13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров
155
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ.
Когда священник имеет совершат преждеосвященную литургию, то, вошедши в святилище, облачается в священнические одежды, делая знамение креста, и только целуя их, а ничего не произнося, кроме Господу помолимся, над каждою из одежд 1).
Диакон выходит на амвон и, поклонившись трижды, говорит:
Благослови, владыко 2).
Священник гласно:
Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.
Хор.
Аминь.
И тотчас екклисиарх 3) говорит: приидите, поклонимся, трижды, и читается предначинательный псалом (Пс. СIII), а священник читает молитвы светильничные (λυχνικοῦ) 4).
После предначинательного псалма хор отвечает: Господи помилуй, на каждое прошение следующей мирной ектении.
1) Заимствовано из особого наставления (Ερμηνεία) касательно божественной литургии преждеосвященных, напечатанного у Гоара, р. 190, в котором наперед говорится о предварительном приготовлении и освящении даров для этой литургии (как в славянском служебнике).
2) Прежде этого возгласа по уставу совершаются великопостные часы З-й, 6-й и 9-й с частью последования изобразительных, и читаются священником входные молитвы, полагаемые на обыкновенной литургии, кроме молитвы: «Господи, ниспосли руку Твою».
3) Εκκλησιάρχης, церковник (Sacrista), который звоном собирает народ в церковь или управляет хором поющих, по изъяснению Даниеля (IV, 700). У Гоара (р. 192) псалом читается «назначенным монахом».
4) Т. е. вечерние молитвы, начиная с четвертой, так как первые три питаются после нижеследующих ектений (Слав. служебн.).
156
Диакон говорит:
В мире Господу помолимся...
О мире нисходящем свыше...
О мире всего мира...
О святом храме сем...
Об архиепископе нашем...
О благочестивейших и богохранимых царях...
О содействии на войне...
О святой обители сей...
О благорастворении воздуха...
О плавающих, путешествующих...
О том, чтобы избавиться...
Защити, спаси...
Пресвятую, пречистую...
Священник гласно.
Ибо Тебе приличествует всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.
Хор.
Аминь 1).
После возгласа бывает стихословие псалмов к Господу (Пс. CXIX—СХХXIII) с разделением натри статьи (στάσεις, или славы), и с поклонами на аллилуия. После каждого антифона (или славы) произносится малая ектения диаконом и возглас священником.
Молитва первого антифона, которую священник говорит тайно 2).
Господи щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, услышь молитву нашу и внемли голосу моления нашего; со-
1) По Слав. служебнику; в греческих не упоминается.
2) Она же—первая молитва светильничная или вечерняя. У Даниеля: молитва первой статьи (στάσεως). У Гоара: молитва первого антифона (ἀντιφόνȣ). Также называются у них и следующие две.
157
твори с нами знамение ко благу; приведи нас на путь Твой, чтобы ходить в истине Твоей; возвесели сердца наши, чтобы бояться святого имени Твоего; ибо Ты—велик и творишь чудеса; Ты—единый Бог, и нет подобного Тебе между богами, Господи, сильный в милости и благий в крепости, чтобы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на святое имя Твое.
После Слава и ныне диакон:
Еще и еще в мире Господу помолимся.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас.
Пресвятую, пречистую, преблагословенную и пр.
Священник гласно:
Ибо Твоя держава и Твое царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков ).
Молитва второго антифона, которую священник говорит тайно 2).
Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас, но делай с нами по милости Твоей, врач и целитель душ наших, руководя нас к пристанищу воли Твоей; просвети очи сердец наших к познанию Твоей истины, и даруй нам остальное (время) настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, молитвами святой Богородицы и всех святых Твоих.
После Слава и ныне диакон:
Еще и еще в мире Господу помолимся, и пр.
Священник гласно:
Ибо Ты—благий и человеколюбивый Бог, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков 3).
1) В некоторых греческих списках прибавляется: хор: аминь. Goar, р. 201.
2) Вторая молитва светильничная или вечерняя.
3) В некоторых греческих списках прибавляется: хор: аминь. Goar. р. 201.
158
Молитва третьего антифона, которую священник говорит тайно 1).
Господи Боже наш, помяни нас грешных и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем святое и покланяемое имя Твое, и не посрами нас в ожидании милости Твоей, но даруй нам, Боже 2), все просимое ко спасению, и сподоби нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего, и исполнять во всем волю Твою.
После Слава и ныне диакон:
Еще и еще в мире Господу помолимся, и пр.
Священник гласно:
Ибо Ты—Бог наш, Бог милости и спасения, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.
Хор.
Аминь 3).
