Поиск авторов по алфавиту

Чинопоследование литургии по сакраментарию папы Григория Великого.

 

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ЛИТУРГИИ ПО САКРАМЕНТАРИЮ ПАПЫ ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО.

Во имя Господне начинается годичный сакраментарий (Liber Sacramentorum), изданный святым Григорием папою Римским 3). Как совершается Римская литургия (missa).

1) De reb. lit. с. VI.

2) Daniel, Cod. lit. T. I. Patr. curs. comp. Ser, lat. T. LXXVIII.

3) В издании Менарда и некоторых других еще вставлены слова: ех authentico libro bibliothecae cubiculi scriptus. По объяснению Менарда (п. 3)

 

 

84

То есть, во-первых, Входное (Introitus), какое бывает в установленные времена, или в праздники или в обыкновенные дни 1).

Потом Господи помилуй (Kyrie eleison).

За тем говорится: Слава в вышних Богу, если (совершителем таинства) будет епископ, только в день воскресный или в праздничные дни. Пресвитерами же не произносится, исключая только Пасху. А когда совершается литания 2), то не поется ни Слава в вышних Богу, ни Аллилуия.

После того произносится молитва (Oratio) 3).

Потом следует Апостол 4).

За тем Степенен (Gradalis) 5) или Аллилуия.

После того читается Евангелие 6).

cubiculum было здание близ церкви св. Петра в Риме, где жили служители— cubicularii—для хранения мощей св. апостолов и где между прочим помещалась библиотека богослужебных книг. Отсюда взят был список сакраментария св. Григория для импер. Карла великого. Murator. Lit. Rom. vet. 1. p. 77.

1) T. e. входные антифоны были различны по различию дней богослужения. Напр. на день Рождества Христова в Антифонарие св. Григория назначено: Антиф. Младенец родился нам, и Сын дан нам; владычество его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Ангел великого совета (Ис. IX, 6). Псал. Воспойте Господу новую песнь; ибо Он сотворил чудеса (Пс. XCVII, 1).

2) Под именем литании вероятно разумеется полная ектения, которая назначена была св. Григорием для дней Четыредесятницы, когда не полагалось петь: Слава в вышних Богу и Аллилуия.

3) Иначе называемая collecta, которая была переменною по различию дней богослужения. Примеры такой молитвы см. ниже в частных литургиях.

4) Чтения из апостольских посланий определялись в Лекционарие.

5) В издании Менарда и некоторых других Graduale, иначе называемый Responsorium, антифон, различавшийся по различию дней богослужения. Напр. на день Рожд. Христ. в Антифонарие Св. Григория: Resр. Все концы земли увидят (videbunt) спасение Бога нашего; восклицайте Господу вся земля; торжествуйте и веселитесь и пойте (Пс. XCVII, 3. 4). Стих. явил Господь спасение свое, открыл пред очами народов правду свою (ст. 2). Алл. священный день воссиял нам; приидите, народы, и почтите Господа; ибо ныне сошел свет великий на землю.

6) Чтения из Евангелий определялись в Лекционарие.

 

 

85

Потом антифон приношения (offertorium) 1), и говорится молитва над принесенными дарами (super oblata) 2).

Совершив ее священник говорит возвышенным голосом:

Во все веки веков.

Отвечают:

Аминь.

Он говорит:

Господь с вами.

Отвечают.

И с Духом твоим.

Он говорит:

Горе сердца.

Отвечают:

Имеем к Господу.

Он говорит:

Будем благодарить Господа Бога нашего.

Отвечают.

Достойно и справедливо.

Священник 3).

По истине достойно и справедливо, прилично и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, святой Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, чрез Христа Господа нашего, чрез которого величество Твое хвалят Ангелы, почитают Господства, трепещут Власти, небеса и силы небесные и блаженные Серафимы прославляют общим ликованием. С ними и наши голоса благоволи принять, молимся, с покорным исповеданием взывая: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф; полны небеса и земля

1) Переменный по различию дней. Напр. на день Рожд. Христ. в том же Антифонарие: Off. Твои небеса и Твоя земля; вселенную, и что наполняет ее, Ты основал (Пс. LXXXVIII, 12). Стих. Велик и страшен Он для всех окружающих Его, и пр. (ст. 8, 9. 10. 15. 16. 43).

2) Различная по различию дней богослужения. Примеры такой молитвы см, ниже в частных литургиях.

3) Этого заглавия нет в подлиннике, но оно подразумевается.

