Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

О расколе Авдиан

 

ОБ ЕРЕСЯХ.

КНИГА ТРЕТЬЯ.

В первом отделении третьей книги, а по вышесказанному счету — в шестом, содержатся семь ересей вместе с расколами, а порядок следующий:

1) Авдиане. Отщепенство и раскол, а не ересь. Они ведут благоустроенный образ жизни, во всем держась веры, как и кафолическая церковь. Большая часть их живут в монастырях. Неумеренно пользуются многими апокрифами; не молятся вместе с нами, порицая наших епископов, богатых людей и других. Пасху празднуют особо, в то же время, как и Иудеи. В учении есть у них нечто своеобразное; любят спорить, весьма грубо изъясняя выражение: по образу.

2) Фотиниане. Этот Фотин, будучи родом из Сирмии, в наше уже время бродил здесь. Он мудрствовал одинаково с Павлом Самосатским, но есть нечто у них и отличное: они утверждают, что Христос вполне получил начало от Марии.

3) Маркеллиане. Полечили начало от Мар-

285

 

 

келла из Анкиры в Галатии. Шла молва, что в начале он мудрствовал очень сходно с Савеллием. Несмотря на то, что он часто защищал себя и защищал письменно, многие обвиняли его в том, что он остался при тех же мнениях. Вероятно, впрочем, что, переменив свои мнения, он, или его ученики исправились, потому что за него, или за учеников его выступали на защиту некоторые православные.

4) Полуариане. Они признают Христа тварию, но называют Его так не в точном смысле и не как одну из тварей. Мы называем Его, говорят, Сыном; но чтобы чрез рождение Сына не приписать Отцу страдания, мы называем Его сотворенным. Точно также и о Святом Духе вполне определенно учат, что Он тварь; отрицая единосущие Сына, хотят называть Его подобосущим; иные же из них отвергали и подобосущие.

5) Духоборцы. Они о Христе правильно мыслят, но хулят Святого Духа, уча, что Он тварь, и не будучи Богом, а сотворенным, получил это наименование в несобственном смысле, по своей деятельности; Он, говорят они, есть только освящающая сила.

6) Аэриане. Этот Аэрий произошел из Понта и до сих пор еще жив на искушение людям. Он был пресвитером при епископе Евстафии, обвиненном в арианстве; так как

236

 

 

этот Аэрий не был поставлен епископом, то учил многому, вопреки церкви. По вере он совершеннейший Арианин, но учит и излишнему против них. Не должно, говорит он, делать приношений за усопших, ни поститься в среду, пяток и четыредесятницу; возбраняет праздновать пасху, и хоти проповедует отречение от мира, однако безбоязненно допускает всякого рода мясоядение и наслаждения. Если же из его последователей кто желает поститься, тот, говорит он, пусть постится не в установленные дни, но когда хочет, ибо ты не под законом. Говорит также, что епископ ничем не отличается от пресвитера.

7) Аэтиане. Произошли от Аэтия, Киликийца, бывшего диаконом при Георгие, арианском епископе Александрии. Их же называют и Аномеями, а некоторые Евномианами, от некоего Евномия, бывшего учеником Аэтия и находящегося еще в живых. Единомышленником их был и Евдоксий, но он по страху перед царем Константином отделился от них и даже отлучил Аэтия. Евдоксий однако же остался арианствующим, хотя и не следовал Аэтию. Эти Аномеи, они же и Аэтиане, совершенно отчуждают Христа и Святого Духа от Бога, утверждая, что Сын Божий есть тварь, и говорят, что Он даже не имеет никакого подобия Отцу. Они хотят изъяснить природу Божества при

237

 

 

помощи Аристотелевских и геометрических силлогизмов и посредством их доказать, что Христос не мог произойти от Бога. А происшедшие от Аэтия, так называемые Евномиане, перекрещивают всех приходящих к ним не только православных, но и самих Ариан, обращая, как идет молва, ноги крещаемых кверху, а голову вниз. Впасть в блуд, или в другой грех, они почитают за ничто, ибо ничего, говорят, не требует Бог, кроме пребывания в одной их мнимой вере.

Эти семь ересей содержатся в третьей книге, а по общему порядку, в шестом отделении.

238

КНИГИ ТРЕТЬЕЙ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ.

О РАСКОЛЕ АВДИАН.

Пятидесятая, а по общему порядку семидесятая ересь.

Гл. 1. Авдиане или Одиане составляют особое учреждение. Удаляясь от мира, они живут в монастырях, имеют общины в пустынях и вблизи городов, в предместиях и везде составляют отдельные жилища или общины. Этот Авдий, глава их, появился во времена Ария, когда собран был против Ария собор епископов, осудивших его. Он происходил из Месопотамии и был человек известный в своем отечестве чистотою жизни, ревностью по Боге и верою. Часто наблюдая, что делалось в церквах, он в лицо обличал епископов и пресвитеров, говоря им: это не должно быть так, не должно так поступать в этом. Говорил он это, как муж, любящий истину, и то, что свойственно людям, любящим и свободно говорящим правду и ведущим весьма строгую жизнь. Посему, видя такие злоупотребления в церквах, как я сказал, он вынуждаем был говорить обли-

239

 

 