Когда началось стихословие, то священник отходит в святое предложение (πρόθεσις) и, взяв преждеосвященный хлеб из дарохранительницы (ἀρτοδόριον), с великим благоговением полагает его на святой дискос, и вливает в святой потир вино и воду, как обычно, молча, ничего не произнося, и взяв кадильницу, кадит звездицу и покровы, и покрывает ими (дискос и чашу), совершенно ничего не произнося, ни молитвы предложения, но только: молитвами святых отцов 4).
После кафизмы (поется): Господи, воззвах (Пс. CXL), причем диакон кадит по чину, бывают стихиры, Слава, бо-
1) Третья молитва светильничная или вечерняя,
2) В славянском: Господи. У Гоара в этой молитве на вечерни: Κύριε (Р. 36).
3) По славян. служебнику; в греческих не упоминается.
4) Заимствовано из упомянутого особого наставления касательно литургии, в котором прибавлено: «ибо сия жертва прежде освященная и совершенная», как в славянском служебнике.
159
городичен 1), потом вход без евангелия. Когда же имеет читаться евангелие, как-то: в обретение честной главы Предтечи, (день) святых сорока мучеников, Благовещения 2), и в великую седмицу, тогда вход бывает с евангелием.
Молитва входа, которую священник говорит тайно 3):
Вечером и утром и в полдень славим, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи 4), направь молитву нашу как фимиам пред Тобою, и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам лукавым, но избавь нас от всех уловляющих души наши; ибо к Тебе, Господи, очи наши, и на Тебя мы надеялись; не посрами нас, Боже наш. Ибо Тебе приличествует всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Диакон или священник гласно:
Премудрость, прямо (стойте).
Хор:
Свете тихий и пр.
Диакон:
Будем внимательны.
1) В том же наставлении сказано подробнее: «после кафизмы Господи воззвах, на глас самогласна дня, ставим стихир 10 и повторяем самогласен, потом мученичен, три подобных триоди, и три минеи, повторяя один; Слава и Ныне, богородичен», как в славян. служебнике. У Гоара напечатаны для образца отдельно и самые стихиры из древнего списка (р. 188 и 189).
2) Упоминание о празднике Благовещения (Ευαγγελισμοῦ) в настоящем месте, когда речь идет о евангелии, или сделано в греческих списках по ошибке писцов, так как по прав. 52 Трульского собора преждеосвященная литургия на этот день не полагается,—или относится ко времени раньше Трульского собора. В славян. служ. говорятся: «в празднование храма или святого».
3) Она же читается на вечерни.
4) Слов: человеколюбивый Господи, нет в славянском служебнике, равно как и в греческом тексте этой молитвы на вечерни. Goar, р. 38.
160
Священник:
Мир всем.
Диакон.
Премудрость.
Чтец (произносит) прокимен, и Бытие 1); второй прокимен; и после тою диакон возглашает:
Повелите.
Священник же, взяв правою рукою кадило и подсвечник 2) со свечою, становится пред святою трапезою и, делая знамение креста, возглашает:
Премудрость, прямо (стойте). Свет Христов просвещает всех.
Чтец (начинает) чтение паремий (Притч. IX, 12—18), и по окончании священник говорит.
Мир тебе.
Диакон:
Премудрость.
Певец:
Да исправится и пр. 3).
После да исправится диакон говорит:
Скажем все от всей души и от всего помышления нашего скажем.
Господи вседержитель, Боже отцов наших, молим Тебя, услышь и помилуй.
Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя, услышь и помилуй.
и прочее по обычаю 4).
1) Т. е. чтение из книги Бытия VII, 6—10.
2) У Даниеля μανȣὰλιον (ручной подсвечник р. 442); у Гоара λαμπὰς.
3) В упомянутом наставлении касательно литургии и в Криптоферратском списке ее подробнее излагается пение этих стихов из Псалма (CXL, 2—4), согласно с славянским служебником. Goar, 191 и 202.
4) Т. е. вся сугубая ектения, какая полагается на литургиях св. Златоуста и Василия Великого. См. Славян. служебник.
161
Молитва прилежного моления, которую священник говорит тайно 1).
Господи Боже наш, приими усердное моление, и пр.
Гласно: Ибо Ты милостивый, и пр. 1).
Диакон:
Помолитесь, оглашенные, Господу.
Верные, об оглашенных помолимся, чтобы Господь помиловал их.
Огласил их словом истины.
Открыл им евангелие правды.
Соединил их с святою Своею, соборною и апостольскою церковью.
Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Своею благодатию.
Оглашенные, головы ваши Господу приклоните.
