13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Лев Великий, свт., Папа Римский
Лев Великий, свт. Послание к той же Пульхерии Августе
Послание того же папы Льва к той же Пульхерии Августе1
Лев, епископ кафолической Римской церкви, благочестивейшей Пульхерии Августе.
Какую защиту приготовил Господь своей Церкви в вашей благоснисходительности, это я часто доказывал многими доводами, и все, чем в наши времена владеет священническое попечение против нападающих на кафолическую истину, Он отнес преимущественно к вашей славе; потому что, как научены вы внушением Духа Божия, во всем покорили свою власть Тому, по дару и покровительству Которого царствуете. Поэтому, так как я узнал из донесения моего брата и соепископа Флавиана, что в церкви Константинопольской произведено некоторое разномыслие против чистоты веры христианской, виновник которого Евтихий, и самое содержание соборных действий разъяснило нам вид всего дела: то достойно вашей славы то, чтобы заблуждение, которое, как я думаю, произошло более от бессмы-
_____________________________
1) В этом послании содержится тоже, что и в предыдущем, но здесь полнее и с некоторыми прибавлениями.
24
слия, нежели от злоумышления, было уничтожено прежде, нежели оно, по дерзости неправоты, приобретет себе некоторую силу от согласия неблагоразумных; ибо невежество нередко доходит до тяжких падений, и особенно впадает в диавольскую пропасть неосторожная простота, по которой, как я думаю, подкрался дух лжи к вышеупомянутому (Евтихию). Ибо, когда он думает, что благочестивее рассуждает о величии Бога Сына, если отрицает в Нем действительность нашего естества: то сим самым признает, что Слово, Которое стало плотию, всецело имеет одно и то же естество. И сколько Несторий отпал от истины, когда утверждал, что Христос родился от Девы Марии только человеком, столько же и сей удалился от кафолического пути, когда не верит, чтобы от той же Девы Марии произошло наше существо, желая таким образом понимать, что оно было существо одного Божеского естества, так что носило один образ раба и было только подобно и сообразно нам, т. е. имело лишь некоторое подобие с нашею природою, а самой действительности ее не содержало. Итак, бесполезно тем доказывать, что Господь наш, сын блаженной Девы Марии, есть истинный и совершенный человек, которые не верят, что Он человек от того рода, о котором возвещается в Евангелии. Ибо Матфей говорит: «Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля» (Мф.1:1) – и таким образом следует порядку рождения, пока доводит наконец линию родов до Иосифа, которому обручена была Матерь Господа. А Лука, в обратном порядке исчисляя степени поколений, доходит до самого начала рода человеческого, т. е. до первого Адама, и таким образом показывает, что и новый Адам имеет то же естество. Знаем, что всемогущество Сына Божия для научения и оправдания людей могло явиться так, как являлся Он патриархам и пророкам, т. е. в одном виде плоти, когда или вступал в борьбу, или давал слово и вместе с этим не отвергал даров гостеприимства, или даже принимал предлагаемую Ему пищу; но те подобия были изображением того человека, существо которого долженствовало заимствоваться от поколения предшествующих отцов, и имели значение таинства. И поэтому самого таинства нашего примирения, предопределенного от вечности прежде времен, не могли исполнить никакие образы; потому что еще не снизошел Дух Святой на Деву, и сила Вышнего еще не осенила ее, и внутри девственного чрева еще не создала Премудрость себе дом. Наконец Слово стало плотию, и образ раба и образ Бога соединились в одно лице; Творец времен родился во времени, и Тот, Кем все сотворено, Сам родился между всеми. И если бы новый Человек, явившийся в подобии плоти греха, не воспринял нашей ветхости, и Единосущный Отцу не благоволил сделаться единосущным Матери, и Единый безгрешный не соединил с Собою нашей природы: то плененное человечество оставалось бы все вообще под рабством диавола, и мы никаким образом не могли бы воспользоваться победою Победителя, если бы она была совершена вне нашей природы. По причине же этого чудного участия нам передается таинство возрождения, так что чрез самого Духа Святого, от Которого зачать и родился Христос, вновь возрождаемся духовным рождением и мы, которые рождены чрез пожелание плоти. Почему евангелист говорит о верую-
