Поиск авторов по алфавиту

Автор:Александр, епископ александрийский

Александр, еп. Послание к Александру, епископу константинопольскому

II.
Послание Александра, епископа александрийского, к Александру, епископу константинопольскому 2).

Честнейшему и единомысленному Александру Александр желает всякого блага о Господе.

Злые люди, когда в них воздействует дух любоначалия и корыстолюбия, обыкновенно употребляют всякое коварство против других, занимающих высшие места службы, и многоразличными способами стараются повредить их церковному благоверию. Неистово увлекаемые действующим в них диаволом к предположенному удовлетворению (своей страсти), они теряют всякое чувство благочестия и попирают страх суда Божия. Испытывая ныне от подобных людей неприятности, я счел нужным изве-

________________

1) Еретики во время ап. Павла, утверждавшие, что воскресение мертвых уже было. 2 Тим. 2, 27. 18.

2) Помещено у Феодорита в его ц. ист. 1, 4.

18



стить ваше благочестие, чтобы вы остерегались их, чтобы кто-либо из них не дерзнул пропихнуть и в ваши епархии, или сам собою, или чрез других (они умеют весьма искусно притворяться, чтобы обмануть других), или чрез послания, красноречивые, но наполненные ложью, которыми легко могут ввести в заблуждение человека, принимающего вас простою и чистою верою.

Арий и Ахилл, недавно заключив между собою клятвенный союз, возревновали подражать любоначалию Коллуфа 1) и даже превзошли его. Коллуф, обвиняя их самих, имел по крайней мере некоторый повод к нечестивому своему предприятию; а они, видя его христопродажничество, не захотели оставаться в подчинении церковной власти, но построив себе разбойнические вертепы, днем и ночью собираются в них, вымышляя хулы против Христа и против нас. Охуждая все апостольское благочестивое учение, они, по примеру иудеев, составили христоборственное скопище, отвергают Божество Спасителя нашего, и проповедуют, что Он равен всем людям. Собирая все места св. Писания, в которых говорится о Его спасительном строительстве и самоуничижении ради нас, они стараются подтверждать ими свое нечестивое учение; а тех выражений, в которых говорится о Его вечном Божестве и неизреченной славе со Отцом, они не хотят и слушать. Поддерживая таким образом нечестивое мнение еллинов и иудеев о Христе, они всеми силами стараются заслужить одобрение от них и позволяют себе делать все, чем бы можно было подвергнуть нас осмеянию их. Они ежедневно возбуждают против нас возмущения и гонения: то влекут нас в судилища по жалобам безнравственных женщин, которых сами же к тому обольщают, то бесчестят звание христианское, позволяя своим девицам бесстыдно бегать по всем улицам. Этого мало: они дерзнули раздрать тот нешвенный хитон Христов, которого не решились разделить на части самые войны — распинатели 2).

Как скоро узнали мы о их поведении и нечестивых замыслах, хотя это сведение, по скрытности их, дошло до нас поздно, тотчас собравшись вместе, с общего согласия, отлучили их от Церкви, исповедующей Божество Иисуса Христа. Но они, что-

_______________

1) Коллуф, пресвитер александриский, проповедывал сам в своей церкви некоторое ложное учение. Когда явился Арий с своим лжеучением, Коллуф обвинял его пред Александром, как еретика. Но так как Александр не хотел тотчас отлучить Apия, то Коллуф отделился от Александра, и сам,, не имея права, стал рукополагать пресвитеров и диаконов (Epiphan. haeres. LXIX. n, 2. Baron, adan. Christ315. с. 28;.

2) Намек на предсказание Петра, еп. александрийского, который в ночном видении видел Спасителя в раздранной одежде, говорившего ему: Apий раздал мою одежду” (т. е. Церковь). Acta martyrii Petri alex. apud Sur. tom. VI die 25 novemb Beda in Martyrolog.

