Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Чинопоследование греческий литургии св. апостола Иакова. Перевод Е. И. Ловягина

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТУРГИИ СВ.
АПОСТОЛА ИАКОВА.

Священник (1).

Не презри меня, оскверненного множеством грехов, Владыка Господи, Боже наш; ибо вот я приступаю к сему божественному и небесному таинству не как достойный, но, взирая на благость Твою, взываю в Тебе: Боже, будь милостив ко мне грешнику; согрешил я против неба и пред Тобою (Лук. XVIII, 13. XV, 21), и недостоин воззреть на сию священную Твою и духовную трапезу, на которой Единородный Сын Твой и Господь наш Иисус Христос предо мною грешным и запятнанным всякою скверною таинственно предлагается в жертву. Посему приношу Тебе сие моление и благодарение, чтобы ниспослан был мне Дух Твой Утешитель, укрепляющий и исправляющий меня к сей службе, и спо-

(1) Эта вступительная и следующие семь таких же молитв, по всей вероятности, составляют позднейшую прибавку к Литургии сделанную в ΙV-м или V-м веке (Daniel. IV, 88). В списке К. литургия начинается так: Диакон: Господу помолимся. Народ: Господи помилуй. Священник: Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки. Диакон, Будем стоять благопристойно. В мире Господу помолимся. Священник: Слава Отцу и Сыну и пр. (молит. 2). В списке С. недостает начальных листов до первой ектении.

 

 

150

доби возрещенное мне от Тебя слово неосужденно проповедать народу, во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым благословен Ты со всесвятым и благим и животворящим и единосущным Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва предстояния (1).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, троичному и единичному свету божества, существующего в Троице единично и разделяемого нераздельно; ибо Троичен единый Бог Вседержитель, Которого славу небеса проповедуют, а земля—владычество Его (Псал. XVIII, 2), и моредержаву Его, и всякая чувственная и разумная тварь непрестанно возвещает величие Его; ибо Ему приличествует всякая слава, честь, держава, величие и великолепие, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва фимиама при начальном входе (2).

Владыка Господи Иисусе Христе, Слово Божие, добровольно принесший Самого Себя на кресте в непорочную жертву Богу и Отцу, двухъестественный уголь (3), коснувшийся посредством клещей уст пророка и истребивший грехи его (Исаии, VI, 6. 7), коснись чувств и нас грешных, и очисти нас от всякой скверны, и представь нас чистыми пред свя-

(1) Т. е. пред алтарем.

(2) В подлиннике заглавие этой молитвы выражено так: Εὐχὴ τοῦ θυμιάματος (фимиама или каждения) τῆς εἰσόδȣ τῆς ἔνάρξεως.

(3) Мысль о двух естествах в И. Христе, внушаемая этою молитвою, доказывает происхождение ее не ранее монофизитского учения.

 

 

151

тый жертвенник Твой, чтобы принести Тебе жертву хвалы; и приими от нас непотребных рабов Твоих настоящий фимиам в приятное благоухание, и облагоухай зловоние души и тела нашего, и освяти нас освящающею силою всесвятого Твоего Духа; ибо Ты один—святой, освящающий и сообщающийся верным; и Тебе приличествует слава с безначальным Твоим Отцем и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и вовеки веков. Аминь.

Молитва начинательная.

Благодетель, Царь веков и Создатель всей твари, приими приходящую к Тебе чрез Христа Твоего церковь Твою, даруй каждому полезное, приведи всех к совершенству и сделай нас достойными благодати освящения Твоего, собирая нас в святую церковь твою, которую Ты приобрел драгоценною кровию Единородного Твоего Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с Которым Ты благословен и прославлен, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Диакон.

Еще Господу помолимся.

Священник—молитву фимиама при входе народа

Боже, принявший дары Авеля, жертву Ноя и Ав-

(1) Т. е. читает Εὐχὴν τοῦ θυμιάματος τῆς εἰσοδȣ τῆς σονάξεως. В списке Κ. прибавлено: Священник: мир тебе. Диакон: Господу помолимся. Священник: Боже, принявший и пр.

 

 

152

раама, фимиам Аарона и Захарии, приими и от рук нас грешных сей фимиам в приятное благоухание и в оставление грехов наших и всего народа Твоего; ибо Ты благословен и Тебе приличествует слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда.

Диакон.

Господи, благослови.

Священник молится.

Господь и Бог наш Иисус Христос, по чрезмерной благости и непреодолимой любви распавшийся и не воспрепятствовавший пронзить себя копьем и гвоздями, таинственное и страшное сие священнодействие преподавший нам навсегда для вечного воспоминания, да благословит твое во Христе Боге диаконство, и да благословит вход наш, и да сподобит нас представших вполне совершить службу сию, по неизреченному милосердию своему, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Ответная молитва диакона.

Господь да благословит и сподобит нас подобно Серафимам принести дары и воспеть многохвалебную песнь, боговдохновенную и трисвятую, вседовольному и преисполненному всякого освятительного совершенства, ныне, и всегда.

Потом диакон начинает петь во входе.

Единородный Сын и Слово Божие, бессмертный, благоволивший для нашего спасения воплотиться от святой Богородицы и Приснодевы Марии, непрелож-

 

 

153

но вочеловечившийся и распятый, Христе Боже, поправший смертию смерть, один из Святой Троицы, прославляемый вместе с Отцем и Святым Духом, спаси нас (1).

Священник говорит сию молитву от врат до жертвенника (2).

Боже Вседержитель, великоименитый Господи, даровавший нам вход во Святое Святых, чрез пришествие Единородного Сына Твоего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, умоляем и просим благость Твою, так как мы страшимся и трепещем, намереваясь предстать пред святой жертвенник Твой, ниспосли на нас, Боже, благодать Твою благую, и освяти наши души и тела и духи, и обрати помыслы наши к благочестью, чтобы нам с чистою совестью принести Тебе дары, подаяния, плоды, во оставление грехов наших и в умилостивление за весь народ Твой, благодатию и щедротами и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Которым Ты благословен во веки веков. Аминь.

По входя в алтарь (3) священник говорит:

Мир всем.

(1) Это песнопение, по свидетельству патриарха Софрония, Георгия Кедрина и Павла Диакона, сочинено и введено в литургию императором Юстинианом в 535 году. Встречающееся в нем выражение: непреложно или неизменно (ἀτρέπτως) направлено против еретиков, допускавших в И. Христе поглощение человечества Божеством и преданных проклятию на IV вселенском Халкидонском соборе в 451 г. Св. «Церк. Истор.» Иннокентия, век. 6.

(2) Т. е. продолжая входить в алтарь, до самого престола, и совершать каждение.

(3) В подлиннике: εἰς τὸ θυσιαςήριον.

 

 

154

Народ.

И духу твоему.

Священник.

Господь да благословит всех нас и да освятит во входе и священнодействии божественных и пречистых тайн, упокоив и блаженные души со святыми и праведными своею благодатию и человеколюбием, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Потом диакон говорит ектению (συναπτήν).

В мире Господу помолимся.—О мире нисходящем свыше, и Божием человеколюбии и спасении душ наших, Господу помолимся. — О мире всего мира и соединении всех святых Божиих церквей, Господу помолимся (1). — Об оставлении грехов и прощении согрешений наших, и о том, чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева, беды и нужды и нападения врагов, Господу помолимся.

Потом певцы поют трисвятую песнь.

Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй вас (2).

(1) Прежде молитвы: «о мире всего мира» и пр. в списке К. вставлено прошение о спасении и помощи святейшим отцам и святейшему патриарху, всему клиру и христолюбивому народу. Затем следует молитва: «об оставлении грехов» и пр. А после нее поминаются св. Мария, Иоанн Креститель, апостолы, пророки и все святые, «чтобы их молитвами и ходатайством нам получить милость». Народ: Господи помилуй, трижды. В списке С. в этом месте также упоминается о св. Деве, апостолах, мучениках и пр., о св. Степане «и блаженном отце нашем Иакове и апостоле и брате Божием». По окончании молитвы священник произносит трисвятую песнь.

(2) Эта песнь введена в употребление при богослужении в 438 или 439 г. при преемнике св. Златоуста Прокле. См.—«Оба. песноп.», стр. 140—141.

 

 

155

И священник наклонившись молится.