чения и не молчал; если он видел, что кто-нибудь из клира предан корыстолюбию, епископ то, или пресвитер, или другой кто из членов церкви, — он решительно говорил против этого, и если видел, что кто-нибудь предан изнеженности и роскоши, или повреждает что либо в церковном учении и постановлениях церкви, — этот муж, не вынося всего этого, произносил, как я сказал, обвинение. И все это было неприятно тем, которые вели неодобрительную жизнь. Вследствие этого он подвергался оскорблениям, ругательствам, ненависти и терпя эти нападения, гонение и бесчестие, довольно долго находился в общении с церковью, пока наконец некоторые, сильно потерпевшие от него, по этой причине не изгоняют его. А он не сдерживал себя, но старался еще более высказывать истину, не удаляясь от союза с единою святою кафолическою церковью. Когда же он вместе с своими приверженцами стал часто подвергаться побоям и терпел сильные страдания, он, отягощенный прежними обидами, принимает такое решение: отделяется от церкви, а вместе с ним отпадают от нее и многие другие.

Таким образом он произвел разделение, хотя ни в чем не уклонился от веры, напротив и сам он, и его приверженцы веровали весьма правильно; и если можно спорить

240

 

 

с ним и его приверженцами, то спор этот касается не многих предметов.

Гл. 2. В исповедании веры об Отце и Сыне и Святом Духе он вполне согласен с кафолическою церковью и держится самого православного учения, и во всем остальном, что касается жизни, он достоин удивления; ибо сам он, состоящие под его влиянием епископы, пресвитеры и все прочие добывают пропитание, работая собственными руками. Впоследствии, по удалении его от церкви, он рукоположен был во епископа другим епископом, имевшим такие же неудовольствия и отделившимся от церкви. Но так как, начавши говорить о нем, я несколько уклонился в сторону, то исправив это я опять возвращаюсь к тому, что следует по порядку. Я говорю о некоторых выражениях Божественного Писания, объясняемых у него грубо, невежественно и дерзко. Например, слова: по образу, который Бог даровал Адаму, он и его последователи упорно хотят относить к телу; за словами: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26), следуют потом слова Божественного Писания: и созда Бог человека, персть взем от земли (Быт. 2, 7). Поелику, говорит, человека Бог назвал созданным от земли, то смотри, все это земное весьма справедливо назвал человеком; значит, об этом самом земном Он ска-

241

 

 

зал наперед, что оно будет создано по образу Божию. Как я сказал, грубо и невежественно определять, в какой части человека заключается образ Божий, а если нужно называть часть, то в этом выражении представится много такого, что противоречит разуму человеческому и вызывает множество возражений: ибо мы или Бога сделаем видимым и телесным, если будем думать, что образ Божий заключается в теле телесно и видимо, или же. говоря это, человека сделаем равным Богу. Посему совершенно не должно определять или усиливаться открыть, в какой части заключается образ Божий, но надобно признать, что образ Божий находится вообще в человеке, дабы не лишиться нам благодати Божией и не оказаться неверующими Богу. Ибо что говорит Бог, то истинно, хотя некоторые слова и недоступны нашему разумению. Отрицать же образ Божий противно вере и святой церкви Божией. Ибо всякий человек, очевидно, создав по образу Божию и никто из имеющих надежду на Бога не станет отрицать этого, хотя некоторые и выдумывают для себя басни, отделяясь от церкви и от отеческого предания пророков, закона, апостолов и евангелистов.

Гл. 8. Таким образом Авдиане расположены спорить об этом более надлежащего и идут против церковного предания, верующего, что

242

 

 

всякий человек создан по образу Божию, и не допускающего, что образ Божий находится в какой-либо части человека. И сами те, которые допускают баснословное учение относительно этого предмета, и те, которые отрицают оное, не могут ничего доказать. Одни говорят, что образ заключается в душе, думая, что об образе в теле можно только умозаключать. И такие люди не понимают того, что и о душе делается умозаключение, если только нужно обращать внимание на умозаключения, а не просто, с искреннею мыслью обращаться к Богу и верить, что сказанное Богом — истина, известная только Ему одному, ведущему всякую истину. Другие же говорят, что ни в душе, ни в теле ее заключается образ Божий, но в добродетели. А иные полагают образ Божий не в добродетели, но в крещении и в благодати, получаемой при крещении, согласно с сказанным: якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1 Кор.. 15, 49). Другие опять не соглашаются и с этим, но хотят сказать, что образ Божий был в Адаме; но когда он оказался в преслушании и вкусил от древа и был изгнан из рая, он потерял образ Божий. И велика страсть к измышлению басен у этих людей, которым ни на час не должно уступать (Гал. 2. 5), ни этим, ни тем, которые говорят то так, то иначе, но надобно верить,

243

 

 