19

 


бы повредить нам, стали туда и сюда обращаться к единомысленным с нами сослужителям нашим и, под видом мира и согласия, стараются льстивыми словами увлечь кого-либо из них в свою заразу. Обманом выпрашивают у них дружелюбные письма, которые и показывают тем, кого хотят обольстить, как будто бы на их стороне есть епископы, держащиеся того же образа мыслей, и этим способом совращая с пути истины, утверждают многих в заблуждении и укореняют в нечестии. Они не сказывают, чему у нас нечестиво и лукаво учили, что делали, и за что отлучены от Церкви; об этом они молчат, или стараются прикрыть искусно вымышленными речами и писаниями. Прикрывая таким образом душетленное учение свое красноречивыми и вкрадчивыми беседами, они увлекают в свое заблуждение людей простых, которые легко могут быть обмануты, и в тоже время они не упускают случая клеветать пред всеми на наше благочестие. Вот почему некоторые подписали их письменные изложения веры и приняли их в церковное общение. Сослужители наши, решившиеся поступить таким образом, думаю я, заслуживают величайшего осуждения, потому что таким поступком не только нарушают апостольское правило 1), но еще в еретиках действующей, силе диавола дают возможность сильнее действовать против Христа. Поэтому, возлюбленные, не теряя времени, я решился тотчас же известить вас о зловерии сих людей, которые утверждают, что „было некогда время, когда не было Сына Божия, — что Он прежде не существовал, а после стал существовать, — и когда бы то ни было, только Он получил бытие также, как и все люди: ибо, говорят, Бог создал все из ничего”. Включая таким образом и Сына Божия в ряд всех тварей, как разумных, так и неразумных, они на этом основании утверждают, что природа Его изменяема, может воспринимать доброе и злое. Приняв за истину, что Сын Божий создан из не сущего, они извращают те места божественного Писания, в которых говорится, что Он имеет бытие вечное, и которые показывают неизменяемость Слова и Божество Премудрости-Слова, то есть — Христа. И мы, богохульствуют эти нечестивцы, также как и Он, можем сделаться сынами Божиими; ибо написано: сыны родих и возвысих (Исаии 1, 2). Когда же им, в ответ на это, читали написанное далее: тии же отвергошася Мене, что не свойственно Спасителю, имеющему естество неизменяемое, тогда они без всякого стыда отвечали нам, что Бог, по предведению и предусмотрению зная, что Он (Спаситель) не отвержется, избрал Его по преимуществу из всех сынов. Не потому, говорят они, Бог избрал Его, что Он по естеству

________________

1) 11, 12, 16, 17 апост. правило.

20

 


имеет нечто преимущественное пред прочими сынами, (по их мнению, нет никого, ктоб был Сыном Божиим по естеству, и никто не имеет в себе свойство Божественной природы), но потому, что Он, подобно прочим изменяясь, заслужил особенное благоволение Божие удалением от всех грехов и совершенною святостью, так что если бы такую же силу в том показали Павел или Петр, то и их усыновление нимало не отличаюсь бы от Его усыновления. В подтверждение же сего безумного учения, они, с явным неуважением к Писанию, приводят следующие слова псалмопевца, сказанные о Христе: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие; сего ради помоза Тя, (Боже) 1), Бог твой елеем радости паче причастник твоих (Пс. 44:8).

Но что Сын Божий не произошел из не сущего, и что не было времени, когда бы Его не было, — этому достаточно научает евангелист Иоанн, когда говорит о Нем: единородный Сын, сый в лоне Отчи (1, 18). Божественный апостол, желая показать, что Отец и Сын не раздельны между собою, наименовал Сына сущим в лоне Отчи. А что Слово Божие не принадлежит к числу тварей, созданных из ничего, тот же св. Иоанн показывает словами: вся Тем быша; собственный же Его образ бытия выразил так: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Вся Тем быша, и без Него ничто же бысть, еже бысть (1. 1 — 3). Если все Тем получило бытие, то каким образом Тот, кто дал бытие всякому творению, сам некогда мог не существовать? Не сообразно с разумом, чтобы Творящее было одинаковой природы (φύσεως) с сотворенными существами. И в самом деле, если Он был в начале, а все чрез Него получило бытие, и притом из не сущего, то, очевидно, сущее противоположно тому, что произошло из не сущего; и расстояние между ними безмерное. Первое показывает, что между Отцом и Сыном нет никакого расстояния, и дух мысленно не может вообразить его. Второе же, — то есть, что мир сотворен из не сущего, — означает последующее и недавнее происхождение существа, именно в то время, когда все получило свое бытие от Отца чрез Сына. Итак св. Иоанн, заключая в выражении бе, которое употребил о Слове Божием, высокий смысл, непостижимый для ума сотворенных существ, признал неприличным сказать, что Оно рождено или сотворено: он не дерзнул употребить тех же слов о Творце, которое употребил в отношении к твари. И поступил так не потому, что Слово Божие не рождено, — один только Отец не рожден, — но потому, что неизъяснимый образ бытия единородного Сына Божия превышает понятие не только евангелистов, но и самых