 

 

86

славы Твоей; осанна в вышних. Благословен грядущий во имя Господне; осанна в вышних.

Итак Тебя, милостивейший Отче, чрез Иисуса Христа Сына Твоего Господа нашего, усердно молим и просим, приими и благослови сии + дары, сии + приношения, сии + святые жертвы непорочные, которые мы приносим Тебе во-первых за Церковь Твою святую соборную, которую благоволи умирить, оградить, соединить и управлять во всем мире вместе с служителем Твоим Папою нашим N (illo-таким-то) и предстоятелем нашим N (illo -таким-то) 1), и всеми православными (ortodoxis) и почитателями Кафолической и Апостольской веры.

Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих 2) и всех предстоящих, которых вера известна и благочестие ведомо Тебе, за которых мы приносим Тебе или 3) которые приносят Тебе сию жертву хвалы за себя и всех своих, за избавление душ своих, за надежду спасения и благополучия своего, и воздают обеты свои Тебе, вечному Богу, живому и истинному.

Имея общение и ублажая память во-первых преславной Приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих Петра, Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддея, Лина, Клета, Климента, Сикста, Корнелия, Киприана, Лаврентия, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана 4), и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, чтобы мы ограждены были во всем помощью Твоего покрова, чрез Христа Господа нашего.

1) В издании Менарда вместо слов: предстоятелем нашим N сказано: rege nostro illo.

2) В издании Менарда вставлено: Ш. et ili. (таких-то).

3) В издании Менарда нет слов: за которых мы приносим Тебе или. В Микрологе (сар. XIII) говорится, что их вообще нет в древнейших и вернейших сакраментариях.

4) В издании Менарда продолжается: Илария, Мартина, Августина, Григория Иеронима, Бенедикта.

 

 

87

Итак, сие приношение смирения нашего и всей Церкви (familiae) Твоей, молим (Тебя), Господи, милостиво приими, и дни наши устрой в мире Твоем, и благоволи избавить нас от вечного осуждения и сопричислить к стаду избранных Твоих, чрез Христа Господа нашего.

Сие приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, + приемлемым, + угодным, + разумным + и благоприятным, да будет оно нам телом + и кровью + возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа,—

Который пред тем днем, когда пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки Свои, возведши очи на небо к Тебе, Богу Отцу своему всемогущему, благодарив Тебя, благословил f, преломил, подал ученикам своим, говоря: «приимите и ядите от сего все; ибо сие есть тело Мое».

Подобным образом после вечери взяв и сию преславную чашу в святые и досточтимые руки свои, также благодарив Тебя, благословил +, подал ученикам своим, говоря: «приимите и пейте из ней все; ибо она есть чаша крови Моей, нового и вечного Завета, таинство веры, (крови), которая за вас и за многих проливается в оставление грехов «Всякий раз, когда будете творить сие, будете творить в Мое воспоминание».

Посему и мы, Господи, рабы Твои и народ Твой святой, воспоминая 1) блаженное страдание и воскресение от преисподних и славное вознесение на небеса Христа Сына Твоего Господа 2) нашего, приносим преславному величеству Твоему от Твоих благ и даров жертву + чистую, жертву + святую, жертву + непорочную, святой + хлеб вечной жизни и чашу + вечного спасения.

Благоволи воззреть на сие милостивым и светлым оком и

1) В издании Менарда: memores sumus, а далее от слова приносим (offerimus) начинается отдельное предложение.

2) У Даниеля: Domini; у Менарда: Dei.

 

 

88

приими, как Ты сподобил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама, и то, что принес Тебе первосвященник Твой Мелхиседек, святое жертвоприношение, непорочную жертву.

Усердно просим Тебя, всемогущий Боже, повели, да будет принесено сие руками Ангела Твоего на горний жертвенник Твой пред лице божественного величества Твоего, дабы всякий раз, когда мы будем принимать от сего жертвенного причастия святейшее тело + и кровь + Сына Твоего, мы исполнялись всякого небесного благословения и благодати, чрез Христа Господа нашего.

1) Еще помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих NN (illorum et illarum, таких-то), которые с знамением веры предварили нас и спят сном мира. Молим (Тебя), Господи 2), даруй им и всем покоящимся во Христе место прохлады, света и мира, чрез Христа Господа нашего 3).

