Поиск авторов по алфавиту

Автор:Тарасий, патриарх Константинопольский

Тарасий, патр. Копия с посланий, посланных к архиереям и священникам Aнтиoxии, Александрии и святого града

«Копия с посланий, посланных к архиереям и священникам Антиохии, Александрии и святого града, Тарасием, святейшим и блаженнейшим вселенским патриархом константинопольским».

«Господь Бог, многими и удивительными путями промышления направляя жизнь человеческую и заботливо руководя каждого до конца жизни его,

93

 

 

потому что без Него ничтоже бысть (Иоан. 1, 3), и потому что и власы главы нашей Ему изочтены суть, меня, доныне находившегося в числе мирян и состоявшего на государственной службе, не знаю, какими судьбами (сам Он это знает) возвел на священно-начальническую кафедру, после убедительной и настоятельной просьбы, обращенной ко мне со стороны поборников истины, благочестивейших и православных императоров наших, а также и святейших епископов и клириков. Я вынужден был уступить их настояниям и дал им пожать плод моего послушания. Вас же, святейшие, прошу, как отцов, подкрепить меня малодушного жезлом власти вашей, то есть, вашими отеческими наставлениями, – и как братьев, помочь мне вашими чистыми молитвами, – этим всеоружием Божиим против козней врага, – совершить бурное плавание, чтобы я мог направиться прямо в пристань воли Христа Бога нашего. – Поистине существует между нами некоторого рода война, – без оружия, правда, на одних словах, но за то ими или мы поражаем других или нас другие поражают. Победным трофеем ее служит непобедимая истина. И на будущее время, когда будут яриться сильные бури, мы будем призывать вас на помощь. Перенесши непродолжительную ярость их, мы обрящем Христа, воспрещающего им и дарующего нам тихую жизнь. Этого достаточно для предисловия. Далее эта мысль изложена будет самым точным образом. А теперь я перехожу к другой стороне своей речи. Так как во всех церквах существуют древнее, или вернее сказать, апостольское предание, чтобы возводимые в иерархический сан представляли прежде их получившим иерархические степени исповедание веры; то, следуя их примеру, счел нужным и я преклониться пред вами и откровенно изложить свое исповедание, как я научился от труб Духа, которых вещание изыде во всю землю и глаголы в концы вселенныя, а также от их питомцев и последователей, божественных отцов наших».

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, – и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия и Бога нашего, рожденного от Отца безвременно и вечно, – и в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца чрез Сына исходящего, Бога истинного – в Троицу единосущную, единочестную, единопрестольную, вечную, несозданную, Зиждительницу всех творений. Верую во едино начало, во едино божество и господство, во едино царство, во едину силу и власть, в трех ипостасях нераздельно разделяемую и раздельно объединенную, – не так, чтобы одно совершенное образовалось из трех несовершенных, но так, что из трех совершенных является одно пресовершенное, более чем совершенное, как сказал великий Дионисий; так что по личным свойствам – три покланяемых, а по общности естества один Бог, Творец всего видимого и невидимого, Промыслитель всех. Исповедую также и совершившееся ради нашего спасения, на последок дней, рождение по плоти единого от св. Троицы Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и Бога, – рождение от истинно святой Богородицы и Приснодевы Марии. Став вполне подобным нам по существу, исключая греха, Он не перестал однакоже быть тем, чем был, так что два естества,

94

 

 