________________

1) Въ послании слово это опущено, т. е. текст изложен так, как приводили его ариaнe, см. Thcod. he. ed. Vales, p. II.

21

 


ангелов. Поэтому, не считаю благочестивым того, кто дерзает простирать свою пытливость до исследования сей тайны, не слушая слов Писания: вышших себе не ищи креплеших себе не испытуй (Сир. 3, 21). Если разум человеческий не может знать многих и такого рода предметов, которые несравненно ниже сего таинства, как например, у апостола Павла сказано: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его (1 Кор. 2:9), или как Бог говорит Аврааму, что человек не может исчислить звезды (Быт. 15, 5), или еще: песка морского и капли дождевые кто изочтет (Сир. 1, 2): то разве одно только безумие, лишенное человеческого смысла, решится подвергать исследованию ипостасное бытие Слова Божия. Дух пророческий о Нем прямо сказал: род же Его кто исповесть (Исаии 53, 8)? Да и сам Спаситель наш, приготовляя роду человеческому тех, которые должны быть столпами в мир, (апостолов), поспешил заперед удалить от них, как бремя, всякую пытливость касательно Его существа. Он возвестил, что разумнее сей божественнейшей тайны выше сил всех сотворенных существ, и ведение о ней принадлежит только одному Отцу: никто же знает Сына, сказал Он, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын Мф. 11, 27). О том же, мне кажется, говорит и Отец в следующих словах: тайна моя Мне (и моим) 1).

А что безумию только свойственно думать, будто Сын Божий произошел из не сущего, и имеет временное бытие, видно само собою из выражения: происходит из не сущего, хотя несмысленные и не понимают безумия своих слов. Выражение: некогда не существовал — должно быть относимо или ко времени или к некому продолжению вечности. Если же справедливо, что вся Тем быша, то явно, что и время, и вечность, и отделы времен, и самое некогда, в котором содержится несуществование Его, чрез Него получили бытие. И что же может быть нелепее, как сказать, что Создавший времена и веки и лета, в которых должно заключиться так называемое некогда, сам некогда не существовал? В самом деле, было бы крайне бессмысленно и невежественно полагать, что делатель какой-нибудь вещи получил свое бытие после происхождения сделанной им вещи. По мнению еретиков, продолжение времени, в которое, как они говорят, Сын еще не произошел от Отца, предшествует бытию все сотворившей Премудрости Божией. Значит, по их образу мыслей, св. Писание не справедливо называет Сына Божия перворожденным всея твари (Кол. 1. 15). А эти слова снова подтверждает апостол Павел, когда ясно говорит о Сыне Божием: Его же положи на-

_______________

1) Исаии: 21, 17, По переводу Симмаха и Феодотона, где прибавления — оим — нет.

22

 


следника всем, Имже и веки сотвори
(Евр. 1, 2); также: Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще власти, аще господства, аще престоли: всяческая Тем и о Нем создашася: и Той есть прежде всех (Кол. I, 16. 17).

