Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Допрос патриарха Тихона на процессе «54» (стенографическая запись)

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

 

ДОПРОС ПАТРИАРХА ТИХОНА НА ПРОЦЕССЕ «54»

Вследствие секретной, инструкции Ленина от 19 марта 1922 г. предписывающей провести «с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства» (*), 26 апреля 1922 г. был возбужден в Москве процесс «54», на который Патриарх Тихон неоднократно вызывался в качестве главного свидетеля. О поведении его на суде, помимо устных рассказов, было известно только по издевательским описаниям советской печати. «Правда» от 9 мая 1922 г. писала: «...Патриарх смотрит на беспримерный вызов и допрос свысока. Он улыбается наивной дерзости молодых людей за судейским столом. Он держится с достоинством. Но мы присоединим к грубому святотатству Московского Трибунала и в добавок к судебным вопросам бухнем еще один, еще более неделикатный вопрос «откуда такое достоинство у Патриарха Тихона».

Впервые, 50 лет после процесса, мы можем ознакомиться со стенографической записью допроса, на который с таким достоинством отвечал Патриарх Тихон. Напомним, что, по приказанию Ленина, процесс закончился 8-го мая 11-ью смертными казнями, ответственность за которые трибунал всячески желал переложить на Патриарха...

Были казнены свящ. и благочинные Заозерский, Добролюбов, Христофор Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов, архим. Анемподист Телегин, а также миряне Тихомиров, Раханов и Брусилова.

9-го мая Патриарх, которого Ленин рекомендовал не трогать, но подвергнуть тщательной слежке, был взят под домашний арест. (Ред.)

т. V л. д. 113

(стенографическая запись)

Председатель. — Ваша фамилия?

Св. Патриарх Тихон. — БЕЛЛАВИН.

Председат. — Имя, отчество?

(*) Впервые опубликована в Вестнике РСХД, № 98, IV-1970, стр. 54-57.

111

 

 

Св. Патриарх Тихон. — Василий Иванович — в монашестве Патриарх Тихон.

Председат. — Вы являетесь главным руководителем церковной иерархии?

Св. Патриарх Тихон. — Да.

Председат. — Вы вызваны в Трибунал в качестве свидетеля по делу о привлечении разных лиц за сопротивление изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. За ложные показания Вы отвечаете. Расскажите нам историю происхождения Вашего послания — того воззвания, в котором Вы высказались против выдачи церковных ценностей, сосудов и т. д.

Св. Патриарх Тихон. — Простите, это от какого числа?

Председат. — От 13 февраля. Историю происхождения вот этого воззвания и расскажите Трибуналу.

Св. Патриарх Тихон. —Видите ли, по поводу голодающих мы не раз обращались к властям, мы просили, чтобы нам разрешили образовать Церковный Всероссийский Комитет и Комитеты на местах, епархиальные, для того, чтобы Церковь сама могла оказывать помощь голодающим; с этим мы обратились, кажется, еще в августе прошлого года. В августе и сентябре мы ответа не получили. Ответ я получил из Помгола в декабре месяце. Мною был командирован в Помгол, как следующий в этом деле, прот. Цветков, он не раз работал в этой области в 1911-1912 гг. В Помголе вели переговоры с тов. ВИНОКУРОВЫМ, который этим делом заведует. Тов. Винокуров высказал пожелание о том, чтобы Церковь наша пошла навстречу помощи голодающим и пожертвовала из своих ценностей. Протоиерей Цветков сказал, что в Церкви имеются вещи, которые мы не можем, по нашим канонам, жертвовать. Тов. Винокуров на это заявил, что мы этого и не требуем, но хорошо, если бы вы пожертвовали подвески, камни, потом украшения. Цветков сообщил об этом мне. Я тогда согласился на это, так как знал, что воззвания должны выпускаться с ведома властей, я представил в Помгол проект своего воззвания о том, что можно жертвовать. При этом я имел в виду, что собственно церковное имущество было передано общине верующих и я выразился так, что со своей стороны разрешаю жертвовать вот такие-то вещи: это воззвание после было одобрено.

Председат. — Кем?

Св. Патриарх Тихон. — Помголом. Затем была составлена инструкция, как проводить это дело, между прочим, в инструк-

112

 

 

цию внесен был такой пункт, — что все эти пожертвования церковные являются добровольными. Потом через несколько дней, когда воззвание было напечатано, — дней через пять — вышел уже декрет Ц.К. о том, чтобы отбирать все. Это показалось нам странным: с одной стороны ведется соглашение с нами, с другой — за спиной, выпускают декрет о том, чтобы все отбирать и уже ни о каких соглашениях нет речи. Тов. Винокуров сам же раньше подчеркнул, именно что эти пожертвования являются добровольными. Не говоря о том, что в газетах началась травля и патриарха и церковных представителей, князей церкви и т. п. Я обратился с письмом к Калинину, где написал ему, что было соглашение отдавать то-то, а теперь требуют то-то. Затем было внесено т. Винокуровым, что это было не добровольное пожертвование и он выбрасывает этот пункт из инструкции. Я просил в письме Михаила Ивановича, чтобы этот пункт был восстановлен, чтобы это было добровольным соглашением, а что иначе нам придется поставить в известность так сказать — население и вот ответа не последовало. Вероятно, Калинин

…………………………………………………………………………..

(Значительный пропуск.)

Председат. — Но Вы сочли нужным сослаться на эту травлю, которая по Вашим словам велась в газетах специально с этим вопросом. Чем Вы объясняете, что вот сейчас Вы вдруг вспомнили о травле, когда даете показания?

Св. Патриарх Тихон. — Да не только вспомнил, но и теперь эта травля продолжается.

Председат. — Так вот, может быть, Вы объясните, почему Вы указываете на газетную травлю, для какой цели?

Св. Патриарх Тихон. — А потому, что я Вам передавал содержание письма к Калинину и просил его обратить внимание не на меня лично, а вообще на Церковь.

Председат. — Правильно ли сделает Трибунал заключение, что то, что происходило в советской жизни, отдельные факты и все вместе взятое так действовали на Вас, что оказывали известное влияние даже на текст Вашего послания?

Св. Патриарх Тихон. — На текст нет, но, конечно, я читаю газеты. Я не дерево и не камень.

Председат. — Значит Вы совершенно сознательно вставили в

113

 

 

послание фразу о том, что после выпадов в газетах был издан декрет.

Св. Патриарх Тихон. — Это исторический характер имеет.

Председат. — Но это имеет характер религиозный или ничего общего с религией не имеющий?

Св. Патриарх Тихон. — Тут излагается история этого дела. Тот вопрос, который мы ставили вот, что мы просили и между тем нам вот что.

