам Свое достоинство, говоря: Господь одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа с небесе (Быт. 19, 24). Не сказал: слово Господне, но: Господь от Господа, как и Давид говорит: рече Господь Господеви моему (Пс. 109). А что Сыном он оказывается не после только плотского пришествия, Давид говорит и о том, что Он существует от вечности: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109, 8). Никто не примет твоего учения и о Святом Духе, болтливый и стоящий в ряду праздных и пустых людей человек; ибо Дух Святый не может быть ни больше, ни меньше: кто бо, сказано, изыска сия из рук ваших (Ис. 1, 12.)? Само Святое Слово обличает тебя, когда говорит о Святом Духе; исповедуя Его однородным с Собою по Божеству, говорит, что Он исходит от Отца и от Моего приимет (Иоан. 15, 26).

Гл. 6. И сколько есть других свидетельств! Впрочем, для всех очевидно, что твое кощунство происходит от заблуждения, а не от истины; оно ясно не только для мудрых, но и для тех, которые немного сведущи в Божественном Писании. Поэтому я не признаю нужными многих свидетельств и продолжительного опровержения, потому что твое разглагольствие и зловерие легко опровергаются; по

276

 

 

сему считаю достаточным сказанного против тебя; как слабое и бессильное насекомое, выползающее из земли, или как червяка, живущего в земле, раздавивши пятою слова и истинною Бога-Слова, я оставляю тебя. Ибо в короткое время ересь этого заблудившегося рассеялась. Посему, по обычаю призвавши на помощь Бога, перейду к следующим ересям.


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.