что образ Божий находится в человеке, и притом во всем человеке, а не просто в человеке. А где находится и где заключается образ Божий, это ведомо самому единому Богу, по благодати своей даровавшему свой образ человеку. Ибо человек не утратил образа Божия, хотя и унизил образ Божий, осквернив себя безрассудными делами и неисцельными грехами. Вот что Господь после Адама говорит Ною: вот Я дал тебе все, яко зелие травное. Заколи и яждь. Не ешь мяса в крови души, потому что я взыщу душ ваших. Всякий, проливали кров человечу на земле, в ея место его кровь пролиется: яко во образ Божий сотворих человека и Я взыщу крови вашей от всякаго проливающаго ее на лице земли. (Быт. 9, 3-7; Деян. 10, 13). Видишь ли, что в человеке признается существование образа Божия после десятого поколения от Адама? Хотя Давид спустя много времени говорит Духом Святым: всяческая суета всяк человек живый (Пс. 38, 6), однако же и после него Апостол говорит: муж не должен растит власы, образ и слава Божия сый (1 Кор., 11, 7. 14). Но и после него Иаков, рассуждая о языке, говорит: неудержимо зло, исполнь яда смертоносна. Тем благословляем Бога и Отца и тем кленем человеки, бывшия по образу Божию; не подобает, братия моя, сим тако бывати (Иак. 3, 8-10). Смотри, как пало

244

 

 

учение тех, которые говорят, что Адам утратил образ Божий.

Гл. 4. А говоря, что образ Божий в душе, они так рассуждают и защищают это: она невидима, как невидим и Бог; она способна действовать, двигать, мыслить и умозаключать, и поэтому она имеет образ Божий, потому что она подражает Богу на земле, приводя в движение, делая и творя многое, что делает человек силою разумною. И эти люди оказываются строящими силлогизмы. Ибо если поэтому душа называется созданною по образу Божию, то она не может быть образом Божиим потому, что Бог тмочисленно выше души и в высочайшей степени непостижим и недоступен нашему уму, знает все — и прошедшее, и настоящее, и видимое, и невидимое, пределы земли и глубины бездны, и высоты небес, и все сущее; Он объемлет все и Сам ничем не объемлется. Душа же заключена в теле и не знает глубин бездны, и не ведает широты земли, и не знает пределов вселенной, и не достигла высоты небес, и не знает, что будет, или что бывает, и что было прежде нее. И много подобного можно сказать о ней и о прочем. Кроме того, она имеет деления, а Бог неделим; ибо Апостол говорит: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души и мозгов, и судителыно по-

245

 

 

мышлением и мыслем сердечным. И несть тварь не явлена пред Ним, и так далее (Евр. 4, 12. 13). Видишь, что учение и об этом пало.

Гл. 5. И учение тех, которые говорят, что образ Божий заключается в теле, оказывается несостоятельным. Ибо как можно, чтобы видимое подобно было невидимому, телесное бестелесному, осязаемое неуловимому? Мы видим своими глазами то, что впереди, а что назади, того не знаем; в Боге же нет ни страсти, ни недостатка; но везде Он свет, везде зрение, везде слава. Бог есть дух, — дух, высший всякого духа, свет, высший всякого света. Все сотворенное Им уступает Ему в славе. Единая Троица непостижима и находится в не изобразимой и недоступной разумению славе. Что же касается тех, которые говорят, что образ Божий в добродетели, то добродетель невозможна без соблюдения заповедей; и в добродетели люди весьма различаются между собою, ибо виды добродетелей многочисленны. Мы сами знаем, что есть некоторые исповедники, которые тело свое и душу предали за исповедание своего Владыки и пребыв в чистоте стяжали истинную веру, отличались благочестием, человеколюбием и благоговением, проводили время в постах, во всякой благостыне и во всяких делах добродетели. Но случалось, что и у них были недо-

246

 

 

статки: или они были склонны к порицанию, или употребляли имя Божие в клятве, или пустословили, или сердились, или приобретали серебро и золото и тому подобное, что уменьшает меру добродетели. Что же мы скажем? Ужели они приобрели образ Божий посредством добродетели и по причине немногих человеческих недостатков образ этот был в них только по виду и не был в них совершенным? Так опять учение Авдиан оказалось несостоятельным. А учение тех, которые говорят, что образ Божий подается в крещении, сильно падает. Ибо ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни Илия, ни Моисей, ни жившие прежде Ной и Энох, ни пророки: Исаия и другие не имели крещения. Что же? Ужели они не имели образа Божия? Таким образом можно указать весьма много возражений против Авдиан, которые спорят, полагая образ Божия в теле.

Гл. 6. Авдиаве приводят и некоторые другие свидетельства от божественного Писания, говоря: очи Господни на пищало призирают и уши его в молитву их (Ис. 10,4). И еще: рука Господня сотвори вся сия (Ис. 41, 20); еще: не рука ли моя сотвори сия вся, людие жестоковыйнии? И еще: небо престол мой, земля же подножие ног Моих (Ис. 66. 1 и д.), и все, что написано о Боге в таком роде, например: видех Господа Саваофа седяща на престоле

247

 

 