Председат. — А между тем вам дали декрет об изъятии. Значит правильно понимает трибунал, что Вы составляли воззвание, учитывая все настроения, которые были в обществе в связи с предстоящим фактом изъятия, учитывая статьи, которые появлялись в печати, самый декрет и т. д. Вы считали необходимым, учитывая все это, апеллировать к Вашей пастве и дать ей известные директивы, как ей нужно реагировать.

Св. Патриарх Тихон. — Травля имеет побочное значение. Не из-за нее, а потому, что по канонам нельзя.

Председат. — Тем не менее Вы исходили из того, что делалось в обществе.

Св. Патриарх Тихон. — Да, в обществе.,

Л.д. 115

Председат. — Значит правильно поймет трибунал, что здесь Вами руководило в большей степени все-таки то, что, как Вы сказали — у Вас за спиной был выпущен декрет и нужно было сказать ·— как на него реагировать.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, не так. Я излагал историю, что мы можем дать и что не можем дать.

Председат. — Вы употребили выражение, что вели переговоры и в это время за спиной был выпущен декрет. Вы употребили это выражение?

Св. Патриарх Тихон. — Да.

Председат. — Значит Вы считали, что декрет был скрыт от Вас, что ему было придано значение вопроса гражданской жизни, которая проходила рядом с Вами.

Св. Патриарх Тихон. — Но она касалась Церкви.

Председат. — Значит Вы считали, что произошел некоторый конфликт между церковной иерархией и советской властью.

Св. Патриарх Тихон. — Да, я думаю, что если советская власть выступила через Помгол, то нужно было действовать.

114

 

 

Председат. — Таким образом Вы считали, что советская власть поступила неправильно и были вынуждены выпустить воззвание.

Св. Патриарх Тихон. — Да.

Обвинитель. — Вы признаете, что церковное имущество не принадлежит церквам в смысле иерархического их построения по советским законам?

Св. Патриарх Тихон. — По советским законам да, но не по церковным.

Обвинитель. — Ваше послание касается церковного имущества, как же понимаете Вы с точки зрения советских законов, законно Ваше распоряжение или нет?

Св. Патриарх Тихон. — Что это?

Обвинитель. — Ваше послание...

Св. Патриарх Тихон. —Эго Вам лучше знать. Вы — советская власть.

Председат. — Т. е. Вы говорите, что судить нам, а не Вам. Тогда возникает вопрос — законы, существующие в государстве Вы считаете для себя обязательными или нет?

Св. Патриарх Тихон. — Да, признаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия. Это было написано в другом послании,

Председат. — Вот в связи с этим ставится вопрос: не с точки зрения церковных канонов, а с точки зрения юридической: вот имеется закон о том, что все церковное имущество изъято от церкви и принадлежит государству, следовательно, распоряжаться им может только государство, а Ваше послание касается распоряжения имуществом и дает соответствующие директивы, законно это или нет?

Св. Патриарх Тихон. — С точки зрения советского закона, незаконно, с точки зрения церковной — законно.

Обвинитель. — Значит с советской точки зрения незаконно и это Вы учитывали и знали, когда писали послание?

Св. Патриарх Тихон. — В моем послании нет, чтобы не сдавать. А вот я указываю, что кроме советской есть и церковная точка зрения и вот с этой точки зрения — нельзя.

Обвинитель. — Вы говорите, что Вы не указывали, чтобы не подчиняться советской власти, а как Вы думаете, в какое положение поставили Вы своим посланием верующих?

Св. Патриарх Тихон. — Они сами могут разобраться. Я выпустил послание и передал его Никандру для того, чтобы он сообщил в Синод и епархии.

115

 

 

Председат. —Вам известно, что было в Шуе при изъятии?

Св. Патриарх Тихон. — Известно.

Обвинитель. — Ну вот, что было в Шуе и есть результат того что Вы предоставили своим гражданам разбираться.

Св. Патриарх Тихон. —Почему же Вы думаете, что это, а в других местах граждане иначе разбирались.

Обвинитель. — А как в Москве происходило изъятие Вам известно?

Св. Патриарх Тихон. — По газетам.

Обвинитель. — И вам известно, что здесь граждане тоже сами разбирались.

Св. Патриарх Тихон. — Знаю, что в громадном большинстве совершенно спокойно,

Председат. — А в некоторых местах?

Св. Патриарх Тихон. — Знаю, что в Дорогомилове...

Обвинитель. — Вам известны взгляды священников на это воззвание?

Св. Патриарх Тихон. — Каких священников — московских?

Обвинитель. — И других местностей.

Св. Патриарх Тихон. —Мною было сдано Никандру...

Обвинитель. — Вам известно, что среди духовенства имеется

противоположная точка зрения на возможность изъятия ценностей?

Св. Патриарх Тихон. — Известно, среди московских больше и среди тех, кого вы называете «новая церковь» или «живая церковь».

л.д. 116

Обвинит. — А вот профессор Введенский.

Св. Патриарх Тихон. — Он протоиерей, а не профессор.

Обвинитель. —Вот он как будто с другой точки зрения смотрит.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, он не против, он пишет, что митрополит говорит. Подвески выше и ценнее тех риз, которые снимаются с икон.

Председат. — Обвинители имеют вопросы.

Обвинитель. — Вот здесь один священник сказал так: если бы Патриарх Тихон не был Патриархом, а на его месте стоял бы тот, который разделяет точку зрения другой части духовенства, то, может быть, не было бы кровавых событий в Шуе. Как же ответить на этот вопрос. Ваш взгляд — если бы Вами не было выпущено воззвание, если бы Вами не было сказано о том, что сдавайте все ценности, — было бы такое противодействие?

118

 

 

Св. Патриарх Тихон. — Мы можем говорить только о том, что случилось, а то, что не случилось — Бог знает.

Председат. — Обвинитель интересуется следующим вопросом: в вашем послании употребляются слова «святотатство» — это слово имеет для широкого населения достаточно определенное значение, если сказать, что вот в такой-то производится святотатство, то могут ли возмутиться верующие и не вызовет ли это с их стороны всех усилий, чтобы не допустить святотатства, и еще дальше, когда Вы бросаете лозунг святотатства и что все, которые не окажут сопротивления будут отлучены от церкви, а священники низложены из сана, то не действует это возбуждающе на слои населения, тех граждан верующих, которые не могут разобраться в тонкостях церковной терминологии?

Св. Патриарх Тихон. — Если бы я этого не сказал и не указал, то я подлежал бы церковному суду.

Обвинитель. — А вот здесь происходила экспертиза, в которой принял участие прот. Кузнецов, епископ Антоний и двое священников: один Лидовский...

Св. Патриарх Тихон. — Какой это Лидовский, кто это такой?

Обвинитель. —Вы не знаете такого?

Св. Патриарх Тихон. — Не знаю.

