Поиск авторов по алфавиту

Автор:Евтихий, свт. Патриарх Константинопольский

Евтихий, свт. Слово о Пасхе и св. Евхаристии

59

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

К ТРЕТЬЕМУ ОТДЕЛУ ДРЕВНИХ ЛИТУРГИЙ.

 

Св. Евтихия, Патриарха Константинопольского, Слово о Пасхе и св. Евхаристии.

(Перевод с Греческого языка) 1).

1) Мы находим, что Господь совершил около пасхального времени три вечери и в различных местах: одну в Гефсимании, на которой было и омовение (ног апостолов) в день субботы, т. е. при наступлении первого дня—Господнего; посему и мы тогда совершаем бдение (προφωτίσματα); другую в Вифании, которая была при наступлении второго дня седмицы и окончании первого; и очевидно, что она не есть самая Пасха; посему Матфей прибавляет: «в первый же день опресночный спросили ученики: где велишь нам приготовить Тебе пасху (Матф. ΧΧVΙ, 17)?» — может быть, называя первым опресночным день Господний, как первый день седмицы, в которую совершались опресноки, которую Иоанн называет Пасхою, упоминая о шестом дне пред Пасхою: «за шесть дней до Пасхи,—говорит он,—пришел Иисус в Вифанию (Иоан. ХII, 1).» А шестой пред четырнадцатым есть первый день (седмицы), которого вечеря была при наступлении второго и с избранием истинного Агнца. Ибо слова: «пришел час Его, перейти от мира сего (Иоан. XIII, 1)», что иное означают, как не то, что Господь избран был по человечеству, которое называется

1) Patrol. Cars, compl. Edit. Migne. T. LXXXVI p. 2391—2402.

 

 

60

агнцем, потому что могло принять страдание? Они показывают, что избранное уже принадлежат к другой жизни, по сказанному: «Я избрал вас, посему вы не от мира» (Иоан. ХV, 19). Потому и тот день, в который это происходило, называется Пасхою и погребением, по слову Его (Марк. ХIV, 8). Итак, чтобы исполнить закон, заповедавший в десятый день первого месяца взять агнца и хранить до четырнадцатого (Исход. XII, 3—6), Он, как священник и жертва, избирает самого Себя, и соблюдается до пятого дня; потом таинственно закаляется при наступлении четырнадцатого.

2) Таким образом на сей вечери, бывшей в первый день в Вифании, совершилось избрание, и потом хранение; и ученики сказали: «где велишь нам приготовить?» И обмакнув кусок, Он подал (его) предателю, и после сего вошел в него сатана, т. е. желание предать Господа. И тотчас он вышел, чтобы сделать это, хотя Господь промыслительно на сей вечери сказал: «один из вас предаст Меня (Иоан. XIII, 21. 27 — 30)», и что «чрез два дня будет пасха (Матф. XXVI, 2)», таинственная и вожделенная, а не законная; ибо о последней и сами они знали, и излишне было бы предсказание. После третьего и четвертого дня,— сказал Господь, опустив средние дни: «чрез два дня», т. е. третий и четвертый день. И это (совершилось) на вечери в Вифании, на которой были и дела Завета. После нее Иоанн, опустив дела третьей вечери, бывшей на Сионе и таинственной, переходит к месту предательства; а третья вечеря, т. е. таинственная, есть та, о которой сказано у Луки: «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лук. ХХII, 15)». Следовательно, прежде страдания Он вкушал Пасху, т. е. таинственную; ибо Пасха (Πάσχα) без страдания (πάθους) не могла бы быть так названа. И так Он таинственно заклал самого Себя, когда после вечери собственными руками взявши хлеб, благодарив, показал и преломил, соединив самого себя с этим вместообразом (ἐμμίξας ἑαυτὸν τῷ ἀντιτύπῳ). Подобным образом и чашу наполнив плодом вино-

 

 

61

градным, и благодарив, и показав Богу и Отцу, сказал: «приищите, ядите»; и: «приимите, пейте»; «сие есть тело Мое», и: «сие есть кровь Моя» (Матф. XXVI, 26 — 28). Итак все святое тело и (всю) драгоценную кровь Господа принимает всякий, хотя бы Он принимал часть их; потому что Он неделимо разделяется во всех по причине соединения (ἔμμιξιν). Так и печать одна сообщается принимающим все ее оттиски и изображения, и остается одною, не уменьшающеюся и не изменяющеюся и после сообщения принимающим, хотя бы они были многочисленны. Или подобно тому, как одно слово, произнесенное кем-нибудь и излиянное в воздухе, все остается в произнесшем его, и находясь в воздухе все передается слуху всех, так что никто из слышавших не получает больше или меньше другого, но все оно бывает нераздельно и всецело у всех, хотя бы слышавших было числом десятки тысяч и больше, и хотя оно телесно; ибо слово есть не что иное, как потрясенный воздух.