Итак, если бы было крайне нечестиво предполагать происхождение Сына Божия из не сущего, то необходимо допустить, что Отец всегда есть Отец. И Он действительно есть Отец всегда присущего Ему Сына; — почему и называется Отцом. — И как Сын всегда присущ Ему, то он есть Отец совершенный, не имеющий недостатка ни в каком совершенстве, родивший единородного Сына не во времени, ни в продолжении времени, и не из сущего. Также крайне нечестиво было бы утверждать, что некогда Премудрость Божия не существовала, когда она сама свидетельствует о себе: Аз бех при Нем (при Боге), вся устрояя: Аз бех о нейже веселяшеся (Притч. 8, 29. 30); или говорить, что Силы Божией некогда не было, что Слово Божие когда-то безмолствовало, или что в Боге когда-то не было и других свойств, которыми Сын познавается, и Отец означается (χαρακτηρίζεται). Кто говорит, что нет Сияния славы (Евр. 1:3.), тот отвергает бытие и первообразного Света, от которого происходит Сияние. Если не всегда существовал Образ Бога (2 Кор. 4, 4. Кол. 1, 15.), то, очевидно, не всегда существовал и Тот, чей это Образ. Если не существовало отображение (χαρακτήρ) ипостаси Божией (Евр. 1, 3), то вместе с этим отрицается и Тот, кто в Нем отображается. Отсюда можно видеть, что сыновство Спасителя нашего не имеет ничего общего с сыновством прочих существ. Как неизреченная Его ипостась, сказали мы, несравненно выше всех тварей, которым Он дал бытие, так и Его сыновство, по самой природе, сопричастное Божеству Отца, неизреченно выше сыновства людей, которые уже чрез Него получили усыновление Отцу небесному. Так как природа Его неизменна, то Он всесовершен и ни в чем не имеет нужды: а они, подлежа всякому изменению, имеют нужду в Его помощи: Да и в чем усовершаться Премудрости Божией? В чем получать приращение Само-Истине или Богу Слову? Как улучшаться истинной Жизни, истинному Свету? Если это не возможно, то во сколько раз еще неестественнее, чтобы Премудрости приражалась когда-либо немудрость, чтобы сила Божия соединялась с слабостью, Разум помрачался неразумием, к истинному Свету примешивалась тьма? Апостол прямо говорит: кое общение свету ко тьме; кое же согласие Христови с Велиаром (2 Кор. 17, 14. 15)? А Соломон находит невозможным даже и пред ставить, чтобы след змея нашелся па камне (Притч. 30, 19), который, по учению Павла, есть Христос (1 Кор. 10, 4). Между тем, люди и ангелы, творения Его, получили от Него благоговение усовершаться чрез упражнение в добродетели и исполнении закона

_______________

23

 


Божия, который удаляет их от грехов. Господь наш Иисус Христос есть Сын Отца по естеству, почему и приемлет от всех поклонение; а люди делаются сынами по усыновлению чрез Иисуса Христа, естественного Сына Божия, и при том тогда, когда, освободившись от духа работы, посредством добрых дел и самоусовершения, принимают духа сыноположения. Истинное же сыновство Иисуса Христа, свойственное Ему одному, сыновство по естеству, превосходящее усыновление, апостол Павел изобразил, когда сказал о Боге: иже Сына своего не пощаде, но за нас, т. е. сынов не по естеству, предал есть Его (Ри.м. 8, 32). Чтобы отличить Его от сынов, так называющихся не в собственном смысле, он назвал Его собственным (ἴ
διον) Сыном. В евангелии также читается: Сей есть сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. 3:17). И в псалмах Спаситель говорит: Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты (Псал. 2, 7. сн. Евр. 1, 5). Выражая сими словами сыновство истинное, показывает, что, кроме Его нет других истинных и естественных сынов Божиих. Также, что значат и следующие слова: из чрева прежде денницы родих Тя (Псал. 109, 3)? Не ясно ли указывают они сыновство естественное, принадлежащее Ему, как рожденному от Отца, в сущности самого естества, а не на усыновление, обыкновенно получаемое за чистоту нравов и усовершенствование себя в добродетели? Отсюда сыновство единородного Сына Божия есть вечное и непреложное, тогда как сыновство разумных тварей, не по естеству им принадлежащее, а усвояемое по чистоте нравов и по благодати Божией, в св. Писании представляется изменяемым: видевше, говорится в нем, сынове Божии дщери человечи, пояша себе жены, и проч. (Быт. 6, 2). И чрез Исаию, как нам известно, Бог сказал: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис. 1. 2). Многое мог бы я сказать вам, возлюбленные, но оставляю, считая излишним делать подробные напоминания учителям, которые мыслят со мною одинаково. Вы сами просвещены от Бога, и знаете, что учение, ныне восставшее против церковного благоверия, первоначально принадлежало Евиону и Артеме, и имеет сходство с еретическим учением Павла самосатского 1), который на антиохийском соборе, но общему приговору всех епископов, отлучен от Церкви. Последователь его учения Лукиан оставался многие годы вне церковного общения, в продолжении управлении Церковью трех епископов одного за другим 2). От этого-то