Щедрый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный Господи! Воззри из совершенного жилища Твоего и услышь нас молящихся Тебе, и избавь нас от всякого искушения диавольского и человеческого, и не удали от нас помощь Твою и не наведи на нас наказания, превышающего силу нашу. Ибо мы не можем преодолевать препятствия; Ты же силен, Господи, спасти от всех сопротивлений. Спаси вас, Боже, от бедствий мира сего по благости Твоей, чтобы мы, пришедши с чистою совестью к святому жертвеннику Твоему, могли с небесными силами неосужденно вознести к Тебе блаженную и трисвятую песнь, и, совершив благоприятную Тебе и божественную службу, удостоиться вечной жизни.

Возглас.

Ибо свят Ты, Господи Боже наш, и во святых обитаешь я починаешь, и Тебе славу и трисвятую песнь возносим Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков (1).

Народ.

Аминь.

Священник.

Мир всем.

(1) В списках С. и К. находится и молитва и возглас, но оканчивающийся иначе; причем прибавлено: после слова вознести чтец начинает: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Читается трижды. Слава Отцу и пр. Пресвятая Троица, помилуй нас.

 

 

156

Народ.

И духу твоему.

Певцы.

Аллилуиа.

Потом читаются весьма пространно священные речения ветхого завета и пророков, и возвещается сына Божия вочеловечение, страдания и воскресение из мертвых, восшествие на небеса и опять второе со славою пришествие Его; и это бывает каждодневно при священном и божественном священнодействии (1).

После же чтения и поучения диакон говорит: ска-

(1) Здесь в списке С. читается: после мира певец поет прокимен. Следует апостол, аллилуиа. Молитва при каждении во время пения аллилуиа. Молитва пред евангелием; «благодарим Тебя, Господи, воссиявшего нам свет из мрака и открывшего очи ума нашего к разумению чудных дел Твоих и отверзшего уста наши к исповеданию грехов наших и ж исполнению заповедей Твоих. Сам и ныне, Владыка, приими молитву нас грешных и благодарных рабов Твоих и не презри моления вашего, но сохрани в нас славу Твою, и пришедших и молящихся вместе с нами, и воссияй в сердцах наших и их свет божественных речений евангелия Христа Твоего». Потом молитвы, которые здесь приводятся ниже до «Господи помилуй». Священник: воссияй в сердцах и пр. (как в литургиях св. Василия и Златоуста), с прибавкой заключения: ибо Ты и пр. Архидиакон: стоя прямо, будем слушать святое евангелие. Священник; мир всем. Диакон: от Матфея.

В списке К. после мира чтецы говорят прокимен, и апостол, и стихословие. За тем следует ектения до: «молим Тебя». Молитва при каждении пред евангелием: «Благодарим Тебя, Господи» и проч. Следует другая ектения пред божественным евангелием. Молитва: «воссияй в сердцах наших», оканчивающаяся так: «ибо Ты благовестие» и пр. Архидиакон: стоя прямо, будем слушать святое евангелие. Священник: мир всем. Архидиакон: Внемлем святому чтению. И после евангелия пусть говорит Священник: мир тебе. Народ: слава Тебе, Господи.

 

 

157

жем все: Господи помилуй. Господи Вседержитель, Боже отцев наших, молимся Тебе, услышь.—О мире, нисходящем свыше, и о опасении душ наших, Господу помолимся.—О мире всего мира и со единении всех святых Божиих церквей, Господу помолимся.—О спасении и заступлении всего христолюбивого народа, молимся Тебе, услышь.—О том, чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева, беды и нужды, пленения, тяжкой смерти и беззаконий наших, молимся Тебе, услышь —О предстоящем народе и ожидающем от Тебя богатой и великой милости, молим Тебя, умилосердись и помилуй.— Спаси, Боже, народ Твой, и благослови наследие Твое.—Посети мир Твой милостию и щедротами.— Возвысь рог христиан силою драгоценного и животворящего креста.—Молим Тебя, многомилостивый Господи, услышь вас молящихся Тебе и помилуй.

Народ трижды.

Господи помилуй.

Диакон.

Об оставлении грехов наших и прощении согрешений я о том, чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева, беды и нужды, Господу помолимся.—О том, чтобы весь день проводить в совершенстве, святости, мире и без греха, все будем просить Господа.—Ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и тел наших, будем просить у Господа.—Прощения и оставления грехов и согрешений ваших будем просить у Господа.—

 

 

158

Доброго и полезного душам нашим и мира миру будем просить у Господа.—О том, чтобы остальное время жизни нашей окончить в мире и здравии, будем просить Господа.—Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, и доброго ответа на страшном и ужасном суде Христовом будем просить (1).

Священник.

Ибо Ты — благовестие и просвещение, Спаситель и хранитель душ и тел наших, Боже, и Единородный Сын Твой и Дух Твой всесвятой, ныне, и всегда.

Народ.

Аминь.

Священник.

Пресвятую, пречистую, преблагословевную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со

(1) В списке С., кроме наложенных прошений, вставлены еще о клире и народе, о благочестивейшем и христолюбивом царе нашем, всей палате и воинстве, и о победе их, «о святом городе Христовом» (Иерусалиме), о царствующем городе (Константинополе). Прошение, начинающееся словами: возвысь рог... дополняется так: «благодатию тридневного и светоносного воскресения из мертвых, предстательством Пречистой благословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых Твоих». И по прочтении евангелие диакон говорит: «будем внимать усердно; Господу помолимся» и за тем: «о мире всего мира»...

В списке К: после евангелия диакон говорит: «будем взывать усердно; в мире Господу помолимся». Следуют прошения: о мире, нисходящем свыше, и о мире всего мира. Есть и другие прошения, которых нет в обыкновенном тексте литургии.

Далее, после ектении диакона, в списке С. пропуск до самого удаления оглашенных; а в списке К. пропуск до молитвы священника, начинающейся словами: «Боже, огласивший» и проч.

 

 

159

всеми святыми и праведными помянув, самих себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим (1).

Народ.

Тебе, Господи.

Священник.

Боже, огласивший нас божественными и спасительными речениями Твоими, просвети души нас грешных к уразумению сказанного, чтобы нам оказаться не только слушателями духовных песней, во и исполнителями дел благих, имеющими веру нелицемерную, жизнь незазорную и поведение неукоризненное.

Возглас.

Во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки.

Народ.

Аминь.

Священник.

Мир всем.

Народ.

И духу твоему.

Диакон.

Головы наши Господу приклоним.

(1) Этот возглас, ясно внушающий мысль о приснодевстве Богородицы Марии, вероятно, принадлежит позднейшему времени, когда был определен церковью этот догмат. См. Daniel. IV, 96.

 

 

160

Народ.

Тебе, Господи.

Священник молится, говоря:

Владыка, животворец и податель благ, давший людям блаженную надежду вечной жизни, Господа нашего Иисуса Христа, удостой нас в святости совершить и сию божественную службу Тебе, для наслаждения будущим блаженством.

Возглас.

Чтобы нам, под державою Твоею всегда хранимым и к свету истины руководимым, возносить славу и благодарение Тебе, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда.

Народ.

Аминь

Диакон.

Да никто из оглашенных, да никто из непосвященных, да никто из немогущих молиться с нами (1). Друг друга распознавайте. Двери. Все прямо. Еще Господу помолимся.

Священник—молитву фимиама.

Владыка Вседержитель, Царь славы, ведущий все прежде бытия его (Дан. XIII, 42), сам приди к нам во святой час сей призывающим Тебя, и избавь нас от стыда греховного, очисти наш ум и по

(1) В списке С. в этом месте прибавлено: «никто да не имеет завета против другого или лукавства. Отпустите и отпустятся грехи ваши, исповедайтесь и простите с сокрушением. Просите со страхом и трепетом». Но в следующих двух молитвах, до внесения св. даров священником, недостает нескольких выражений.

 

 

161

мышления от нечистых похотей и мирского обольщения и всякого диавольского действия, и приими от руки нас грешных фимиам сей, как принял Ты приношение Авеля, и Ноя, и Аарона, и Самуила, и всех святых Твоих, избавляя нас от всякого худого дела и спасая, чтобы всегда благодарить и поклоняться и прославлять Тебя Отца и Единородного Сына Твоего и всесвятого Духа Твоего, ныне, и всегда, и во веки.

И начинают чтецы херувимскую.

Да безмолвствует всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ничего земного в себе да не помышляет; ибо Царь царствующих и Господь господствующих, Христос Бог наш, приходит заклаться и даться в снедь верным. Предшествуют же Ему сонмы Ангелов, со всеми началами и властями, многоочитые Херувимы и шестокрылатые Серафимы, закрывая лица и взывая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа (1).