Обвинитель. — Вот они установили: на поставленные им вопросы «носит ли Ваше воззвание строго религиозный характер» — что такого характера оно не носить. А на вопрос «какие основные вопросы христианского вероучения затронуты вашим воззванием» — они ответили «никаких». Таким образом остается сделать вывод, что оно носит явно политический характер.

Св. Патриарх Тихон. — Профессор Кузнецов не сказал, что это не религиозного характера.

Обвинитель. — Постольку поскольку оно затрагивает вопросы церковного имущества.

Св. Патриарх Тихон. — Есть вопросы, не то что религиозные, есть вопросы догматические, таковых нет в послании, но есть вопросы канонические, таковые есть, а религиозные это не совсем точный термин.

Председат. — Экспертиза установила, что Ваше воззвание религиозного характера не носит и никаких вопросов христианского вероучения не затрагивает. Когда это было выяснено экспертизой и наряду с этим установлен смысл и значение слова «святотатства», которое не могло не действовать разжигающе на население и затем Ваша угроза в конце послания об отлу-

117

 

 

чении, т. е. естественно возникает вопрос, не преследовало ли это воззвание цели чисто политического характера, т. е. вызвать население на почве защиты церкви к действиям против Правительства. Вот этот вопрос и ставит Вам обвинитель, он также интересен для Трибунала. Считаете ли Вы до сих пор, что Вате воззвание действительно не затрагивает вопросов политического характера и является воззванием строго религиозным?

Св. Патриарх Тихон. — Позвольте Вам сказать, я уже вам отвечал, что я могу сказать, что беру христианским учением, потому что это церковная каноника и церковное управление имуществом, это не вероучение. Но, во всяком случае, оно носит религиозный характер и, я думаю, что эксперты глубоко заблуждаются, они, может быть, конца не читали, а затем экспертиза может просто быть другая.

Председат. — Значит Вы с этой экспертизой не согласны?

Св. Патриарх Тихон. — Не согласен.

Обвинитель. —Вот экспертиза отвечала на вопросы: является ли изъятие священных предметов для целей милосердия святотатством или кощунством и ответила — не является.

Св. Патриарх Тихон. — Напрасно.

Обвинитель. — Значит Вы считаете, что это святотатство?

Св. Патриарх Тихон. — По канону.

Председат. — А не по какону?

Св. Патриарх Тихон. — Может быть с точки зрения нравственности и благотворительности.

Председат. —Разве каноны не являются выражением нравственности?

Св. Патриарх Тихон. — Не всегда. Есть вера, а есть церковное управление, это разные области.

Обвинитель. — Я прошу, чтобы свидетель объяснил, как понимать святотатство по канону?

Св. Патриарх Тихон. — По канонам это святотатство.

Обвинитель. — Ас точки зрения нравственности?

Св. Патриарх Тихон. — Они указывали, что знают примеры, что Златоуст и Амвросий передавали и оправдывали это и нам известно и это мы знаем.

Обвинитель. — Да что же это, святотатство или нет?

Св. Патриарх Тихон. — Это совсем другой термин, это канонический термин. Он непригоден к нравственности.

Председат. — Ас какой другой точки зрения можно подойти к этому вопросу?

118

 

 

Св. Патриарх Тихон. — С точки зрения христианской благотворительности.

Обвинитель. —Значит с точки зрения благотворительности это не святотатство?

Св. Патриарх Тихон. — Не святотатство.

Обвинитель. — Значит можно думать, что вы предпочли законы христианской нравственности.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, когда церковь сама распоряжается этим имуществом, тогда можно и эксперты должны были указать, когда ссылаться на Златоуста, Амвросия и других, что они сами передавали. Церковь имеет право, Патриарх имеет право.

Председат. — Значит с точки зрения христианской благотворительности это не святотатство, но с оговоркой, если это будет сделано руками церкви, вы не видите в этом ничего странного.

Св. Патриарх Тихон. — Не вижу.

Обвинитель. — Таким образом, если бы патриарх сам дал свое благословение по иерархической линии, то можно было бы сосуды отдать!

Св. Патриарх Тихон. — Я за это отвечал перед судом Церкви.

Обвинитель. — А перед совестью отвечаете. Вы говорили, что с одной стороны миллионы голодающих, умирающих, а с другой — мертвые канонические правила и Вы не дали своего благословения и теперь подтверждаете, что по канонам отдать ценности могла только одна сама церковь.

Св. Патриарх Тихон. — Сама Церковь непременно.

Обвинитель. — Вот здесь один из обвиняемых сказал, очень сходные с Вами слова, что если бы Патриарх благословил, то моя пастырская совесть была бы спокойна. Я Вас так понял...

Св. Патриарх Тихон. — Так.

Председат. — Значит в этом вопросе можно понять, что Вы эту пастырскую совесть не хотели успокоить.

Св. Патриарх Тихон. —Я Вас не понимаю.

Председат. — Если бы дали свое благословение, то совесть пастыря была бы спокойна и он отдал бы все, но так как не было благословения, а чувство христианской совести ему подсказывало что надо отдать, то совесть его была в смятении, поэтому Трибунал и делает вывод, что Вы не только не успокоили совесть, но, наоборот, сделали так, что она должна была быть неспокойна, и породили сопротивляющихся.

Св. Патриарх Тихон, — Нет не сопротивляющихся, ведь я не

119

 

 

стою на точке зрения вашей советской власти, вы говорите надо взять и забираете.

Обвинитель. — Я призываю Вас к порядку. Вы находитесь в трибунале. Трибунал судит и ничего не забирает.

Св. Патриарх Тихон. — Простите, я имел в виду...

Обвинитель. — Скажите мнение других священников было таково, что Ваша ссылка на каноны совершенно ложна. Я просил бы поэтому Вас ответить мне на следующий вопрос:

1) что Вы считаете святотатством и что означает этот термин, — содержит ли он в себе оценку преступления?

Св. Патриарх Тихон. — Эти слова я взял из канона.

Обвинитель. — Г-н Белавин, я Вас прошу отвечать на мои вопросы и желаю знать ответ без всяких узерток, что значит святотатство? Вы Патриарх можете ответить.

Св. Патриарх Тихон. — Забрать священные вещи.

Обвинитель. — А слово «тать» — это что значит по-русски?

Св. Патриарх Тихон. — Тать — это вор.

Обвинитель. — Значит святотать — это вор по святым вещам?

Св. Патриарх Тихон. — Да.

Обвинитель. — Такими Вы нас считаете.

Св. Патриарх Тихон. — Кого?

Обвинитель. — Представителей советской власти.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, простите.

(Сильный шум в зале. Председатель обращается к публике, затем
к суду, распорядителю, коменданту и предлагает удалить из зала
всех шумевших во время дачи показания, объявить перерыв).