высоце и превознесенне (Ис. 6, 1); и глава его, аки волна чиста и одежда его, аки снег (Дан. 7, 9). Видишь, говорят, что тело создано по образу Божию? Тут они сильно спорят и напрягаются в доказательствах выше силы человеческой. Они говорят, что Господь являлся пророкам и являлся как хотел, будучи всемогущим во всем. И мы не отрицаем, что пророки видели бога, и не только пророки, но и апостолы. Ибо святый Стефан первомученик говорит: се вижу небеса отверста и Сына человека одесную стояща Бога и Отца (Деян. 7, 56). Но всесвятый Бог при своей силе человеколюбив к собственному созданию, дабы некоторые из неверующих не подумали, что сказанное о Боге существует только на словах, а не истинно, и возвещенное Богом на словах не исполняется на деле. Апостол говорит: веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и любящим его мздовоздаятель бывает (Евр. 11, 6). Итак, чтобы ободрить созданного им человека, Бог открывает себя святым своим и достойным видеть Его, дабы они знали Бога по естеству, утвердились в мыслях и надеялись воистину и возвещали Его истинно и удостоверяли верующего человека. Между тем сыны Еллинов имеют представление о Боге на словах и в воображении. А мы истинно знаем Бога истинного, существующего действительно, царя, непости-

248

 

 

жимого, Творца всяческих, единого Бога и из Него единородного Сына, ни в чем не различающегося от Отца, и Святого его Духа, ничем не различающегося от Отца и Сына, как мы подробно сказали о вере в Бога при рассмотрении каждой ереси.

Гл. 7. Мы часто говорили и не отрицаем, что Бог являлся людям. Ибо если бы мы стали отрицать Божественное Писание, то мы не были бы справедливыми и оказались бы отпавшими от истины. Если бы мы отвергали ветхий завет, мы не принадлежали бы к кафолической церкви. Евангелие говорит: Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын той исповеда (Иоан. 1, 18). И еще тоже Божественное Писание говорит: Бог явился Аврааму, сущу в Месопотамии (Деян. 7, 2). И сам Господь в Евангелии говорит: яко Ангели их видят лице Отца Моего небеснаго (Мф. 18, 10). Но может быть кто-нибудь скажет, что Божественное Писание говорит, что пророки видели Бога, но только умом, как можно заключать из слов: Ангели их выну видят лице Отца Моего небеснаго, и еще из следующих: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Если кто соединит в своей мысли эти изречения, тот может быть сказал бы, что каждый видит Бога умом, а не очами. Но это опровергается словом Божиим, сказанным пророком Исаиею: О, окаянный аз, яко уми-

249

 

 

лихся, яко человек, нечисты устне имый, посреде людей, нечистыя устне имущих, аз живу и Господа Саваофа видах очима моима (Ис. 6, 5). Не сказал: умом, или мыслью, но очима, подтверждая истину и несомненность веры. И так что же мы скажем? Евангелие говорит, что Бога никтоже виде нигдеже, а пророки, апостолы и даже сам Господь утверждают противное. Ужели Божественное Писание противоречит себе? Да не будет. Но что пророки и апостолы видели бога, это истинно, видели же, на сколько могли видеть и на сколько это было вместило для них, и Бог являлся им, как хотел; ибо все для Него возможно. И что Бог невидим и непостижим, это ясно и всеми призвано; но, с другой стороны. Он силен делать то, что хощет, ибо никто не воспротивится хотению Его. Итак, ОБ невидим по природе и непостижим в славе. Когда Он восхощет явиться созданному от Него человеку, ничто не может воспротивиться Его воле. Ибо Божество не подлежит такому стеснению, чтобы не могло сделать того, чего хочет, или сделать то, чего не хочет (потому что всемогущ тот, кто делает то, чего хочет), но Он делает то, что прилично Его Божеству; и вообще нет ничего, что бы препятствовало Его хотению, так чтоб Он не мог исполнить то, что хочет, сообразно с своим Божеством. Впрочем, невозможно уви-

250

 

 

деть Бога и видимому не по силам видеть невидимого. Но невидимый Бог, по Своему человеколюбию и всемогуществу, удостаивает укреплять немощное своею силою, дабы оно могло увидеть невидимое. И оно видит невидимое и беспредельное, но не как беспредельное, а насколько может вместить природа бессильного, подкрепленная для восприятия сильного. Итак, в Божественном Писании не окажется никакого разногласия и ни одно верование не будет в противоречии с другим.

Гл. 8. Дело, как я часто объяснял примером, представляется так: если бы кто смотрел на небо через самое малое отверстие и сказал: вижу небо; то он не солгал бы, потому что действительно видит небо. А если бы кто-либо сметливый сказал ему: ты неба не видал, то и этот не солгал бы, потому что и тот, кто говорит, что видит, не лжет, и тот, кто сказал ему, что не видит неба, тоже говорит правду; ибо он не видит ни долготы, ни широты неба. И видевший сказал правду, и возразивший, что тот не видал, не солгал, но был справедлив. Часто и мы, стоя на вершине горы, видим море. И если скажем, что видели море, — не солжем; и если кто напротив скажет: ты ее видал моря — тоже не солжет; ибо какова широта, какова длина его и глубина и где пределы бездны, — этого, будучи человеком, он не может знать.

