Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. Подвижническое монахам наставление №117

1) Опять убежавшие. – Как избежать такого падения? Надо не внимать внушениям врага и речам соблазненных им. – 2) Иные вечером в беспорядке требуют хлеба и вина: я сделаю об этом общее распоряжение; перестаньте своевольничать. – 3) Иные самовольно переходят с послушания на послушание: чтоб этого не было; своя воля пагуба. [2, 44].

(Опять по поводу убегших). 1) Как избавиться от подобного падения? – Не надо принимать совета змия, и змия самого укрывать в сердце своем, но надо поскорее обличить его, – и он убежит, как от огня. если б наши беглецы соблюли сии правила, то не доведены были бы до того, что пострадали. Но вы, чада мои, блюдитесь, и соблюдайте сие. Будучи овцами стада Христова, не отдавайтесь самоохотно в

243

 

 

добычу дьяволу. Будучи введены в рай заповедей Христовых, не обольщайтесь приманками змия злого, ни по коему же образу, да не будете низвержены в мрачную тьму греха. Живя Ангельски, не допустите, чтоб вас покрыл мрак самочинного бегства; но терпя терпите, и исполняя исполняйте заповеди. Никто не общись с сонмом лукавнующих и с нечестивыми не садись (Пс. 25, 5). Нечестив и лукав, кто связывается с кем и сговаривается о бегстве, или об удовлетворении другой какой страсти, на пагубу свою и того, кто согласится последовать ему. Итак, когда отлучит тебя от других таковой и начнет вливать в тебя яд зла с языка своего, отскочи и стань подальше от него; заткни уши свои, чтоб спасти и себя, и его. Даже когда он увидит тебя опечалившимся от случившегося искушения, ты не принимай его, лукаво подступающего снова к тебе, праведно печалящемуся и негодующему: ибо это змий, ухитряющийся привлечь тебя на свою сторону. Когда начнет он осуждать рай твой, т.е. общежитие, или обвинять живущих с тобою, кои суть братия твои, говоря, – что тот-то такой, а этот вот какой, или то-то у нас нехорошо, и это худо, оттолкни его и обличи, как следует, чтоб и его уцеломудрить и себя снасти. – Но что же говорят такие? – "Разойдемся с здешними: Игумен тяжел; начальник над мастерствами несострадателен; каллиграф безрассуден; работы много, а содержание ничтожное; все повелевают, все приказывают; сил нет переносить тяготу труда, и спасться тут нет возможности. Убежим отсюда. – Куда? Куда глаза глядят; лишь бы только выйти". – И если б кому-либо из здравомыслящих можно было увидеть таковых, каковы они по душе, – то увидел бы их мрачными, ужасными, демонскими, не имеющими ничего здравого – ни воли, ни ума, туда и сюда вращающимися, как овцы заблудшие. – И не думайте, что я говорю так, желая только их посрамить. Нет, – нет: напротив, у них еще гораздо больше худого, – столько, что и пересказать нельзя. Впрочем молитесь, молитесь всеусердно, чтоб они нашлись и возвратились, или сами собою, или нашими руками. – Наше

244

 

 

же с вами дело, – да будете тверды, избегая причин подобного падения, добрым подвигом подвизаясь, для увенчания небесного. – Но дошел до меня слух, что некоторые из вас неосторожно защищают ускользнувших, между тем, как они не только защиты, но и поминания простого недостойны. Вам уместно одно простое поименование их с сожалением. Ибо вот и Апостолы предателя не называют уже апостолом, но только Иудою, предателем, татем.

2) Слышу, что у вас опять бывают нестроения в вечерние часы: требуют кто хлеба, кто вина, – и это в дни Четыредесятницы. Вам известно, что вошедши в град сей, мы уже немного изменили наш образ жизни, какой держали вне его, говорю об употреблении елея, вина и варева в дни Четыредесятницы, а также и по средам и пятницам. – И довольно бы. – Но как я состражду вам, и по моей собственной немощи, и по трудности воздержания в городе; то определяю, чтоб отныне, в показанные выше дни, вечером, все желающие получали по чаше вина и ломтю хлеба. И да не будет, наконец, отнюдь ни нестроений, ни задоров, – ни таких вздорных речей: "я бы должен был получить то и то: я больше других потрудился". Нарушители порядков не избегут должных епитимий и отлучений. Возьмите предосторожности и вы, смотрящие за мастерствами, блюстители порядка, домостроители с прочими начальниками других частей, чтоб не пострадать опять того же.

3) Напомяну и еще об одном. – Некоторые не остаются на тех послушаниях, к каким приставлены, но переходят с одного на другое без толку, по одному легкомыслью и непостоянству; от чего бывают и сами себе во веред и тем, кои держатся порядка; да и самым смотрителям за мастерскими и рукодельнями причиняют излишнее беспокойство и труд. – И этого да не будет впредь. – Но всякой будь терпелив на том, к чему приставлен, и как установлено, так пусть и работает. Потому что самому себе придумывать занятия и свои прихоти исполнить домогаться есть признак

245

 

 

беспорядочности, невежества и непослушности. Теперь как такое зло указано и запрещено, никто больше так не поступай, чтоб не подпасть под епитимию за бесчиние. Не знаете разве, что говорит св. Дорофей? Что достигший отсечения воли своей достиг полной меры внутреннего покоя. Почему, кто хочет насладиться внутренним покоем, тот для достижения сего пусть держится сего пути, т.е. отсечения своей воли; и получит покой и на время пребывания здесь, и на вечные веки в будущем. – Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа да даст вам всем тожде мудрствовать и в одном всем согласоваться, – чтоб терпеливо выдерживать всяческие подвижнические борения в напутствие к жизни вечной и в наследие Царства Небесного.

 


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.