Священник, внося святые дары, говорит следующую молитву: (2)

(1) Эта песнь не относится в глубокой древности. Ни св. Кирилл Иерусалимский, ни Златоуст не упоминают о ней. Она содержит такие же мысли, какие и песнь: Иже Херувимы, только с прибавлением слов о страдании Спасителя мира; а эта последняя составлена и введена в употребление в 573 году, при императоре Юстине II и патриархе Иоанне Схоластике. «Обз. песноп.», стр. 164.

(2) В списке С. порядок литургии в этом месте излагается так: И приносятся святые (дары). Иже Херувимы (песнь, воспеваемая хором). Когда же поставят их на жертвеннике, то священник (говорит) молитву предложения: «Боже» Боже, наш», и пр. Следует молитва над фимиамом: «Владыка Вседержитель, Царь славы»... и пр.

 

 

162

Боже, Боже ваш, пославший в пищу всему миру небесный хлеб,—Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя и благодетеля, благословляющего и освящающего нас, Сам благослови предложение сие и приими его на вышенебесный Твой жертвенник; помяни, как благий и человеколюбивый, принесших и тех, за кого они принесли; и нас сохрани неосужденными в священнодействии божественных Твоих таинств; ибо свято и славно всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков.

Потом молитва святого Дионисия, называемая: при внесении святых (даров): «Вступив на страшный помост твой, Господи, мы ужасаемся, приступая к светлой трапезе Твоей, и, находясь близ страшного Твоего седалища, трепещем и содрогаемся членами, принося неприступную жертву. Ибо кто ив земнородных, преданных страстям, может достойно прикасаться таких таинств? Слабость природы отнимает дерзновение и производит в уме тяжкое сознание; нечестивая жизнь и неисправимое поведение наводят мрак; посему мы страшимся и трепещем от страха, чтобы нам не навлечь на себя божественное осуждение, как недостойно прикасающимся к дарам. Итак, просим человеколюбие Твое: даруй нам свято приступить к святым Твоим тайнам, укрепи нас, Владыка, по душе и по телу, и сподоби нас непорочно совершить священнодействие неизреченною Твоею силою. Ибо все чрез Тебя, и Тебе приличествует всякая слава, честь и великолепие, Отцу и пр. И другая молитва: «Никто недостоин»..., (находящаяся в литургиях Василия и Златоуста). Потом архидиакон: «в премудрости Божией внемлем». И начинает священник: «Верую в единого Бога»... В Списке К: После аллилуиа песнь: «Иже Херувимы». Молитва при внесении св. даров из св. Дионисия Ареопагита: «Вступив на страшный»... По поставлении даров на святом престоле и по окончании народом таинственной песни, священник говорит молитву предложения: «Боже, Боже наш» и «Благословен Бог». Диакон: «премудро будем внимать». Народ: «Верую в единого Бога». Священник молится про себя: «Никто недостоин».

 

 

163

Священник.

Мир всем.

Диакон.

Господи, благослови.

Священник.

Благословен Бог, благословляющий и освящающий всех нас при предложении божественных и пречистых тайн, и блаженные души упокоевающий со святыми и праведными, ныне, и всегда, и во веки веков.

Диакон.

В премудрости будем внимать (1).

Священник начинает.

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, и в единого Господа Иисуса Христа Сына Божия. И прочее из символа веры (2).

Потом молится, приклонив выю.

(1) Выражение: ἐν σοφίαв премудрости—может быть употреблено вместо наречия: σοφῶςпремудро. Но так как в некоторых литургиях здесь—пред символом веры, подобно как нередко и в других случаях, возглашается: σοφία, πρόσχωμεν премудрость! будем внимательны! (напр. в литургии иаковитов, перев. Софония, еписк. новомирг. Одесса. 1866, стр. 97): то в первом выражении, надобно предполагать тоже значение, как и в последнем, т. е., возглас диакона требует внимания как вообще к премудрости, заключающейся в священнодействии литургии (самую фразу: ἐν σοφία πρόσχωμεν, ложно перевести: вникнем в премудрость), так ближайшим образом в премудрости, проповедуемой символом веры. Ср. Никол. Кавасилы «Изъясн. Литургии», л. 26.

(2) Чтение или пение символа веры на литургии введено сначала в Антиохии епископом Петром Фуллоном, в исходе V века, а потом в Константинополе при патриархе Тимофее в 510 году. См.

 

 

164

Боже и Владыка всех, достойными часа сего coделай нас недостойных, Человеколюбец, чтобы мы, очистившись от всякой лести и всякого лицемерия, соединились друг с другом союзом мира и любви, утверждаясь святынею Твоего боговедения чрез Единородного Твоего Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с Которым благословен Ты вместе со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Диакон.

Будем стоять благопристойно, будем стоять благоговейно, будем стоять со страхом Божиим и сокрушением. В мире Господу помолимся.

Священник.

Ибо Ты—Бог мира, милости, любви, щедрот и человеколюбия, и Единородный Сын Твой и Дух Твой всесвятой, ныне, и всегда.

Народ.

Аминь.

Священник.

Мир всем.

Народ.

И духу твоему.

Диакон.

Возлюбим друг друга целованием святым. Головы наши приклоним Господу.

выше, стр. 114, пр. 3. Посему как самый символ, так и возглас диакона пред ним, здесь надобно считать позднейшею вставкой. Daniel. IV, 99. 1

 

 

165

Священник, наклонившись, говорит следующую молитву:

Единый Господи и милостивый Боже, ниспосли благодать Твою благую приклонившим выи свои пред святым жертвенником и просящим у Тебя духовных даров, и благослови всех нас благословением духовным и неотъемлемым, Ты, Который обитаешь в вышних и призираешь на смиренных (1).

Возглас.

Ибо достохвально и достопоклоняемо и преславно всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков.

Диакон.

Господи, благослови.

Священник.

Господь благословит и поможет всем нам Своею благодатию и человеколюбием.

И еще:

Господь благословит и сделает достойными предстояния святому жертвеннику, постоянно, ныне, и всегда, и во веки.

И еще:

Благословен Бог, благословляющий и освящающий всех нас к предстоянию и священнодействию пречистых Его таинств, ныне, и всегда, и во веки.

Диакон говорит всеобщую (καθολικὴν) ектению.

В мире Господу помолимся.

(1) Псал. СХII, 5. 6. по переводу 70 толковников.

 

 

166

Народ.

Господи помилуй.

Диакон.

Спаси, помилуй, пощади и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.—О мире, нисходящем свыше, и Божием человеколюбии и спасении душ наших, Господу помолимся.—О мире всего мира и соединении всех святых Божиих церквей, Господу помолимся.—О приносящих плоды и делающих добро в святых Божиих церквах, помнящих о бедных, вдовах и сиротах, странниках и нуждающихся, и о заповедавших нам поминать их в молитвах, Господу помолимся.—О находящихся в старости и немощи, больных, страждущих и одержимых нечистыми духами, о скором исцелении от Бога и спасении их, Господу помолимся.—О пребывающих в девстве и чистоте и подвижничестве, и живущих в честном браке, и подвизающихся в горах, пещерах и ущельях земли (Евр. XI, 38) преподобных отцах и братиях, Господу помолимся.— О плавающих, путешествующих, странствующих христианах, и находящихся в плену, и в ссылке, и в темницах, и в тяжком рабстве братиях наших, о мирном возвращении их, Господу помолимся.— Об оставлении грехов и прощении согрешений наших, и о том, чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева, беды и нужды и нападения врагов, Господу помолимся. — О благорастворении воздухов, дождях тихих, росах благотворных, изобилии плодов, совершенном плодородии и увен-

 

 

167

чании года (1), Господу помолимся.—О присутствующих и молящихся вместе с нами в сей святой час и во всякое время отцах и братиях наших, о тщательности, трудолюбии и усердии их, Господу помолимся.—И о всякой душе христианской, оскорбляемой и угнетаемой, нуждающейся в милости и помощи Божией, об .обращении заблуждших, Здравии немощных, и освобождении пленных, об упокоении прежде почивших отцах и братиях, Господу помолимся.—О том, чтобы услышано и благоприятно было моление наше пред Богом и ниспосланы были нам богатые милости и щедроты Его, Господу помолимся.—Пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспомянем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы (2).—И о предлежащих драгоценных, небесных, неизреченных, пречистых, славных, страшных, ужасных, божественных дарах, и о спасении предстоящего и приносящего их священника, Господу Богу помолимся (3).

(1) Т. е. плодами, подобно как говорится о венце жизни в послании Иакова I, 12.

(2) Св. выше примечание о подобном возгласе священника, на стр. 159.

