Поиск авторов по алфавиту

Автор:Герман, патриарх Константинопольский

Герман, парт. Послание к Иоанну, епископу синадскому

 «Послание блаженнейшего Германа, бывшего патриарха Константинопольского, к Иоанну, епископу синадскому».

Ваше послание, боголюбезный, передал нам всеславный патриций Тарасий. В нем идет речь о боголюбезном епископе наколийском. – Итак извещаем вас, что еще прежде, чем мы получили ваше, боголюбезный, послание, как только прибыл сюда этот боголюбезный епископ, мы вступили с ним в разговор, желая узнать его мнение, то есть, желая узнать, как он думает относительно того, что донеслось об нем до нашего слуха. И вот что сказал он в оправдание себе (нужно в кратком виде все довести до сведения твоей боголюбезности): в божественном писании говорится: не сотвори себе всякого подобия и не покланяйся тому, что́ на небе вверху и что на земле. Выслушав это, я сказал: Не должно покланяться рукотворенному, то есть тому, что сделано людьми; что же касается святых мучеников Христовых, то мы их почитаем за истинные маргариты веры, достойные всякой чести, и просим их молитв… И так на это мы ответили ему: вера христианская состоит в почитании и поклонении одному и Единому Богу, как написано: Господа Бога твоего да убоишися и тому единому послужиши (Втор. 6:13). И потому славословие наше и служение наше святыми небесными, разумными, бестелесными силами, равно как и познавшими на земле путь спасения мужами возносится к Нему единому, как и во всех церквах Христовых воспевается и прославляется святая Троица во единице, едино господство и едино Божество. Поэтому то и Един Бог исповедуется нами и нет кроме Него,

156

 

 

кто бы господствовал своею собственною силою, господствовал во веки, и кто бы все, что есть видимого и невидимого, привел в бытие из небытия, то есть (мы веруем) в Отца и Сына и Святого Духа, Святую, Единосущную и Животворящую Троицу. Веруя в Нее и исповедуя Ее, мы крестились, как предал это Сам воплотившийся Бог Слово, Един из этой святой и непостижимой божественной Троицы, Господь наш Иисус Христос, (крестились) во имя (Отца и) Сына и Святого Духа. – Не твари покланяемся мы. Да не будет! И такого почитания, какое прилично божественному Господству, мы не воздаем подобным нам рабам; потому что, кланяясь императорам и начальникам, мы не являемся воздающими им такое же поклонение, как Богу. И пророк Нафан поклонился до земли Давиду, который был царем и человеком; однако же за это он не был обвинен в том, что он почтил человека помимо истинного Бога. Также и иконы, изображаемые воском и красками, мы принимаем никак не на подрыв истинного и совершенного почитания, какое воздается Богу; потому что мы и не представляем изображения, или подобия, или образа или вида Божества, Которое невидимо и Которого не могут вполне уразуметь и постичь даже высшие чины святых ангелов. Но так как единородный Сын, сущий в лоне Отца, воззвавший Свое создание от осуждения на смерть к жизни, по благоволению Отца и Святого Духа, соизволил соделаться человеком, преискренне приобщившись нашей плоти и крови, как сказал великий апостол, и во всем сделался подобным нам, исключая греха; то мы, изображая икону человеческого Его образа и человеческого вида Его по плоти, а не божества Его, которое непостижимо и невидимо, стараемся наглядно представить предметы веры и показать, что Он не фантастично и не призрачно соединился с нашим естеством, как ошибочно учили некоторые древние еретики, но что на самом деле и по истине соделался совершенным человеком, исключая одного посеянного в нас диаволом греха. При таком понимании непорочной веры в Него, мы представляем на иконах образ святой плоти Его и целуем его. и удостаиваем его всяких почестей и приличествующего ему почитания; и таким образом приходим к воспоминанию о божественном, животворном и неизреченном вочеловечении Его. Точно также посредством живописи представляем мы и образ непорочной Его Матери, Святой Богородицы, и утверждаем, что, будучи по естеству женщиной не чуждою нам, она непостижимым ни для какого понимания – ни ангельского, ни человеческого – образом зачала во чреве своем и родила воплотившегося от нея невидимого и содержащего все Своею десницею Бога. Мы почитаем ее, как истинную Матерь Бога истинного, величаем ее, считаем превыше всякого видимого и невидимого творения. Мы величаем также и ублажаем и святых мучеников Христовых, святых апостолов и пророков и прочих святых, которые, быв подобно нам рабами, соделались истинными служителями Божиими и за добрые дела свои, за проповедание истины, а равно и за понесение страданий ради Самого Бога явились благоугодными и любезными Богу и приобрели всякое дерзновение пред Ним. Мы ублажаем их для напоминания об их мужестве и верном служении Богу. Но этим мы не даем разу-