Молитва об оглашенных, которую священник говорить тайно 3):
Боже, Боже наш, Творец и Создатель всего, желающий всем спастись и прийти к познанию истины, призри на рабов Твоих оглашенных, и избавь их от древнего заблуждения и козней про-
1) Буквально сходная с такою же молитвою и возгласом в литургиях Златоуста и Василия В. и называемая в древних списках: молитва ектении. См. Наст. сбор. Вып. 2. стр. 60 и 121.
2) После этой молитвы у Даниеля (р. 443) излагаются дальнейшие молитвы сугубой ектении: «еще молимся о благочестивых и православных христианах, — об архиепископе нашем, о братиях ваших, о блаженных и приснопамятных создателях святой обители сей, о милости, о приносящих плоды и делающих добро». Но никаких других молитв или ектений, напр. за усопших, в настоящем месте литургии по древним греческим спискам не значится. Ср. Allat, missa praes, р. 1573.
3) У Гоара (р. 195), как и в славянском, прибавляется: «прежде святого возношения (αναφοράς). Но так как на преждеосвященной литургии собственно не приносится жертва Богу, уже принесенная на полной литургии, то здесь, без сомнения, надобно разуметь возношение посредством прикосновения священника к Божественному хлебу. См. Слав. служебник; также сочин. О лит. преждеосв. даров. Москва, стр. 94 и Гоара № 46.
162
тивника; и призови их в жизнь вечную, просветив души и тела их и сопричислив их е словесному Твоему стаду, на котором нарицается святое имя Твое.
Гласно: Чтобы и они с вами славили всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.
Хор.
Аминь 1).
Диакон.
Оглашенные выйдите; оглашенные, выйдите; оглашенные, выйдите; да никто из оглашенных. Верные, еще и еще в мире Господу помолимся.
Это говорится только до третьего (дня) четвертой седмицы поста 2).
С четвертого же (дня) средопостной (седмицы), после возгласа; чтобы и они; говорится диаконом и следующее:
Оглашенные, выйдите; оглашенные, выйдите; готовящиеся к просвещению, выйдите; помолитесь готовящиеся к просвещению.
Верные, о готовящихся к святому просвещению братьях и спасении их Господу помолимся.
Чтобы Господь Бог наш утвердил их и укрепил.
Просветил их просвещением ведения и благочестия.
Сподобил их в благоприятное время бани пакибытия, оставления грехов и одежды нетления.
Возродил их водою и духом.
Даровал им совершенство веры.
Сопричислил их к святому Своему и избранному стаду.
1) По Славянскому служебнику; в греческих не упоминается. После этой молитвы в некоторых греческих списках прибавляется: «здесь священник распростирает илитон, как в литургии Златоуста и Василия». Goar. р. 202.
2) У Гоара (р. 195) говорится: μέχρι τῆς τρίτης καὶ τέταρτης έβδομάδος, ἀπὸ δὲ τῆς δ. τῆς μεσονηϛιȣ, т. е., до третьего дня (включительно) или до вторника (включительно) четвертой седмицы, а с четвертого дня или среды средопостной седмицы», и пр. Тоже и в Славянском служебнике.
163
Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.
Готовящиеся к просвещению, головы ваши Господу приклоните.
Молитва о готовящихся к святому просвещению (крещением), которая говорится священником тайно:
Яви, Владыка, лицо Твое на готовящихся к святому просвещению и желающих свергнуть с себя греховную нечистоту; просвети помышление их, укрепи их в вере 1), утверди в надежде, у соверши в любви, покажи досточтимыми членами Христа Твоего, давшего Себя в искупление душ наших.
Гласно: Ибо Ты—просвещение наше, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.
Хор.
Аминь 2).
Диакон.
Готовящиеся к просвещению, выйдите; готовящиеся к просвещению, выйдите; оглашенные, выйдите; да никто из оглашенных. Верные, еще и еще в мире Господу помолимся.
Доселе то, что (говорится) с четвертого (дня) средопостной (седмицы).
Молитва верных первая, которую священник говорит тайно:
Боже великий и славимый, животворящею смертью Христа Твоего восстановивший нас из тления в нетление, освободи все наши чувства от мертвенных страстей, приставив к ним благого правителя—внутренний помысл; око да будет далеко от всякого худого зрелища, слух—неприступен для речей праздных, а язык чист от слов непристойных; очисти наши уста,
1) У Гоара два предложения соединена в одно: «просвети их в вере», р. 196.
2) По Славянскому служебнику; в греческих не упоминается.
164
славящие Тебя, Господи; руки наши соделай воздержными от злых дел и деятельными на одно только благоугодное Тебе, укрепляя все члены наши и помышление Твоею благодатию.