3) Итак никто пусть не думает, что нетленное после таинственного священнодействия и святого воскресения, и бессмертное, и святое, и животворящее тело и кровь Господа, соединенное (ἐντιθέμενον) с вместообразами посредством священнодействий, менее вышеприведенных примеров оказывает собственные силы; но оно все находится во всех. Ибо в самом теле Господнем обитает вся полнота Божества Слова и Бога телесно, т. е. существенно. Преломление же драгоценного хлеба означает заклание; Посему это и называется вожделенною пасхою, как доставляющее (нам) спасение и нетление и совершенное ведение. И как тогда после вкушения они с пением вышли на гору Елеонскую; так и мы после причащения святого тела и крови благодарим и выходим, возвращаясь каждый в свой дом. Посему, после причащения святыни, в великий пятый день (т. е. в великий четверток) вкушать, вино и елей не вкушавшим в прежние три дня не хорошо, так как Он сказал: «отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в

 

 

62

царстве Отца Моего (Матф. XXVI, 29)», т. е. в святом воскресении. Посему и в правилах сказано, чтобы не нарушать (поста) в сей день и не губить прежних. Итак, эта есть третья вечеря, совершенная на Сионе, так что после таинственной пасхи, совершенной Господом на Сионе в начале четырнадцатого дня, совершенное Иудеями на другой день, который есть пятница, в конце четырнадцатого, уже не есть пасха; ибо законное окончилось, посему и отменяется.

4) И приношение снопа, которое (евреи) совершали в шестнадцатый день, принося его за спасение всего человеческого рода, по заповеди закона, уже не имеет места; с этого шестнадцатого дня начиналось и счисление седмиц, простиравшееся до пятидесятницы (Левит. ХХIII, 10—15). Ибо при наступлении сего шестнадцатого и Господнего дня, который был первым днем наступающей седмицы, Господь наш, воскресши из мертвых, принес самого Себя вместо снопа Богу и Отцу за спасение всего человеческого рода. Итак, приношения снопа уже не бывает, так как Господь принес самого Себя вместо снопа Богу и Отцу, равно как и счисления седмиц и законной пятидесятницы, но другая (пятидесятница), открывающая совершенное ведение явлением Духа, которую мы празднуем, как совершенное пришествие Святого Духа. Уже не бывает праздника труб и кущей, бывшего образом воскресения, так как явилось истинное воскресение Господа нашего. Уже не в три времени года празднуют прообразовательно; потому что вся жизнь ныне стала одним праздником. Кратко, все образы закона исполнились; потому что Христос есть исполнение закона, посему и Церковь Христова празднует святое воскресение Его, которое произошло при наступлении шестнадцатого дня. И уже не празднует она вместе с иудеями, наблюдая четырнадцатый день луны. Бак воскресши из мертвых и принесши самого Себя за нас Отцу, Он исполнил прообраз снопа, так Он является вместо агнца, при наступлении четырнадцатого дня, заклав самого Себя таинственно и предварительно (προληπτίκῶς) и соединившись

 

 

63

с вместообразом. Итак, таинственное есть начаток и залог действительного; а действительное, совершенное, (заключается) в словах: «уже не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием (Лук. ХХII, 16)»; чем и было святое воскресение Его; ибо Оно есть царство Божие; потому уже не может умереть тот, кто однажды умер.

