Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дмитриевский Алексей Афанасьевич

Дмитриевский А. А. Снятие св. Плащаницы с престола в день отдания св. Пасхи и обряды, совершаемые при этом в Малороссии

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

Дмитриевский А. А.

 

Снятие св. Плащаницы с престола в день отдания св. Пасхи и обряды, совершаемые при этом в Малороссии.

В связи с богослужебными обычаями Страстной недели и первого дня св. Пасхи находится обычай, практикуемый в нашей церкви, полагать Плащаницу на св. престоле по окончании полунощницы, пред началом пасхальной утрени, и оставлять ее здесь до отдания праздника Пасхи. В этот день Плащаница· убирается с престола на обычное место, при чем в некоторых местах совершаются при этом религиозные церемонии церковно-богослужебные обряды. «По окончании полунощницы или во время ее обыкновенно, говорит о. Никольский,

51

 

 

52

все священнослужители в облачении безмолвно переносят Плащаницу со средины храма в алтарь, царскими вратами,—окадив ее, как пред несением, так и по положении ее на престоле, и затем Царские двери затворяются до начала утрени. На престоле Плащаница лежит д о отдания праздника Пасхи, в изображение сорокадневного пребывания Господа на земле» 1). На чем основывается настоящий обряд в целом своем виде, сказать определенно трудно, но некоторые его частности имеют несомненные основания в практике восточных церквей, откуда получил свое начало и самый обычай выносить в Великую субботу после великого славословия вместе с Евангелием и св. Плащаницу. Так несомненно известно, что обычай· полагать Плащаницу на престоле явился на Руси из современной нам практики церквей восточных 2), хотя, впрочем, с некоторыми особенностями. Из современных уставов церквей греческой и болгарской можно видеть 3), что на востоке Плащаница полагается на престоле непосредственно после входа с нею на утрени в Великую субботу, тогда как у нас ныне по входе при пении «Благообразный Иосиф» она относится снова на средину храма, откуда и переносится на престол, как мы уже сказали, пред началом пасхальной утрени, по окончании полунощницы. Этот последний обычай, находясь в некотором противоречии с совре-

1) Пособ. к изучению Устав. богосл. прав. церкв. Спб. 1874 г. стр. 611.

2) Τυπικ. edit. Κωνσταντ. 1838 an. pag. 189; Тип. изд. Конст. Г. К. Протопсалт. 1860 г. стр. 293.

3) Εἶτα ἀρχόμεθα τοῦ ἀσματικοῦ εἰς ἦχον πλ. β. προπορευομένοι ἐμπροσθεν τοῦ ἐπιταφίου, καὶ ἐξερχόμεθα τοῦ ναοῦ, ἐπειδὰν δ ἐπανελθωμεν, εἰσέρχεται πατριάρχης κατ εὐθεῖαν εἰς τὸ ἱερόν, καὶ γίνεται τάξις ὡς σύνηθες, τιθεμένου τοῦ ἐπιταφίου ἐπὶ τῆς ἁγιας τραπέζης. Τυπικ. 1838 an. pag. 189. Conf. Тип. изд. Конст. 1860 г. стр. 293; Τυπικ. ἐκκλησιαστ. ἐκδοσ. τέταρτ. Βενετ. 1884 pag. 287.

 

 

53

менной практикою церквей восточных, не согласуется с предписаниями и нашего современного Типикона. Наш Типикон, описывая вход с Плащаницею и Евангелием в Великую субботу на утрени, замечает: «сему же (т. е. Трисвятому, которое поется при совершении рассматриваемого нами входа) кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царские двери и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же науготованне столе во образ гроба» (Тип. изд. Киев. 1824 г. л. 394 об.). Т. е. по нашему Типикону, Плащаница совершенно не лежит на престоле, а после входа с нею на утрени в Великую субботу вносится в алтарь и полагается на особенно для этого случая устроенном. столе «во образ гроба», где и лежит до следующего года. Рассматриваемая нами практика относительно времени снятия Плащаницы с престола, не согласуется, наконец, л. с древнейшею нашею богослужебною практикою, которая тоже допускала положение Плащаницы на престол, хотя, впрочем, только на одну неделю св. Пасхи до недели Фоминой. В XVI веке, когда в—первые появился обычай выносить в Великую субботу на утрени вместе с Евангелием и Плащаницу, после входа с евангелием и Плащаницею или «воздухом, на немже образ положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа, целуют и полагают ев. Евангелие в. алтари на святой трапезе, «нимже и воздух полагается на святой трапезе даже и до Фомины недели» 1). Этим воздухом в обителях Антониево-Сийской 2), Кирилло-Белозерской 3), Троице-Сергиевской 4) и на Прилуке 5) престол покрывался всю пасхальную

1) Устав. ркп. М. Синод. библ. № 337 л. 440 об.; ркп. Типогр. библ. № 288 л. 500; ркп. Анз. ск. № 86 л. 537; Требн. ркп. М. Синод. библ. 310 л. 84—92.

