13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Дмитриевский Алексей Афанасьевич
Дмитриевский А. А. Что такое κανὼν τῆς ψαλμωδίας, так нередко упоминаемый в жизнеописании препод. Саввы Освященного
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Дмитриевский А. А.
Что такое κανὼν τῆς ψαλμωδίας, так нередко упоминаемый в жизнеописании препод. Саввы Освященного?
В настоящее время мы можем дать более или менее точные сведения на этот вопрос, так как наших руках имеется описание одной очень древней рукописи VIII—IX в., виденной нами на Синае в библиотеке. Рукопись эта для нас имеет особенное значение: своим надписанием, устанавливающим связь, порядков в ней излагаемых с обителью препод. Саввы: Ὡρολόγιον κατὰ τὸν κανόνα τῆς λαύρας τοῦ ἁγίου πατρὸς ἡμῶν Σάββα— вот полное
69
70
заглавие ее. Эта рукопись характеризует главным образом порядки анахоретской жизни отшельников или келлиотов монастыря св. Саввы, но не лишена значения и для истории церковно-богослужебного чина, практиковавшегося в самом монастыре, так как суточный порядок его бесспорно был во многом сходен. В Часослове отсутствуют службы; полунощница, утреня и повечерие, которое заменено последованием в «первый час ночи». В качестве предваряющего молитвословия в Часослове положена первая кафизма с разделением на три славы, а далее идут службы для часов первого, третьего, шестого и девятого и для вечерни. Каждая из этик служб по составу значительно разнится от тех же служб нашего времени.
Служба εἰς τὴν πρώτην ὥραν τῆς ἠμέρας начинается славословием «Слава Отцу», затем следует «Отче наш», «Приидите поклонимся», «Ночь пришед благодарю тя» 3-жды, псалмы 5, 45, 66, 69, 89, 91, 100 и 112, «Аллилуия» одиннадцать раз, «Господи, услыши молитву мою», конец: «Не оправдится пред тобою всяк живый», Аллилуия, «Услышану сотвори мне утро милости твоея» конец: «воля твоя, яко ты еси Бог мой». Аллилуия. «Дух твой благий наставит мя» конец: «Яко аз раб твой есмь». «Свете истинный, просвещая» и конец «и спаси нас». Для других дней положены другие стихи. И исправи. «Стопы моя» 3-жды. «Избави мя от клеветы» и т. д. «Святый Боже», «Верую» и «Отче наш».
На третьем часе псалмы: 16, 24, 42, 50, 142, 144 и 150, «Аллилуйя», «Отврати лице твое от грех моих» конец: «и духом владычным утверди мя», «Господи, иже Пресвятаго твоего Духа в третий час». В понедельник, вторник, среду и четверг положено читать другой стих вместо настоящего: «Господь
71
Бог благословен» 3-жды, «Поспеши нам Бог спасений наших», «Святый Боже» 3-жды.
На шестом часе читались псалмы: 53, 54, 68, 69, 90 и 145, Аллилуия с стихами: «Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек» конец: «не убоюся, аз же уповаю на тя», «Аллилуия», «О Бозе похвалю слово, о Господе похвалю», конец: «возрадуются пред Богом во свете живых», «Иже в шестый час на кресте пригвожденный Иисусе Христе Боже наш» (Тропарь измененный), «Скоро да предварят ны щедроты твоя, Господи», 3-жды «ради славы имени твоего, Господи», «Святый Боже».
На девятом часе читали псалмы 83, 84, 85 и седьмую песнь: «Благословен Господи Боже отец наших, хвально и прославленно имя твое по веки» до конца «Аллилуия», «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит» конец: «Не убоюся зла, яко ты со мною еси», «Аллилуия», «Жезл твой и палица твоя» (до конца), «Христе Боже наш слава», «Иже душу на древе повешенный в девятый час предавый Отцу», «Христе Боже наш слава», «Не предаждь нас до конца имени твоего ради», 3-жды, «ради Авраама возлюбленнаго твоего», «Святый Боже».
