13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Епифаний Кипрский, свт.
Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга первая. Иудейство: О книжниках
О КНИЖНИКАХ,
в иудействе второй, а по общему порядку пятнадцатой, ереси
После этих саддукеев среди того же времени и современниками их явились книжники. Они были истолкователями преданий, как наставники в каком-то книжном знании; в ином поступали по-иудейски, но вводили излишнее некое ухищренное истолкование, жили не по закону только, но делали и нечто лишнее, соблюдали погружения чванов и сткляницам (Марк. 7, 4), блюдам и другим домашнего употребления сосудам, как будто по расположению к особенной чистоте и святости; они часто моют руки, часто обтираются после каких-то очищений в воде и купелях; носят на одежде какие-то воскрилия (Матф. 23, 5), как знаки строгой их жизни, чтобы повеличаться пред зрителями и заслужить от них похвалу; налагались же у них на одеждах и хранилища, то есть, широкие полосы из багряницы. Иный может подумать, что, поелику упоминается о сем и в Евангелии, то не о привесках ли говорит оно: потому что иные имеют обычай и привески называть хранилищами. Но в Евангелии идет речь вовсе не о том. Напротив того,
71
поелику носившие хранилища возлагали на себя долгие ризы, или род стихарей, или далматика, или безрукавные одежды, приготовленные из широкой тесьмы, вытканной из багряницы, наблюдающие же точность в выражении, обыкли сии полосы из багряницы именовать хранилищами: то посему и Господь, согласно с их словоупотреблением, назвал это хранилищами. Такое значение сего именования показывает и связь речи, и воскрилия риз. Сказано: воскрилия вместо: бахрама, и хранилища вместо: полосы на подоле из багряницы. Господь говорит: расширяете хранилища, и величаете воскрилия риз ваших (Матф. 23, 5). Ибо какие-то пуговицы на четырех полотнищах верхней ризы каждый имел привязанными к самой ткани в то время, когда совершал подвиг воздержания, или хранил девство; потому что каждый, вступающий в общество книжников, назначал себе время чистоты или воздержания, и это служило у них образцом, по которому бы видимы были людям принятые ими на себя обеты, чтобы никто не касался их, как освященных.
Преданий же было у них четыре рода: одни от имени пророка Моисея; другие от имени учителя их, так называемого Акивы, или Варакивы; иные же от имени Анды или Анны, иначе Иуды; и еще иные от имени сынов Ассамонеевых. Из этих четверо-
72
яких преданий почерпнуто все, что принято у них в закон, как признанное мудрым, но большая часть не отличающаяся мудростью восхваляется и славится, провозглашается и распространяется всюду, как достойное предпочтения учение.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.