Перерыв

Председатель. — Заседание продолжается. Обвинитель Логинов, продолжайте Ваши вопросы.

Обвинитель. — Я Вам задал вопрос, сознательно ли вы в своем воззвании употребили выражение, которое должно было быть отнесено к советской власти, выражение по смыслу которого ясно, что Вы представителей совет, власти называете ворами.

Св. Патриарх Тихон. — Я привожу только каноны.

Председатель. — Но смысл этого канона знаете?

Св. Патриарх Тихон. — Конечно.

Председат. — И этот смысл, что тать значить вор, Вам известен? Св. Патриарх Тихон. — Конечно.

Обвинитель. — Значит это сделали сознательно!

Св. Патриарх Тихон. — Я вам отвечал.

120

 

 

Обвинитель. — Я не слышал, сознательно ли Вы в своем воззвании употребили это выражение, или это случайность, недоразумение.

Св. Патриарх Тихон. — Я привожу канон, что сов. власти не касается.

Обвинитель. —Как не касается, кого же касается?

Св. Патриарх Тихон. — Кто это сделал бы.

Обвинитель. — А кто это делал, разве Вы не знаете?

Св. Патриарх Тихон. — Не знаю, это может быть касается мирян, верующих.

Обвинитель. — Вам известно, что представитель сов. власти стоит на точке зрения выполнения декрета.

Св. Патриарх Тихон. — Известно. И с точки зрения законов сов. власти это правильно.

Обвинитель. — Я прошу Вас ответить на вопрос: зная, что взимал и ценности, сознательно или по ошибке Вы употребили это выражение?

Св. Патриарх Тихон. — Конечно, не по ошибке.

Председат. — Значит Вы, употребляя эту ссылку на каноны давали себе отчет в том, что слово «тать» значит — вор, что в данном случае идет речь о церковных ворах. Далее Вы знали, что изъятие церковных ценностей производится в порядке и по распоряжению, указанном ВЦИК, т. е. высшего органа Республики. Таким образом Вы не могли не знать, что церковный вор в первую очередь относится к тем, кто это изъятие будет производить, отсюда Трибунал может сделать вывод, что «церковные воры» вы употребили по отношению к существующей советской власти и вполне сознательно. Так это или не так?

Св. Патриарх Тихон. — Это толкование.

Председат. — Но это вытекает из Ваших показаний.

Св. Патриарх Тихон. — Все можно видеть и даже контрреволюцию, которой я не вижу. Я привожу канон и указываю, что Церковь смотрит на это как на святотатство. И это касается всех тех верующих, которые будут отдавать.

Председат. — У Вас в воззвании сказано совершенно ясно, что с точки зрения Церкви является святотатством и после этого определения Вы там же в воззвании прибавили «после резкого выпада газет по отношению к духовным руководителям 13/25 февраля Всерос. Центр. Комитет для оказания помощи голодающим постановил изъять из храмов все драгоценные вещи, в том числе и священные сосуды и проч. богослужебные предметы». С точки зрения нашей этот акт является актом свято-

121

 

 

татства, т. е. именно акт изъятия и далее «мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем всех верных чад наших». Разве не ясно, что здесь речь идет о том самом акте, который называется декретом об изъятии церковных ценностей. Неужели и теперь не ясно, что именно этот акт является с Вашей точки зрения святотатством.

Св. Патриарх Тихон. — Нет с точки зрения канонов.

Обвинитель. — Известна ли Вам разница между святотатством и кощунством?

Св. Патриарх Тихон. — Да.

Обвинитель. — Какая разница?

Св. Патриарх Тихон. — Святотатство — похищение священных вещей, кощунство — насмешка над ними.

Обвинитель. — Надругательство.

Св. Патриарх Тихон. — Да.

Обвинитель. — Если с Вашей точки зрения могло быть надругательством прикосновение мирян к сосудам, то почему в своем воззвании Вы говорите общие выражения: «изъятие ценностей есть святотатство и кощунство». Почему Вы не указали точно, что это относится к прикосновению не к кадилу, а именно к священным сосудам?

Св. Патриарх Тихон. — Все случаи трудно указать. Все случаи трудно указать, например, при уборке выходило, что снимали ризы и она не входила в ящик, тогда ее топтали ногами.

Обвинитель. —Когда это было?

Св. Патриарх Тихон. — В Церкви Василия Кессарийского.

Обвинитель. — Кто это Вам передавал?

Св. Патриарх Тихон. — Батюшки.

Обвинитель. — Вы можете назвать?

Св. Патриарх Тихон. — Я по крайней мере посылал к Преосвященному Антонину и он участвовал в самой контрольной комиссии.

Обвинитель. — И у Вас даже таким образом не установлены фамилии?

Св. Патриарх Тихон. — Это уже их спрашивайте.

Председат. — Свидетель Белавин, Вы только что видели, какое впечатление производит на некоторые элементы, присутствующие здесь в зале, Ваши слова. Раз Вы передаете такой факт, как совершенно достоверный, то Вы обязаны подтвердить доказательствами. Иначе это носит голословный характер. Ука-

122

 

 

жите фамилии тех, кто топтал ногами, иначе Трибунал не может верит Вам. Вы можете назвать фамилии?

Св. Патриарх Тихон. — Нет.

Председат. — Значит Вы заявили голословно.

Св. Патриарх Тихон. — Я в собственных руках держал документы. Обвинитель. — Мне точно известно, как происходило в церкви Василия Кессарийского изъятие ценностей, и я спрашиваю, кто эту гнусную клевету распространил?

Св. Патриарх Тихон. — Я не знаю, или у Василия Кессарийского или в другой церкви.

Председат. — Вы можете назвать фамилию священника, по крайней мере тех, которые Вам сообщили об этом?

Св. Патриарх Тихон. — Это было в церкви по соседству с Василием Кессарийским и Валаамского Подворья или в которой-нибудь из них.

Председат. — Значит назвать фамилии Вы не можете?

Св. Патриарх Тихон. — Нет, не могу, но для этого нужна справка. Но это было у Василия Кессарийского или в Валаамском Подворье.

Обвинитель. — Точно Вы не знаете.

Св. Патриарх Тихон. — Так это было в один день.

Обвинитель. — Значит Вы отказываетесь сказать, в какой церкви это было?

Св. Патриарх Тихон. — Я могу сообщить, только не сейчас.

Председат. — Ваш ответ должен быть дан сейчас же. Прежде чем утверждать, Вы должны Ваши слова десять раз взвесить. По долгу совести Вы обязаны назвать фамилии.

Св. Патриарх Тихон. — Фамилии тех, кто совершил я не могу сказать, потому что для меня это безразлично, я следствия производить не могу. Из священников же были священник от церкви Василия Кессарийского и протодиакон Валаамского подворья.