После девятого часа совершалось причащение преждеосвященными дарами (εἰς τὴν μετάληψιν), которые келлиоты брали с собой, уходя в безмолвие. Эта служба сходна с современным «последованием изобразительным». Начинается «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии твоем», все блаженства, слава «Помяни нас святый, егда приидеши во Царствии твоем», «Лик небесный поет тя», Слава, «Верую», «Отче наш», «Господи помилуй» 3-жды, «Един свят», «Вкусите и видите, яко Христос Господь». Аллилуия. «Благословлю Господа на всякое время ради всего, хвала его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции и возвеселятся», слава, молитва по при-
72
чащении: «Приял Тело твое святое вместе и Кровь твою честную по оставление всех грехов, яже согреших тебе, едине Человеколюбче. Исполни уста моя хваления, Господи, сам бо еси хвала моя, и спаси мя», «Буди имя Господне», Молитва причащения: «Благодарим тя, Господи Боже мой, яко сподобил нас причаститися».
Вечерняя служба (εἰς τὰ ἐσπερινὰ) начинается 103 псалмом, за которым следует вся восемнадцатая кафизма с разделением на три славы, 140 псалом, с славою в конце, «Свете тихий» с концом «Тем же мир тя празднует», «Аллилуия», стихи: «Господь воцарися в лепоту облачеся, облачеся Господь в силу и препоясася», Аллилуия, «Ибо утверди вселенную, яже не подвижется, готов престол Твой оттоле, от века ты еси», слава. Для других дней иные стихи для «Аллилуия», «Сподоби Господи», «Ныне отпущаеши», «Святый Боже».
Вместо «повечерия» положена служба в первый час ночи (εἰς τὴν πρώτην ὀψὲ). Состав её: «Приидите поклонимся», «День пришед благодарю тя» 3-жды, псалмы: 4, 12, 26, слава, 30, 90, 6, слава, «С нами Бог, разумейте языцы» конец «Начальник мира отец будущаго века». Аминь, «С нами Бог», 3-жды, «Аллилуия» со стихами: «Призри, услыши мя, Господи Боже мой», «В мире на тя», «Невидимых враг моих», а для других дней иные тропари, «Господи помилуй», 3-жды, «Не предаждь зверем душу исповедующуюся тебе». Конца рукописи нет. По самому расположению своих составных частей, бесспорно, эта служба должна была заменить наше современное великое повечерие и, несмотря на отсутствие конца, она во многом сходна с ним.
Из сделанного нами анализа данного Орология ясно, что κανὼν τῆς ψαλμωδίας обозначает полный круг суточных служб, изложенных в Часослове для келейного
73
употребления. Удаляясь в воскресенье после обеда в пустыню и проводя там время в одиночестве и труде в течение целой недели до субботы вечера или всенощного бдения, каждый монах лавры брал с собою один лишь Часослов и, по нему, в определённое время дня и ночи, прочитывал положенное, по канону преподобного Саввы, псалмопение или последование. Не желая лишать себя причащения св. божественных Таин, монахи брали из лавры запасные Дары. В час совершения литургии в лавре, каждый монах почитывал особенное последование «на причащение» или нашу обедницу и затем принимал св. Тайны. С таким Часословом монахи отправлялись в дорогу, такой «канон псалмопения» с удобством могли исполнять монахи лавры, находясь во дворце византийских императоров, как это делал преподобный Савва во дворце императора Иустиниана (факт этот берем из биографии), когда он занимался с квестором Трибунианом. Поэтому как духовное завещание св. Саввы Освященного, так и самый его «канон псалмопения» сообщают в высшей степени любопытные данные для изучения быта монашеского VI века, а также знакомят нас с составом и особенностями церковно-богослужебных порядков в монастырях данного времени.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.