(3) В списке С. говорится: архидиакон произносят все общую ектению. К молитве о мире всего мира присоединяются другие о клире, императоре, святом городе Христовом, городе царствующем. За тем большой пропуск; потом вышеозначенные прошения: «о плавающих, о находящихся в старости, о находящихся в девстве, об отпущении, о приносящих плоды,—о памяти, утешении и упокоении святых отцев ваших, архиепископов «от святого Иакова апостола и брата Христова и первоепископа, до Николая, и Илии, и Венедик-

 

 

168

Народ.

Господи помилуй. Трижды.

Потом священник знаменует (1) дары, и стоя, говорит про себя так:

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лук. II, 14). Трижды.— Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Псал. L, 17). Трижды.—Да наполнятся уста мои хвалою Твоею, Господи, чтобы мне воспевать славу Твою, всякой день великолепие Твое (Псал. LXX, 8). Трижды.

Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь. Ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь (2).

И поклонившись на все стороны, говорит:

Величайте Господа со мною и будем превозносить имя Его вместе.

И отвечайте, наклонившись:

Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя (Лук. I, 35) (3).

та, и Агапия, и Ореста, и прочих преподобных отцев ваших и братий». Прочие прошения те же, как и вышеозначенные, только в измененном несколько порядке. Потом диакон: «и о предлежащих» Народ: «Господи».

В списке К. при воспоминании о Деве Марии и святых именуются: Иоанн Креститель, Стефан первомученик, Моисей, Аарон, Илия, Елисей, Самуил, Давид, Даниил.

(1) Т. е. крестным знамением.

(2) В списке С. священник громким голосом: «милостию и щедротами и пр.». И опять знаменует уста трижды: «Господи, отверзи уста». И опять знаменует дары, говоря трижды: «Отца» и пр.; и наклонившись молится про себя: «посетивший»—и пр.

(3) В списке К. «Дух осенит тебя; да помянет нас Господь в царстве небесном, постоянно, ныне, и всегда».

 

 

169

Дотом священник пространно (διεξοδικῶς).

Посетивший вас милостями и щедротами, Владыка Господи, и даровавший нам, смиренным и грешным и недостойным рабам Твоим, дерзновение предстоять святому жертвеннику Твоему и приносить Тебе сию страшную в бескровную жертву за наши грехи и за грехи неведения народа (Евр. IX, 7), призри на меня, непотребного раба Твоего, а изгладь преступления по милосердию Твоему, и очисти мои уста и сердце от всякой скверны плоти и духа, и отгони от меня всякой постыдный и неразумный помысл, и силою всесвятого Твоего Духа соделай меня способным к службе сей, и по благости Твоей приими меня, приближающегося к святому жертвеннику Твоему, и благоволи, Господи, принять сии дары, приносимые нашими руками, снисходя моим слабостям, и не отвергни меня от лица Твоего и не возгнушайся моим недостоинством, но помилуй меня по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих презри беззакония мои, чтобы мне, неосужденно представшему пред лицом славы Твоей, удостоиться покровительства Единородного Сына Твоего и озарения всесвятого Духа, и не быть отверженным как рабу греха, но как рабу Твоему обрести благодать и милость и оставление грехов пред Тобою и в настоящем и в будущем веке. Ей, Владыка Вседержитель, всесильный Господи, услышь моление мое; ибо Ты совершаешь все во всех и от Тебя все мы во всем испрашиваем помощи и заступления, и от Единородного Сына Твоего, и благого

 

 

170

и животворящего и единосущного Духа, ныне, и во веки ().

Боже, по великому и неизреченному человеколюбию пославший Единородного Сына Твоего в мир, чтобы возвратить заблудшую овцу, не отвратись от нас грешных, приступающих к сей страшной и бескровной жертве Твоей; ибо не на правды наши мы надеемся, а на благую милость Твою, которою Ты сохраняешь род наш! Просим и молим благость Твою, чтобы не послужило к осуждению народа Твоего таинство сие, устроенное для нашего спасения, но к изглаждению грехов, в обновлению душ и тел, к благоугождению Тебе, Богу и Отцу, по милости и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты вместе со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки.

Господи Боже, сотворивший нас и приведший в жизнь, показавший нам пути во спасению, удостоивший нас откровения небесных таинств и поставивший нас на сие служение силою всесвятого Твоего Духа, благоволи, Владыка, чтобы мы были служителями нового завета Твоего, совершителями пречистых таинств Твоих, и приими нас, приближающихся к святому жертвеннику Твоему, по множеству милости Твоей, чтобы мы были достойными приносить Тебе дары и жертвы за себя и за грехи неведения народа; и сподоби нас, Господи, со всяким страхом и

(1) В списке К. этот отдел молитвы прямо называется молитвою «приношения св. Иакова».

 

 

171

чистою совестью принести Тебе духовную и бескровную жертву сию, которую, приняв на святой и вышенебесный и мысленный жертвенник Твой, как приятное благоухание духовное (Eфec. V, 2), в воздаяние ниспосли нам благодать всесвятого Духа Твоего. Ей, Боже, призри на нас и воззри на сие словесное служение наше, и приими его, как Ты принял дары Авеля, жертвы Ноя, священство Моисея и Аарона, мирные жертвы Самуила, покаяние Давида, фимиам Захарии; как Ты принял из руки апостолов Твоих сие истинное служение, так приими и из рук нас грешных предлежащие дары сии по благости Твоей, и сподоби, чтобы приношение наше, освященное Духом Святым, было благоприятно, в очищение согрешений наших и грехов неведения народа и в упокоение прежде почивших душ, дабы и мы, смиренные и грешные и недостойные рабы Твои, сподобившись нелицемерно служить святому жертвеннику Твоему, получили награду верных и благоразумных домоправителей (Лук. XII, 42) и обрели благодать и милость в страшный день Твоего праведного и благого воздаяния (1).

Молитва завесы.

Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты даровал нам дерзновение входить во святилище Твое путем новым и живым, который Ты обновил нам чрез завесу плоти Христа Твоего. И так,

(1) В списке С. этот отдел называется «третьею молитвою св. Василия». Следовательно, он не принадлежит апостолу Иакову, как показывают и некоторые выражения самой молитвы.

 

 

172

удостоившись войти в место жилища славы Твоей, быть внутрь завесы и созерцать святое святых, припадаем к благости Твоей: Владыка, помилуй нас; ибо мы страшимся и трепещем, намереваясь предстать святому жертвеннику Твоему и принести сию страшную и бескровную жертву за наши грехи и за грехи неведения народа; ниспосли, Боже, благодать Твою благую, и освяти наши души и тела и духи, и измени помыслы наши на благочестие чтобы мы с чистою совестью приносили Тебе елей (1) мира, жертву хвалы (Псал. СХХХII, 2. XLIX, 14) (2).

Возглас.

Милостию и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда.

Народ.

Аминь.

Священник.

Мир всем.

(1) В издании Даниеля (Cod. litur. T. IV, р. 107) в этом месте напечатано: ἔλεονмилость; в других же изданиях; ἔλαιον-oleum —елей. См. «Изъясн. Литургии» Дмитревского § 93, Augusti, Denkwurd. В. VIII. р. 442. Binterim, Die vorzügl. Denkwurd. T. IV. Th. 2. p. 177.

(2) В списке С. этот отдел молитвы читается только до слов: жертвеннику твоему. За тем следуют слова: и открыв (которые в переводе см. ниже). Народ: милость (ἔλεον) и пр. И священник говорят: «Благий и человеколюбивый, Владыка Господи, Боже наш, пришествием Единородного Сына и озарением всесвятого Духа удостоивший меня грешного и непотребного раба Твоего предстать святому Твоему жертвеннику и приносить и служить новым и пречистым таинствам завета Твоего, сотвори со мною знамение во благо и сподоби меня с чистою совестью служить Тебе все дни жизни моей».

 

 

173

Диакон.

Будем стоять благоговейно, будем стоять со страхом Божиим и сокрушением; будем внимать святому приношению, чтобы принести Богу мир.

Народ.

Елей (1) мира, жертву хвалы.

Священник.

И открыв таинственные покровы, знаменательно облекающие сию священную жертву, явственно покажи нам, и озари умственные очи наши непостижимым светом и, очистив бедность нашу от всякой скверны плоти и дула, соделай достойными сего страшного и ужасного предстояния; ибо Ты преблагоутробный и милостивый Бог и Тебе мы возносим славу и благодарность, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки.

Потом возглашает.

Любовь Господа и Отца, благодать Господа и Сына, и общение и дар Святого Духа, да будет со всеми вами (3).

Народ.

И с духом Твоим.

Священник.

Горе будем иметь ум и сердца.

