Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга вторая. Об адамианах

ОБ АДАМИАНАХ:

тридцать второй, а по общему порядку пятьдесят второй, ереси.

Гл. 1. Кротом называют некоторое четвероногое животное, живущее низко в земле в норах. Оно роет землю, и имеет свое жилище в самых скрытых ее местах. По всему это животное похоже на малого щенка, тот же имеет объем роста, и совсем не имеет зрения. Но это животное—опустошительное; оно снизу уничтожает корни у всего, что разводят люди на земле, а преимущественно у всего растущего на овощных грядах, и у пряных насаждений: лука, чеснока, луковичных растений и тому подобных, пырея и других. Если же роясь, само того не заметив, из земли попадет наружу на свет, или будет захвачено и уловлено людьми; то это животное всем изловившим причиняет смех. Так и находящаяся теперь у меня под руками ересь, о которой предпринимаю говорить, слепа сердцем и несмысленна, и причиняет опустошение себе самой, сама подсекает снизу свой состав, и губит много корней, то есть, впадших в нее мужей. Если же когда либо случится людям разумным подсмотреть ее, доставляет не ма-

418

 

 

лый смех: как и выше названное животное по причине своей слепоты подвергается тому, что над ним издеваются в следствие отсутствия зрения, и не находит, куда ему уйти; так и эта ересь. Еретики эти дали себе имя Адама. Говорим же это по слуху, потому что слышали от многих мужей; ибо не нашли сего в письменных сочинениях, и не встречались ни с кем из таковых еретиков.

Поелику же говорили многие: то мы признали справедливым упомянуть и об этой ереси. Посему и справедливо мы уподобили ее вышеназванному слепому животному, которое не скоро могут видеть люди, потому что оно скрывается в земле и снизу причиняет вред. Но эта ересь весьма смешна, и я думал совсем не вносить ее в число прочих: но поелику все-таки есть о ней слух в мире; то пусть разумный слушатель не поставит себе в труд узнать о всех плевелах, посеянных в мире диаволом. Ибо есть ли такая ересь, или нет ея; но, поелику мы слышали от многих рассказы о ней; то для безопасности мне показалось основательным сказать и о ней, а не миновать ее, хотя бы она и разрушилась, и уже не существовала. Ибо не знаю достоверно, есть ли она еще, или ее нет. Но зачем долгое время тянуть предисловие к рассказу? Начну сметный рассказ, а более плачевный (ибо то и другое

419

 

 

вместе и смешно и плачевно); плачевно то, как диавол породил в умах людей посмеяние над созданием Божиим, а смешно то, что люди и не видят, и не помышляют о разумном.

Гл. 2. Ибо во первых, как сказывают, они свои церкви, или норы и пещеры (я так назвал бы еретическия сходбища) устрояют в отапливаемых снизу помещениях, подтапливают же снизу для того, чтоб было тепло для согревания собирающихся внутри презренного дома. А при входе, у дверей, ставят они каких-то хранителей одежд, на подобие сторожей одежды в банях (καьψαρίων); и каждый входящий, мужчина ли то, или женщина, раздевается вне, и входит совсем нагой, как из утробы матери; и все их мнимые начальники и учители, как из утробы матери, сидят одни выше, другие ниже, смешанно и рассеянно. Все у них, конечно, только называются и слывут воздержниками и девственниками, как обманывают они самих себя. И чтения, и все прочее они совершают нагие. А если бы показалось, что кто-нибудь, как и говорят это, подвергся падению; то его уже не принимают в собрание; ибо говорят, что он—Адам вкусивший от древа, и осуждают его на изгнание как бы из рая, то есть из своей церкви. Ибо церковь свою почитают раем, а самих себя

420

 

 

общниками Адама и Евы. По какой же причине подтапливают свой домишко, чтобы не коснулась их стужа? Адам и Ева жили не в топленном доме, и никакой жар не удручал их, ни стужа не тяготила. А воздух у них был самый чистый и стройно соразмеренный Богом для полного благорастворения: ни жестокость холода не делала его резким, ни неприятнейшее накаливание от зноя ему не угрожало. Даже питание было нетленное (μβροοία), созданное Богом. Местопребывание назначено было такое, которое создано было для приятности и благополучной жизни; и они, как сказал я, не подвергались ни стуже, ни зною. А эти еретики вот в чем имеют нужду; потому особенно и подвергаются осмеянию.

Гл. 3. Потом же рассмотрим еще с другой стороны, как все это заблуждение изобличается тем, что Адам и Ева (у) не на один только час, но непрестанно нага беста, и не стыдястася (Быт. 2, 25.) А эти еретики обнажаются не потому, что не стыдятся, хотя сами и думают так, но по ненасытности похоти, чтобы потешить зеницы очей. Ибо у них не стало стыда, похваляемого во всех святых Писаниях, и истинно исполнилось на них изречение пророка: лице жены блудницы бысть

(у) В подлиннике: ἐκεῖνοι.

421

 

 

тебе, нехотела еси постыдетися ковсем (Иер. 3, 3.). А после этого часа вне собрания они надевают на себя одежду; и тогда уже они не Адамы. И Адам и жена его не тотчас запаслись одеждами; но сперва листвие смоковное сшиста (Быт. 3, 7.) а потом даны были им ризы кожаны (—21.), и спустя много времени их жизни, многоразличная премудрость Божия вложила в них искусство одеваться. И всячески эти еретики подлежат осмеянию, когда называют себя общниками Адама, потому что лгут на себя, но вместе говорят и правду. Ибо с одной стороны они не Адамы,—как это ясно из многих признаков, которые мы и указали; а с другой стороны они делаются игрушкою духовного змия, — это ясно из их поддельного лицедейства, обнажения, срама и сметного обычая.

Но недостойно нас много заботиться об их опровержении. Ибо и для истребления подобного им животного нет нужды в воинских снарядах, или в большом оружии: это животное уничтожается малою палкой, а часто, как только высунется из норы, оставляется так, и гибнет само собою, подвергаясь поруганиям и насмешкам, и не находя убежища, как и эти еретики, быв уличены, приводятся в срам всеобщим осмеянием, нескромным поведением, и вздорным содер-

422

 

 

жанием учения. Приступая же к рассмотрению следующих за сею по порядку ересей, снова будем молить Господа, чтобы помог нам как в разыскании, так и в опровержении других ересей, во спасение нас и читателей.


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.