остаются неслиянными и с двумя, присущими им, волями и действиями. Исповедую распятого за нас плотию и погребенного, и воскресшего и восшедшего на небеса и имеющего придти судить живых и мертвых. Сверх сего ожидаю воскресения мертвых и вечного воздаяния за всякое дело хорошее и худое. Прошу ходатайств всесвятой непорочной Приснодевы Марии, святых ангелов, и святых преславных апостолов, пророков, мучеников, исповедников и учителей. С любовию принимаю честные иконы их; а все еретические нововведения презираю, равно как и вводителей и покровителей их, то есть, Симона, Маркиона, Манеса, Павла самосатского, Савелия ливийского, и нечестивое их учение. Принимаю также шесть святых и вселенских соборов, их божественные догматы и наставления, как преданные нам по божественному вдохновению. И так как первый из них проповедует, что Сын единосущен и единоначален Отцу; то я анафематствую Ария, Аетия, Евдоксия, Демофила, а за ними и тех, которые справедливо называются аномеями и полуарианами, и все нечестивое соборище их. Так как второй собор учит, что Дух Святой есть Бог, Господь, Дух животворящий; то я отвергаю Македония и всех единомысленных ему, а с ними и богоненавистного, безумного Аполлинария. Так как третий собор учит, что един Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог наш от Отца родившийся и что Он на последок дней, нашего ради спасения, воплотился от святой Богородицы и Приснодевы Марии; то я отрицаюсь в моем исповедании Нестория, воздававшего божеское поклонение человечеству, а равно и двух его сообщников, то есть Диодора и Феодора и всех, покровительствовавших их странному баснословию; так как они представляют во Христе двойственность лиц. Так как четвертый собор учит, что един из Святой Троицы, Христос Бог наш, по воплощении, состоит из двух естеств; то я анафематствую Евтихия, Диоскора и все их множество, а равно и пораженного Богом Севера и Юлиана галикарнасского, баснословившего, будто Иисус Христос воспринял тело нетленное. Так как пятый собор, как меч духовный, отсек накопившиеся с давних времен неосновательные ереси и изобличил изобретателей их: Оригена, Дидима и Евагрия; то и я отвергаю эти бредни, как еретические и баснословные. Так как шестой собор учит, что во Христе как два естества, из которых Он состоит, так и два хотения и два действия, по тому и другому естеству, – то есть божескому и человеческому; то и я подвергаю анафеме Кира, Сергия, Гонория, Пирра, Павла и всех единомысленных с ними; а их учение я возненавидел, как содомский виноград и как гоморрскую виноградную ветвь с горькими плодами. Самый же шестой Святой собор принимаю со всеми его божественными догматами и канонами, в которых говорится: «На некоторых честных иконах изображается, перстом предтечевым показуемый, агнец, который принят в образ благодати, чрез закон показуя нам истинного агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемлемую яко исполнение закона. Сего ради дабы искусством живописания очам всех

95

 

 

представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, да чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти, и сим образом совершившегося искупления мира» 1). Излишние разглагольствования после этого неразумных людей считаю слабыми, как непринятые вами и высказываемые не по божественной благодати. С миром посылая сих мужей, мы препоясываем чресла ума нашего истиною и вместе с благочестивыми поборниками истины, верными императорами нашими, подвизаемся на пользу единения святой кафолической церкви Божией. Их просили мы о созвании вселенского собора при всем христолюбивом их народе, и они благочестиво изъявили согласие на нашу просьбу. Поэтому вас, назданных на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф. 2, 20), приняв, как выше сказано, в поборники, сообщники и помощники, надежды наши возлагаем на Бога; потому что не доволни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но доволство наше от Бога (2 Кор. 3, 5). Он разорванные и рассеченные члены возвращает в одно стройное и неразрывное тело, глава которого есть Христос: и более да не будут уже они разбросанными. Наконец прошу вашу святость, пошлите к нам до двух представителей и вашу богословную грамоту и откройте нам все, что только открыто вам Богом относительно этого предмета. Ваши представители должны говорить, а ваши грамоты должны быть прочитанными на соборе при всех, чтобы через это достигнуть присоединения отсеченных членов. Об том самом мы просили и предстоятеля древнего Рима. Обращаясь к вам с апостольским словом, и как бы от лица Божия, братски умоляю вас: исследовав все вашим божественным умом, откройте нам ваше мнение; ибо написано: „устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его“ (Малах. 2, 7). Мы уверены, что вы сохраняете в себе семена истины: и благочестивые императоры наши и находящиеся повсюду православные также преследуют истину и служат Господу Богу, чтобы, согласно слову Григория богослова, «мы, чтители Единого, стали едино, мы, чтители Троицы, сраслись между собою, стали единодушны и равночестны, мы, чтители Духа, горели ревностию не друг против друга, но за одно друг с другом, мы, чтители истины, одно мудрствовали и одно говорили» 2), и чтобы не было между нами разделения и распри; но как одно имеем мы крещение, одну веру, чтобы также было между нами одно лишь согласие во всяком церковном деле. И мир Божий, превосходящий всякий ум, да соберет Нас во едино, да соединит разделенное, да уврачует долговременную рану, да укрепит всех силою непорочной веры, истинного исповедания и единодушия, да сохранит святую свою церковь и утишит устремляющиеся на нее соблазны. Да совершится это заступлением непорочной Владычицы нашей Богородицы и всех святых. Аминь».

_________________

1) Прав. шестого вс. соб. 82-е Кн. прав. изд. 1839 г., стр. 116 и 117.

2) Твор. Григ. бог. в русск. пер. Москва 1868 г. ч. 1, стр. 220–221.

96


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.