(1) В издании Даниеля: ἔλεον; в других ἔλαιον (oleum), как выше было замечено. Притон слово: ἔλεος—милость, хота иногда употребляется и в мужеском роде, вин. ἔλεον, но большею частью в среднем, вин. ἔλεος, напр. Лук. I, 58. Иаков. И, 13. 111, 17. Римл. IX, 23. XV, 9. и пр.

(2) В издании Даниеля: ἡμῶνнами, вероятно, по ошибке вм. ὑμῶν, как читают Augusti и Binterim в указ. местах.

 

 

174

Народ.

Достойно и справедливо.

Потом молится священник.

Так по истине достойно и справедливо, прилично и должно Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя славословить, Тебя благодарить, Создателя всякой твари, видимой и невидимой, сокровище вечных благ, источник жизни и бессмертия, Бога и Владыку всех, Которого воспевают небеса небес (1) и вся сила их, солнце и луна и весь сонм звезд, земля, море и все, что в них (Псал. CXLVIII), Иерусалим небесный, торжественный собор, церковь первенцев, написанных на небесах (Евр. XII, 23), духи праведных и пророков, души мучеников и апостолов, ангелы, архангелы, престолы, господства, начала и власти, и силы страшные, и многоочитые Херувимы и шестокрылатые Серафимы, которые двумя крылами покрывают лица свои, а двумя—ноги, и двумя детая взывают друг к другу неумолкающими устами в непрестанных славословиях.

Возглас.

Победную песнь великолепной Твоей славы, громким голосом поя, возглашая, славословя, взывая и говоря:

Народ.

Свят, свят, свят Ты, Господи Саваоф, полны небо и земля славы Твоей (Исаии VI, 3). Осанна

(1) В других: «небеса и небеса небес». Св. Augusti, р. 443. Binterim, р. 179.

 

 

175

в вышних; благословен грядущий во иня Господне; Осанна в вышних (Матф. XXI, 9)!

Священник, знаменуя дары, говорит:

Свят Ты, Царь веков, и всякой святыни Господь и податель; свят и Единородный Сын Твой, Господь наш Иисус Христос, чрез Которого Ты все сотворил; Свят и Дух Твой Святой, Который проницает все и глубины Твои Божии (1 Кор. И, 10); свят Ты Вседержитель, всесильный, благий, страшный, милосердый, сострадательный особенно к творению Твоему, сотворивший из земли человека по образу Твоему и подобию; даровавший ему райское наслаждение; и преступившего заповедь Твою и отпадшего Ты не презрел его и не оставил, благий, но вразумил его, как отец милосердый, призывая его посредством закона, научая его чрез пророков, и наконец самого Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, послав в мир, чтобы Он, пришедши, возобновил и восстановил образ Твой. Он, нисшедши с небес и воплотившись от Духа Святого и Марии Девы и Богородицы, поживши с людьми, устроил все к спасению рода нашего, и намереваясь принять добровольную и животворящую крестную смерть, безгрешный за нас грешных, Он в ту ночь, в которую был предан, или лучше, предавал сам Себя для жизни и спасения мира,

Потом священник, взяв в руку хлеб, говорит:

 взяв хлеб в святые и пречистые и непорочные и бессмертные свои руки, воззрев на небо и показав

 

 

176

Тебе, Богу и Отцу, благодарив, освятив, преломив, подал нам, Его ученикам и апостолам (1), сказав:

Диаконы говорят:

В оставление грехов и в жизнь вечную.

Потом возглашает.

Приимите, идите, сие есть Тело Мое, за вас ломи· мое и предаваемое в оставление грехов.

Народ.

Аминь.

Потом берет чашу и говорит.

Также после вечери взяв чашу и растворив в ней вино и воду, и воззрев на небо, и показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, освятив, благословив, исполнив Духа Святого, подал нам, Его ученикам, сказав: пейте из нее все, сие есть кровь Моя, нового завета, за вас и за многих проливаемая и предаваемая в оставление грехов.

Народ.

Аминь.

Священник.

Сие творите в Мое воспоминание; ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Сына человеческого возвещаете, и воскресение Его исповедуете, доколе Он приидет.

Диаконы говорят·.

Веруем и исповедуем.

(1) В списке С. читается: «подал святых и блаженных своих ученикам и апостолам».

 

 

177

Народ.

Смерть Твою, Господи, возвещаем, и воскресение Твое исповедуем.

Священник.

Так и мы, грешные, воспоминая животворящие Его страдания, спасительный крест, и смерть, и погребение, и тридневное воскресение из мертвых, и восшествие на небеса, и седение одесную Тебя Бога и Отца, и второе славное и страшное пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых, когда будет воздавать каждому по делам его, приносим Тебе, Владыка, сию страшную и бескровную жертву, прося, чтобы Ты не по грехам нашим поступил с нами и не по беззакониям нашим воздал нам (Псал. СП, 10), но по Твоей кротости и неизреченному Твоему человеколюбию, презрев и истребив рукописание против нас, рабов Твоих, даровал нам небесные и вечные Твои дары, которых глаз не видел и ухо не слышало, и которые на сердце человеку не приходили, которые приготовил Ты, Боже, любящим Тебя (1 Кор. II, 9), и за меня, и за грехи мои не отверг народа, человеколюбивый Господи.

Потом говорит трижды:

Ибо народ Твой и Церковь Твоя умоляют Тебя.

Народ.

Помилуй нас, Господи Боже, Отче Вседержитель.

Опять говорит священник:

Помилуй нас, Боже Вседержитель; помилуй нас, Боже Спаситель наш; помилуй нас, Боже, по ве-

 

 

178

ликой милости Твоей, и ниспосли на нас и на предлежащие дары сии Духа Твоего всесвятого.

Потом, приклонив выю, говорит:

Господа и животворящего, сопрестольного Тебе Богу и Отцу и Единородному Сыну Твоему, соцарствующего, единосущного и совечного, глаголавшего в законе и пророках и новом завете Твоем, нисшедшего в виде голубя на Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордане и пребывшего на нем, нисшедшего на апостолов Твоих в виде огненных языков в горнице святого и славного Сиона, в день Пятидесятницы, сего Духа Твоего всесвятого ниспосли, Владыка, на нас и на предлежащие святые дары сии С),

И подняв голову возглашает:

чтобы, пришедши, святым и благим и славным своим наитием Он освятил и сделал (ποιήσῃ) хлеб сей святым телом Христа Твоего.

Народ.

Аминь.

Священник.

И чашу сию—драгоценною кровию Христа^ Твоего.

Народ.

Аминь.

Священник про себя, стоя (2).

Дабы они были всем, причащающимся их, в оставление грехов и в жизнь вечную, в освящение душ и тел, в плодоношение дел благих, в утверж-

(1) Этот отдел молитвы, содержащий выражения о Св. Духе из символа Никео-Цареградского, представляет позднейшую вставку. Daniel. IV, 114.

(2) Т. е., прямо не наклонившись.

 

 

179

дение святой Твоей соборной (1) Церкви, которую Ты основал на каине веры, чтобы врата ада не одолели ее (Матф. XVI, 18), избавляя ее от всякой ереси и соблазнов и делающих беззаконие, сохраняя ее до кончины века.

И наклонившись говорит:

Приносим Тебе, Владыка, и за (ὑπὲρ) святые Твои места, которые Ты прославил богоявлением Христа Твоего и сошествием всесвятого Твоего Духа; особенно за славный Сион, матерь всех церквей, и за святую Твою соборную и апостольскую церковь по всей вселенной; богатые дары всесвятого Твоего Духа подай ей и ныне, Владыка. Помяни Господи, и ее святых отцев и братий наших и епископов по всей вселенной, православно преподающих слово Твоей истины (2 Тим. II, 15).—Помяни, Господи, и всякой город и страну и в православной вере живущих в них, к миру «и безопасности их. — Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, странствующих христиан, находящихся в узах, в темницах, в плену и ссылке, в рудокопнях и истязаниях, и тяжком рабстве отцев и братий наших.— Помяни, Господи, больных и страждущих и одержимых духами нечистыми, к скорому исцелению их и спасению от Тебя Бога.—Помяни, Господи, всякую душу христианскую, оскорбляемую и угнетаемую, нуждающуюся в милости и помощи от Тебя Бога, и обращение заблудших.—Помяни, Господи, трудя-

(1) В других прибавлено: «и апостольской». См. Angusti, I, р. 446. Binterim. р. 186.

