Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

На восемьдесят ересей. Книга первая.

НА ВОСЕМЬДЕСЯТ ЕРЕСЕЙ

ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ

ПАНАРИЙ

ИЛИ КОВЧЕГ.

 

КНИГА ПЕРВАЯ

ОТДЕЛЕНИЕ 1-е

Гл. 1. Начиная сообщать сведения и вести речь о вере и неверии, о православии и неправославии, сперва приведу на память начало сложения мира и его последование, движимый не своею силою и не собственными рассуждениями, но как Владыка всех и милосердый Бог открыл это пророкам Своим, а чрез них сподобил и нас ведения о вселенной, по мере вместимости естества человеческого. И начиная всматриваться в это прямо, с первого  раза нахожусь не в малом борении, но чувствую сильный страх, как приступа-

21

 

 

ющий к делу немаловажному: почему призываю на помощь самого  Святого  Бога и единородного  Его Сына Иисуса Христа и Святого  Его Духа, да озарит ум нашей скудости светом ведения о сем. Писатели эллинские, и стихотворцы, и выражавшиеся речью плавною, приступая к какому-нибудь баснословному сочинению, призывали какую-то музу, а не Бога; потому что у них премудрость, понаписанному, бесовская и земная и не свыше нисходящая (Иак. 3, 15). Мы же призываем Святого  Владыку всяческих помочь нашей нищете и вдохнуть Святого  Духа Своего, чтобы с обещанным писанием не соединить нам чего либо поврежденного; испросив же сие самое, и признавая спою недостаточность, умоляем даровать нам Духа по мере веры и сообразно с оною.

Гл. 2. У всякого  читателя о всяком вопросе пусть будет сия мысль, что дело годов и веков — все те изобретения, какие малый наш ум мог потрудившись постигнуть, и конечно, будем говорить не о всем, что в мире; потому что и стоящие слова не всегда высказывается; оно невыразимо и неисчислимо, и людям непостижимо, ведомо же одному Владыке всяческих. У нас же идет речь о разности мнений и ведений, изложелий веры, которая от Бога, и неверия, ересей и неправого  человеческого  учения, рассеянного  в мире

22

 

 

людьми заблуждающимися с тех пор, как создан человек на земле, и до наших времен, то есть до одиннадцатого  года царствования Валентиниана и Валента, и до Грациана г). Об ересях же, которые от нас дойдут до ведения читателей, и о древнейших временах, частью знаем по науке, частью приобрели мы сведение по слуху, а о некоторых имели случай узнать собственными своими ушами и глазами, и уверены, что о корнях и догматах иных сообщим точное известие, об иных же некоторую часть того, что произошло от них, и из чего иное узнали из сочинений древних писателей, а другое из слышанного  нами от людей, в точности стоящих нашего доверия. Но приложили мы все попечение об этом, не сами собою приступая к делу, и не останавливаясь на повествованиях, превышающих краткость нашего слова. Ибо и это самое сочинение, которое за благорассудил я написать, при помощи Божией произошло, потому что добротолюбивые мужи, то тем, то другим поощряли мою немощь, и принуждали меня, так сказать, приступить к этому, как просили о сем убедительным посланием, и ваша досточестность, досточестнейшие братия и доброто-

г) Петавий замечает, что речь должно дополнить: до восьмого  года царствования Грацианова.

23

 

 

любивейшие сопресвитеры Акакий и Павел. Итак, поелику, приметив, что, не без Божией воли, по чрезмерной любви рабов Божиих, отовсюду доходят до меня просительные гласы, уважил я это; не с изяществом речи, не в благозвучных каких либо выражениях, но простым складом, простою речью, соблюдая только точность выраженного  в слове, начну свою речь.

