Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Двоеслов, святитель, Папа Римский

Григорий Двоеслов, свт. Послание к Герману, святейшему патриapxy константинопольскому

 Послание Григория, святейшего папы римского, к Герману, святейшему патриарху константинопольскому».

«Какая и какого рода сила могла бы так развеселить мою душу, как радостная весть о тебе, освященный и руководимый Богом. Твое имя и твои

152

 

 

доблести священны для меня. Поэтому и теперь, лишь только получил известие о твоем послании, воспрянул и от великой радости ожил духом. Устремив потом взор свой к небу, я вознес благодарение Вседержителю всех Богу, Который ныне явил вам такое благоволение, Который содействует вам до конца и все деяния ваши объявляет миру. Об этом я молюсь и днем и ночью; и никогда не оставлю этого чувства; но, уповая на Христа, (всегда) буду обнаруживать его. Подтверждением моего слова служит ежечасное воспоминание о твоей высокой доблести, достохвальный и богоизбранный муж! Это воспоминание вызывает во мне поток звуков; и я, будучи не в состоянии удерживать в устах тяжелого наплыва слов, тотчас поспешил высказаться письменно. Мне настоит надобность и более важная, чем какая либо другая надобность, возвещать и провозглашать о тебе, – моем брате и поборнике церкви, и воспевать твои подвиги. И если кто может сообщить об них и сообщить как следует, так это променявший, к твоим выгодам, хорошую деятельность на худую, предтеча нечестия, который ныне сам потерпел неудачу. Подобно низверженному с неба и он, когда задумал высокомерно выступить и употребить насилие против благочестия, то обманулся в своих ожиданиях, встретив сопротивление с неба. Относительно церкви он испытал тоже, что́ и Фараон, властитель египетский, о котором Моисей рассказывает: „рече враг: гнав постигну, разделю корысть, исполню душу мою” (Исх. 15:9). Но он испытал также и то, что́ и сам диавол, которому было возвещено следующее пророческое проклятие: сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя и преселить тя от селения твоего, и корень твой от земли живых (Псал. 51. 7). Таким образом он погиб, обманувшись, сверх ожидания, в успехе своих предприятий; так как силою высшего вспоможения вами было обессилено земное богоборство отступника и так как окончательно истреблена гордость чуть чуть не христоборца; так что на нем исполнилось сказанное в писании: лук сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою (1 Цар. 2:4) Да, как бы сильна ни была ненависть богоборцев, она – ничто по отношению к немощному у Бога; а против безумных вместе с Богом ведет войну и мир. – Как же ты, освященный, воюя вместе с Богом, не приведешь в смятение безбожников, которые обрели Того, против Кого скрытно вооружались, или лучше и вернее сказать, Того, Кто споборствует тебе и обращает в бегство противников, когда ты начал войну так, как Сам Бог тебе повелел? – Он повелел, чтобы лагерем царства Христова предводительствовать поистине преславный и честный лавр, то есть животворящий крест, великий трофей над смертью, которым Господь указал на четыре предела мира, означивши это линиями креста, вместе со святою иконою Владычицы всех, поистине непорочной Богоматери, лицу которой поклонятся богатии людстии; так как и она, пресвятая, которую вы так благочестно почтили, воздала вам должным воздаянием: ибо честь, воздаваемая иконе, относится к первообразу, как говорит (Святой) Василий великий. Цель введения в употребление честных икон полна благочестия, как говорит Златоуст: я полюбил и залитое воском живописное изображение, так как оно преисполнено благо-

153

 

 

честия: ибо на иконе я видел ангела, преследующего полчища варваров, и Давида, справедливо говорящего: Господи, во граде Твоем образ их уничижиши (Псал. 72:20). И церковь никогда не погрешала, хотя и существует такое мнение: да снизойдет этому Бог! Предание об иконах не есть следование язычникам; да не будет! Цель этого дела оправдывается, хотя на то, что совершается, и не обращают внимания. В городе Панеаде не чуждались кровоточивой женщины, благочестиво подвигнутой к воспоминанию о сотворенном над нею чуде, когда у ног воздвигнутой ею статуи во имя Господа нашего выросла странная но виду и неизвестная трава, которая, будучи прикладываема ко всем, по милости и благости Самого Бога, Спасителя нашего, служила врачеванием от всех недугов. Вернее сказать: это воздвижение законно и божественно, хотя благодать и истина выразительнее самих образов и гораздо более заслуживает почестей, чем тень. Потому-то сонм святых, согласно воле Божией, передал церкви, как величайшее спасительное установление, заповедь красками представлять в человеческом виде взорам всех честный и Святой образ вземлющего грех мира, чтобы, при помощи изображения, мы могли созерцать в уничижении Бога Слова Его величие и приходить к воспоминанию о Его жизни во плоти, о Его страданиях и спасительной смерти и происшедшем отсюда искуплении мира. И в этом нет ничего несогласного с божественными повелениями. Если пророческие изречения не исполнились, то пусть и не изображают того, что еще не совершилось, то есть, если Господ не воплотился, то пусть и не изображают святого образа Его в человеческом виде; если Он не родился в Вифлееме от преславной Девы Богородицы, если волхвы не приносили даров, если пастырям не явился ангел, если множества небесного воинства не возносили песни рожденному; если носящий все не был носим, как младенец, в чреслах родившей Его и дающий пищу всякой плоти не питался молоком; то пусть не изображают этого. – Если Владычествующий жизнью и смертью не был подъят старцем, если Господь всего не был узнан и провозглашен им и если не даровал ему отпущения, если седящий на высоте (небесной) по домостроительству не шел в Египет на облаке легком, то есть (не был несом на руках) всесветлой и укрепленной добродетельно и святостью матери Своей, и опять не возвратился из Египта и не жил в Назарете; то пусть не изображают этого красками! – Если Он не воскрешал мертвых, не восставлял расслабленных, не даровал прокаженным очищения, если Он не делал слепых зрячими, а потом не делал речь косноязычных ясною, не укреплял ноги хромых и не изгонял демонов; если Он не отверзал слух глухим, не совершал чудес и не творил божественных знамений: то пусть не изображают этого! Если Он не принял добровольно страдания, не обезоружил ада и восстав не вознесся на небо, с тем чтобы снова прийти судить живых и мертвых; то истории, в которых рассказывается об этом, пусть ни письменами не пишутся, ни красками не изображаются. Но так как все это было и есть великая тайна благочестия, то о если бы возможно было, чтобы и небо, и земля, и море и все животные, и растения и все провозглашало об этом и звуками, и письменно и живописными изо-