251

 

 

Если так идет у нас дело по отношению к тварям, то не тем ли паче так относительно благодати, которую даровал Бог пророкам и апостолам? Они действительно видели Бога и не видали, но видели, сколько могла вынести природа и — то по силе благодати, которою Всемогущий укреплял их во всем, ради любви своей к человеку, служащему Ему воистину. Но если бы кто подумал, будто Бог имеет руки, или глаза, или иное, потому что в таком виде являлся Он пророкам и апостолам, — такие люди, увлекаемые страстью к спорам, изобличаются истиною. Но что говорится в Божественном Писании, тому должно верить, что то действительно так, а как то бывает, Ему одному известно. Несомненно, что Он действительно являлся, но являлся, как хотел, и когда являлся, истинно являлся. Ибо Бог все может, и нет ничего для Него невозможного. Он непостижим, будучи Духом недоступным для ума, все объемлет, а сам ничем ее объемлется. И каков Отец, таков и Сын, таков и Дух по Божеству. Один Единородный, пришедши в мир, облекся плотью, в которой и воскрес, которую и соединил в духовное единение с Божеством и воссел во славе, одесную Отца, по Писанию (Еф. 2, 6, Евр. 8, 1). И как Он непостижим и недоступен разумению, так все, что говорится о Нем, истинно; как Бог непо-

252

 

 

стижим, так все, что говорится о Нем, непостижимо; но непостижимо по отношению к тому, каков Бог сам в себе и как Он находится в славе непостижимой. По мере наших сил, мы высказали то во славу Божию языком человеческим. Ибо мы не можем воспользоваться для этого другими звуками, кроме тех, которые даны вам Богом в определенной мере, хотя умом мы представляем о Боге несравненно больше. Но уста наши, заключенные в известную меру и стесненные телесными органами, не могут выразить столько, сколько постигает ум. Поэтому и Бог снисходит, принимая от нас звание о Нем и славословие, даже когда оно простирается выше наших сил, не для того, чтобы мы что либо дарили Богу, но чтобы прославляли божество по мере силы, благочестиво мыслили о Нем и не отпали от Его благодати и истины. — Сказав таким образом о самом Авдии и Авдианах, мы изложили их речи, которые они и сами по простоте пересказывали и которых они держатся упорно и с усилиями, доходящими до неприличия.

Гл. 9. Но есть у них и многое другое, за что они особенно сильно стоят, производя разделение церкви, и чем они и других устрашая часто отвлекают от церкви, преклоняя на свою сторону мужчин и женщин. Ибо они хотят совершать пасху вместе с Иудеями, т. е.

253

 

 

стараются доказать, что праздновать пасху надобно в то же время, когда иудеи приготовляют для себя опресноки, и это потому, что некогда был таков обычай в церкви. Но они взводят клевету на православных по этому делу, говоря: вы со времен Константина, по лицеприятию к этому царю, оставили обычай отцов касательно праздника пасхи и переменили день из угождения царю. А некоторые, по своей задорливости, еще утверждают: когда праздновался день рождения Константина, тогда вы перенесли на это время празднование пасхи. Если бы пасха совершалась каждый год в один и тот же день и в один и тот же день постановлено было совершать ее собором, созванным при Константине — то их слова были бы убедительны. Но так как каждый год не может быть одинаковое распределение времени, то их слова оказываются несправедливыми. Ибо царь заботился не о дне своего рождения, но об единении церкви. Действительно чрез вышеупомянутого боголюбезнейшего и присноблаженного Константина Бог совершил для нас два великих дела — во 1-х созвал вселенский собор, издал составленный в Никее символ веры, засвидетельствованный подписью собравшихся епископов, низложил Ария и проповедал всем чистую веру; во 2-х исправил чрез них дело относительно пасхи для нашего единения. Ибо

254

 

 

издревле и с давних пор происходили в церкви разногласия касательно этого предмета, и каждый год происходили глумления: потому что горячо споря друг с другом, одни праздновали пасху неделею раньше, другие же неделею позже, так что одни праздновали ее прежде всех, другие в средине, а третьи после всех — в конце. Словом, был большой беспорядок и замешательство, как не безызвестно многим ученым, какое в разные времена происходило смятение в церковном учении по вопросу об этом празднике. Еще во времена Поликарпа и Виктора восточные, разноглася с западными, не хотели принимать друг от друга примирительных посланий. Тоже самое случалось и в другие времена, — именно, во времена Александра, епископа александрийского и Крискентия, когда они писали друг к другу послания и спорили между собою. И это продолжалось до нашего времени, с тех пор, как произошло смятение после времени рукоположения во епископы из обрезанных. Посему собравшиеся отовсюду епископы, рассмотревши дело обстоятельно, с общего согласия постановили праздновать пасху сообразно определению и церковному последованию.

Гл. 10. Для подтверждения своего учения Авдиане ссылаются на Постановления Апостольские, которые многими подвергаются сомнению; но их нельзя отвергать, ибо в них заклю-

255

 

 

чается все относящееся к церковному благочинию и нет ничего повреждающего веру, ее исповедание, церковное управление и правила. Изречение же, приведенное для подтверждения учения о пасхе, вышеупомянутые Авдиане худо толкуют и по невежеству не так понимают. Ибо в тех же Постановлениях Апостолы делают следующее определение: вы не составляйте определений, но совершайте праздник, когда совершают это братия ваши, сущие от обрезания; вместе с ними совершайте*). Не сказали: братия ваши, сущие в обрезании, но от обрезания, дабы показать, что перешедшие из обрезания в церковь с того времени стали руководителями, и дабы одни пришли в согласие с другими, именно, чтобы одни не совершали праздника в одно время, а другие — в другое. Ибо вся их забота сводилась к объединению церкви, дабы не было расколов и разделений. Авдиане же, не понявши мысли Апостолов и приведенных слов в Постановлениях, думали, не должно ли совершать пасху вместе с Иудеями. В то же время из обрезанных пятнадцать человек сделались епископами, и когда епископы из обрезанных поставлены были в Иерусалиме, весь мир должен был последовать им и совершать

_________________________

*) В известных нам Постановлениях Апостольских приведенного Св. Епифанием места не находится.