2), Ркп. Солов. библ. $ 1117 л. 210; ркп. М. Синод. библ. 814 х 261 об.—262; ркп. Волокол. библ. 338 л. 250.

3) Ркп. Волокол. библ. № 342 л. 39 об., 40.

4) Ркп. той же библ. № 338 л. 249 об.

5) Ibidem, л. 250.

 

 

54

неделю до субботы, а в этот день, после окончания литургии, снимали его с престола и убирали на прежнее место. Иногда, так как престол был мал, а Плащаница, пли воздух велик, то для удобства священнодействия евангелие не полагалось на престоле, «занеже воздух на престоле» 1).

Приведенные сейчас выдержки из богослужебных памятников XVI века ясно для нас устанавливают, как тот факт, что Плащаница полагалась на престоле в Великую субботу на утрени после входа, так равно и тот, что оставалась эта Плащаница только до Фомина воскресенья, или вернее до субботы св. Пасхи, когда после окончания литургии, она убиралась на обычное место, на котором лежит в остальное время года. Этот обычай практики XVI века в нашей церкви находится, по всей вероятности, в некоторой зависимости от практики из времен господства на Руси устава студийского, по которому отдание праздника Пасхи совершалось не накануне Вознесения, как ныне, а именно в субботу пасхальной недели 2). На чем основывается практика нашего времени относительно времени снятия Плащаницы с престола, решить категорически нет никаких оснований, так как в письменных памятниках, известных нам, об этом обряде решительно ничего не говорится. Как выше было замечено, наш нынешний Типикон не указывает даже полагать Плащаницу на престоле, в современных же Типиконах церквей восточных о времени снятия Плащаницы нет никаких указаний.

Здесь же, в этом отсутствии каких бы то ни было письменных указаний относительно времени снятия Плащаницы с престола, кроется главным образом причина и того обстоятель-

1) Рук. Волокол. библ. № 338 л. 252.

2) Устав. ркп. М. Синод. библ. XII—XIII в. 330 л. 43 об., 44; ркп. XII в. М. Типогр. библ. № 285 л. 13; Триод. ркп.XII в. той же библ. 255 л. 65 об.

 

 

— 55 —

ства, что обряды, совершаемые при этом действии в настоящее время, чрезвычайно разнообразны. В Великороссии, например, повсеместно Плащаницу убирают с престола после окончания литургии в отдание праздника св. Пасхи и без всяких обрядовых действий. Так это делается и в некоторых местах Малороссии, но здесь в большинстве случаев настоящее снятие Плащаницы с престола обставлено довольно трогательною и строго религиозною церемонией, которая привлекает в храмы множество молящихся и доставляет им истинно религиозное наслаждение. В Малороссии снимается Плащаница с престола тоже в отдание св. Пасхи. Перед литургией этого дня священник снимает Плащаницу с престола, выносит ее на средину храма и полагает на столе, на котором она обыкновенно лежит в пятницу и в субботу Страстной седмицы. Молящиеся приходят в храмы, лобызают Плащаницу и ставят перед нею во множестве свечи. При окончании литургии, после пения двукратно: «Буди имя Господне», священник выходит из алтаря к Плащанице, трижды кадит ее кругом и на голове с пением тропаря: «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» или стиха:

«Вознесыйся на небеса, Боже» уносит ее в алтарь и полагает на обычном месте, где она лежит в течении целого года. Затем поется в третий раз «Буди имя Господне», читается 33 псалом и оканчивается литургия по Уставу. Описанная картина внесения Плащаницы в алтарь производит глубокое впечатление на молящихся и переносит их мысль на гору Елеонскую, с которой Христос Спаситель в виду своих учеников Вознесся на небо и сел одесную Бога Отца. Отсюда-то иногда в простом народе этот день называется не отданием праздника Пасхи, а «в ш е с т в и е м».