Гл. 3. Никандр, описатель зверей и пресмыкающихся, сообщил сведение об их естестве, а другие писатели показали вещества корней и трав, как-то описатель растений Диоскорид, Памфил и царь Митридат, Каллисфен и Филон, вифинский Иолай и тарантинский Ираклит, собиратель трав Кратевас, Андрей и Юлий Басс, Никират, Петроний черный, Диодот и некоторые другие. Подобно сему покушаюсь и я открыть корни и учения ересей, не во вред читателям, но как у перечисленных пред сим писателей попечение было не о том, чтобы научить злу, но чтобы внушить страх и осторожность человеческому роду, и люди, зная страшные и губительные последствия, остерегались и при содействии Божией силы избегали, будучи внимательными и не вступая в борьбу; да и для тех, с кем встретьлось что-либо подобное, и которые потерпели такой вред или от дыхания, или от угрызения, или от зрения,

24

 

 

те же писатели, позаботившись о сем, изобразили врачебную силу корней и трав к уничтожению зловредности упомянутых выше пресмыкающихся: так и наш труд, при отвращении сказанного  выше от вас, вожделенные, состоит в том, чтобы открыть гнусные образы и губительные угрызения страшных пресмыкающихся и зверей. В противоположность же им на подобие противоядий приложим, где одно, где два слова, которые лишили бы их яда, и по Господе спасли желающего, по собственной ли воле, или невольно подвергся он этим змеиным угрызениям ересей.

Гл. 4. Ибо в начале Адам, будучи создан из земли и прияв дыхание, оживотворен в шестой день, а не в пятый, как думают некоторые, начато его сотворение, в шестой же приведено к окончанию; ибо мнение утверждающих это ошибочно. Был же он прост, незлобив, не имел никакого другого  имени, не приобрел себе прозвания ни славою, ни расположением воли, ни отличием жизни, но назывался только Адамом, что значит человек. Ему созидается из него же подобная ему жена, из того же тела и того же дыхания, и дети родятся у него мужеского  и женского  пола. Прожив девятьсот тридцать лет, воздал он долг. Его сын — Сиф, а сын Сифов — Энос, от

25

 

 

Эноса по преемству Каинан, Малелеил, Иаред. И как говорит дошедшее до нас предание, с сего времени начало зло усиливаться в мире, первоначально от преслушания Адамова, потом от братоубийства Каинова. Теперь же во времена Иареда и после появляются составы снадобьев, волшебство, непотребство, прелюбодейство и неправда. Ни в образе мыслей не было тогда разности, ни в мнениях различия, но один язык, один род рассеян был по земле. Но у сего Иареда рождается сын, по имени Энох, который угоди Богу, и не обреташеся, зане приложи его Бог (Быт. 5. 24), и не видел он смерти. Енох же родил Мафусала, Мафусал Ламеха, Ламех Ноя. И праведный суд Божий, наведя на вселенную потоп водный, истребил всякую плоть человеческую и других живых тварей, но сохранил повелением Божиим в ковчеге Ноя, благоугодившего  пред Богом, и обретшего  благодать; — именно же самого  упомянутого  Ноя, трех его сыновей, Сима, Хама, Иафета, также собственную супругу Ноеву и трех жен троих сыновей Ноевых, так что в тогдашнем ковчеге от потопа водного  спаслось восемь душ человеческих, и из всякого  рода зверей и животных, скотов и иных живущих на земле, для восстановления снова в мире всякого  вида существ, одних сохранилось два два, а дру-

26

 

 

гих седмь седмь (Быт. 7, 2). И таким образом прошло десять родов в продолжении двух тысяч двухсот шестидесяти двух лет. Потоп кончился, Ной и дом его послужили остатком миру. Не было еще иномыслия, ни разных народов, ни имени ереси, ни даже идолослужения. Но поелику каждый человек водился собственным своим образом мыслей (единого  же для всех закона дано еще не было, потому что каждый сам себе служил законом, и сообразовался с собственным своим образом мыслей); то, как у апостола в употреблении не одно именование варварства, но и другие; ибо говорит: о Христе Иисусе несть варвар ни скиф, и эллин и иудей (Кол. 3, 11), — варварством называлось тогда самое время протекавшее в продолжение десяти родов. После же потопа, поелику Ноев ковчег остановился на горах Араратских между армян и кардиев на горе называемой Лувар, то там сперва происходит население людей по потопе, там пророк Ной насаждает виноград, и делается жителем сего места. У детей его (не видно, чтобы Ной еще родил сам) родятся дети и дети детей в продолжение шести сот пятидесяти девяти лет до пятого  рода кроме Сима. И родословие этого одного сына представлю в порядке. Итак Сим рождает Арфаксада,

27

 

 

Арфаксад Кину д), Кина Салу, Сала Евера благоговенного  и богочестивого, Евер Фалека.