Обвинитель. — Первое Ваше заявление было, что Вам об этом рассказывали священники церкви Василия Кессарийского, Вы не отказываетесь от этого показания.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, не отказываюсь.

Обвинитель. — Я задаю вопрос — почему в своем воззвании вместо выражения кощунство, Вы сознательно, как заявляете сами, поставили слово святотатство. Было ли у Вас желание сбить с толку Вашу паству и направить по другому пути?

Св. Патриарх Тихон. — У меня нет в воззвании слова «кощунство». Я не знаю, почему Вы об этом говорили.

123

 

 

Обвинитель. — Значит надо говорить только о грабеже. Я удовлетворен. Скажите, на какие места в канонах Вы ссылались, квалифицируя акты об изъятии как преступление, святотатство?

Св. Патриарх Тихон. — Кажется, на 73 правило апостольское, главным образом на двукратный Собор.

Св. Патриарх Тихон. —А в послании приведено?

Обвинитель. — А как Вы понимаете, там сказано, что если кто похитит сосуд, присвоит его и употребит на небогослужебные цели... правильно это или нет.

Св. Патриарх Тихон. — Так говорится для личных и вообще священных.

Обвинитель. — Да, если кто-нибудь возьмет сосуд, похитит, значит это связано с актом кражи.

Св. Патриарх Тихон. — Я помню, что сказано — что кто возьмет и употребит на недолжные цели.

Обвинитель. — Значит для Вас ясно, что Ваша ссылка на каноны неосновательная.

Св. Патриарх Тихон. — Почему?

Обвинитель. — Потому что никакой кражи...

Св. Патриарх Тихон. — С точки зрения канона то же присвоение.

Обвинитель. — Это есть кража. Кому принадлежат ценности?

Св. Патриарх Тихон. — По канону — Богу и Церкви и распорядителю епископу. По канону — не по советскому закону.

Обвинитель. — Вы показали здесь, что Ваши послания писались с ведома других. Вы являетесь выразителем всего иерархического начала, это правильно.

Св. Патриарх Тихон. — Какие?

Обвинитель. — Я не знаю, какие Вы пишете.

Св. Патриарх Тихон. — В Помгол.

Обвинитель. — Значит одни были законные, другие без согласия властей.

Св. Патриарх Тихон. — Какие?

Обвинитель. — Вы признаете беззаконными.

Св. Патриарх Тихон. — Нет.

Обвинитель. — Почему?

Св. Патриарх Тихон. — Потому что ничего такого нет.

Обвинитель. — А позвольте Вас спросить, что же Вы называете контрреволюционным актом?

Св. Патриарх Тихон. — По толкованию вашему, действия, направленные к низвержению Советской Власти.

124

 

 

т. V. л. д. 120

Обвинитель. — А для Вас такой смысл также приемлем?

Св. Патриарх Тихон. — Приемлем.

Обвинитель. — Значит всякое действие, направленное против советской власти.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, к свержению советской власти.

Обвинитель. — Непременно к свержению.

Св. Патриарх Тихон. — Ив этом мы неповинны.

Председат. — А вы не находите, что агитация является попыткой подготовить настроение, чтобы в будущем подготовить и свержение. Агитация может быть контрреволюционной.

Св. Патриарх Тихон. — Вы считаете ее контрреволюционным действием, а я не считаю.

Обвинитель. — С точки зрения евангельской, как считаете Вы, какая добродетель выше — милосердие или жертвоприношение?

Св. Патриарх Тихон. — Это Вы приводите вопросы, которые задавались экспертизе; и той и другой нужно.

Обвинитель. — Что выше вам неизвестно.

Св. Патриарх Тихон. — Первая заповедь говорит: «Возлюби Господа Бога».

Обвинитель. —А что значит: «милости хочу, а не жертвы», вот этой заповеди Вам не следовало бы забывать.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, я не забыл. Это в известном случае сказано, а к данному случаю это не касается. Если на Вашей точке зрения стоять, то как объяснить, что женщина, вылила миро, а Иуда сказал: «отдать лучше нищим».

Обвинитель. — С точки зрения христианской и не изувера, что лучше — оставить стоять сосуд на том месте, где он находится и дать возможность 13 миллионам человек умереть от голода, или наоборот. Я спрашиваю Вас, что с точки зрения христианской морали было бы приемлемей?

Св. Патриарх Тихон. — Да, я думаю, такого вопроса не может быть.

Председатель. — Почему же не может быть?

Св. Патриарх Тихон. — Потому что в такой плоскости его не нужно ставить. Конечно выше, чтобы сосуды не были пустые, но при каких условиях.

Обвинитель. — Так Вы считаете, что советская власть может спасти эти 30 миллионов голодающих только на те средства, какие есть.

125

 

 

Св. Патриарх Тихон. — Очень желал бы, но не знал, чем располагает советская власть.

Обвинитель. — А что Цветков не говорил Вам, что 12 миллионов обречены на верную смерть?

Св. Патриарх Тихон. — Но ведь я читал в ваших газетах, что советская власть справится.

Председат. — Вы все время говорите: «в ваших газетах», «ваши постановления», «ваша власть». Создается впечатление, что вы этим подчеркиваете «этим постановлением» и «этой властью» противопоставляете какие-то другие постановления и другую власть. Что Вы имеете в виду?

Св. Патриарх Тихон. — Это не контрреволюционно я говорю, а о ваших правительственных газетах. И я прошу занести е протокол, когда я послал свое первое обращение за границу, я даже не понимал, что не взирая на существующий образ правления, который, быть может, не всем нравится за границей, вы все-таки должны нам помогать, какая власть стоит у нас. Это известно было.

Обвинитель. — А вы думаете как. Если авторитетом патриарха подчеркивается то обстоятельство, что существующая власть грабит.

Св. Патриарх Тихон. — А если патриарх заявляет, что не взирайте на то, какая ни была власть, ей вы помогаете.

Председат. — Тут большая разница. Значит за границей это одно, а дать самим — это другое. Вот, когда нужно было, сочли возможным заявить заграницей, а когда коснулся вопрос о немедленной близкой помощи, то Вы выступили против.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, прошу обратить внимание на то воззвание, которое прошло раньше.

Председат. —Это старое воззвание.

Св. Патриарх Тихон. — На протяжении 5 дней сделанное мною предложение было отвергнуто на том основании, что с иностранными лицами, которых кто-то предлагал, не следует входить в отношения, т. е. вести переговоры с иностранцами может только сама власть.

Председат. — Имеются еще вопросы?

т. V. л. д. 121

Обвинитель. — К Вам обращался кто-нибудь с просьбой подписать воззвание о помощи голодающим?

Св. Патриарх Тихон. — Нет.

Обвинитель. — А протоиерей Лидовский?