157

 

 

меть, что они общники божественного естества и не приписываем им чести поклонения, приличествующего божественной славе и могуществу, но показываем этим любовь свою к ним. То, в истине чего мы уверились через слух, мы передаем и через живопись, чтобы тверже укрепить это в своей памяти. Скованные телом и кровью, мы принуждены и посредством зрения укреплять то, что служит к удовлетворению души; потому что и сами святые Божии, соблюдая служение и прославление и поклонение Одному и Единому и призывая и наставляя этому всех, пролили кровь свою и надели на себя венец истинного исповедания. Таким образом иконы приготовляются не для того, чтобы поклонение духом и истиною, приличествующее непостижимому и неприступному Божеству, мы относили к рукотворенным иконам, или делам рук человеческих, или вообще к созданиям Божиим видимого ли то мира, или невидимого, но чтобы посредством этих образов выразить нашу любовь, которую мы справедливо питаем к истинным рабам Бога нашего, чтобы и самим нам посредством добрых дел и сопротивления страстям сделаться подражателями их мужеству и любви их к Богу. Пусть всякий вполне будет убежден, что в таком именно смысле употребляются иконы в церкви Божией и что мы ни откуда не ожидаем спасения как в видимом мире, так и в будущем веке, как только от Одного и Единородного Сына Божия, вместе с Отцом и Святым Духом щедро подающего божественные дары Свои; потому что людям не дано другого имени, которым бы мы должны получить спасение. Хотя мы целуем иконы Господа и Спасителя нашего и непорочной Его Матери, истинной Богородицы, и святых Его; но, по вере нашей, относимся к ним не так, как к Богу. Мы знаем, что Бог безначален и бесконечен, что Он содержит Своею рукою все, что Он Творец наш и Творец всякой твари и поистине Бог Спаситель, имеющий власть на небе и на земле, истинно воплотившийся за род человеческий; знаем также, что раба Его в тоже время соделалась воистину Материю Его и есть сильнейшая молитвенница за род наш; то – Господь, совершивший дело нашего спасения, а это – матерински молящаяся за нас. А всем святым мы воздаем почести и приносим песнопения, как сорабам нашим, имеющим подобное нам естество, но соделавшимся угодными Богу, как сказано прежде, получившим от Него высшее дерзновение и блаженство и удостоившимся благодати испрашивать нам Его благодеяния, исцеления от страданий и освобождение от опасностей чрез призывание Бога нашего; потому что написано: Память праведных с похвалами (Притч. 10:7). – Все это мы представили поименованному боголюбезному епископу наколийскому. Он принял это и исповедал как пред Богом, что он так именно будет содержать это и не будет ни говорить, ни делать ничего на соблазн людям или подавать им повод к возмущению. – Итак, зная это, ваша боголюбезность пусть успокоит свой синод и сама да не соблазняется по этому поводу; но призвав его (епископа), прочитав настоящее наше послание и удостоверившись из него в его единомыслии в этом вопросе, да вознесет молитву о долголетнем благоденствии и победе державных наших государей и императоров и да испросит христианскому народу мир Божий, превышающий всякий ум».

158


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.