И нам, грешным рабам Твоим, надеющимся на множество милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми апостолами и мучениками—с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавою, Игнатием, Александром, Марцеллином, Петром, Фелицитатой, Перпетуей, Агатой, Луцией, Агнесой, Цецилией, Анастасией, и со всеми святыми Твоими, общение с которыми, просим (Тебя), даруй нам не как воздаяние за заслуги наши, но как милость Твою, чрез Христа Господа нашего,—

Чрез которого Ты, Господи, всегда творишь все сии блага, освящаешь +, животворишь +, благословляешь + и подаешь нам. Чрез + Него и с + Ним и в + Нем Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Святого Духа, всякая честь и слава во все веки веков. Аминь.

Помолимся.

1) Пред этою молитвою в издании Менарда прибавлено заглавие Superdiptycha, т. е. в это время предполагается чтение имен поминаемых лиц.

2) У Даниеля нет слова: Domine.

3) У Менарда вместо слов: чрез Хр. Г. наш, поставлено только: per eumdem.

 

 

89

Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, мы дерзаем говорить: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение 1), но избавь нас от лукавого.

Избавь нас, просим (Тебя), Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и по ходатайству блаженной и славной Приснодевы Богородицы Марии и блаженных апостолов Твоих Петра и Павла и Андрея..., также блаженного Дионисия мученика Твоего и первосвященника, с присными его—Рустиком и Елевферием и блаженным Хлодоальдом исповедником Твоим 2), и всех святых, милостиво умири дни наши, чтобы подкрепляемые помощью милосердия Твоего мы были и от греха всегда свободными и от всякого смятения безопасными, чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобою живет и царствует (как) Бог в единстве Святого Духа во все веки веков. Аминь.

Священник 3).

Мир Господень да будет всегда с вами.

Отвечают.

И с духом твоим.

Агнец Божий, вземлющий грехи мира, помилуй нас 3)...

1) В этом месте у Менарда вставлено: R. (отвечают), т. е. доселе произносит священник, а последнее прошение поет клир.

2) Так у Даниеля; у Менарда же вместо слов: Дионисия... Твоим, говорится только: Стефана первомученика Твоего. Вообще в настоящем месте литургии большое разнообразие по спискам; очевидно, что в различных местах и при различных случаях упоминались имена различных святых. Ménard, n. 87. Daniel, р. 43. В Микрологе замечается (cap. ХХIII): hic nominat quotquot sanctos voluerit.

3) Этого заглавия нет в подлиннике, но оно подразумевается.

4) Эта молитва у Менарда поставлена в заключение литургии, с примечанием на основании древних писателей (п. 88), что петь ее на литургии

 

 

90

МОЛИТВЫ НА ЛИТУРГИИ В СВЯТОЙ ДЕНЬ ПАСХИ.

(In die sancto Paschae. Greg. Magni Lib. Sacram.).

Боже, отверзший нам сегодня вход в вечность, чрез Единородного Твоего, победивши смерть, обеты наши, которые Ты предваряя внушаешь, Сам и сопровождай (Своею) помощью, чрез того же (Господа нашего)... 1).

Молитва над принесенными дарами (super oblata).

Приими, молимся, Господи, молитвы народа Твоего с жертвенными приношениями, чтобы они, получив освящение пасхальными таинствами, послужили нам при Твоей помощи вечным врачевством, чрез...

Предварительная молитва (praefatio).

По истине достойно и справедливо, прилично и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, святой Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, прославлять Тебя и во всякое время, но с особенною славою в сей день, когда наша Пасха — Христос принесен в жертву. Ибо Он есть тот истинный Агнец, который взял грехи мира, который разрушил нашу смерть (Своею) смертью и восстановил жизнь (Своим) воскресением. И посему вместе с Ангелами 2)...

Имея общение, и празднуя священнейший день, и пр.

И так сие приношение смирения нашего и всей и пр.

установил папа Сергий (660 г.); следов. она не принадлежит к установлениям св. Григория великого. Равно и некоторые другие молитвы в конце литургии, встречающиеся в списках Григориева сакраментария, относятся к позднейшим временам. В Антифонарие св. Григория постоянно назначаются антифоны для пения во время причащения; напр. на день Рож. Хр.: «С о т. Все концы земли увидели спасение Бога нашего (Пс. ХСVII, 3). Psal. Воспойте Господу новую песнь; ибо Он сотворил чудеса (ст. 1).

1) Collecta, не надписанная в подлиннике и поизносившаяся пред чтениями из Св. Писания.

2) Окончание этой молитвы, равно как и следующих двух, заимствовалось из общего канона литургии.