126

 

 

Св. Патриарх Тихон. — Вообще ко мне приходило много народа. Если Лидовский был вместе с Русановым, то я знаю, что вы имеете в виду. Но что Лидовский миссионер или эксперт — этого я не знаю.

Обвинитель. — Как это могло случиться, что вы на одной и той же неделе за одно и то же и проклинали и благословляли. Вы проклинали всех, кто будет изымать ценности, а когда священник Лидовский предоставил Вам послание обратного значения Вы собственноручно подписали, что с ним согласны?

Св. Патриарх Тихон. — Но оно не прошло.

Обвинитель. — Как?

Св. Патриарх Тихон. — Оно не прошло. Я обращался в Помгол и оно не прошло.

Председат. — Значит то Ваше послание, которое вы послали для утверждения не прошло, а прошло то, которое Вы не посылали на утверждение.

Св. Патриарх Тихон. — Мы и теперь ждем ответа.

Обвинитель. — К нам в комитет приходили ходоки, крестьяне из Саратовской губернии и заявляли, что Патриарх от своей точки зрения отказался, перестал упираться и благословил на изъятие.

Св. Патриарх Тихон. — Я это говорю не с целью агитации.

Обвинитель. — Какие обстоятельства заставили Вас отступить от старой точки зрения и вместо проклятия дать благословение. Это так и в подтверждение этого у меня имеется документ, исходящий от Вас.

Председат. — О каком документе вы говорите?

Обвинитель. — Священник Лидовский, Русанов и др. представили воззвание, которое в Известиях ВЦИК было напечатано. Это воззвание собственноручно было подписано патриархом.

Председат. — Что это за воззвание?

Св. Патриарх Тихон. — Об изъятии ценностей.

Председат. — Да, но о чем оно говорило, я не знаю.

Председат. — В этом воззвании говорилось о необходимости пойти на изъятие церковных ценностей и Вы там написали «Согласен» и не возражаете. Вот обвинитель и спрашивает, как случилось, подписавши это воззвание, Вы потом высказывались против изъятия?

Св. Патриарх Тихон. — Хорошо бы огласить это воззвание.

Председат. — Обвинитель, у Вас есть этот документ?

Обвинитель. — НЕТ.

127

 

 

Председат. — Значит Вы приобщить его к делу не можете, тогда я прошу не ссылаться на этот документ и все вопросы, связанные с ним устраняю.

Обвинитель. — Это может подтвердить священник Лидовский.

Председат. — Тогда вы можете подтвердить о вызове Лидовского для освещения этого вопроса, в качестве свидетеля, если этот момент имеет с Вашей точки зрения отношение к обвинению, предъявленному к подсудимому, но ссылаться на неизвестный или не приобщенный к делу документ вы не можете.

Обвинитель. — Священники, которые были на собрании у архиепископа Никандра заявляют по очереди, что критиковать и обсуждать воззвание они не имели право. Правда ли это?

Св. Патриарх Тихон. — Не думаю.

Обвинитель. — Значит они солгали.

Св. Патриарх Тихон. — Зачем выражаться так резко. Они могут стоять на своей точке зрения.

т. V. л. д. 122

Обвинитель. — Что Вы с ними сговориться не можете. Каким образом оказались священники, которые позволяют себе критиковать. Это как раз те, которые заявляли, что боятся быть лишенными сана. Вы говорите, что у них своя точка зрения, что же выходит, что вы верили в непогрешимость людей.

Св. Патриарх Тихон. — И вам скажу, мы даже не верим в непогрешимость папы.

Обвинитель. — А можно называть грешных людей святыми?

Св. Патриарх Тихон. — Это в другом смысле.

Обвинитель. — Значит может быть и грешный и святейший?

Св. Патриарх Тихон. — Это по моему адресу.

Председат. — Прошу обвинителя держаться ближе к существу дела.

Обвинитель. — Я хочу выяснить — разве для патриарха Тихона не было святейших?

Св. Патриарх Тихон. — Святейший — это титул.

Обвинитель. — Что же никакого смысла не имеет?

Св. Патриарх Тихон. — Ну как не имеет?

Обвинитель. — Что же он для вас безразличен?

Св. Патриарх Тихон. — У католиков архиерея зовут «Ваше превосходительство».

Председатель. — Обвинителя, по-видимому, интересует из того, что Вы носите такой титул, не следует ли, что у священников есть мнение о Вас, как о святейшем и непогрешимом.

128

 

 

Св. Патриарх Тихон. —Нет.

Председат. — Еще имеются вопросы... Здесь священник Михайловский указывал на то, что не мог огласить у себя в церкви Ваше послание до конца, так как боялся, что оно вызовет в храме среди верующих возбуждение и объяснил это что слова эти содержали в себе угрозу настолько большую для верующих, что ее было рискованно прочитать. Так оценил Ваше послание свящ. уже старый, работающий несколько десятков лет. Вы считаете его оценку необоснованной.

т. V. л. д. 123

Св. Патриарх Тихон. — Не знаю, если не хотел, ну и не прочитал. Я даже удивляюсь как он здесь, на скамье подсудимых. Я издал и поручил, чтобы архиерей разослал, а заставлял и принуждал ли он читать — не знаю. Вот Михайловский не прочел.

Председат. — Вы говорите, что удивляетесь, что он на скамье подсудимых.

Св. Патриарх Тихон. — Да.

Председат. — Хотя он и не прочел, но только часть. А Вам известно, что подавляющее большинство священников здесь потому, что они исполняли Вашу волю: читали послание и делали все, что из него проистекает.

Св. Патриарх Тихон. — Я думал, что они здесь на скамье подсудимых по недоразумению.

Председат. — По Вашим инструкциям и директивам они вели всю кампанию против изъятия ценностей в духе Вашего послания и развивали его дальше, произносили проповеди и теперь вот обвиняются по обвинительному акту в контрреволюционных действиях.

Св. Патриарх Тихон. — От меня они никаких инструкций не получали.

Председат. — Но получали через другие, подведомственные им органы, через управляющего епархией, через епархиальный совет, через благочинных и т. п.

Св. Патриарх Тихон, — Ведь благочинные были у Никандра, почему же не заявили о несогласии?

Председат. — Вы откуда знаете, что было собрание у архиепископа Никандра?

Св. Патриарх Тихон. — Да из ваших же газет.

Председат. — И вы считаете, что они могли заявить о том, что они против.

129

 

 

Св. Патриарх Тихон. — Я не знаю, что они против, но если они боялись, то могли заявить.

Председат. — Так что это собственная вина, что они не заявили.

Св. Патриарх Тихон. — Я думаю.

Обвинитель. — Вам известно, что не так давно в Карловацах в Сербии был Собор?

Св. Патриарх Тихон. — Да, известно.

Обвинитель. — Вы имели на нем место?

Св. Патриарх Тихон. —Я не знаю, какое имеет это отношение к этому вопросу.