256

 

 

пасху вместе с ними, дабы было единогласие, и единое исповедание, и единое совершение праздника. Но заботливость отцов привести мысли людей к церковному единению, не могшая столько времени осуществиться, по благоволению Божию достигла исполнения при Константине ради единомыслия. Изречение же в Постановлениях апостолов употреблено ради единомыслия, как свидетельствуют они сами, говоря: хотя бы они и заблуждались, но вам об этом да не будет заботы. Впрочем, в самых словах, там сказанных, найдется опровержение для Авдиан. Ибо там говорится, что среди празднования опресноков нужно совершать бдение; а этого никак не могло бы быть в определении церковном.

Гл. 11. В вопросе о праздновании пасхи стоят в связи три обстоятельства: движение солнца, которым определяется день воскресный, и месяц, и обращение луны, которое принимается во внимание по установлению закона, чтобы пасхальный агнец закалялся в четырнадцатый день луны, как сказал закон*). Итак, пасха не может совершаться, если не прошло равноденствие, что Иудеями не соблюдается; да они и не хотят соблюдать точности в этом деле,

_________________________

*) Яснее обозначены эти три пункта в 50 ереси гл. 8, именно: 14 день луны, весеннее равноденствие в воскресный день.

257

 

 

ибо у них все расстроилось и пришло в беспорядок. Впрочем, если и существует такая точность относительно этого вопроса, то она высказана апостолами не ради этого вопроса, и не ради точности, но ради единомыслия. И если апостолы заповедали совершать праздник вместе с врагами Христа, как усиливаются доказать Авдиане*), не тем ли более надобно совершать его в согласии с церковью, дабы не разрушить единомыслия церковного? Как же можно сделать это? Ибо сами апостолы  говорят, что когда они пиршествуют, вы, постясь, плачете за них, потому что в день праздника распяли они Христа; а когда они плачут, вкушая опресноки с горькими травами, вы пиршествуете. Но случается, что они вкушают опресноки в день Господень; ибо, при наступлении вечера на день Господень, они могут закалять пасху; а после вечера, когда пройдет суббота, они не могут совершать этого. А после заклания агнца, когда они пробуждаются

_________________________

*)·В Поставовлениях Апостольских напротив запрещается праздновать Пасху вместе в Иудеями; в 17 главе 5 книги там читается: «И так вы, 6ратия, искупленные кровию Христовою, должны торжествовать дни Пасхи с точностью со всем рачением после равноденствия, чтобы воспоминания одного страдания не совершить в году дважды, но чтобы единожды Умершего воспоминать в году однажды не наблюдая впредь, чтобы праздновать с Иудеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждаются и в самом времясчислении, почитая оное правильным, как во всех отношениях заблудившиеся и от истины удалившиеся».

258

 

 

для пиршества, как мы можем плакать и поститься в день Господень, слыша, что апостолы говорят в Постановлениях: озлобляющий душу свою в день Господень проклят Богом? Видишь ли, какая строгость и какой отпор им, когда дело не может совершиться согласно слову апостольскому? Вся истинность повеления заключается в намерении, и из Постановлений апостольских видно, что оно дано ради единомыслия, как показывает связь речи. Мы совершаем пасху после равноденствия, хотя бы и они совершали, так как и они вместе с нами часто совершают ее. А когда они совершают пасху прежде наступления равноденствия, то совершают одни. И если бы мы совершали пасху вместе с ними, то нам случилось бы в одном году совершать две пасхи — после равноденствия и прежде равноденствия; а в следующем затем году мы совсем и не стали бы праздновать пасхи. Таким образом все наше установление оказалось бы делом заблуждения, а не истиною, потому что прежде равноденствия еще не наступает конец года и не исполняется годовое кругообращение времени, назначенное Богом для людей, если не пройдет равноденствие.

Гл. 12. Много можно было бы говорить о том, как прекрасно устроили отцы, или лучше, чрез них сам Бог установил в церкви самое точное и истинное празднование этого

259

 

 

всечестного и всесвятого праздника, чтобы он совершался после равноденствия, когда приходится праздновать его в четырнадцатый день луны, дабы мы не праздновали его в самый четырнадцатый день. Ибо у Иудеев соблюдается один только день; у нас же не один, но шесть, целая неделя. Посему и сам закон говорит, распространяя пределы времени: возьмите себе овча единолетно, непорочно, совержнно от десятаго дня месяца, и будет вам соблюдено даже до чевертагонадесять дне и заколите сю к вечеру в четыренадесятый день месяца, т. е. луны (Исх. 12, 5-7). А церковь соблюдает обычай совершать праздник пасхи, то есть седмицу*), назначенную и самими апостолами в их Постановлениях, от второго дня недели, когда покупали агнца. И если четырнадцатый день луны приходится во второй день недели, то с этого дня начинается заклание агнца**); точно так же***), если он приходится и в третий день недели, и в четвертый, и в пятый, и в кануне субботы и в субботу****), — потому что шесть

___________________________

*) Св. Епифаний разумеет здесь седмицу, предшествующую светлому воскресению, или страстную.