 

 

91

Благословение (Benedictio) 1).

Да благословит вас всемогущий Бог в продолжение нынешнего пасхального празднества, и милостиво да сподобит сохранить вас от всякого порока. Аминь. И восстановляющий вас к вечной жизни в воскресении Единородного Своего, да облечет вас в пришествии Его радостями бессмертия. Аминь. И празднующие радостное пасхальное празднество по исполнении дней поста или страдания Господня, да достигнете при Его помощи радостными душами того празднества, которое не одногодично, но постоянно. Аминь. Сего сам Он да сподобит (вас).

Заключительная молитва (ad complendum) 2).

Излей на нас, Господи, Духа любви Твоей, чтобы тех, которых Ты насытил пасхальными таинствами, соделать единодушными любовью Твоею, чрез...

МОЛИТВЫ НА ЛИТУРГИИ В ПРАЗДНИК МНОГИХ СВЯТЫХ

(in natali plurimorum Martyrum).

Всемогущий вечный Боже, возведший мучеников чрез подвиги славной борьбы к бессмертным торжествам, даруй сердцам нашим достойную радость при совершении памяти их, дабы чьих память мы объемлем благоговейною любовью, тех молитвы помогали нам 3).

1) Находится в издании Менарда, согласно с сборником «Благословений», изданным Ламбецием, но не находится у Памелия, Рокка и других издателей Григориева сакраментария; и потому, по всей вероятности, принадлежит позднейшему времени.

2) Такое заглавие этой молитвы, обыкновенно употребляющееся в сакраментарие св. Григория, означает тоже, что в сакраментарие папы Геласия: Post communionem, или Postcommunio.

3) Collecta, произносившаяся пред чтениями из Св. Писания, но не надписанная в подлиннике.

 

 

92

Над принесенными дарами (super oblata).

Приносим Тебе, Господи, дары нашего почитания, которые да будут приятны Тебе в честь праведных Твоих, и нам да послужат во спасение по милосердию Твоему, чрез...

Предварительная молитва (praefatio) 1).

По истине достойно и справедливо, прилично и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, святой Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, приводящий благочестивые подвиги святых мучеников Твоих к богатой победе и доставляющий им постоянное торжество, чтобы они служили всегда примером для Церкви Твоей; даруй нам, молимся, чтобы предстательством тех, которых празднество мы совершаем, нам получить дары любви Твоей, чрез Христа...

Благословение (Benedictio) 2).

Да благословит вас Господь молитвами блаженных мучеников Своих N (ill. таких-то), и да избавит от всего противного. Аминь. Да поможет вам славное предстательство тех, которых смерть драгоценна в очах Его. Аминь. Дабы, как они чрез различные роды мучений достигли наследия царства небесного, так и вы удостоились общения с ними чрез совершение добрых дел. Аминь. Сего сам Он да сподобит (вас).

Заключительная молитва (ad complendum).

Даруй нам, молим (Тебя), Господи, чтобы совершенное нами в честь блаженного страдания мучеников Твоих N (ill. таких-то) послужило нам во спасение предстательством их самих, в праздник которых оно радостно совершено, чрез Господа нашего...

1) Праздник св. мучеников не относится к тем немногим праздничным дням, для которых оставлены св. Григорием особые предварительные молитвы (praefationes, см. выше, стр. 78); следовательно, эта молитва позднейшего происхождения.

2) Упоминается в сборнике Благословений, откуда перешло и в сакраментарий, по изданию Менарда.

 

 

93

Другая.

Всемогущий вечный Боже, возжигающий в сердцах святых Твоих пламень любви Твоей, даруй душам нашим такую же силу веры и любви, чтобы чьим торжествам мы радуемся, тех примерами нам иметь преуспеяние, чрез...

Другая.

К охранению верных, молим (Тебя), Господи, простри десницу величества Твоего, и предстательство за них святых мучеников да не престанет никогда, чтобы они были ограждаемы постоянным покровом любви Твоей, чрез...

Другая.

Всемогущий и милосердый Боже, свет верных душ, будь присущ молитвам нынешнего празднества и милостиво внемли радостям Церкви Твоей о славе блаженных мучеников N (Ш. таких-то), чтобы и сердца наши воспламенялись их страданием, и пред милосердием Твоим нам получить помощь заслугами тех, которых примерам мы радуемся, чрез Господа нашего...

Другая.