 

 

180

щихся (1) и служащих нам отцев и братий наших во имя Твое святое.—Помяни, Господи, всех во благо; всех помилуй, Владыка; всем нам дай прощение; умири множество народа Твоего; рассей соблазны; прекрати войны; истреби восстания ересей; мир Твой и любовь Твою даруй нам, Боже Спаситель наш, упование всех концов земли. — Подай (μνὴσθητι), Господи, благорастворение воздухов, дожди тихие, росы благотворные, изобилие плодов и увенчание года благости Твоей (Псал. LXIV, 12); ибо очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время, открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее по благоволению (Пс. CXLV, 15. 16).— Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро в святых церквах твоих и помнящих бедных, вдов, сирот, странников и нуждающихся, и всех заповедавших нам поминать их в молитвах.—Еще благоволи, Господи, помянуть и принесших приношения сии в нынешний день к святому жертвеннику Твоему и тех, за кого каждый принес, или кого в мысли имеет, и недавно пред Тобою перечисленных. — Помяни, Господи, по множеству милости Твоей и щедрот Твоих, и меня смиренного и непотребного раба Твоего и окружающих святой жертвенник Твой диаконов, и даруй им жизнь неукоризненную, сохрани служение их непорочным и сподоби высших степеней (1 Тим. II, 13), чтобы

(1) Под именем трудящихся (κοπιώντων) здесь разумеются те, которые в древней церкви занимались погребением умерших и причислялись к низшим степеням клира. См. «Изъясн. Литургии» Дмитревского § 67.

 

 

181

нам обрести милость и благодать со (μετὰ) всеми святыми, от века благоугодившими Тебе из рода в род, праотцами, отцами, патриархами, пророками, апостолами, мучениками, исповедниками, учителями, преподобными и всяким духом праведным, в вере во Христа Твоего скончавшимся (1).— Радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего; ибо Ты родила Спасителя душ наших.

Потом священник возглашает:

Особенно с пресвятою, пречистою, преблагословенною, славною Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею,

Певцы.

По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и матерь Бога нашего, досточтимую более Херувимов и славную несравненно более Серафимов, без нетления родив-

(1) В списке С. находится много прибавок к изложенным прошениям. Так после первого прошения молитва о патриархе или епископе и его клире: «даруй ему почтенную старость, сохрани его на долгое время»; о пресвитерах и диаконах, о присутствующих священниках, о самом совершающем литургию, об императоре и супруге его, о всей палате и воинстве, о святом городе и царствующем городе, о монахах,—«помяни подвизающихся в горах и пещерах и ущельях земли преподобных отцев и братий, и бываемые по местам собрания православных и здешнее собрание наше;—о странствующих, о старых и больных, о плавающих, о благорастворении воздуха, реках и водах, о приносящих за родителей, друзей и др. Список К. немного отличается от С.: диакон читает диптихи живых;—о царях и всех, стоящих высоко и имеющих власть.

 

 

182

шую Бога-Слово; Тебя, истинную Богородицу, мы величаем.

И опять поют.

О Тебе радуется всякая тварь, ангельский сонм и человеческий род, благодатная, освященный храм и умственный рай, девственная хвала, от которой воплотился Бог и сделался младенцем существующий прежде веков Бог наш; ибо утробу Твою Он сотворил престолом и чрево Твое сделал пространнейшим небес. О Тебе, благодатная, радуется всякая тварь; слава Тебе (1).

Диаконы.

Помяни, Господи Боже наш.

Священник наклонившись говорит:

Помяни, Господи, Боже духов и всякой плоти (Числ. XVI, 22), православных, которых мы помянули и которых не помянули, от праведного Авеля (2) до нынешнего дня; Сам упокой их там, в стране живых, в царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама и Исаака и Иакова, святых отцев наших, откуда удалилась болезнь

(1) Все эти величания Божией Матери явились не раньше V века. Песнь: «радуйся, благодатная», составленная из слов архангела и прав. Елисаветы (Лук. I, 28. 42), сделалась известною в V веке, когда отцами ефесского собора к приветствию архангела присоединено: «Богородица». Baron, annal, an. 431. № CLXXIX. Песнь: «Честнейшую Херувим» вошла в церковное употребление со времен св. Козьмы Маюмского в VΙΙΙ веке, а в соединении с словами: «достойно есть»—в 980 году. «Обзор. Песнопений», стр. 296. Источником же их, равно как и песни: «О тебе радуется», были величания св. Ефрема Сирина. См. «Твор. св. отцев» T. XLI, изд. Caillau et Guillon. Precationes ad Deipar. IV—IX.

(2) T. e. со времени праведного Авеля.

 

 

183

печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего и сияет непрестанно; наши же кончины жизни соверши в мире, христианскими и благоугодными и безгрешными, Господи, Господи, собирая нас к ногам избранных Твоих, когда хочешь и как хочешь, только без стыда и преступлений, чрез (διὰ) Единородного Сына Твоего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; ибо Он один явился безгрешным на земле.

Диакон.

И о (ὑπὲρ) мире и благосостоянии всего мира и святых Божиих церквей, и о тех, за кого каждый принес, или кого в мысли имеет, и о предстоящем народе, и о всех и за всех (1).

Народ.

И о всех и за всех (2).

Священник возглашает:

Чрез (διὰ) них и нам и им, как благий и человеколюбивый.

Народ.

Отпусти, оставь, прости, Боже, согрешения наши вольные и невольные, делом и словом, с ведением и по неведению, ночью и днем, в уме и помышлении, все прости нам, как благий и человеколюбивый.

Священник.

Благодатию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Которым благословен и

(1) и (2) Καὶ πάντων καὶ παςῶνдва слова в мужском и женском роде, от πᾶς—весь, означают первое—всех мужнин, а второе— всех женщин.

 

 

184

прославлен Ты вместе со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки (1).

Народ.

Аминь.

Священник.

Мир всем.

Народ.

И духу Твоему.

Диакон.

Еще и непрестанно в мире Господу помолимся.—О принесенных и освященных, драгоценных, небесных, неизреченных, пречистых, славных,

(1) В списке С. вышеизложенные молитвы за умерших читаются в таком виде: «так как Ты, Господи Боже наш, имеешь власть над жизнью и смертью, то еще сподоби, Владыка, помянуть и от века благоугодивших Тебе между родами святых отцев, апостолов и пр. и всякой дух праведный, в вере во Христа скончавшийся, и тех, которых память мы совершаем сегодня». На поле отмечено: «диакон диптихи». Далее упоминаются блаженная Дева, приветствованная ангелом, св. Иоанн Креститель, апостолы, евангелисты, ученики апостольские, 28 святых ветхого завета, Стефан первомученик, 25 мучеников, святые жены мироносицы, 21 дева мученица «не потому, что мы достойны поминать блаженство их, но дабы они, предстоя пред ужасным и страшным Твоим судилищем, Господи, помянули наше уничижение; и святых отцов наших и архиепископов, бывших от святого Иакова апостола и брата Господня и первого из архиепископов до Льва и Афанасия, православно архиепископствовавших (на поле: «в святом городе Христа Бога нашего»), и от святого и из архиепископствовавших от начала блаженного отца нашего Енея апостольского (мужа) и первого из епископов до Софрония и Иоанна и святых отцев наших». Именуются 52 исповедника и учителя церкви (на последнем месте Тарасий). Потом поминаются шесть святых великих вселенских соборов, 24 монаха «и святых отцев убитых варварами на святой горе Синае и в Раифе». Далее поминаются Константин

 

 

185

страшных, ужасных, божественных дарах Господу Богу помолимся.—Чтобы Господь Бог ваш, приняв их на святой и вышенебесный, мысленный и духовный Свой жертвенник в приятное благоухание духовное, в воздаяние ниспослал нам божественную благодать и дар всесвятого Духа, помолимся.;— Единства веры и общения всесвятого и поклоняемого Его Духа испросивши, самих себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Народ.

Аминь. (1)

Священник молится:

Боже и Отче Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, великоименитый Господи, блажен-

и Елена, Феодосий, Маркиан, «и после них благочестиво и верно царствовавшие». «О мире и благосостоянии всех» и пр. И говорит священник тайно: «святого Иоанна пророка, Предтечу и Крестителя, святых и всехвальных апостолов и святого (такого-то), которого память воспоминаем» и пр. После слов народа: «отпусти, оставь» и пр. священник возглашает: «во-первых помяни, Господи, святейшего отца нашего (такого-то) святого города Христа Бога нашего и с ним святых четырех, великих, вселенских, православных патриархов: Венедикта Римского († 984), Николая константинопольского († 997), Агапия антиохийского (985—997) и Илию великого города Александрии» († 1004) и пр. Архидиакон возглашает: «и о мире» и пр. Священник возглашает; «благодатию и щедротами».