_______________

1) Павел самосатский (III век.) учил. что Сын, и Дух Св. находятся в Боге, как ум и сила в человеке, что Иисус Христос родился простым человеком, но называется Богом, потому, что мудрость или Слово Отцасошлона Него.

2) Лукиан принимал учение Павла самосатского; отделившись от Церкви, он при трех своих преемниках, еп. Домине, Темее и Кирилле составлял особые собрания для богослужения.

24

 


нечестия закваску получили явившиеся ныне у нас учители, которые проповедуют, что Сын Божий создан из не сущего; его тайную отрасль составляют, и Арий, и Ахилл, и весь собор единолукавнующих с ними. Не понимаю, как три епископа 1) рукоположенные в Сирии, решились принять их образ мыслей и тем самым разжгли в них ревность к распространению своего лжеучения. Решение об этих епископах должно вполне принадлежать вашему суду. Отступники твердо изучили на память те места Писания, в которых говорится о страдании Спасителя, о Его смирении, уничижении, о Его так называемом обнищании, и о всем, что Он претерпел за нас, и этими местами стараются опровергнуть исповедание Его высочайшего и вечного Божества. А выражений в которых говорится о славе, принадлежащей Ему по естеству, о его величии и пребывании со Отцом, они не хотят и знать. Таково, например, выражение: Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30). Сими словами Господь выражает не то, что Он есть Отец, и не то, что два естества, различные ипостасно, составляют одно, но то, что Сын-Отчий точно и совершенно удерживает и сохраняет единство с Отцом, имеет в Себе отпечатленное самым естеством подобие Его, ни в чем от Него неотличное, есть совершенный Образ Отца, самое выразительнейшее отображение (χαρακτ
ήρ) Первообраза. Господь наш ясно выразил это Филиппу, когда тот высказал свое желание видеть Отца Его. Филипп говорил: покажи нам Отца; Господь отвечал ему на это: видевый Мене, виде Отца (Иоан. 14, 9): ибо Отец созерцается в Сыне, как в чистейшем и одушевленном зерцале, в божественном Образе своем. Подобно сему и святые говорят в псалмах: во свете твоем узрим свет (Псал. 35, 10). Итак, кто воздаст почитание Сыну, тот почитает Отца. И это совершенно справедливо; ибо всякое нечестивое слово, которое дерзают произносить на Сына, относится вместе и к Отцу.

После этого не удивляйтесь, возлюбленные, тому, что я скажу вам далее, не удивляйтесь той лжи и клеветам, которые они (еретики) вымышляют на меня и на благочестивейший народ наш. Если они дерзнули отвергать Божество Сына Божия, то конечно не устыдятся со всею наглостью и нас злословить. Они и из древних отцов не хотят никого приравнять с собою; терпеть не могут, чтобы их сравнивали с теми лицами, которые в нашем отрочестве были нашими наставниками; ни одного из всех современных нам сослужителей наших не признают достаточно ученым, а только себя одних считают мудрыми, достигшими совершенства в знании, разумеющими догматы веры;

__________________

1) Это Евсевий, епископъ Кесарии палестинской, Феодот еп. лаодикийский и Павлин еп. тирский.

25



будто им, и только им одним, открыты тайны, которые никому в подсолнечной и на мысль не приходили. О, нечестивая надменность и безмерное безумие. О, суетное любочестие, свойственное только сумасшедшим? О, сатанинская гордость, ожесточившая нечестивые души их! Ни боголюбезная ясность древних Писаний не вразумляет их; ни согласное всех сослужителей наших учение о Христе не обуздывает их дерзости против Него. И самые демоны не потерпят такого нечестия; произносить хульные слова на Сына Божия страшатся и они.

