13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Дмитриевский Алексей Афанасьевич
Дмитриевский А. А. Время совершения литургии в первый день Пасхи
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Дмитриевский А. А.
Время совершения литургии в первый день Пасхи.
«Последование литургии бывает по рану», замечает наш Типикон о времени совершения литургии в первый день Пасхи. Выражение это вполне можно поставить в параллель с другими местами того же Типикона. «В сий (или сей) день бывает литургия порану, говорится в Типиконе о литургии в день Рождества Христова и в день Богоявления Господня, труда ради бденнаго» (л. 153 и 170 об.). Но как ни тождественны по-видимому эти места Типикона, как ни сходны по своим даже слововыражениям, тем не менее действующая ныне практика
352
нашей церкви показывает, что им не придается везде одинакового значения. Литургия на Рождество и Богоявление действительно начинается раньше обыкновенного времени, чем это делается в простые будничные и другие праздничные дни. Так поступают священники сельских приходов и в первый день Пасхи 1), давая своим прихожанам некоторое время после утрени на отдых. Но в приходах городских почти повсеместно вошло в обычай начинать литургию непосредственно, не расходясь, после утрени. Некоторые, забывая о вышеуказанном сходстве выражений Типикона относительно времени совершения литургии на Пасху и в некоторые другие дни, стараются подыскать основания для этого неуказанного в Уставе обычая. «Так как пост Великой субботы, по древним церковным правилам, должно оканчивать в полночь (Трул. соб. прав. 89 сн. Дионис. архиеп. Александр. прав. 1. Книга Правил св. апостолов, св. соборов и св. отец М. 1872 стр. 443) до куроглашения (Типик. послед. велик. субб.), говорит о. Никольский, то посему литургия в день Пасхи совершается в самые ранние часы» 2). На это нужно заметить, что и другие посты, по установившемуся преданию св. Церкви, оканчиваются тоже полночью и если говорится о посте св. Четыредесятницы в 89 правиле Трульского собора и 1 правиле Дионисия Александрийского, то это не то значит, что другие
1) Обычай служить литургию на Пасху несколько времени спустя после окончания утрени практиковался в древности и на востоке в церквах греческих. «Изыдохом из гроба Господня въсточными дверьми, говорит об утрени пасхальной наш известный паломник XII века игумен Даниил, и вшедше в олтарь и створихом целование с правоверными попы христианьскими и сурьянскими, т. е. сирийскими, изыдохом изь церкви и вдохом в свой монастырь и ту опочивше до литургии» (Путеш. игум. Даниила по св. земле в начале XII века ред. Норов. Спб. 1864 г. стр. 146).
2) Пособ. к изуч. Устав. богослуж. прав. церкви. Спб. 1874 г. стр. 618.
353
посты оканчиваются в иное время, а только то, что об этом именно посте подымались споры очень часто в древне-церковной практике и были даже рассуждения о нем на соборе Трульском, о других же постах не было и речи 1). Поэтому священник не будет в противоречии с церковными канонами, если он отслужит литургию в праздники Рождества, Богоявления, Успения и св. апостолов Петра и Павла в два или три часа утра 2). Следовательно, если у нас вошло теперь в обычай служить литургию на Пасху в «самые ранние часы», а в другие праздники, следующие за постом, этого не бывает, то причина сего явления вроется не в этих упомянутых сейчас нами правилах Трульского собора и др., а в чем-то ином. По нашему мнению, мы не ошибемся, если укажем эту причину в современной нам богослужебной практике церквей христианского востока, от которых мы очень многое позаимствовали в наше современное пасхальное богослужение. Начало литургии по современному Уставу церкви Константинопольской делается после пения стихир на хвалитех и именно стихиры Пасхи: «Воскресения день и просветимся торжеством» и троекратно тропаря: «Христос воскресе». «Благословившу иерею, говорится в Типиконе, поется от иерея трижды «Христос воскресе», потом от обоих хоров по трижды и снова от священника однажды. На литургии антифоны... Вместо «Буди имя Господне», «Христос
1) Арх. Иоанн. Опыт. курса церк. законов. Спб. 1851 г. т. I стр. 239, т. II стр. 489.
2) Матфей Властарь в своей Синтагме прямо указывает, что обычай служить литургию в ранние часы ночи (ὥρα τρίτη) в праздники Пасху, Рождество, Богоявление и даже Благовещение практиковался в древнехристианской церкви издавна и считается обычаем, установленным отцами (Syntagra. alphabet, lit. Τ., κεφ. ε pag. 237). Властарь указывает и причины, почему установился этот обычай в древне-христианской практике. (Συνοδ. sive Pandect. canonum ss. apost. et consilior. ab eccles. graec. recept. edit. MDCLXXII an.).
354
воскресе» трижды (до субботы). Потом читает патриарх молитву (εὐχὴν): «Аще кто благочестив и боголюбив» и поется «Уст твоих якоже светлость огня» и отпуст. (Τυπικ. edit. Κωνσταντ. 1838 pag. 192). Таков обычай и в практике современной болгарской церкви, принявшей свой Типикон от церкви Константинопольской (Типик. церковн. изд. Констант. 1860 г. стр. 300). «Безрасходно, непосредственно после утрени начинается литургия в храме Воскресения в Иерусалиме» 1). Отсюда мы видим, что на всем востоке литургия в первый день Пасхи так тесно примыкает к утрени, что оканчивается с ней одним общим отпустом или, лучше сказать, отпустом утрени. А так как утреня в этот день, по важности воспоминаемого события, начинается в самую полночь и оканчивается в самые ранние часы утра, то и начало литургии весьма естественно поэтому совпадает с окончанием утрени и служится в самые ранние часы, в которые в другие праздники года никогда не служится.
Итак, вне всякого сомнения, существующий у нас обычай служить литургию в первый день Пасхи непосредственно после утрени, или как выражается автор «Великого поста в св. граде Иерусалиме», «безрасходно», в самые ранние часы, не смотря на одинаковость выражений Типикона по этому поводу с другими местами его относительно литургии в другие дни года, находится в прямой генетической связи с современною практикою относительно этого в церквах всего без исключения христианского востока. Оставаясь верными современной практике церквей христианского востока до конца, мы думаем было бы не излишне, если бы наша высшая церковно-административная власть разрешила для облегчения молящихся, проведших всю ночь Воскресения Христова, без сна, те сокращения в пасхальной службе
1) Велик. пост в св. граде Иерусалиме М. 1864 г. стр. 76; Истор. Вестн. 1884 г. кн. XII стр. 700.
355
и отступления от господствующего Устава, какие мы видим в практике церквей восточных. Т. с. начинать литургию непосредственно после стихир Пасхи с припевами: «Да воскреснет Бог», во время которых священник, как и в церквах греческих, может совершать проскомидию. -Чтение поучения Иоанна Златоустого перенести на конец литургии. Здесь же, после отпуста, при целовании креста, священник и причт могут совершить и обряд «христосывания» с молящимися в храме. Можно отложить этот обряд и до вечерни, после совершения которой он исполняется в Греции 1). Не только Устав церкви Константинопольской, но даже современный Устав греческий иерусалимский говорит, что совершение литургии в этот светлый и радостный для всех день должно быть скорее обыкновенного. «Ἡ δὲ τῆς λειτουργίας ἀκολουθία, говорится в Пендикостарии 1801 г., γίνεται ταχύτερον». (Πεντηκοσταρ. edit. Venet. 1801 an. φ. 12).
1) Истор. Вести. 1884 г. кн. ХII стр. 702; Велик. пост во св. граде Иерусалиме М. 1864 стр. 79.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.