Поиск авторов по алфавиту

Подвижническое монахам наставление №308

1) Жизнь наша похожа на плавание по морю. – 2) Кормчий ум, как должен править кораблем жизни, чтоб избежать потопления? – 3) Уроки сии не для юнейших только, но и для старейших: ибо и от них опасность не далека. – 4) Будем же внимать, чтоб не погубить собранного долгим трудом. [4, 106].

1) Другое некое море есть жизнь человеческая, по которому мы, как в корабль какой, в тело сие вошедши, мысленно плывем и плывем не иногда только, как плавающие по морю на кораблях обыкновенных, которые то плывут, то укрываются в пристанях, но плывем непрестанно день и ночь, в непогоду и бурю; и море это бедственно, и не только бедственно, но и длинно, соразмерно с длительностью нашей жизни; и в нем столько страшных бурных волнений воздымается духами злобы, столько пиратов – демонов нападает, потопить нас покушаясь, что и сказать нельзя. Почему св. Давид, видя сие, молитвенно взывает: да избавлюся от ненавидящих мя, и от глубоких вод; да не потопит меня буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих (Пс. 68, 15. 16). – Если же Давид, такой и толикий муж, боялся и молился, да не будет потоплен, – что однако же, воздремав, пострадал он некогда, – что скажем мы смиренные, и сколько должны бояться и молиться, чтоб не пострадать того же?

2) И наш ум, подобно кормчему, когда бдит и бодрствует, отражает бури страстей, мало некако окропляем бывая брызгами приражающихся помыслов; а когда предается

578

 

 

лености и нерадению, тогда приемлет страсть, неистовым потоком бьющую, коим потом переполнившись, терпит наконец великое кораблекрушение греховное, о коем и слышать жалостно, а испытать еще жалостнее. Так страшно и так бедственно плавание жизни нашей, и потому внимательно и бодренно будем держать кормило ее, далеко отражая страсти и тотчас извергая вторгающиеся неуместные помыслы, чтоб они, если замедлим в них, не потопили нас.

3) Говорю сие, не юнейших только имея в виду, но и старцев, долгое время пребывших в подвижничестве; ибо дьявол и их не оставляет не тронутыми, и нередко доводит до падения, жалкого, – как негде говорит великий и богоносный Василий: "подлинно, самое жалкое зрелище, – после поста, после суровой жизни, после продолжительных молитв, после обильных слез, после двадцатилетнего или даже тридцатилетнего воздержания, по невнимательности и по нерадению души, оказаться вдруг лишенными всего!" (т. 4, стр. 222, – в рус. пер.). – Это я смиренный и слышал и видел, и оплакивал и оплакиваю, помышляя, как такое богатство добродетелей, в продолжении стольких лет собранное, в одно мгновение расхищено лукавым дьяволом, оставив подвижника благочесия пустым и непотребным. – Так велико спасения нашего таинство, и таково неистовство против нас дьявола, не терпящего видеть нас восходящими на небо, откуда ниспал.

4) Но пусть он таков и с такой яростью вооружается против нас; мы же, малые и большие, младшие и старшие, все единодушно твердое положим решение, с Божией помощью, не допускать себя до погубления по невниманию того, что многими трудами и подвигами собрано нами – разумею: отречение от мира, послушание, целомудрие, слезы, исповедание первое и последнее; но еще и еще будем неусыпно бодрствовать, держа поднятым парус надежды нашей, и ветрами Духа управлены будучи, чтоб, когда достигнем конца жизни и вступим в пристань бессмертия, богатством добродетелей стяжать царство небесное.

 


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.