Вот что мы считали долгом, по силам нашим, изъяснить вам к обличению тех, которые начали брань против Христа и решились потрясти нашу благочестивую веру в Него. Они, изобретатели нелепых басней, говорят, будто, отвергая их нечестивое, богохульное и ни на каком свидетельстве Писания не основанное мнение о сотворении Сына Божия из не сущего, мы допускаем два нерожденных существа. Но, — неразумные, они не понимают, что велико различие между Отцом нерожденным и созданными от Него из не сущего разумными и неразумными тварями; не понимают и того, что между ними есть посредствующее единородное Естество, чрез которое Отец Слова сотворил все из не сущего, и которое родилось от самосущего Отца. Так, в одном месте и само Слово Божие говорит: всяк любяй Рождшаго, любит и Рожденного от Него (1 Иоан. 5, 1). Относительно этого предмета мы сохраняем туже веру, которую хранит вся апостольская Церковь. Именно: мы веруем во единого нерожденного Отца, который не имеет никого виновником своего бытия, непреложен и неизменяем, всегда тождествен и одинаков, не принимает ни приращения, ни уменьшения, который даровал нам закон, пророков и евангелия, который наконец есть Господь патриархов, апостолов и всех святых. Веруем и во единого Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного не из не сущего, а из Отца сущего, не по подобию тел — чрез отделение или истечение по частям, как учат Савелий и Валентин, а неизреченно и неизъяснимо, как сказано в приведенных выше словах пророка: род же Его кто исповесть (Ис. 53, 8)? Ипостась Его непостижима для всякого сотворенного естества, также как непостижим и сам Отец; и это потому, что образ рождения Богом Отцом Сына Божия превышает понятие всякой разумной твари. Впрочем, люди, в которых живет дух истины, не станут требовать, чтобы я учил их сему. Им давно известны следующие слова, сказанные Иисусом Христом: никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын (Матф. 11, 27). Мы от отцов наших научались также веровать, что Сын Божий, как и Отец, непреложен и неизменяем, ни в чем не имеет недостатка и есть Сын совершенный, во всем подобный Отцу,

26

 


только одною нерожденностью отличающемуся от Него. Он есть самый точный и ни в чем не отличный Образ Отца, ибо Он вполне имеет в себе все то, в чем состоит совершенное подобие Отцу. Так учил и сам Господь: Отец мой, говорит Он, болий Мене есть (Иоан. 14, 28), и потому мы веруем, что Сын всегда от Отца имеет (ипостасное) бытие; ибо Он есть Сияние славы и Образ ипостаси Отчей (Евр. 1, 3). Но никто не должен принимать слово всегда в смысле нерожденности, как думают некоторые, у которых душевные чувства омрачены. Слова: был, и всегда, и прежде век не — выражают понятия нерожденности, для означения коего ум человеческий не в состоянии изобресть никакого слова. Я думаю, что вы согласны в этом со мной, и даже совершенно уверен, что, и по вашему правильному суждению, указанные слова отнюдь не означают нерожденности. Выражая только то, что происходит во времени, такие слова не могут достойно выражать Божественности и, так сказать, исконности (ἀρχαιότητα) Единородного. Не смотря на то, их употребляли и святые мужи, когда пытались по возможности объяснить это таинство; но употребляя их, они просили у своих слушателей извинения, и в оправдание себя говорили, что только до этого могло вознестись их разумение. Если есть люди, которые ожидают слышать нечто большее, чем сколько может выразить человеческое слово, и считают недостаточным познаваемое только отчасти, то ожиданиям таких людей, разумеется, далеко не удовлетворят слова: был, всегда и прежде век. Но какие бы слова ни были изобретены, никогда по всей точности не выразят понятия нерожденности. Итак, нерожденному Отцу мы должны приписывать особое, свойственное Ему, качество, исповедуя, что Он не имеет никакого виновника своего бытия. Равно и Сыну должны воздавать приличную честь, усвояя Ему безначальное рождение от Отца и, как сказано выше, принося Ему достойное поклонение, — слова же: был, всегда и прежде век употребляя о Нем только с благоговением и страхом, отнюдь не отвергая Его Божества, но как в Образе и отображении (χαρακτῆρι) Отца, видя самое точное по всему с Ним сходство; — нерожденность же почитая свойством принадлежащим одному Отцу, о чем и говорит сам Спаситель в словах: Отец мой болий Мене есть (Иоан. 14, 28). Принимая это благочестивое учение о Отце и Сыне, как наставляют нас Писания, мы исповедуем равным образом единого Святого Духа, обновлявшего как святых людей ветхого завета, так и божественных наставников нового. — Исповедуем вместе с сим одну и единственную кафолическую, апостольскую Церковь, никогда неодолимую, и хотя бы вооружился против нее весь мир, всегда победоносно отражающую всякое нечестивое нападение еретиков; ибо Домовладыка ее ободрил нас таким воз-