Гл. 5. И ничего не было на земле, ни ереси, ни иного  и иного  образа мыслей; все назывались только людьми, как говорящие одними устами и единым языком. Нечестием и благочестием определяли только естественный закон, и согласное с естеством избрание воли каждого  в отдельности, и не заблуждение в учении и в сочинениях писателей почерпнутое, не иудейство, не другая какая ересь, но, так сказать, вера, водворенная ныне во святой уже вселенской Божией церкви, какая была в начале, такою и в последствии открылась снова. Ибо кто намерен смотреть правдолюбиво, для того начало всего по самой цели есть святая Божия вселенская церковь. Первозданный Адам сотворен не в обрезании, но в необрезании по плоти; не был же идолослужителем, и знал Бога Отца и Сына и Святого  Духа, потому что был пророк. Посему, не имея обрезания, не был иудеем; не кланяясь изваяниям, или чему иному, не был идолослужителем. Ибо Адам был пророк, и знал, что Сыну сказал Отец: сотворим человека (Быт. 1, 26). Итак чем же он был? Ни обрезания не

д) Каинана.

28

 

 

имел, ни идолов не чествовал, напротив того обнаруживал в себе черты христианства. Так разуметь должно и об Авеле, и о Сифе, и об Еносе, и об Енохе, и о Мафусале, и о Ное, и об Евере, до Авраама. Были же тогда, до указанного  пред сим времени, в действии благочестие и нечестие, вера и неверие, — вера сохраняла на себе образ христианства, и неверие имело черты нечестия и беззакония, и было противно естественному закону. Итак в пятом роде после потопа, когда люди уже размножились от троих сынов Ноевых, по преемству сыны сынов и сыны последних сделались в числе семидесяти двоих вождями и главами в мире. Простираясь же вперед, при сходе с горы Лувар, из пределов Армении, то есть из страны араратской достигают равнины Сеннаар, где избирают себе место. Эта равнина Сеннаар лежит ныне в области персидской, а древле принадлежало это ассириянам. Посему, составив там совещание между собою, предприемлют построить столп и город. Все они, из смежных с Европою стран уклонившись внутрь Азии, получили от своего времени наименование скифов. Они-то приступают к столпотворению, и строят Вавилон; и не благоугодно стало Богу дело неразумия их. Ибо разделил языки их, и из одного сделал семьдесят

29

 

 

два по нашедшемуся тогда числу упомянутых выше мужей. От сего и названы они меропсами по причине разделенного  языка. А столп ниспровержен приражением ветров. Строившие разделились по всей земле в правую и в левую сторону; одни возвратились, откуда пришли, другие удалились вперед на восток, иные же заняли Ливию е), как это, если кто пожелает дознать в точности, найдет о каждом из удалившихся, что достиг он особого  некоего отечества, какое досталось ему по жребию, например: Мисраим получает в удел себе Египет, Хус — страну Эфиопскую, Псус — Авксомитийскую область, Регма, Савакафа, Фойдан и Луд ж) — места прилежащие к стране Гарамон.

Гл. 6. Но чтобы сочинение введения не доводить здесь до большей обширности, снова возвращусь к предложенному, и немедленно примусь за то, что по преемству следует. Во время Евера и Фалека, столпотворения и первого  города, построенного  после потопа, при самом построении начало замыслу о собрании многих воедино и о самовластии полагается уже Немвродом. Ибо царствует уже Немврод, сын эфиопа Хуса, от которого  рожден Ассур. Царство его открывается в

е) Африку.

ж) Слич. Быт. 10, 6. 7.

30

 

 

Орехе, в Арфале з) и в Халанни (Быт. 10, 10). Строит он Фирас, Фовел и Ловон в стране ассирийской. Эллины говорят о нем, что это Зороастр, который, подвинувшись вперед в восточные страны, делается жителем Бактр. Отсюда распространяется по земле беззаконие. Ибо рождается этот изобретатель не доброй науки, астрологии и магии, как некоторые говорят о Зороастре: по крайней мере, в самой точности, это было время исполина Немврода, и не большим промежутком времени расстояли между собою оба: Немврод и Зороастр. Фалек же родит Рагава, Рагав Серуха, а сие имя толкуется: возбуждение, — и начались у людей идолослужение и эллинство, как содержат в себе это дошедшие до нас сведения. Разум человеческий не изобретал еще себе дурного  занятия изваяниями, насечкою на камнях или на дереве, на обделанном серебре, или золоте, или другом каком веществе, и довольствовался только красками и живописными изображениями, и при помощи свободы, дара слова и ума вместо благости отыскивал беззаконие. У Серуха же родится сын Нахор, и Нахор родит Фарру. С сего времени произошло делание кумиров лепной и скудельной работы, при помощи Фаррина в

з) По слав. перев. Архаде.