**) Т. е. воспоминание страстей Господних, или страстная неделя.

***) Начинается со второго дня недели, с понедельника.

****) Св. Епифаний не упоминает здесь о первом дне недели, воскресенье, потому что если 14-й день луны придется в воскресенье, то страстная неделя начинается не с предыдущего понедельника, а со следующего, иначе светлое воскресенье пришлось бы в самый 14-й день луны.

260

 

 

дней назначено на совершение этого дела*). Ибо ни от шестнадцатого, ни от девятого**) дня луны мы не можем начинать седмицы сухоядения и пасхи, называемой святою, но от десятого до наступления пятнадцатого, находящегося между двумя течениями ночи и дня***). Так наблюдается это число четырнадцати дней луны* впрочем к нему присоединяется наступление пятнадцатого дня ради необходимой точности солнечного течения после равноденствия и лунного течения в продолжение четырнадцатого дня и полной седмицы до воскресного дня; мы начинаем счет от десятого дня луны, в который выбирался агнец и которого буква означает имя Иисуса****), поелику именем Его взимался прообраз Его агнец, предназначенный от десятого дня. Но ни от начала шестнадцатого дня, ни от девятого дня луны мы не можем начинать счета, или оканчивать. Ибо

__________________________

*) Т. е. на воспоминание страстей Господних.

**) Трудно согласить это с вышесказанным: потому что если 14-й день луны приходится в субботу, то, как утверждает сам св. Епифаний, воспоминание страстей Господних начинается с предыдущего понедельника, т. е. с девятого дня луны.

***) Не ясно, что разумеет Св. Епифаний, говоря о двух течениях — ночи в дня. Может быть, он хотел этим точнее определить период, в который может начинаться страстная неделя. Этот период продолжается, по его убеждению, с утра 10-го дня луны до утра 15-го; таким образом он находится среди двух пределов: первый предел есть ночь с 9-го на 10-й день, а второй — 15-й день луны, так как страстная неделя начинается не с середины дня, а с утра.

****) Т. е. греческая буква: ι, означающая 10.

261

 

 

годы солнца и луны, вследствие разности в их течении, значительно отставая, производят это неравенство. Не для соблазна это определено Богом, но устроено Им с точностью, по премудрому Его распоряжению, которое Он ввел в свой мир, установивши пределы светил, и времен, и месяцев, и годов, и солнечных движений — это все следствие промыслительного о людях попечения, проистекающего из Его человеколюбия.

Гл. 13. Год по солнечному течению состоит из трех сот шестидесяти пяти дней и трех часов, а год по лунному течению состоит из трех сот пятидесяти четырех дней; поэтому от лунного обращения остается лишних одиннадцать дней и три часа:*). Поэтому в первый год бывает одиннадцать так называемых епакт**) и три часа; во второй год — двадцать два дня и шесть часов; в третий год — тридцать три дня и девять часов; и таким образом составляется один месяц, так называемый вставный; ибо вставляются тридцать дней, и остаются три дня и

__________________________

*) Приведенные числа не совсем точны. Солнечный год (от одного весеннего иди осеннего равноденствия до другого) составляет 365 дней, 5 часов, 48 минуть 48 секунд, а лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев (каждый месяц от новолуния до новолуния), продолжается 354 дня, 8 часов, 38 минуть, 36 секунд. Таким образом, ежегодная разница между тем и другим составляет 10 дней и 21 час.

**) Прибавочных дней.

262

 

 

девять часов. Эти последние, приложенные к 11 дням и трем часам от четвертого года, составляют 14 дней и 12 часов. Когда приложены будут другие 11 дней и 3 часа, образуются 25 эпакт и 15 часов. Когда же в шестой год прибавляются другие 11 дней и 3 часа — образуются 36 дней и 18 часов, которые составляют один вставный месяц. Таким образом через три года вставляются два месяца: один месяц — в первые три года, а другой — во вторые три года. От эпакт еще остается 6 дней и 18 часов. Приложенные к 11 дням и 3 часам седьмого года, они составляют 18*) эпакт и 21 час. По приложении к ним в восьмой год опять 11 дней и 3 часов, получаются 28 дней. эпакта**) и 24 часа, которые составляют 2 дня. Из этих часов, приложенных к 28 дням, составляются полных 30 дней. Таким образом в осьмой год нарастают

______________________

*) Надобно читать: 17.

**) Собственно: эпакты, ἐπακταὶ; но так как вслед за тем говорится, что это количество и 24 часа составляют два дня, то надобно думать, что здесь должно разуметь один прибавочный день, одну эпакту. Что имеет в виду Св. Епифаний, прибавляя здесь одну эпакту, трудно решить. Может быть, он имел в виду то, что, так как лунный месяц продолжается не ровно 30 дней, а 29 ½, между тем в 3-м и 6-м году вставный месяц был полагаем в 30 дней, то отсюда и образовалась разность в один день, в одну эпакту. Но в таком случае надлежало бы эту эпакту прибавить не в 8-м году, а в 6-м.