Список К. большею частью согласен с С. Но после молитвы об императорах, в числе которых стоит и имя Юстиниана, сряду следует: «помяни, Господи Боже духов» и пр. «И о мире». «Чрез них». «Отпусти, оставь». «Благодатию и щедротами» и пр. как изложено в переводе.

(1) В списках С. и К,—народ: «Тебе, Господи». Когда диакон начинает говорить ектению, священник наклонившись молятся: «Боже и Отче» и пр.

 

 

186

ное естество, щедролюбивая благость, Боже и Владыка всех, благословенный во веки, седящий на Херувимах и прославляемый Серафимами, Которому предстоят тысячи тысяч и тьмы тем воинств святых ангелов и архангелов, принесенные Тебе дары, подаяния, приношения Ты принял в приятное благоухание духовное и удостоил освятить и совершить, Благий, благодатию Христа Твоего и наитием всесвятого Твоего Духа; освяти, Владыка, и наши души и тела и духи, и коснись умов, и испытай совести, и отринь от нас всякую мысль злую, всякий помысл срамный, всякую похоть постыдную, всякое помышление непристойное, всякую зависть и гордость и лицемерие, всякую ложь, всякое коварство, всякое развлечение житейское, всякое любостяжание, всякое тщеславие, всякую леность, всякую злобу, всякую ярость, всякий гнев, всякую злопамятность, всякое злословие, всякое движение плоти и духа, чуждое воле святости Твоей.

Возглас.

И сподоби нас, Владыка человеколюбивый, с дерзновением, неосужденно, с чистым сердцем, сокрушенною душою, непостыдным лицом, освященными устами, иметь смелость призывать Тебя, сущего на небесах, Святого Бога Отца и говорить:

Народ.

Отче наш, сущий на небесах; да святится имя Твое. И прочее (Матф. VI, 9).

Священник наклонившись говорит·.

И не введи нас в искушение, Господи, Господи

 

 

187

сил, знающий немощь нашу, но избавь нас от лукавого и дел его, всякого нападения и козней его, во имя Твое святое, которым называется наше смирение (Иаков. II, 7).

Возглас:

Ибо Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда.

Народ.

Аминь.

Священник.

Мир всем.

Народа.

И духу Твоему.

Диакона.

Головы наши Господу приклоним.

Народа.

Тебе, Господи.

Священника молится, говоря так.

Тебе приклонили мы, рабы Твои, Господи, наши выи пред святым Твоим жертвенником, ожидая от Тебя богатых милостей; ниспосли нам богатую благодать Твою и благословение Твое, Владыка, и освяти наши души и тела и духи, чтобы нам удостоиться быть общниками и причастниками святых Твоих тайн в оставление грехов и в жизнь вечную.

Возглас.

Ибо Ты поклоняемый и прославленный Бог наш, и Единородный Сын Твой, и Дух Твой всесвятой, ныне, и всегда.

 

 

188

Народ.

Аминь. (1)

Священник возглашает.

И будут благодать и милости святой и единосущной и несозданной и покланяемой Троицы со всеми вами. (2)

Народ.

И с духом Твоим.

Диакон.

Со страхом Божиим будем внимать.

Священник, поднимая дар (δῶρον), говорит про себя:

Святой, во святых почивающий Господи, освяти нас словом благодати Твоей и наитием всесвятого Духа Твоего; ибо Ты сказал, Владыка: будьте святы, потому что Я свят (1 Петр. I, 16). Господи Боже наш, непостижимое Слово Божие, Отцу и Святому Духу единосущное, совечное и нераздельное, приими чистую песнь при святых и бескровных Твоих жертвах, вместе с Херувимами и Серафимами, и от меня грешного, взывающего и говорящего. (3)

Возглас.

Святое святым.

Народ.

Один свят, один Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, Которому слава во веки веков.

(1) В списке К. за молитвою Господнею, с опущением всего прочего, следует возглас: «и будут благодать»...

(2) В подлиннике ἡμιῶν—нами, вероятно по ошибке вм. ὑμῶν.

(3) В этой молитве священника, равно и в предшествующем отделе, начиная со слов диакона: головы наши Господу приклоним, представляются позднейшие вставки. Daniel. IV, 124—125.

 

 

189

Диакон.

Об оставлении грехов наших, и помиловании душ наших, и о всякой душе оскорбляемой и угнетаемой, нуждающейся в милости и помощи Божией, и обращении заблудших, исцелении немощных, избавлении пленных, упокоении прежде почивших отцов и братий наших, все усердно скажем: Господи помилуй.

Народ.

Господи помилуй. Двенадцать раз.

Потом священник преломляет хлеб и держит в правой руке одну половину, а в левой другую половину, и из правой половину обмакивает (βάπτει) в чашу, говоря:

Соединение всесвятого тела и драгоценной крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

И знаменует (1) находящуюся в левой руке; потом этою знаменованною—другую половину, и тотчас начинает раздроблять и прежде всего влагать в каждую чашу по частице (ἀπλῆν), говоря:

Соединилась и освятилась и совершилась во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда. (2)

(1) Σφραγίζει, т. е. делает знамение креста тою половиною, которая находится в правой руке и напоена кровию. Св. толков. Дионисия Варсалиби у Renaud, ук. соч. II, р. 111 и 112.

(2) В списке С. такое изложение: «и при раздроблении священник, держа половину правою рукою, обмакивает во-первых из правой руки в чашу, говоря: «соединение всесвятого» и пр. Потом знаменует находящуюся в левой и начинает раздроблять и прежде всего влагать в каждую чашу по частице (εἰς ἕχαςον χρατῆρα μερίδα διπλῇν), говоря: «соединилась» и пр, И когда окончит раздроблять... (пропуск нескольких строк, за которыми следуют слова

 

 

190

И, когда знаменует хлеб, говорит:

Вот Агнец Божий, Сын Отца, взявший грех (ἀμαρτίαν) мира (Иоан. I, 29), закланный за жизнь и спасение мира.

И когда влагает частицу в каждую чашу, говорит:

Святая часть Христа, исполненная благодати и истины Отца и Святого Духа, Которому слава и держава во веки веков.

Потом начинает раздроблять и говорить:

Господь—Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться; на злачных пажитях; и прочее из псалма (XXII). Благословлю Господа во всякое время; и прочее (Псал. XXXIII).

Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь; и прочее (Псал. CXLIV).

Хвалите Господа все народы; и прочее (Псал. CXVI).

Диакон.

Господи, благослови.

Священник.

Господь благословит и сохранит нас неосужденными в причащении пречистых даров Его, ныне, и всегда, и во веки.

молитвы) приступим же со страхом к святым тайнам, прося: Владыка, прости нам ради человеческой немощи, милостив будь, Господи Боже ваш.

В списке К.; «и знаменует половину, которая в левой руке, потом взяв половину девой части, держит правую рукою и обмакивает в чашу и говорит: «соединение» и пр. И тотчас начинает раздроблять и прежде всего разделять в каждую чашу по частице, говоря: «соединилась» и пр.

 

 

191

И когда исполнят, диакон говорит:

Господи, благослови.

Священник говорит:

Господь благословит и сподобит вас чистыми клещами перстов взять горящий уголь и вложить в уста верных, в очищение и обновление душ их и тел, ныне и всегда.

Потом:

Вкусите, и увидите, как благ Господь (Псал. XXXIII, 9), раздробляемый и неразделяемый, и преподаваемый верным и неистощаемый, в оставление грехов и в жизнь вечную, ныне, и всегда, и во веки.

Диакон.

В мире Христовом будем петь.

Певцы.

Вкусите, и увидите, как благ Господь.

Священник говорит молитву пред причащением.

Господи Боже наш, небесный хлеб, жизнь всего, я согрешил против неба и пред Тобою (Лук. XV, 21) и недостоин причаститься пречистых Твоих тайн, но Ты, как милосердый Бог, удостой меня благодатию Твоею неосужденно причаститься святого тела и драгоценной крови в оставление грехов и в жизнь вечную.

Потом преподает клиру; когда же диаконы берут дискосы и чаши для преподания народу, то диакон, взявший первый дискос, говорит:

Господи, благослови.

 

 

192

Священник отвечает:

Слава Богу, освятившему и освящающему всех нас.

Диакон говорит:

Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет Слава Твоя (Пс. LVI, 6), и царство Твое пребывает во веки веков.

И когда диакон намеревается поставит на столик пред престолом (παρατράπεζον), священник говорит: Благословенно имя Господа Бога нашего во веки. Диакон.