31

 

 

этом искусства. Проходит же до этого из двадцати родов состоявший век в три тысячи триста тридцать два года. И у первых людей ни один сын не умирал никогда прежде отца. Напротив того отцы, умирая прежде сыновей, оставляли их по себе преемниками. И никто да не говорит мне об Авеле, он умер не своею смертью. Когда Фарра противопоставил Богу соревнителя, произведя его лепным своим искусством, тогда наказан подобным тому, что сам сделал, и в соревнование с ним вступил собственный его сын. Отсего божественное Писание с удивлением замечает сие, говоря: и умре Арран пред Фаррою отцем в земли рождения его (Быт. 11, 28).

Гл. 7. До сего времени продолжалось какое-то скифское преемство и именование, и не было еще никакой ереси, никакого другого  ухищрения, кроме только блужения — примышления идолов. После сего или злосчастных самовластителей, или чародеев, мечтами обольстивших вселенную, стали боготворить, почтив их памятники, и по прошествии многого  времени обоготворили Крона и Дия, Рею и Иру, и их окружающих; а потом воздали чествование Акинаку, скифские же савроматы Одрису праотцу фракиян, от которого  производится род фригиян; почему и фракияне называются сим именем от Фираса, быв-

32

 

 

шего  при столпотворении. Во все же последующее время, после того, как заблуждение с означенных выше времен получило свое начало, последовательность событий уже запутывается. Отсюда произошли писатели и историки, заимствовавшие у египтян ложные народные басни, где открыты тайны составов и магии. А к эллинам перенесено сие во времена Кекропса. В это время у ассириян были Нин и Семирамида, современники Авраамовы, жившие в восемнадцатую династию у египтян. В одном Сикионе были тогда цари, начало царству положено Европсом.

Гл. 8. И Бог избирает Авраама по самому отличительному свойству святой вселенской и апостольской церкви, как верного  в обрезании, совершившегося в благочестии, пророка ведением; приобретшего  в жизни евангельское поведение. Ибо дома чтил он отца, призываемый словом, отрекается от домашних, повинуется призывающему, как Петр, Андрей, Иаков, Иоанн. И чтобы не длить опять речи, скажу кратко. Патриарх сей, достигнув уже девяносто девятого  года, слышит от Бога повеление об обрезании. И сим начинается то, что отличает иудейство от эллинства; был же тогда от сложения мира род двадцать первый, и год три тысячи четыреста тридцать первый. И иудейство получило начало. Ибо скифство продолжалось от

33

 

 

потопа до столпа и до Серуха, а от Серуха до Авраама и далее было эллинство. Но от Авраама иудейство не было еще именованием ереси, и напротив того получившие имя за одинаковое с Авраамом богочестие назывались только Авраамовыми. Сыновей у Авраама было восемь; но единственным наследником был Исаак, потому что и жил он, посвятив себя богочестию, по правилам отца, и дарован был отцу по Божию обетованию. Но Авраам до Исаака имел сына Измаила от рабыни Агари. А Хеттура рождает ему шесть сынов. Они разделились в так называемой Счастливой Аравии: имена им: Зомвран, Иезан, Иесвок, Соиен, Эммадем, Мадиам и), а сыну рабыни, как сказано, было имя Измаил. Сей последний занимает и созидает в пустыне так называемый Фаран. У него сыновей числом двенадцать, и от них происходят колена агарян и измаильтян, называемых ныне сарацинами. Исаак же рождает двоих сыновей: Исава и Иакова. И род богочестивых назывался тогда авраамитами и исаакитами. Когда же Исав удалился в Идумею, страну восточную, лежащую к полудню от Ханаана; тогда делается он обитателем горы Сиир, и строит город так называемый Эдом. У

и) Слич. Быт. 25, 2.