Диакон.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Премудрость.
Священник гласно.
Ибо Тебе приличествует всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.
Хор.
Аминь 1).
Диакон.
Еще и еще в мире Господу помолимся 2).
Молитва верных вторая, которую священник говорит тайно:
Владыка святой, преблагий, молим Тебя, богатого милостию, быть милостивым к нам грешным и соделать нас достойными принятия единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя славы; ибо вот пречистое Его тело и животворящая кровь, входящие в настоящий час, имеют предложиться на таинственной сей трапезе, невидимо дориносимые множеством небесного воинства; их причащение неосужденное даруй нам, чтобы чрез них, получив просвещение мысленного ока, мы стали сынами света и дня,—
Диакон.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Премудрость. —
Священник гласно:
По дару Христа Твоего, с которым благословен Ты, с
1) По Слав. служебнику; в греческих нет.
2) В греческих эта ектения не продолжается далее, как известная из литургий Златоуста и Василия в.
165
пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков.
Хор.
Аминь 1).
Хор.
Ныне силы небесные с нами невидимо служат; ибо вот входит царь славы; вот жертва тайная совершенная дориносится. С верою и любовью приступим, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуия 2).
И бывает вход со святыми (тайнами) 3). После же входа со святыми тайнами
Диакон:
Исполним вечернюю молитву нашу Господу.
О предложенных и преждеосвященных досточтимых дарах Господу помолимся.
Чтобы человеколюбивый Бог наш, приняв их на святой и вышенебесный и мысленный Свой жертвенник, как приятное благоухание духовное, вместо того ниспослал нам божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся 4).
1) По Слав. служебнику; в греческих нет.
2) Это песнопение, как общеизвестное, в большей части списков греческих не излагается вполне. Только в списке Барбериновом (у Гоара р. 202) приводятся все с вариантами: μυϛιχώς, тайно (вм. μυϛιχή, как значится в изложении пасхальной хроники), πίϛει καὶ φόβῳ—верою и страхом (так же и в пасхальной хронике) вместо πίϛει καὶ ἀγάπῃ. Кроме того, в некоторых изданиях этой хроники: δωροφορεῖται, вм. δορυφορεῖταί. См. Allat, ук. соч. р. 1598. В позднейших греческих служебниках и в славянских осталось в возглашении на полной литургии: «со страхом Божиим и верою», а в настоящем песнопении преждеосвященной литургии: «с верою и любовью»; то и другое по примеру литургии ап. Иакова, где говорится: «со страхом Божиим и верою и любовью приступите». См. Вып. I, стр. 192.
3) В упомянутом наставлении и в Криптоферратском списке подробнее излагаются обряды этого входа, согласно с славянским служебником. Goar, р. 191 и 208.
4) У Даниеля (р. 446) вместо этой молитвы вставлена другая «о святом храме сем», из литургии Златоуста и Василия в.
166
Чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева 1) и нужды, Господу помолимся.
Молитва по поставлении святых даров, которую священник говорит тайно:
Боже неизреченных и невидимых тайн, у Которого сокрыты сокровища премудрости и ведения, открывший нам совершение сего служения и поставивший нас грешных, но великому человеколюбию Твоему, приносить Тебе дары и жертвы за наши 2) грехи и за (грехи) неведения народа, сам, невидимый Царь, творящий великие и неисследимые, славные и чудные (дела), которым нет числа, призри на нас недостойных рабов Твоих, предстоящих пред сим святым жертвенником, как херувимским престолом Твоим, на котором единородный Сын Твой и Бог наш покоится в (Stà) предлежащих страшных тайнах; и избавив нас и верный народ Твой от всякой нечистоты, освяти души и тела всех нас неотъемлемым освящением, чтобы с чистою совестью, непосрамленным лицом, просвещенном сердцем, причастившись сих божественных святынь и от них получив оживотворение, нам соединиться с самим Христом Твоим, истинным Богом нашим, сказавшим: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем (Иоан. VI, 56), чтобы при вселявшемся и ходящем в нас Слове Твоем, Господи, нам быть храмом пресвятого и покланяемого Твоего Духа, избавившись от всяких диавольских козней, совершаемых делом, или словом, или помышлением, и получить обетованные нам блага со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе.
Диакон.
Защити, спаси, помилуй...
Вечера 3) всего совершенного...
1) У Даниеля вставлено: «опасности» р. 447.
2) У Даниеля «свои» (ἰδίων). Там же.
3) у Даниеля: «дня», р. 447. Прочее известно из литургии Златоуста и потому не пишется в греческих.
167
Ангела мирного, верного наставника...
Прощении и оставления грехов...