263

 

 

30 дней, — один месяц в два года. Следовательно во весь осмилетний период*) нарастают 90 дней, или три полных вставных месяца, именно от первых двух трехлетий образуется по одному месяцу и один месяц от двух последних лет. В этих трех вставных, трехсоставных месяцах происходит разность Пасхи у Иудеев и Христиан и других**).

Гл. 14. Вот в чем состоит отличие у упомянутых Авдиан. Они приводят в заблуждение мужей в жен и хвастаются, будто они в этом отношении поступают согласно древнему преданию и постановлениям апостольским; между тем они не соблюдают никакой точности и не понимают очевидной, выраженной в Постановлениях апостольских, заботливости, которую они обнаружили совсем не для того, чтоб показать, будто Иудеи правильно совершают праздник, но для пресечения страсти к спорам тех, из коих каждый

_______________________

*) Вместо осмилетнего периода лунных годов, первый вселенский Собор установил для определения дня празднования Пасхи 19-ти летний период, который гораздо точнее соответствует действительному движению луны. По этому периоду день празднования Пасхи и доныне определяется в православной церкви.

**) Когда Пасха празднуется во вставном 13-м месяце луны, то она приходится прежде весеннего равноденствия: от этого и происходит разность с теми, которые празднуют Пасху после весеннего равноденствия.

264

 

 

желает совершать по-своему, а не в согласии со всеми. Ибо Христос желает единой пасхи, одобряет такую, и приемлет того, кто совершает ее без спора и вместе с теми, которые совершают ее с точностью, вместе со всею святою церковью, торжествующею праздник разнообразно. А чтобы со времен Константина произошло разногласие относительно пасхи, это очевидно клевета. Прежде Константина были раздоры и служили предметом насмешки, так как Еллины говорили и смеялись над разногласием в церкви; но при Константине старанием епископов разногласие это уничтожено и настало общее согласие. Что же может быть полезнее и приятнее того, как если народ от крайних пределов земли в один день освобождается для служения Богу и все вместе совершают бдение и одни в те же дни проводят в бдении, молитве, единомыслии, богослужении, посте, сухоядении, в чистоте и других богоугодных делах, приличных этому всечестному дню? Но думаю, что достаточно сказано о разногласии Авдиан по этому предмету.

Этот старик Авдий, вследствие доноса епископов царю, сослан был царем в ссылку в пределы Скифии за то, что отторгал народ от церкви. Проживая там (о числе лет не могу сказать) и проникнув еще дальше, во внутренние страны Готфии, он огласил хрис-

265

 

 

тианским учением многих из Готфов. От него в самой Готфии получили начало монастыри, монашеская жизнь и девство и строгое подвижничество. Эта община действительно ведет удивительный образ жизни, и все в их монастырях идет прекрасно, кроме споров касательно перемены времени празднования пасхи и неразумно понимаемого учения об образе Божием.

Гл. 15. Ужаснее и страшнее всего то, что Авдиане не молятся ни с кем из православных, хотя бы топ» отличался честным поведением. не имел ничего достойного обвинения, не мог быть уличен в любодеянии, или прелюбодеянии, или корыстолюбии, но единственно потому, что он находится в общении с церковью. Действительно страшно переменять имя христиан святой церкви, не имеющей другого имени, кроме имени Христа и христиан, и называться именем Авдия, делать собрания и желать носить на себе название простого человека, хотя бы секта эта отличалась безупречностью жизни и всякою справедливостью. После смерти Лидия, присоединились к его обществу многие епископы, и прежде всех некто Ураний в Месопотамии. Он увлек некоторых из Готфии и поставил их епископами: таков был некто Силуан и некоторые другие, из которых некоторые уже умерли и

266

 

 

между прочим Ураний, который славился в среде этой секты. После же смерти этих епископов, — Урания и Силуана из Готфии, многие отделились, и общество Авдиан дошло до малаго числа в пределах Халкиды и в пределах Евфрата. Ибо не только многие из них, но и наши, жившие1 таить, христиане изгнаны были из Готфии, когда настало великое гонение от даря языческого и сделалось ужасным; и вследствие ненависти к Римлянам за то, что римские императоры были христиане, весь род христианский был изгнан из этих стран. Но не совсем были истреблены корень мудрости и насаждение веры: потому что, хотя и казалось, что изгнаны были все, однако же осталось там несколько человек, ибо не может исчезнуть источник веры. Многие из самых Авдиан, удалившись из Готфий и из наших стран, пришедши сюда, живут здесь с того времени четыре года. И на горе Тавре, в Палестине и Аравии монастыри тех же Авдиан уничтожены; а они были очень распространены. Теперь осталось не много людей и монастырей, едва ли не в двух только селениях и в упомянутых выше областях, в крайних пределах Халкиды и по ту сторону Дамаска и Месопотамии, где и до сего времени, как я сказал, живут они в малом количестве.

267

 

 

Но довольно, думаю, говорить о них. Оставив их, я перейду по порядку к следующему, дабы не оставить без внимания ничего, случившегося в мире, в области разделений, споров, разногласий и расколов; ибо хотя они и не уклоняются вполне от веры и нравственности, однако же все отделившееся и сделавшееся известным в жизни по возможности не будет оставлено вами без внимания.

268


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.