В других местах литургия в день отдания праздника Пасхи совершается обычным порядком и Плащаница до ее окончания лежит на престоле, так как, по Уставу, этою литургией собственно оканчиваются службы св. Пасхи; но после

 

 

56

двукратного пения «Буди имя Господне», священник трижды кадит Плащаницу, лежащую на престоле, кругом; берет ее на голову и обносит кругом престола, в царские двери с пением тропаря: «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» выносит ее на средину храма и полагает на обычном столе. Совершив целование, священник уходит в алтарь и обычным, по Уставу, порядком оканчивает литургию. В это время молящиеся лобызают Плащаницу. По окончании литургии Плащаница с средины храма убирается на обычное место, где она лежит в течении года, уже без всяких обрядов. Иногда Плащаница на средине храма лежит до 12 часов дня и двери его остаются открытыми. В храмы приходят молящиеся, лобызают Плащаницу и ставят перед нею свечи, а в полдень приходит в храм священник и убирает Плащаницу без всяких обрядов на обыкновенное место.

Из сказанного можно сделать следующие заключения:

1) Положение Плащаницы на престоле, хотя совершается и не по указанию нашего нынешнего церковного Устава, но согласно с практикою церквей христианского востока, от которого мы позаимствовали употребление в церковном богослужении Плащаницы и обряды, совершаемые при выносе ее в Великую пятницу и в Великую субботу Страстной седмицы, с тою однако разницею, что на востоке это положение Плащаницы совершается в Великую субботу после входа, а у нас, при окончании полунощницы, пред началом пасхальной утрени.

2) Время снятия Плащаницы с престола в день отдания этого праздника, не указывается ни в каких письменных богослужебных памятниках церквей нашей славяно-русской и христианского востока. Сорокадневное пребывание Плащаницы на престоле может быть пока оправдываемо единственно вышеприведенным соображением о. Никольского, что ото делается «в изображение сорокадневного пребывания Господа на земле».

 

 

— 57 —

3) Все обряды, совершаемые в Малороссии, при снятии Плащаницы с престола в день отдания св. Пасхи, несомненно местного происхождения и не имеют никакого основания в письменных источниках. Но будучи вполне согласно с духом и характером православного церковного богослужения вообще и представляя некоторое видимое соответствие настоящего обряда с тою идеей, или моментом в земной жизни Спасителя нашего, который совершился в сороковой день по воскресении Его в частности, настоящий обряд, по нашему мнению, заслуживает полного внимания и достоин того, чтобы пастыри, унаследовавшие сей прекрасный обычай по преданию от своих предшественников, не оставляли его, а свято блюли бы. Считаем, однако, при этом нелишним заметить, что из всех вышеуказанных обычаев снятия Плащаницы с престола, по нашему мнению, более правилен и более отвечает воспоминаемому событию по своим подробностям тот, по которому снятая с престола Плащаница, при пении тропаря: «Вознесся еси во славе Христе Боже наш» или стиха: «Вознесыйся на небеса, Боже» уносится со средины храма в алтарь, который, по общепринятому и общераспространенному толкованию Отцов и учителей церкви, изображает по отношению к средней части храма небо. Сюда-το, по сказанию книги Деяний Апостольских (1, 9, 10), и было совершено вознесение Господа нашего Иисуса Христа после Его сорокадневного пребывания на земле с момента Его воскресения из мертвых. Б этой практике нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что литургия в день отдания Пасхи совершается не на Плащанице, которая, по этому обычаю, еще до начала ее выносится на средину храма, тогда как повсеместная практика такова, что Плащаница убирается с престола после литургии. Но это кажущееся неудобство настоящей практики легко может быть устранено положением на престоле для совершения этой литургии другого экземпляра Плащаницы, каковый, без всякого сомнения, най-

 

 

58

дется в каждом даже бедном храме, а если бы даже и не нашелся таковый экземпляр Плащаницы по каким бы то ни было причинам, рассматриваемая нами практика, допускающая снятие Плащаницы с престола до начала литургии, имеет много важных религиозно-воспитательных сторон, которыми пренебрегать никоим образом не следует. Вынесенная Плащаница на средину храма, находясь перед взорами молящегося народа, который лобызает се и ставит перед нею свечи, дает возможность еще раз перенестись мыслью на Голгофу и привести себе на память то великое дело искупления нашего, которое начато Спасителем нашим Иисусом Христом на Голгофе и завершено Его вознесением на небо. Несение Плащаницы, при пении тропаря вознесению, в алтарь на голове священником бесспорно и будет прямым ответом на мысли и думы истинно молящегося христианина, стоящего при гробе Спасителя. С пробожденным ребром и израненными ногами и руками, что каждый из молящихся будет видеть перед своими глазами в Плащанице,—вот с какою благодарностью от облагодетельствованного от него человечества, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца Спаситель наш. По истине эта картина есть безмолвная и самая красноречивая проповедь, а обряд только естественное и прямое дополнение к ней, дополнение, уже предносящееся в мысли всякого истинно-религиозного молящегося в храме в этот день...

А. Дмитриевский.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.