Председат. — На предмет установления чего вы задаете этот вопрос?

Обвинитель. — Я хотел бы сейчас говорить, но я хочу установить. Может быть свидетель...

Председат. — Но Трибунал интересует, чтобы этот вопрос не был отвлеченным.

Обвинитель. — Это не отвлеченный вопрос.

Председатель. — (к свидетелю). Отвечайте.

Обвинитель. — Вы приглашение получили на этот Собор?

Св. Патриарх Тихон. — Нет, не получил.

Обвинитель. — Был ли случай когда-нибудь, что епархиальный совет аннулировал постановление или распоряжение, принятое Вами?

Св. Патриарх Тихон. — Не припоминаю.

Обвинитель. — Или заявлял бы протест; например, Вы наложили резолюцию, а Вас принудили бы ее снять или уничтожить.

Св. Патриарх Тихон. — Епархиальный совет занимается в том же доме, где живу. Иногда Председатель или члены придут и скажут «мы посмотрим». Это то, что на вашем языке называется дискуссия.

Председат. — Значит, перед изданием посланий у вас бывает стадия некоторой дискуссии.

Св. Патриарх Тихон —Нет, это не то, что называется стадией дискуссии.

Председат. — Но кто дискуссирует?

Св. Патриарх Тихон. — Предположим, совет со мной.

Председат. — Значит это у вас частная дискуссия. Вы сказали, что живете в одном доме. У Вас канцелярия какая-нибудь есть?

Св. Патриарх Тихон. — У нас живут; я, управляющий епархией, затем и совет и есть еще 13 комнат, которые числятся, что я занимаю.

130

 

 

Председат. — Значит вы занимаетесь все в одном помещении.

Св. Патриарх Тихон. —В общем помещении. В этом, кажется,нет ничего преступного.

Председат. — Епархиальный совет, управляющий епархией были там, кажется и синод. Вы не помните, чтобы после такой дискуссии отменялась какая-либо из Ваших резолюций. Не было таких случаев?

Св. Патриарх Тихон. — Я такого случая не припомню. Впрочем, Вы вероятно разумеете...

Председат. — Что?

Св. Патриарх Тихон. — Насчет новшества богослужений, раскрытия церковных ворот.

Председат. — На эту тему Вы и дискуссировали. Кто говорил Вам на эту тему? Речь шла, вероятно о священнике, который ввел эти новшества.

Св. Патриарх Тихон.— Да, говорили члены епархиального совета.

Председат.— А архиепископ Никандр говорил с Вами на эту тему.

Св. Патриарх Тихон. — На эту тему, я думаю, не говорил, потому что это было при покойном митрополите Евсевии.

Председат. — Кто же Вам доказал, что нельзя допускать новшеств?

Св. Патриарх Тихон. — Нельзя сказать, чтобы доказали, так как отец Борисов ссылался на такое основание и делал вывод, который был неправилен, поэтому я и взял назад резолюцию, которую раньше дал по поводу вводимых им новшеств.

Председат. —Значит такой случай был и из того факта, что Вы живете вместе можно сделать предположение, что он был и единственный.

Св. Патриарх Тихон. — Это не преступление, а их долг. Они ближе стоят к народу и к Никандру и могли заявить мне, что это неудобно — такое воззвание.

Председат. — К Вам никто из обвиняемых не обращался по этому поводу о Борисове?

Св. Патриарх Тихон. — Не помню, кажется Добролюбов обращался.

Председат. — А через кого Вы дали Ваше первое разрешение служить при открытых дверях и через кого оно было отменено?

Св. Патриарх Тихон. — Мною самим было взято обратно.

Председат. —Вот по вопросу о послании, такой предваритель-

131

 

 

ный обмен мнений, который Вы называли дискуссией, не происходил.

Св. Патриарх Тихон. — Не происходил, и я сожалею, что батюшки высказались только здесь.

Председат. —Значит у Вас на квартире происходит управление всей иерархией в целом и московской в частности.

Л. д. 124

Св. Патриарх Тихон. — Кажется я для того и поставлен Собором, чтобы управлять.

Председат. — В чем выражается это управление. Чем, собственно говоря, и кем Вы управляете?

Св. Патриарх Тихон. — Русской Церковью. Для этого нужно взять наше постановление.

Председат. — Перед Трибуналом прошли некоторые свидетели, которые указывали, что управление распадается на самостоятельные части. Вот Вы здесь стоите — глава всей Иерархии. Трибунал и спрашивает Вас, как идет Ваше управление?

Св. Патриарх Тихон. — Для того чтобы дать точные показания, я просил бы разрешения взять Положение соборное о правах и преимуществах патриарха.

Председат. — Оно когда было издано?

Св. Патриарх Тихон. — Тотчас же после Собора, в 17-м году.

Председат. — До декрета об отделении церкви от государства. Значит существующим положением церкви в государстве в связи с декретом об ее отделении оно не согласовано.

Св. Патриарх Тихон. — Да.

Председат. —Как же можно на него ссылаться?

Св. Патриарх Тихон. — Но не было нужд его согласовывать.

Председат. —Значит Вы живете по законам своим, которые не связаны с советским законодательством.

Св. Патриарх Тихон. —Да, но мы признаем и советские законы.

Председат. — Из показаний у Трибунала сложился вывод, что Вы считаете, что церковным имуществом все-таки нельзя распоряжаться без специального разрешения, данного в порядке иерархического управления.

Св. Патриарх Тихон. — С точки зрения церковного канона, а не советского правительства.

Председат. — Что же в конце концов для Вас более важна точка зрения советского правительства или иная?

Св. Патриарх Тихон. — Для меня как для церковника... но я подчинен и советской власти.

132

 

 

Председат. — Если Вам канон предписывает церковным имуществом управлять, а декрет говорит, что имущество принадлежит народу и им может распоряжаться только народная власть, Вы считаете в данном случае необходимым подчиниться канонам и незаконно управлять церковным имуществом или соответствующему законодательству, на этот предмет существующему в государстве.

Св. Патриарх Тихон. — Управлять церковным имуществом я не могу по той причине, что оно от меня отнято. Как Вы изволите знать папа считал себя государем без государства, когда итальянское правительство отняло от него имущество.

Председат. — Вы считаете, что и Вы государь, от которого отнято церковное имущество.

Св. Патриарх Тихон. — Конечно.

Председат. —· Это формально, а по существу дела Вы считаете, что церковное имущество принадлежит духовенству?

Св. Патриарх Тихон. — Нет —Богу, а по канону — церкви.

Председат. —Понятно, что если Вы так оцениваете имущественное право, то духовные лица считают себя обязанными владеть им и управлять.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, мы привлекаем и другой элемент.