5) А что это так, вот и мы таинственно умираем в святом крещении, а после того в мученичестве, или и без мученичества,—действительно. И таинственная наша смерть не чужда действительной, хотя она получает совершенство в действительной. Ибо в таинственной мы приобретаем кроме первой и другую жизнь— некоторый начаток воскресения, и отпущение грехов, и усыновление, и освящение, и делаемся сонаследниками Христовыми. Итак, таинственное не чуждо действительному, а получает совершенство в действительном. Посему церковь совершает память и четырнадцатого дня в великий пятый день (т. е. в великий четверток); так как тогда совершена Господом таинственная Пасха, когда Он заклал самого Себя при наступлении четырнадцатого. Итак, хотя бы на первый день седмицы пасхальной и господней, хотя бы на второй, хотя бы на третий, хотя бы на четвертый пал четырнадцатый день,—ибо это требуется (у евреев),—Церковь совершает праздник таинственной Пасхи в пятый день, в который и Господь тогда таинственно заклал самого Себя. А совершенство и полноту таинственного праздника она совершает в святое воскресение, которое совершилось в начале шестнадцатого, уже при наступивши Господнего дня.

6) Посему и Никейские отцы, по тому поводу, что некоторые в Церкви иначе поступали, определили, чтобы все вместе праздновали в шестнадцатый, наступивший тогда при спасительном воскресении, и Господний день, как заключающий в себе совершенство и действительность, по слову Господа (Лук. ХХII, 37). Об этом они пишут Александрийской церкви так: «возвещаем вам и о соглашении касательно святейшей Пасхи, что вашими

 

 

64

молитвами устроена и эта часть, так чтобы все восточные братия, прежде совершавшие (праздник Пасхи) вместе с иудеями, отныне, согласно с римлянами и вами и всеми нами, от начала соблюдавшими Пасху, совершали вместе с нами». Итак, когда сделано совершенное определение, некоторые не уважающие его несовершенно празднуют. Равно и те, которые употребляют одну воду в чаше на жертвеннике, вместо того чтобы смешивать ее с плодом винограда по преданию Господа, не замечают, что они лишают самих себя тела и крови Господней; ибо одно восполняется другим. Посему не имеющий одного не имеет и того» что он по-видимому имеет. Такие оказываются чуждыми святой Церкви Христовой. Мы же и праздник четырнадцатого дня совершаем в пятый день великой седмицы, как предано Господом, хотя бы он пал на предшествующие дни, и святое воскресение, бывшее в шестнадцатый день во время Спасителя, празднуем в Господний день после весеннего поворота солнца, и воду употребляем, только не без плода виноградного, а смешивая с ним по преданию Господа.

7) А «пить» означает спасительное учение, которое пьет с нами Спаситель, всегда сообщаясь с нами по воскресении, которое названо Им «царством» небесным; «новое» же значит недавно предложенное кому-нибудь к сведению (Мате. ХХVI, 29. Марк. XIV, 25. Лук. ХХII? 18). Ибо радуется и учащий и учащийся спасению слушающих и поучающихся, как думает и Григорий Богослов. Та же чаша, которую Он повелел ям разделить между собою (Лук. ХХII, 17), принадлежала к вечери, а не к общительным таинствам. Потом Лука продолжая говорить, что Он сам подал Апостолам и хлеб и чашу. А что Он и при чаше вечери «благодарил», это не удивительно; ибо и мы благодарим и при обыкновенном ядении и при таинственном; однако есть различие между благодарением (ἐυχαριϛία) и благословением (ἐυλογία). И при ядении благодарить предано нам из Евангелия, именно: Он благословил пять хлебов и таким образом роздал чрез

 

 

65

учеников народу (Лук. IX, 16). И еще сказано, что после вечери они «воспев пошли на гору Елеонскую (Матф. XXVI, 30)».

8) Посему, когда хлеб предложения и вновь растворенная чаша имеют быть приносимы к святому жертвеннику по чину литургии, предавшие народу для произнесения некоторое песнопение, соответствующее совершаемому действию, напрасно думают, что приносят Царя славы и даже называют тал приносимое и еще не достигшие совершенства священническим призыванием и являющимся при сем освящением, если только не угодно им соединять с песнопением другой смысл, так как Афанасий великий в слове к крещаемым говорит следующее: «ты увидишь Левитов, несущих хлебы и чашу с вином и полагающих на трапезе; и пока еще не совершаются молитвы и прошения, это— простой хлеб и чаша; а когда совершены великие и дивные молитвы, то хлеб делается телом и чаша кровию Господа нашего Иисуса Христа». И еще: «приступим к совершению таинств; сей хлеб и сия чаша, пока еще не было молитв и прошений, суть простые (хлеб и чаша); а когда вознесены великие молитвы и святые прошения, то Слово нисходит в хлеб и чашу, и совершается тело Его».


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.