27

 


званием: дерзайте, яко Аз победих мир (Иоан. 16, 33). Наконец, мы признаем и воскресение мертвых, которого начатком был Господь наш Иисус Христос, не призрачно, а на самом деле заимствовавший тело от Богородицы Марии, — в конце веков нисшедший к роду человеческому, чтобы снять с него грех, — распятый и умерший, однако ж чрез это не умалившийся в Божестве, — воскресший из мертвых, вознесшийся на небеса и седящий одесную величия Божия.

Это исповедание веры я изложил здесь кратко, потому что, как сказал выше, считаю излишним писать к вам во всей подробности о каждом предмете (веры): все это, без сомнения, известно вашей священной ревности. Так мы учим, так проповедуем, таковы апостольские догматы Церкви, за которые готовы мы и умереть, нисколько не обращая внимания на тех, которые нудят нас отречься от них. В них полагаем всю свою надежду, хотя бы различными мучениями принуждали нас оставить их. Воспротивившиеся им, Арий, Ахилл и прочие с ними враги истины, — так как отчуждили себя от благочестивого учения нашего, — изгнаны из Церкви, сообразно с словами блаженного Павла: аще кто благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет, хотя бы этот благовествующий называл себя и ангелом с неба (Гал. 1, 8. 9); и еще: аще кто инако учит и не приступает к здравым словесам Господа нашего Иисуса Христа и учению, еже по благоверию, тот разгордеся, ничтоже ведый, и т. д. (1 Тим. 6, 3. 4). Этих-то, от всей братии преданных анафеме, людей никто из вас да не принимает к себе, равно как и того, что они будут говорить или писать; ибо они обманщики, все лгут и истины нет у них. Они ходят по городам с тем только намерением, чтобы под видом дружества и под именем мира лицемерно и льстиво раздавать и получать письма, и этими письмами утвердить в заблуждении обманутых ими некоторых женщин, утопающих во грехах, и т. д. (2 Тим. 3, 6).

Итак, возлюбленные единодушные братия! отвращайтесь людей, которые обнаруживают такую великую дерзость против Христа, — которые всенародно осмеивают Христианство, поносят его в судебных местах, среди мира преследуют нас гонением, сколько у них есть силы на это, — которые стараются отнять силу у неизреченного таинства рождения Христова. Удаляйтесь от них и изъявите нам свое согласие к подавлению неистовой их дерзости, подобно тому, как многие сослужители наши изъявили нам свое негодование на этих отступников от веры, и подписав наше послание, отправляемое теперь к вам с сыном моим, диаконом Апионом, подтвердили это своими собственными письмами к нам. А подписали его все епископы египетские, также фиваидские, ливийские, пентапольские, сирийские, ликийские и памфи-

28

 


лийские, азийские, каппадокийские и епикопы других сопределеных областей. Надеюсь, что, по примеру их, и вы удостоверите меня своими посланиями. Между многими средствами, принятыми мною для исцеления заразившихся, вероятно спасительным окажется и то, что обольщенные уверятся в согласии с нами сослужителей наших, и таким образом поспешат раскаяться. Приветствуйте друг друга, со всею находящеюся при вас братиею. Желаю вам укрепляться о Господе, возлюбленные! Дай Бог и мне получить плод от вашей христолюбивой души!

Вот преданные анафеме еретики: из пресвитеров — Арий, из диаконов — Ахилл, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина, другой Арий и Елладий.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.