Доброго и полезного душам...
Остальное время жизни...
Христианской кончины жизни нашей...
Единение веры и причастие...
Священник гласно:
И сподоби нас, Владыка, неосужденно иметь смелость призывать Тебя, небесного Бога Отца и говорить:
Народ.
Отче наш...
Священник гласно:
Ибо Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.
Хор.
Аминь.
Священник.
Мир всем.
Хор.
И духу твоему.
Диакон.
Головы наши Господу приклоним 1).
Хор.
Тебе Господи.
Священник, наклонившись, молится тайно.
Боже, единый благий и милосердый, живущий на высоте и призирающий на низких, призри милосердым оком на весь народ Твой, и сохрани его, и сподоби всех нас неосужденно причаститься животворящих Твоих сих тайн; ибо Тебе мы приклонили свои головы, ожидая от Тебя богатой милости. Гласно. Благодатию и щедротами и человеколюбием единород-
1) У Даниеля: «ваши... приклоните», р. 448.
168
ного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, с пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков.
Хор.
Аминь 1).
Священник, наклонившись, молится тайно.
Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего...2)
После молитвы священник и диакон покланяются трижды, говоря:
Боже, очисти меня грешного.
Священник же, к покрытым божественным дарам простерши руку, касается животворящего хлеба с великим благоговением и страхом.
Диакон.
Будем внимательны.
Священник возглашает:
Преждеосвященное святое святым.
Один свят, один Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.
Хор.
Потом священник, открыв его (хлеб), совершает причащение божественных даров 3).
Хор поет причастен:
Вкусите и увидите, как благ Господь (Пс. ХХXIII, 9). Аллилуия.
1) По Сдав. служебнику; в греческих нет.
2) Молитва, буквально сходная с помещенною в литургиях Златоуста и Василия В. См. Вып. 2. стр. 77 и 131.
3) В некоторых греческих списках замечается, что во время причащения священник и диакон и хор делают и говорят тоже, что на литургии Златоуста. Goar. р. 203.
169
По совершении причащения и по снятии святых остатков с священной трапезы, священник молится:
Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога, за все дарованные нам блага и за причащение святого тела и крови Христа Твоего, и молим Тебя, человеколюбивый Владыка, сохрани нас под кровом крыл Твоих (Пс. LX, 5), и даруй нам до последнего нашего вздоха достойно причащаться святынь Твоих, в просвещение души и тела, в наследие небесного царства 1)
Диакон 2).
Прямо (стойте); причастившись божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых тайн, будем достойно благодарить Господа.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас...
Вечера 3) всего совершенного, святого, мирного и пр.
Священник гласно·.
Ибо Ты—освящение наше, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.
Священник.
В мире выйдем.
Диакон.
Господу помолимся.
Молитва заамвонная, которую священник говорит гласно:
Владыка вседержитель, с премудростью создавший всю тварь 4), по неизреченному Твоему промыслу и великой благости введший нас в пречистые сии дни к очищению душ и тел, к воздержанию от страстей, к надежде воскресения, чрез сорок дней вручивший скрижали с богоначертанннми письменами служи-
1) Ср. литур. ап. Иакова Вып. 1 стр. 193.
2) После благодарственной молитвы в некоторых греческих списках замечается: «и здесь хор поет тоже, что на литургии Златоуста и Василия». Goar. р. 203. Вместо: «Благословен грядый» поется: «Благословлю Господа» из Пс. ХХXIII, и не поется: «Видехом свет истинный». См. Слав. служебник
3) У Даниеля: «дня» р. 449.
4) В славянском прибавлено: и; в греческом—член ὁ.
170
телю Твоему Моисею, даруй и нам, Благий, подвизаться добрым подвигом, совершить точение поста, сохранить веру нераздельною, сокрушить головы невидимых змиев, явиться победителями греха, и неосужденно достигнуть поклонения и святому воскресению. Ибо благословенно и прославлено всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.
Молитва при потреблении святых (даров), которую священник говорит тайно:
Господи Боже наш, введший нас в пречестные сии дни и соделавший нас причастниками страшных Твоих тайн, присоедини (нас) к словесному Твоему стаду и яви наследниками царства Твоего, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Потом хор произносит два псалма: «Благословлю Господа» (Пс. ХХXIII) и «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой» (Пс. CXLIV).
Священник же выходит из святого алтаря и, ставши на обычном месте, раздает антидор и делает обычный отпуск.
(Конец 5-го и последнего выпуска литургий).
1) В некоторых греческих списках и здесь замечается: «священник делает и говорит тоже, что на литургии Златоуста и Василия». Goar. р. 204.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.