Со страхом Божиим и верою и любовью приступите.

Народ.

Благословен грядущий во имя Господне (Матф. XXI, 9).

И опять когда берет дискос со столика, говорит: Господи, благослови.

Священник.

Спаси, Боже, народ твой, и благослови наследие твое.

Священник опять.

Слава Богу нашему, освятившему всех нас.

И когда чаша поставляется на святой престол, говорит священник:

Да будет имя Господне благословенно во веки веков.

Говорят диаконы и народ.

Исполни уста наши хвалы твоей, Господи, и ра-

 

 

193

дости исполни уста наши, чтобы нам. воспевать славу твою, всякий день великолепие твое (Псал. LXX, 8).

И опять.

Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты удостоил нас причаститься тела и крови Твоей, в оставление грехов и в жизнь вечную. Неосужденными нас сохрани, молимся, как благий и человеколюбивый.

Молитва фимиама при последнем входе.

Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога, за все дарованные нам блага, и за причащение святых и пречистых Твоих тайн, и приносим Тебе фимиам сей, молясь; сохрани вас под кровом крыл Твоих (Пс. LX, 5), и удостой нас до последнего нашего вздоха причащаться святынь Твоих, в освящение душ и тел, в наследие царства небесного; ибо Ты, Боже, освящение наше, и Тебе славу и благодарность возносим, Отцу и Сыну и Святому Духу.

И начинает диакон во входе:

Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Христе Царь, Единородный Сын Отца, что. Ты удостоил нас грешных и недостойных рабов Твоих насладиться пречистых Твоих тайн, в оставление грехов и в жизнь вечную; слава Тебе.

И когда сделает вход, начинает говорить диакон так:

Еще и еще и непрестанно в мире Господу помолимся.—Чтобы причащение святынь Его было нам в отвращение всякого злато дела, в напутствование к

 

 

194

жизни вечной, в общение и дарование Святого Духа, помолимся.

Священник молится.

Пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых, от века благоугодивших Тебе, помянув, самих себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим ().

Народ.

Тебе, Господи.

Священник.

Боже, по великому и неизреченному человеколюбию снисшедший к немощи рабов твоих и удостоивший нас причаститься сей небесной трапезы, не осуди нас грешных за причащение пречистых Твоих тайн, но сохрани нас, Благий, в освящении Святого Твоего Духа, чтобы, став святыми, мы обрели часть и наследие со всеми святыми, от века благоугодившими Тебе, во свете лица Твоего, щедротами Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, с Которым благословен Ты вместе со всесвятым и благим и живо-

(1) В списке С. этот отдел литургии излагается так: начинают певцы: «вкусите». И причащается священник и клир. Когда же диакон берет дискос, то говорит:, «Господи, благослови». «Будь превознесен» и пр. Священник: «Слава Богу» и пр. И прибавляет священник: «благословенно имя» и пр. Диакон возглашает: «с верою и страхом». И по причащении народа начинают певцы: «исполни» и пр. И поют: «благодарим» и пр. И тотчас диакон: «стоя прямо». «Причастившись святых, пречистых и животворящих тайн в оставление грехов наших, помолимся»; «чтобы причащение»; «Пресвятую» в пр.

 

 

195

творящим Твоим Духом; ибо благословенно и прославлено всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков.

Народ.

Аминь (1).

Священник.

Мир всем.

Народ.

И духу Твоему.

Диакон.

Головы наши Господу приклоним.

Священник.

Боже великий и дивный! Призри на рабов Твоих; ибо Тебе мы приклонили вый; простри руку Твою крепкую и исполненную благословений и благослови народ Твой; сохрани наследие Твое, чтобы мы всегда и непрестанно славила Тебя, единого живого и истинного Бога нашего, святую и единосущную Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков.

Возглас.

Ибо Тебе приличествует и долженствует от всех нас славословие, честь и поклонение и благодарение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда.

Диакон.

В мире Христовом будем петь.

И опять говорит·.

В мире Христовом пойдем (Деян. ХVI, 31).

(1) Изложенное в этом отделе литургии, начиная с молитвы фимиама, относится позднейшему времени. Daniel. IV, 129. 130.

 

 

196

Народ.

Во имя Господне. Господи, благослови.

Молитва отпустительная, произносимая диаконом -

От славы в славу простираясь, мы воспеваем Тебя, Спасителя душ наших. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки (); воспеваем Тебя, Спасителя душ наших.

Священник говорит молитву от престола до сосудохранилища (2).

От силы в силу простираясь и исполнив в храме Твоем всю божественную службу, и ныне молим Тебя, Господи Боже наш: сподоби нас совершенного человеколюбия; направь путь наш; укорени нас в страхе Твоем, и удостой царства небесного, во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки.

Диакон.

Еще и еще и непрестанно в мире Господу помолимся.

(1) К древнему славословию: «Слава Отцу»., присоединены слова: «и ныне»... и в таком виде преданы для постоянного употребления в церкви антиохийскими патриархами Мелетием и Флавианом в IV веке. См. «Писан. Отц. относ. к церк, богослужению», 1856. T. II, стр. 426. «Изъяс. Лит.» Дмитревского § 25.

(2) В списке С.: В диакониконе говорит архидиакон: «Господу помолимся». Священник молится позади диаконикона: «от силы» и пр. В списке Б. говорится, что после слов народа: «Господи, благослови, во имя Господне», священник за амвоном произносит молитву св. Иакова: «молитвами и предстательством пресвятой, пречистой Владычицы» и проч. Следует другая молитва, произносимая за амвоном: «Владыка Господи Иисусе Христе» и пр. Потом диакон: «От славы» и пр. «От силы» и пр.

 

 

197

Молитва произносимая в сосудохранилище, после отпуска.

Ты даровал нам, Владыка, освящение в причащении всесвятого тела и драгоценной крови Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, даруй нам и благодать Духа Твоего благого, и сохрани нас непорочными в вере, введи нас в совершенное усыновление и искупление и в будущие вечные наслаждения; ибо Ты—освящение и просвещение паше, Боже, и Единородный Твой Сын и Дух Твой всесвятой, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Диакон.

В мире Христовом да сохранимся.

Священник.

Благословен Бог, благословляющий и освящающий чрез причащение святых и животворящих и пречистых тайн, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь (1).

(1) В списке С. после молитвы: «От силы» следует: «мир всем». Народ: «И духу твоему». И говорят диаконы: «Господи, благослови». И молится священник: «благословен Бог, благословляющий и освящающий, и сохраняющий, и ограждающий, и соблюдающий, и примиряющий в любви жизнь всех вас чрез причащение святых, и небесных, и пречистых, и бессмертных, и животворящих своих тайн, благословенный во веки веков». Аминь». Этим оканчивается литургия.

В списке К и молитве; о От силы в силу», прибавляется другая: «Ты—хлеб жизни и источник бессмертный». Диакон говорит в диакониконе: «Еще и еще» и проч. «Ты даровал нам» и пр. Литургия заключается так: «Господь благословит, и освятит, и вас всех сохранит чрез причащение пречистых тайн Своих благодатию и человеколюбием Своим постоянно, ныне, и всегда, и во веки веков».

 

 

198

Потом молитва умилостивления.

Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, Агнец и Пастырь, взявший грех мира, простивший двум должникам долг и даровавший грешнице отпущение грехов ее, подавший исцеление расслабленному с отпущением грехов его, отпусти, оставь, прости, Боже, согрешения наши вольные, невольные, с ведением, в неведении, чрез преступление и непослушание совершенные, о которых знает Дух Твой всесвятой лучше рабов Твоих; и если они, как люди, носящие плоть и живущие в сем мире, или от диавола преступили какую-либо из заповедей Твоих словом или делом, или подпали проклятию или собственной анафеме, прошу и молю неизреченное Твое человеколюбие разрешить словом и простить им клятву и собственную анафему по Твоей благости. Ей, Владыка Господи, услышь моление мое о рабах Твоих, и как не помнящий зла, презри все проступки их, прости им всякое согрешение, вольное и невольное, избавь их от вечной муки; ибо Ты заповедал нам, говоря: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах» (Мат. ΧVΙΙΙ, 18); ибо Ты—Бог наш, Бог могущий миловать и спасать и отпускать грехи, и Тебе приличествует слава вместе, с безначальным Отцом и животворящим Духом, ныне, я всегда, и во веки веков. Аминь (1)

(1) Все окончательные молитвы, начиная с молитвы священника «От силы в силу», представляют устройство евхаристического богослужения, относящееся к позднейшему времени. Daniel. IV, р. 131—133.

 


Страница сгенерирована за 0.43 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.