Поиск авторов по алфавиту

Деяния (первого) Ефесского собора под председательством Кирилла, читанные в Константинополе под председательством Флавиана

Деяния (первого) ефесского собора под председательством Кирилла, читанные в Константинополе под председательством Флавиана

1) «Кирилл, епископ александрийский, сказал: Святой и великий собор слышал, что я писал к благоговейнейшему Несторию в защиту православной веры. И я думаю, что никак не могу быть обличаем в отступлении от истинного учения веры, или в преступлении против символа, изложенного святым и великим собором, бывшим некогда в Никее. Однако ж прошу вашу святость сказать, правильно ли написал я это, безукоризненно ли и согласно ли с тем св. собором, или нет. – Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: так как по прочтении символа св. веры, изложенного в Никее, и послания святейшего архиепископа Кирилла, и послание и изложение св. собора оказались согласными, то с этим благочестивым учением я согласен и одобряю его. – Фирм, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: твое благочестие с точностию и подробностию изъяснило то, что́ св. никейским собором изложено кратко и в главных основаниях, и таким образом сделало для нас понимание изложенной веры яснейшим и очевиднейшим, так что в выражениях нет ничего обоюдного, все они между собою согласны и вера утверждается. И так как они точны и неизменны и не вносят никакой новизны, то и я, принявший такое же учение от отцов моих, святых епископов, согласен с посланием. – Мемноны, епископ ефесский, сказал: прочтенное послание святейшего и благочестивейшего отца, епископа Кирилла, по содержанию своему согласно с символом веры, изложенным 318-ю святыми отцами, сошедшимися в Никее; посему, не находя в послании ни недостатка, ни противоречий, с ним я согласен и одобряю его». Тоже самое сказал и весь Святой и великий собор.

Послание, написанное святейшим епископом александрийским Кириллом к боголюбезнейшему епископу антиохийскому Иоанну о мире2)

 «Да возвеселятся небеса и радуется земля (Пс. 95:11). Разрушено средостение (Ефес. 2:14), печаль прекратилась и всякие раздоры уничтожены, так как общий Спаситель наш Христос даровал мир церквам своим, а благочестивейшие и возлюбленнейшие Богу императоры призывали к тому. Будучи лучшими ревнителями веры праотцов, они бодрствуют духом своим на страже твердости и непоколебимости правой веры, да еще и то осо-

__________________________________--

1) См. Деян. всел. соб. том. I, стр. 508–510.

2) См. Деян. всел. соб. том. II, стр. 372–380.

94

 

 

бенное старание прилагают о святых церквях, чтобы они постоянно находились в величайшей славе и способствовали цветущему состоянию их царства; и сам Христос, Господь вышних сил, щедрою рукою ниспосылает им блага, помогает одолевать врагов и дарует победу. И не обманывается говорящий: живу Аз, глаголет Господь, и прославляющих Мя прославлю (1 Цар. 2:30). Итак мне особенно было приятно прибытие в Александрию господина моего, благочестивейшего Павла, сослужителя и брата, и не даром, – в посредники избран такой муж, и понес труды выше сил своих для того, чтобы упразднить ненависть диавола, соединить разделенное и увенчать согласием и миром наши и ваши церкви, потерпевшие от беспорядков. От чего произошло меж ними несогласие, поминать излишне. Лучше, кажется, думать и говорить о том, что прилично времени мирному. Итак мы обрадовались посещению помянутого благочестивейшего мужа, который, может быть, ожидал немалого спора, имея советовать нам, что должно позаботиться о соединении церквей миром и согласием, об уничтожении посмеяния людей разномыслящих и о притуплении острия диавольского нечестия. Однако он нашел нас готовыми к этому делу, так что ему не представилось в этом никакого труда. Ибо мы помним слова Спасителя нашего: мир мой даю вам, мир мой оставляю вам (Иоан. 14:27). Да и в ежедневных молитвах научены мы говорить: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам (Ис. 26:12). Почему каждый причастный миру, даруемому Богом, не будет иметь недостатка в каком-нибудь благе. А как возникло несогласие церквей, совершенно лишнее и без всякой законной причины, это подробно узнали мы из письма, доставленного нам теперь господином нашим, благочестивейшим епископом Павлом, и содержащего в себе безукоризненное исповедание веры; он доставил нам исповедание, составленное как твоею святостию, так и прочими находящимися там епископами, которое мы заблагорассудили буквально поместить в нашем письме. Вот оно:

«О том, как мы думаем и говорим о Богородице Деве Марии и об образе вочеловечения единородного Сына Божия, по необходимости скажем коротко, скажем не в виде угодливости кому-либо, а в форме полного убеждения, как почерпнули мы это из писаний божественных и предания святых отцов, ничего ровно не прибавляя к вере, изложенной святыми отцами в Никее; ибо и ее, как мы и прежде говорили, довольно достаточно для познания всякого благочестия и для низложения всякого неправого еретического учения; – скажем притом не с тем, чтобы изъяснить непостижимое, но чтобы признанием собственного бессилия устранить от себя тех, которые только и желают заниматься тем, что́ превышает разумение человеческое.

«Итак мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек, (состоящий) из разумной души и тела; что Он рожден прежде веков от Отца по божеству, а в последнее время, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы – по человечеству; что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству; ибо (в Нем) совершилось со-

95

 

 

единение двух естеств. Почему мы и исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. На основании такого неслитного соединения мы исповедуем пресвятую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и в самом зачатии соединил с Собой храм, от нее воспринятый. Известно, что знаменитые богословы одни из евангельских и апостольских изречений о Господе обыкновенно делают общими, как принадлежащие одному лицу, другие же, по причине различия двух естеств, принимают раздельно, и те из них, которые приличны Богу, относят к божественности Христа, недостойные же Бога к Его человечеству».

«Прочитавши таким образом эти святые ваши слова и нашедши, что и мы сами не иначе думаем, ибо един Господь, едина вера и едино крещение (Еф. 4:5), мы прославили Спасителя всех Бога, поздравляя друг друга с тем, что у наших и у ваших церквей вера согласна с божественными писаниями и преданиями святых отцов. А так как узнал я, что некоторые из тех, коим свойственно пустословить, жужжат подобно полевым осам и распространяют обо мне нелепые слухи, будто я говорил, что святое тело Христово заимствовано не от св. Девы, а принесено с неба: то считаю нелишним сказать против них кое-что в этом отношении. О, безрассудные и только искусные в клевете! Как пришла вам подобная мысль? Как впали вы в недуг такого безрассудства? Ибо ясно должно было понять, что весь почти спор о вере поднят из-за нас, так как мы постоянно утверждаем, что св. Дева есть Богородица. И если бы мы допускали, что святое тело общего нашего Спасителя родилось не от Девы, а принесено с неба, то каким бы образом признали ее Богородицею? Кого ж наконец родила она, если истинно не родила Эммануила по плоти? Осмеивать поэтому и прогонять от себя должно тех, кои распространяют на мой счет подобную нелепость. И не ошибается, конечно, блаженный пророк Исаия, когда говорит: се Дева во чреве приимет и родить сына и наречеши имя ему Эммануил (Ис. 7:14), еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1:23). И совершенно истинно пророчествует и св. Гавриил, когда так приветствует блаженную Деву: не бойся, Мариам: обрела бо еси благодат у Бога. И се зачнеши во чреве родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус (Лук. 1:30, 31). Той бо спасет люди своя от грех их (Мф. 1:21). Если же мы Господа нашего Иисуса Христа и называем сошедшим с небес, то выражаем этим не то, будто святое тело Его было принесено с небес, а следуем только блаженному Павлу, ясно проповедавшему: первый человек от земли, перстен второй человек (Господь) с небесе (1 Кор. 15:47). Воспомним также слова самого Спасителя: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий (Иоан. 3:13). Ибо хотя Он по плоти, как мы уже сказали, родился от св. Девы, однако называется Он сошедшим с неба потому, что Бог Слово сошел с небес на землю и, прияв вид раба, истощил Себя, и назван сыном человеческим, пребывая тем, чем и был, т. е. Богом (ибо по собственному естеству Он неизменяем и непеременяем), и с собственной плотию мыслимый как один. Называется человеком с небеси, потому что совершене в божестве и также совершен