34

 

 

него родятся сыновья, и под именем старейшин по преемству правят Идумеею; они назывались старейшины Едомли (Быт. 36, 19). В сем роде, если исключить из числа Авраама, и начать счет с Исаака, пятый по преемству есть Иов. Ибо Исаак родит Исава, Исав Рагуила, Рагуил Зару, Зара Иова, называемого  сперва Иокавом i), в последствии же, не задолго до бывшего  с ним искушения, прозванного  Иовом. Уже обрезание входило тогда в силу. Иаков, по совету отца и матери, бежит от брата своего Исава, по причине его гнева, в Месопотамию Фадан, на ту сторону Месопотамии Сусова к). Оттуда из собственного  родства своего выводит он числом четырех супруг, которые родят ему числом двенадцать сынов, названных и патриархами. Когда же возвращается он в землю Ханаанскую к отцу своему Исааку и к матери Ревекке, при истоках Иордана имеет видение от Бога. Иавоком называют поток, где Иаков видел полки Ангелов. И вот, сказано, человек с вечера, и боряшеся с ним даже до утра (Быт. 32, 24); человеком сим Писание означило Ангела, который в благословение Иакову дает почетное имя Израиля. Иаков же, вос-

i) А по славянской Библии, Иовавом, Иов. 42 гл.

к) Вероятно, то же, что Сирия Сувска, 2 Цар. 10, 6.

35

 

 

став оттуда, нарек имя месту тому: вид Божий ( 30): потому что Боровшийся, сказав ему при благословении: не прозовется ктому имя твое Иаков, но Израиль прозовется, определеннее выразил сие, сказав: понеже укрепился еси с Богом, и с человеки силен будеши (28). С сего времени дети Иаковлевы называются израильтянами.

Гл. 9. И Израиль, по отшествии Иосифа во Египет, отправляется туда и сам со всем домом своим, с сыновьями и внуками и женами упомянутых прежде и других, в числе семидесяти душ. Пребывает же род Израилев в стране египетской в продолжение пяти родов. Ибо Иаков родит Левию и Иуду и иных десять патриархов; Левий родит Каафа, а Иуда родит Фареса; Кааф родит Амрама; Амрам родит Моисея. Фарес родит Есрома, Есром родит Арама, Арам родит Аминадава, Аминадав родит Наассона во времена Моисеевы. И Наассон в пятом роде от Левия. Из земли египетской выходит Израиль среди чудес Божиих чрез Чермное море, и располагается станом в пустыне синайской. И по данному Богом повелению служителю Его Моисею исчислить мужей от двадцати и до пятидесяти лет, всех способных извлечь меч и взять в руки воинские оружия, оказалось таковых шестьсот двадцать восемь тысяч и пятьсот.

36

 

 

В это же время у эллинов известны были Инах, и дочь его Ио, называемая и Атфисою, от которой получила название и Аттика. От Ио Боспор, которому соименен так называемый город Боспор на Евксинском понте. Сию Ио египтяне называют Изидою, и поклоняются ей, как богине. А Инаху есть соименная река, называемая также Инахом. С сего времени у эллинов возымели начало таинства и священные обряды, сперва не к добру выдуманные у египтян, фригиян, финикиян и вавилонян, из египетской же страны перенесенные к эллинам Кадмом и самим Инахом, который именовался сперва Аписом, и построил Мемфис. А из таинств, получивших начало от Орфея и от неких иных, в последствии составлены ереси Эпикуром, стоиком Зеноном, Пифагором и Платоном. С этого времени начали они усиливаться до времен македонских, до Ксеркса, царя персидского, по взятии Иерусалима в первый раз, до пленения при Навуходоносоре, до Дария и до времен Александра македонского. Ибо в эти времена стали известны Платон и жившие прежде него, Пифагор, а за ним и Эпикур; отсюда, как сказано было прежде, заимствовали повод, и появились на свет писания у эллинов и провозглашенныя после сего времени ереси философов, которые согласны между собою в

37

 

 

заблуждении и одинакового  достоинства слагают учение об идолослужении, нечестии и безбожии; но, взаимно сходясь в одном и том же заблуждении, вместе и разнятся друг от друга.

 


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.