25
щих: «они не от крови, ни от похоти плоти, ни от похоти мужа, но от Бога родились» (Ин.1:13). Кто непричастен этой неизреченной благодати, кто исключает из своей веры то, что́ нас главным образом спасает, тот не может наследовать всыновления детей Божиих. Поэтому много скорблю, много сокрушаюсь, что тот, кто прежде казался похвально рассуждающим об рассматриваемом нами предмете, дерзнул прибавлять суетное и крайне нелепое против единственной нашей и наших отцов надежды. Так как сам он видел, что образ мыслей его безумия крайне противен слуху кафолическому: то ему надлежало бы отступить от своего мнения, дабы не волновать предстоятелей Церкви до того, чтобы заслужить и получить приговор осуждения. Почему, если он захочет оставаться при своем убеждении, то никто не может помочь ему. Ибо управление апостольского престола держится такого правила, чтобы весьма строго поступать с упорствующими и оказывать снисхождение кающимся. Посему, так как великую полагаю надежду на чистейшую веру твоего благочестия: то умоляю славу твоего благоснисхождения, – как твоя заботливость всегда содействовала кафолической проповеди, так и ныне благоприятствуй ее успеху; может быть, для того и попустил ее Господь подвергнуться этому искушению, чтобы можно было узнать, каковы те, которые скрывались внутри Церкви, которых однако же не должно оставлять без попечения, дабы потеря их не сокрушала нас самих. Августейший же и христианнейший император, желая как можно скорее прекратить возмущение собором епископов, который он хочет созвать в Ефесе, слишком короткое и малое назначил время, определив для собрания первый день августа; потому что от третьего дня майских ид, когда мы получили письмо от его пресветлости, большая часть времени должна быть употреблена на то, чтобы можно было распорядиться отправлением священников, которые были бы способны для дела. Ибо то, чего ожидает его благочестие, т. е. что и я должен присутствовать на соборе, это, хотя бы требовалось на основании какого-либо прежде бывшего примера, теперь вовсе не может быть исполнено: потому что слишком неопределенное положение настоящих дел никак не позволяет мне отлучиться от народа такого города; да и сами производящие смятение пришли бы в некоторое отчаяние, если бы увидели, что я, по случаю церковного дела, захотел оставить отечество и апостольскую кафедру. Посему, так как, вы знаете, относится к общественной пользе то, чтобы, при полном дозволении вашей благосклонности, не отказать любви и молениям моих граждан, то считайте, что в этих моих братьях, которых я послал вместо себя, и я также присутствую с теми, которые там будут находиться; им сказал я полно и ясно, что́ нужно соблюдать относительно самого предмета, довольно для меня объяснившегося и ходом дел, и признанием того, о ком идет рассуждение. Ибо теперь рассуждается не о какой-либо малой частице нашей веры, которая была бы менее объяснена, но безрассуднейшее противление дерзает нападать на то, чего Господь не хочет оставлять неведомым ни для кого в своей Церкви, ни мужескому полу, ни женскому; потому что и самое краткое исповедание кафолического символа, которое двенадцать апостолов составили в таком же числе мыслей, столько защищено небесным огражде-
26
нием, что все мнения еретиков могут быть сражены одним собственным его мечем. Если бы Евтихий захотел чистым и простым сердцем принять полноту этого cимвола, то не отступил бы ни от одного из положений священнейшего Никейского собора, – и если бы он понял, что этот символ составлен святыми отцами, то ни одной мысли, ни одного слова не возвысил бы против апостольской веры, которая одна. И посему, по обычаю вашего благочестия, благоволите потрудиться, чтобы все, что́ безумие произнесло богохульного против единственного таинства человеческого спасения, было удалено от душ всех; и если бы сам впадший в это искушение раскаялся, так чтобы письменным удостоверением осудил свое заблуждение, то пусть не будет ему отказано в прежнем его чине. О чем, да знает твоя благоснисходительность, я писал к святому епископу Флавиану, дабы не была пренебрежена любовь, коль скоро будет отвергнуто заблуждение. – Дано в июньские иды, в консульство славнейших мужей Астерия и Протогена.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.