13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Епифаний Кипрский, свт.
Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга вторая. О вардисианистах
О ВАРДИСИАНИСТАХ;
тридцать шестой, а по общему порядку пятьдесят шестой, ереси.
Гл. 1. За сими по порядку следует некто, так называемый, Вардисиан. Этот Вардисиан, от которого произошла ересь вардисианистов, родом был из Месопотамии, из жителей города Едессы. Сперва он был доблестным мужем, и написал немало книг, пока был здравомыслен. Он принадлежал к святой Божией церкви, и знал два языка, а именно: эллинское наречие и сирский язык. Сперва он был своим человеком у властителя едесского Авгаря, мужа
453
праведнейшего и красноречишейшего, с ним вместе действовал и соучаствовал в его образовании, а после его кончины продолжал жизнь до времен кесаря Антонина, не того, который называется благочестивым, но Вера. Много состязался с астрономом Авидою против его учения о судьбе. Встречаются и другие его сочинения согласные с благочестивою верою. Он также восстал против убеждений друга Антонинова Аполлония отказаться от именования себя христианином. Он едва не стал исповедником и, мужественно защищая благочестие свое, отвечал разумными словами, а именно сказал, что не боится смерти, которой быть необходимо, хотя бы он и не стал прекословить царю. И так много этот муж по всему был украшен, пока ошибкой не впал в свою ересь, уподобившись прекрасному кораблю, на который наложена несообразная тяжесть, и который разбился при входе в пристань, и погубил весь свой груз, да и другим, бывшим на нем, причинил смерть.
Гл. 2. Ибо он растлился в сообществе с валентинианами, и из их негодного учения почерпнул их отраву и плевелы, и сам стал учить о многих началах и горних порождениях и. отвергнув воскресение мертвых, установил сию самую ересь. Он пользуется законом и пророками, ветхим и но-
454
вым заветом, а также некоторыми подложными книгами. Но и этот еретик, вместе со всеми предшествовавшими ему и последующими за ним, будет опровергнут, как отчуждивший сам себя от истины и из светлого огненного светильника обратившийся как бы в копоть.
О воскресении мертвых сказано уже нами во многих ересях, но не поставим в тягость и теперь сказать несколько слов в опровержение сего еретика. Ибо если ты, Вардисиан, принимаешь ветхий завет, а также и новый: то чем не обличаешь себя в том, что повреждаешь путь истины, и сам себя устраняешь от истинной жизни Господний? Ибо Сам Господь первый, да будет нам залог воскресения и перворожден из мертвых (Кол. 1, 18.), и умер за нас и воскрес, а не мнимо только пострадал, ибо был погребен, и тело Его было носимо. Что это было не мнимо, и не призрачно, свидетельствует о том Иосиф, иже от Аримафеа (Марк. 15, 4-3.), свидетельствуют и жены носящия миро на гроб (Лук. 23, 56; 24, 1.), и алоя весом литр сто (Иоа. 19, 39.). И Ангелы, явившиеся женам, свидетельствуют: воскрес, несть зде: что ищете живаго с мертвыми (Лук. 24, 5. 6.)? И не сказали: не умирал, но: воскрес Он, пострадавший плотью, но всегда живой духом, и по Божеству
455
Своему непричастный страданию, свыше вечно рождаемый от Отца, а в последние дни благоволивший сделаться человеком от девы Марии, как свидетельствует святой Павел, который говорит: рождаемый от жены, бываемый под законом (Гал. 4, 4.). Ужели ты не слыхал еще изречения, в котором сказано, что подобаем тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор. 15, 53.)? Или не убеждает тебя пророк Исаия, который говорит: и воскреснут мертвии, и востанут, иже во гробех (Иса. 26, 19.)? А также и Сам Спаситель, Который говорит: и восстанут сии в живот вечный, а те в муку вечную (Мф. 25, 46.)? Или не помнишь ты о посмертной беседе Авеля к Богу, о которой сказано, что не душа, но кровь обращается с мольбою и вопиет к Богу (Быт. 4, 10.)? А кровь не душа, но в крови душа. Ибо кровь есть тело видимое; а душа, как невидимая, имеет пребывание в крови. И всем изобличается твое, Вардисиан, зловерие, опровергаемое самою истиною.
Гл. 3. Поелику же о многих началах я много раз много говорил против говорящих это: то здесь не буду много говорить о сем, но припомню слова святого апостола:нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него: ги един Господь Иисус Христос, Имже
456
вся, и мы Тем,(1 Кор. 8, 6.).Посему, как может быть многобожие и много начал, еслиедин, Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем?Из сего следует, что Творец один, а не многие боги, и не многие эоны. Ибо сказано:ащемногисуть бози глаголемии (I Кор. 8, 5.).Словом: глаголемии, апостол показал, что по существу своему это — не боги. Показав же сие о так называемых богах эллинских, которых боготворили эллины: солнце, луне, звездах, и сим подобных, заградил путь мнениям всех заблуждающихся.
Поелику же здравая вера сохраняется во всем целою, и составляет твердыню и спасение верных: то всякое еретическое измышление странных речений удобно опровергается. Так опровергнут и этот, сам себя сделавший жалким и отчуждавшийся от жизни. Ибо пророк говорит святой Божией церкви: положу анфракс камень твой, и на основание, твое, сапфир, и стены твои каления избранная, и забрала твои иаспис (Иса. 54, 11. 12.). Потом после говорит: всяк глас, иже на тя востанет: одолевши им всем на тя же не благопоспешится (—17.), ибо не одолеет истинной веры, потому что церковь создана на камени, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18.), как обещал ей святой Бог-Слово, ее Царь и Жених, ее Господь
457
и Владыка, Которому, и Отцу в Сыне, со Святым Духом, слава честь и держава во веки веков, аминь.
Поправ и сию еще ересь, которую побили мы древом жизни, как отсеченную, но еще трепещущую, змеиную голову, сами воздадим, возлюбленные, благодарность Богу, и снова простремся к рассмотрению иных ересей.
458
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.