Председат. — Самый факт, что Вы в послании устанавливаете, что некоторые сосуды нельзя, было брать доказывает, что церковным имуществом этой категории может распоряжаться только иерархическая власть.

Св. Патриарх Тихон. — Поэтому я и просил приходские советы, что, когда будут отбирать, чтобы они просили о замене сосудов равноценным капиталом, на что было обещание.

Председат. — Вы просили приходские советы. Значит проект о том, чтобы состоялись заявления об отмене тоже исходил от Вас?

Св. Патриарх Тихон. — Вы сказали епархиальные, а я говорил приходские и в этом нет ничего такого. С просьбой можно обращаться.

Председат. — Можно. Итак это от Вас исходило.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, это не точно — и от других.

Председат. — Но предложение это внесли Вы?

Св. Патриарх Тихон. — Вносить не вносил, но когда приходили — говорил,

Председат. — Какую форму управления паствой Вы применяете? Ну вот мы знаем послание. Какими путями Вы еще управляете

133

 

 

паствой, в смысле передачи людям Ваших мыслей, воли, указаний, распоряжений и т. д.? Как осуществляется эта работа?

Л. д. 125

Св. Патриарх Тихон. — Мы с паствой непосредственно не прикасаемся, а приходится прикасаться с архиереями, которые от себя с духовенством.

Председат. — Значит Вы сообщаетесь с паствой по иерархической лестнице?

Св. Патриарх Тихон. Да, патриарх, синод, епархиальный архиерей, викарий, затем благочинные и т. д.

Председат. — Вы знаете о том, что церкви переданы в распоряжение групп верующих и никаких объединяющих организаций в том числе и иерархий, как юридического лица, декрет не предусматривает.

Св. Патриарх Тихон. — Знаю.

Председатель. — Значит здесь Вы тоже сознательно не хотели подчиниться?

Св. Патриарх Тихон. — Это дело внутреннее, можно завести патриарха, а можно завести и митрополита.

Председат. — Подводя итоги, можно значит сделать вывод, что управление всей иерархией ведете Вы и что управление церковным имуществом Вы считаете своей обязанностью поскольку это вытекает из канона.

Св. Патриарх Тихон. — Но фактически, по существу, как видите, могу.

Председат. — Но попытки делаем, здесь важно то, что знаете, что не можете, а все-таки делаете попытки.

Св. Патриарх Тихон. — Ведь советская власть не непогрешима. Папа не непогрешим, почему же если Вы вступали в стадию переговоров, почему же нам нельзя переговорить с советской властью?

Председат. — Но Вы знали, что все эти по иерархической лестнице организации юридической силы не имею г и в этом числе государством признаны быть не могут.

Св. Патриарх Тихон. — Да, но Церковью признаны.

Председат. —Один из обвиняемых показал, что вместе с Вашими посланиями, ему была послана через епархиальное управление форма протеста против декрета. Вам известно о существовании таких протестов?

134

 

 

Св. Патриарх Тихон. — Я в них участия не принимал, затем я не думаю, чтобы это были протесты. А вот обращения, когда ко мне приходили, я советовал выдавать. Мы хотели заем устроить.

Обвинитель. — Я бы хотел получить ответ на вопрос, который задал. Священник Рязанов говорил здесь, что получил с воззваниями 9 образцов протеста, которые рассылались по благочиниям. Что Вам известно об этих протестах, кто их фабриковал?

Св. Патриарх Тихон. — Этого не знаю, кто фабриковал.

Обвинитель. —Не отвечает ли за это епархиальное управление, за эти контрреволюционные протесты?

Св. Патриарх Тихон. — Я не знаю этого.

Обвинитель. — Значит это дело Кедрова.

Св. Патриарх Тихон. — Почему? Я этого не знаю. Я только знаю, что непосредственно управлять московской епархией поставлен епископ Крутицкий, у него есть свой орган.

Обвинитель. — Неоднократно был поставлен вопрос о том, кто это написал? Священник Кедров наотрез отказался от авторства этих протестов; Никандр был несколько раз уличен во лжи; Вы тоже отказываетесь.

Св. Патриарх Тихон. — Я только могу сказать одно — ищите.

Обвинитель. — Я думаю, ясно, кто это сделал.

Св. Патриарх Тихон. — Не могу сказать.

Обвинитель. —Разве не ясно, что архиепископ Никандр.

Св. Патриарх Тихон. — Нет, не могу сказать.

Председат. — У обвинителей больше вопросов нет. Защита имеет вопросы к свидетелю?

Защита. — Да, есть.

Председат. — Пожалуйста, ставьте вопросы.

Защита. — Когда командировали в Помгол представителя Цветкова, Вы это делали лично или нет?

Св. Патриарх Тихон. — Я сначала через епархиальный совет, а потом от меня. У него была бумага.

Защита. — Вы командировали через епархиальный совет?

Св. Патриарх Тихон, — Да, в первый раз.

Защита. — Первое воззвание, а когда Вы второе направили в Помгол, то это сделали в частном порядке?

Св. Патриарх Тихон. — Через о. Цветкова.

135

 

 

Защита. — И первое и последнее, но посылали Вы первое послание, которое было полуофициальное и третье официальное, или передали в частном порядке.

Св. Патриарх Тихон. — Официально с Цветковым.

Защита. — Разрешите узнать, что епархиальный совет и Синод действуют официально открыто или неофициально?

Св. Патриарх Тихон. — Официально. Мы не закрыты ни для власти советской, ни для Церкви.

Защита. — Эти учреждения находятся в том же помещении, где и Вы живете? Они зарегистрированы Домкомом?

Св. Патриарх Тихон. — Вероятно они известны начальству, потому что они давно находятся под призором.

Защита. —Вы не получили официального предложения о их закрытии?

Св. Патриарх Тихон. —Нет, такого не было. Если бы было, то мы закрыли бы.

Председат. — Еще имеются вопросы свидетелю? (Пауза). Свидетель, сейчас заканчивается снятие с Вас показаний, последний вопрос я хочу направить исключительно в область Вашего сознания. Считаете ли Вы, что Ваше воззвание содержало в себе места, которые должны были волновать верующих и вызвать их на столкновение с представителями советской власти. Не считаете ли Вы, что та кровь, которая пролилась в Шуе и в других местах и которая еще может пролиться будет лежать и на Вас?

Св. Патриарх Тихон. — Нет.

Председат. — Никто не имеет из подсудимых вопросов к свидетелю? Нет вопросов. Вы свободны.

Обвинение. — В связи с допросом свидетелей Феноменова *) и Белавина обвинение имеет сделать заявление.

(Обвинитель делает заявление о привлечении к судебной ответственности Феноменова и Белавина, в связи с данными ими в судебном заседании показаниями и другими данными, обнаружившимися во время судебного заседания).

Верно:

*) Митрополит Никандр.

136


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.