154

 

 

бражениями! Изображения того, что не существует, называются идольскими. Их изобрела языческая мифическая поэзия, представлявшая несуществующее как бы существующим. Но церковь Христова не имеет никакого общения с идолами; да не будет! Мы не покланяемся ни телицам, ни тельцу, вылитому в Хориве, и тварь для нас не Бог. Мы не прибегаем к изваяниям и не совершаем ни мистерий, ни таких жертвоприношений, для которых убивают детей. Также никогда мы не приносили в жертву сыновей и дочерей своих, чтобы к нам могло быть применено то, что сказано Соломоном о почитающих идолов. Уж не оскверняем ли мы земли кровью? Уж не делаем ли мы для храма иконы, изображающие идолов, и не покланяемся ли им, как Богу? Не изображаем ли на стенах храма пресмыкающихся и скотов, или не нас ли видел Иезекииль плачущими об Адонисе и приносящими жертву солнцу? Об таких поклонниках апостол говорит: Послужиша твари паче Творца (Римл. I, 25) Или не ставим ли мы изображения двух блудниц египетских Олодамы и Оливы, и не приносим ли им поклонения? Не приносили ли также мы жертв Ваалу вавилонскому и Догону палестинскому, и не преклонялись ли пред другими богами языческими? Нет! нет! Никто пусть не обвиняет нас в этом; потому что народ Христов, носящий имя, которое выше всякого другого имени, не почитал ничего из сущего и сотворенного, кроме святой и живоначальной Троицы, и никому кроме Триединого Бога не служил; да не будет! – Обряды идолослужения очень известны всем. Для богобоязненных христиан предметом поклонения служит Господь. Если же кто, подобно иудеям увлекаясь страстью к обвинению, будет применять к нам то, что в древности было провозглашаемо против идолопоклонников и будет приписывать идолослужение нашей церкви из-за того, что она, при содействии честных икон, божественным и чудесным образом приводит нас к совершенству; то пусть он считается ничем иным, как лающею собакой, пусть будет отброшен далеко, как бы камень пращею, и пусть послушает, что сказано иудею: о если бы видимые знаки, которыми был руководим израиль, приводили его к поклонению Богу! О если бы посредством образного приходил он к мысли о Создателе и не почитал тельца выше скрижалей завета. – О если бы он более стремился к священному жертвеннику, а не к тельцам самарийским. – О если бы он более внимал жезлу Аарона, а не Астарте. Хорошо было бы для него и справедливо целовать одождивший божественным дождем камень, а не Ваала. – О если бы он более устремлял свои взоры на жезл Моисеев, на стамну золотую, на кивот, на очистилище, на эфуд, на трапезу, на скинию как внутреннюю, так и внешнюю! Все это, соделанное в славу Божию, хотя и было рукотворенным, но называлось святым святых. О если бы он обращал свои взоры на изваянных херувимов, воспоминая о которых апостол говорит: херувими славы осеняющии (очистилище) алтарь (Евр. 9:5), и которым писание приписывает божественную славу. Если бы он внял всему этому, то не поклонился бы идолам; – потому что всякое дело, совершенное во имя Господне, честно и свято. Но что за нужда удлинять послание, а в особенности послание к человеку богоугодному и избранному

155

 

 

сосуду Божию, получившему благодать Духа, и могущему устремлять свой ум в глубины божественных догматов и, при божественном руководительстве, уразумевать самые высокие предмета знания. Мы достигли предположенной цели и удивляемся великим деяниям твоей Заступницы и всех христиан Владычицы. И неудивительно, что ты явился таким во всем Ею руководимый, Ею спасаемый и укрепляемый против врагов, а они, быв долгое время опьянены ненавистью против Нея, нашли столь же сильного противоборника, сколь сильного имели обличителя. Ибо если Ветулиа была спасена рукою израильтянки Иудиеи, которою была нанесена смерть Олоферну и которую израильтяне провозгласили избавительницею; то не гораздо ли более твоя необыкновенная святость, имевшая такую Споборницу, должна была восторжествовать над врагам веры и увенчать победою своих подчиненных? Но, святейший и всем христианам возлюбленный, постоянная наша радость, наша надежда и веселие! великий в победах Бог наш, крепкий и долготерпеливый, руководивший тобою как Своею овцою (и возвысивший тебя) более, чем Иосифа, да сохранит тебя, освященный, на долгое время, – тебя, ведущего вполне христианскую жизнь, научающего и побуждающего всех поступать согласно с божественными повелениями и соблюдать оставленные отцами предания, и вразумляющего тех, которые не совсем ясно уразумели что либо».


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.