Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Из прошений, поданных пресвитерами и диаконами, которые отправлены были от епископов, клириков, монахов и других (лиц) великой Армении, Персии и прочих народов, Проклу, святейшему епископу константинопольскому

Из прошений поданных пресвитерами и диаконами, которые отправлены были от епископов, клириков, монахов и других (лиц) великой Армении, Персии и прочих народов, Проклу, святейшему епископу константинопольскому.

 

„Был некто зловредный человек или лучше имеющий диавольский вид человека, называвшийся ложным именем Феодор. Он имел вид и имя епископа, скрывался в уединенном и незнатном местечке, в небогатом городе второй Киликии Мопсуесте. Последователь преимущественно Павла самосатского, он в книге о воплощении Господа нашего Иисуса Христа подражает Фотину и прочим ересиархам, во всем своем рассуждении употребляет самые слова их, и даже худшие. Посредством ухищрения, смелости и диавольского заблуждения он хотел всех людей погубить своим языком, подобным змеиному, и ядом, который находится под языком аспида. Между тем он все-таки держался в своем логовище, боясь могущества тех, которые от великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа получили «власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию» (Лук. 10, 19): я говорю о святых апостолах и следовавших за ними преемниках, мучениках, исповедниках, епископах и прочих святых. Улучивши, не знаю каким образом, время, он начал пресмыкаться; и, вне своих пределов в непринадлежащем ему приходе снискавши доверие, как ученый говорун, проповедуя в одной из церквей Антиохии сирийской, он сказал: „человек Иисус». Ибо «что есть человек, яко помниши его» (Псал. 8, 5)? А что это сказано об Иисусе, апостол прибавил: «малым чим умаленного от ангел видим, – говорит, – Иисуса» (Евр. 2, 4). Итак, что же? Человек Иисус подобен всем людям, не имеет никакого различия от людей того же рода, кроме того, что дано ему по благодати: данная же благодать не изменяет природы, но после попрания смерти Бог «дарова Ему имя, еже паче вякого имене» (Фил. 2, 9). Тот, кто дал, есть Бог, а кому дал – это человек Иисус Христос, начаток воскресающих. Ибо Он «перворожден из мертвых» (Колос. 1, 18). Итак, он вознесся и седит одесную Отца, и есть превыше всего. О благодать, особенным образом сообщенная Иисусу! О благодать, которая превысила природу всех!

75

 

 

Тот, который одной со мною природы, явился превыше небес и седит одесную Отца и я говорю ему: не одна природа моя и твоя; ты на небе, а я увлекаюсь страстями; ты превыше всякого начальства и власти, а я в грязи. Но я прислушаюсь к тому, что благоволил о мне Отец. «Еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако» (Рим. 9, 20)? И я ничего на это не скажу, но мои братья, сыновья одной со мной матери, скажут мне: не разделяй человека и Бога, но одного и того же называй человеком: я говорю о соестественном мне и говорю о Боге. Если я должен называть его единосущным Богу, то спрашиваю: каким образом человек и Бог – одно? Ужели одно естество у человека и Бога, у Господа и раба, у Творца и твари? Человек одного существа с человеком, а Бог одного существа с Богом. Итак, каким образом чрез единение могут стать одним и человек и Бог? Каким образом будут одно спасающий и спасаемый? сущий прежде веков и явившийся из Марии? Но я весьма болезную, потому что мои братья говорят мне, чтобы я проповедовал в церкви то, о чем не возможно говорить мудрствующим здраво“ 1). Поставивши на вид все это, сказанное нечестивым Феодором, определили так: не причиняя этими нечестивейшими словами какого-либо возмущения в Церкви, признать Феодора уклоняющимся во всем от правоты догматов: ибо не может быть правилен путь того, кто был низвержен. Многие из клириков возымели смелость убеждать его, при чем коснулись и жалкого Нестория, с досадою опровергая то, что было сказано им. Много было со стороны народа сделано и других беспорядков по поводу слов его, противных Церкви христианской, как это видно из послания Иоанна антиохийского к Несторию. Упорствуя в продолжение долгого времени, Феодор убедил многих и Нестория, что Христос, Сын Бога живого, который родился от святой Девы Марии, но есть Бог Слово, родившийся от Отца, единосущный Родителю, но человек, по мере своей воли принимающий содействие от Бога Слова, и не прежде заслуживший соединение Бога Слова, как сделался непорочным, так что он стал участником непорочности, одного имени сыновства и господства. „Ибо каким образом, говорит он, чрез соединение могут стать одним и человек и Бог, – и Тот, кто спасает, и тот, кто спасается, – и Тот, кто прежде веков, и тот, кто явился из Марии, – Господь и раб, – Творец и творение“ 2)? Это и иное осмелился говорить и посеял в своих сочинениях сам нападатель на Христа Феодор, воображая как бы противоречить Арию, и Евномию, и Аполлинарию, и совершенно

___________________

1) Слич. выше стр. 53.  2) Слич. выше стр. 53.

76

 

 

не давая Богу Слову, рожденному от существа Бога Отца, рождения по плоти от св. Девы Марии, или иного чего касательно воплощения и человеческих свойств, но – Иисусу Христу, который и помазан, и участвует в чести, которой он есть причастник по причине сделанного ему предуготовления от Бога Слова и истинного и единосущного Сына, чтобы он жил хорошо. Убедив же нечестивого Нестория вместе с другими, диавол уже радовался, что чрез сына своего Феодора убедил многих и Нестория служить заблуждению. И он недоволен погибелью некоторых в местах Сирии, но хотел гораздо обширнее захватить землю. Случилось же, что та церковь была вдовствующею, и мы не знаем, по каким грехам, или каким образом Несторий получил епископство, обманув некоторых, не имевших и не получивших от Бога благодати. И злоупотребляя властию, он величался, что нечестием своим превосходит своего зачинщика, Феодора. Но Господь, сжалившись над церквами возбудил против него многое, в чем и мы, низко поставленные, ничего не опускали, даже до смерти борясь за истину, как мы сказали и в своих против Феодора и его сочинений прошениях к благочестивейшему александрийскому епископу Кириллу, и в тех, что пишем вашему блаженству. И просим, после того, как будут прочтены те, прочитать и эти, дабы у вас было единство против Феодора и святотатственных глав и мнений его и тех, которые думают или учат подобному. И как Господу угодно было, чтобы явно и по имени осужден был в Ефесе вселенским собором святотатец Несторий, так же чтобы чрез вас осужден был по имени еще прежде осужденный безыменно, более святотатственный в различном нечестии Феодор и те, которые доселе в Сирии и Киликии думают и учат по его нечестивейшему изложению“.


Страница сгенерирована за 0.49 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.