13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Подвижническое монахам наставление №302
1) Чтоб ум не осуечался и не влаялся в греховных помыслах, надо держать его в богомыслии – созерцании свойств и дел Божиих, Ангельских чинов, обителей святых и сего видимого мира: сим хранится красота души. – 2) Красота души, с коей она создана, потерянная в падении,
566
восстановляется в крещении, – в покаянии, – и в подвижнической жизни. [4, 100].
1) Вот где всегда надлежит быть уму, вот где пребывать сердцу! – В бодренном внимании к делу Божию, на поприще подвижничества, отнюдь не позволяя себе влачиму быть туда и сюда, подобно пленнику. Оскудевает ли в море вода, или для дышущего воздух? – так тем паче в нас не должны оскудевать благие помышления, при устремлении очей ума нашего в беспредельное море дивных дел Божиих, в которые углубляясь, ум не будет иметь времени осуечаться чем-либо житейским, или соплетаться с худыми помыслами. Ибо он, будучи приснодвижен, не может оставаться в покое, но куда направим его, туда и несется он неудержимо, одесную ли или ошуюю: и если – одесную, то он имеет взывать с Давидом: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29, 8); а если – ошуюю то следующий за сим стих: отвратил же еси лице Твое, и бых смущен (– 9). Отвращение же Божие бывает, когда ум занимается суетностями, а пагубное смущение души, когда он упражняется в греховных замыслах. Постараемся же всегда направлять его одесную, и давать ему видеть добрые видения. Какие это? – Ангельские небесные Силы, тамошние неизреченные блага, светлые обители св. Апостолов, Пророков, Мучеников и всех праведных; равно как и сей свод небесный, блестящее солнце, светлую луну, группы звезд, и все другие чувствам подлежащие вещи, не за тем, чтоб на них останавливаться, но, чтоб, чрез них возносясь к Творцу всяческих Богу, хранить красоту свою не поврежденной.
2) Ибо Бог красотою ущедрил нас, сначала создав нас по образу и подобию Своему; и хотя мы чрез преслушание омрачили себя и осрамили, но Он опять облекает нас в красоту в благодати, банею пакибытия, и обновления Духа Святого, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим(Тит. 3, 5); когда же потом и здесь оказались
567
мы непотребными, третье устроил нам средство к возвращению себе красоты чрез покаяние в обете девства, даровав нам вся прегрешения, истребив еже на нас рукописание (Кол. 2, 13. 14) крестоносной жизнью, подобно крещению. – Да пребывает же в красоте своей душа наша, чтоб удостоиться услышать:вся добра еси, ближняя моя и порока несть в тебе (Песн. Песн. 4, 7). Когда же опять случится ей оскверниться пороком [так как мы превратны и никто нечист от скверны (Иов. 14, 4), никто не похвалится чисто имети сердце (Притч. 20, 9) ], поспешим очистить себя слезами покаяния. Омыеши мя, и паче снега убелюся, молится св. Давид (Пс. 50, 9); измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших, призывает Бог чрез Пророка Исаию (1, 16). И блаженна душа, так всегда себя очищающая, отрешившаясь от всякой худой склонности, единого Бога любящая и вожделевающая, и каждодневно ожидающая смерти с удовольствием. – Придет всеконечно и к нам смерть, должны будем и мы уплатить этот общий всем долг. – Но о, когда бы нам, преподобно и праведно поживши, сподобиться того, чтоб, когда останки каждого из нас будут предлежать для последнего братиям целования при отпевании, душа наша была вземлема Ангелами Божиими и относима для жизни вечно блаженной на небеса.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.