Даруй, молим (Тебя), всемогущий Боже, чтобы нам участвовать и в наградах святых мучеников Твоих, которых победы мы празднуем, чрез Господа нашего 1).

 

МОЛИТВЫ НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ II ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

(Hebdomada, или Dominica II post Pentecostem).

Боже, крепость надеющихся на Тебя, будь милостиво присущ призываниям нашим; и так как без Тебя ничего не может немощь смертная, то даруй помощь благодати Твоей, чтобы в

1) Из различных молитв ad complendum, без сомнения, употреблялась и в подлином сакраментарие св. Григория могла быть назначена которая-нибудь одна; прочие же (в изд. Менарда) принадлежат позднейшему времени.

 

 

94

соблюдении заповедей Твоих мы благоугождали Тебе и волею и деятельностью, чрез...

Над принесенными дарами (super oblata).

Приношение наше, молим (Тебя), Господи, сподоби милостиво принять и освятить, чтобы от освящения его нам произошло спасение и защищение вечное, чрез...

Предварительная молитва (praefatio) 1).

По истине достойно и справедливо, прилично и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, святой Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, не престающий как вразумлять сынов Церкви Твоей, так и помогать (им), чтобы по милости Твоей они получили познание праведной деятельности и возможность исполнять (ее), чрев Христа...

Благословение (Benedictio) 2).

Да благословит вас Господь и сохранит вас. Аминь. Да осветит вас лицом своим и да помилует вас. Аминь. Да обратит взор свой на вас, и дарует вам мир. Аминь. Сего да сподобит (вас) сам Он, которого царство и держава пребывает бесконечно во все веки веков. Аминь. Благословение Бога Отца и Сына и Святого Духа и мир Господень да будет всегда с вами.

Отвечают 3).

И с духом твоим.

Заключительная молитва (ad complendum).

Исполнившись таких даров, молим (Тебя), Господи, чтобы нам получить и дары спасения, и никогда не превращать хвалы Твоей, чрез...

1) Вставки в эту молитву, отличные от praefatio communis, сделаны вероятно в позднейшие времена.

2) Заимствовано из сборника Благословений, в котором замечается, что оно может быть употребляемо и в простые дни недели: benedictio quotidianis diebus.

3) В подлиннике нет этой надписи, но она подразумевается.

 

 

95

Над народом (super populum).

Вожделенное благословение да укрепить верных Твоих, Господи; да соделает оно их никогда не отступающими от воли Твоей, и да поможет им постоянно приветствовать благодеяния Твои, чрез того же Господа нашего...

 

МОЛИТВЫ ЕЖЕДНЕВНЫЕ 1).

Голос взывающей Церкви, молим (Тебя), Господи, да достигнет слуха любви Твоей, чтобы, получив прощение грехов, она была при Твоей помощи благоговейною, при Твоем покровительстве безопасною, чрез Господа нашего...

Другая.

Умилостивись, Господи, молениями нашими и будь умолим для просителей Твоих, чтобы мы, получив прощение, которое испрашиваем, постоянно хвалились даром милосердия Твоего, чрез Господа нашего...

Другая.

Молим (Тебя), Господи, умилосердись над временами нашими, чтобы Твоим мановением были управляемы и Римское благосостояние, и благочестие христианское, чрез Господа нашего...

Другая.

На дни наши, молим (Тебя), Господи, милостиво воззри; и от грехов снисходительно разреши, и от всего противного благоволительно избавь нас, чрез...

1) Пред этими молитвами, числом 52, в заглавии сказано: Incipiunt orationes quotidianae. По замечанию Менарда (п. 654), они могли быть употребляемы в будничные дни (in feriis communibus), но в какое время литургии, это остается необъясненным, так как ни частных заглавий над ними, ни отдельных литургий на простые дни в сакраментарие св. Григория нет.

 

 

96

Другая.

Даруй, молим (Тебя), всемогущий Боже, чтобы среди бесчисленных заблуждений настоящей жизни мы всегда были управляемы Твоим водительством, чрез Господа нашего.

Другая.

Молим (Тебя), всемогущий Боже, да не оставит нас милосердие Твое; да устраняет оно всегда заблуждения наши и да отгоняет все вредное, чрез...

Другая.

Постоянным миром, молим (Тебя), Господи, огради тех, которых Ты сподобил надеяться на Тебя, чрез Господа нашего....

Другая.

Будь присущ нам, милосердый Боже, и дары любви Твоей милостиво даруй нам, чрез...

И т. дал.


Страница сгенерирована за 0.53 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.