96

 

 

в человечестве и мыслится в одном лице. Следовательно один Господь Иисус Христос, хотя мы и не знаем различия естеств, которые вошли в это неизъяснимое соединение. Твоя же святость да заградит уста тем, кои проповедуют или тожество, или слияние, или смешение Слова Божия с плотию; потому что, кажется, есть люди, которые распространяют слухи в народе, будто я подобным образом и думаю и учу. Тогда как, наоборот, я даже сумасбродами считаю тех, которые в божественном естестве Слова допускают хотя тень превращения; ибо Оно пребывает таким, каким было и всегда; и не есть иное, и не станет когда-нибудь иным, и не способно к какому-нибудь изменению. Сверх того, само Слово Божие мы исповедуем бесстрастным, хотя само Оно, совершивши это с удивительною премудростию, благоволило приписать Себе те страдания, какие свойственны плоти. Отсюда и премудрый Петр говорит: Христу пострадавшу за ны плотию (1 Петр. 4:1), но не этим несказанной божественности естеством. Ибо для того, чтобы быть Ему Спасителем всех нас, Он посредством усвоения относит к Себе, как собственные, о чем я уже заметил, страдания собственной плоти. Такой смысл имеют и слова, сказанные Им как бы от собственного лица чрез пророка: плещи мои вдах на раны и ланите мои на заушвния, лица же моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50:6). Что во всем этом следуем мнениям св. отцов и в особенности блаженного и славнейшего отца нашего Афанасия, дабы не делать уклонения в чем-нибудь малейшем, да будет несомненно уверена твоя святость, да не сомневается и кто-нибудь другой. Много к этому присовокупил бы я еще отеческих свидетельств, сообщающих доверие к этой моей речи, если бы не опасался наскучить длиннотою письма. Решительно терпеть не можем, чтобы кто-нибудь потрясал веру или символ веры, изданный некогда св. отцами никейскими. И решительно не позволим ни себе, ни кому-нибудь другому изменять хоть одно слово, там поставленное, ни пропасть хоть одному слогу, помня слова сказавшего: не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч. 22:28). Ибо не сами они говорили, а сам Дух Бога и Отца (Мф. 10:20), который и исходит от Него, хотя не чужд Он и Сына, – разумеется относительно сущности; и это подтверждается словами святых, предавших таинства. Ибо в Деяниях апостольских написано: пришедши же в Мисию, покушахуся в Вифинию поити: и не остави их Дух (Деян. 16:7). Пишет и божественный Павел: сущии же во плоти Богу угодити не могут. Вы же несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас, аще же кто Духа Христова не имать, сей несть егов (Рим. 8:8-9). А что некоторые из тех, кои обыкновенно ломают правое, превращают слова мои, как им угодно, то пусть святость твоя не удивляется этому, зная, что последователи какой-нибудь ереси и в священном Писании находят опору своим заблуждениям, извращая превратным пониманием то, что́ право сказано в нем Духом Святым, и таким образом собирая на главу свою уголь неугасимый. А так как известно нам, что некоторые издали православное послание славнейшего отца нашего Афанасия с изменениями и извращениями, от чего многие и пострадали: то, думая, что это бу-

97

 

 

дет полезно и необходимо для братий, послали мы твоей святости один из древнейших экземпляров этого творения, сохранившихся у нас в чистоте и неповрежденности».


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.