13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Подвижническое монахам наставление №273
1) Неделя поста прошла. Смирив плоть, душе придали мы добротности, да благоугодна будет Жениху Христу. – 2) Душа – невеста Христова: будем же блюсти ее чистою для Жениха ее. – 3) А для сего утеснять плоть. – 4) Скорбно сие, но воздаяние велико. [4, 57].
1) Попостившись первую неделю, мы теперь другими несколько кажемся друг другу, чем были прежде, потонели, побледнели. Но аще и внешний наш человек тлеет, как
515
говорит Апостол, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Ибо каким обычно видится тело пространно питаемое, – цветущим и полным: таковою духовно делается душа чрез воздержание, так что, смирив тело, мы придали красоту душе, – ту красоту, которой желая, святой Давид молился: Господи волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29, 8). Сею же красотою и блаженный Павел утверждает, что обручил нас Христу: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови: боюся же, да не како, якоже змий Еву прелсти лукавством своим, тако истлеют разумы ваша от простоты, яже о Христе, (2 Кор, 11, 2. 3). Видишь величие дара, что мы сподобились иметь Христа женихом? Видишь, как обручатель боится за нашу твердость?
2) Итак, душа наша походит на обрученную девицу. Почему, как такая девица воздерживается от видения мужей, все старание употребляя сохранить себя чистою, пока придет время обвенчания: так и душа со всем тщанием должна хранить себя чистою от тлетворных страстей греха до самого исхода своего, в который она, из невестнической храмины тела своего исшедши, если благообразна будет, сияя благими деяниями, обрадует св. Ангелов; если же будет обезображена грехами, порадует демонов в оскорбление Христа, – о чем и думать, и говорить жалостно.
3) По сей причине мы утесняем свое тело и строго до жестокости к нему относимся, чем, как уздою какой, сдерживаем порыв плоти, чтоб она не свергла долу кормчего – ум, не в настоящее только постное время, но и во всю жизнь. Ибо что есть подвижническая жизнь, как не обуздание страстей, властвование над помыслами и непрестанная борьба с невидимыми врагами.
4) Прискорбно это для плоти; но еже ныне легкое печали, нашей, по преумножению в преуспеяние тяготу вечные славы соделоваете нам, не смотряющим нам видимых, но невидимых (2 Кор. 4, 17. 18). Итак невидимых ради благ, в няже желают Ангели приникнути (1 Петр. 1, 12), ради Жениха Христа, Коему
516
обручены мы, прошу и молю, сохраним чистою душу свою от злых дел и от нечистых помыслов, оскверняющих нас, как сказал Господь, отнюдь не помышляя ни о чем худом: ибо от помышлений, как огнь, возгорается похоть. Но далее будем держать себя от страстей, при самом начале приражения их отревая искусителя, благими же делами осиявать душу, всеусердно емлясь предлежащего нам воздержания, чтоб, чистыми преселясь отселе, в неизреченной радости взыти на небеса и там сподобиться насладиться радостями брачного небесного чертога Христова.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.