Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Беседа представителей духовенства и мирян Ленинградской епархии противников курса митрополита Нижегородским Сергия и сторонников митрополита Иосифа (Петровых) с митр. Сергием. 12 декабря 1927 года

[Беседа представителей духовенства и мирян Ленинградской епархии противников курса митрополита Нижегородским Сергия и сторонников митрополита Иосифа (Петровых) с митр. Сергием. 12 декабря 1927 года]

«Мы все подошли под благословение. Епископ Димитрий дал прочитать митр. Сергию письмо, подписанное шестью епископами; о. В. дал митр. Сергию прочитать письмо, составленное священниками. Наконец, мною дано было митр. Сергию заявление от верующих академических кругов Ленинграда. В промежутке между чтением этих бумаг, епископом Димитрием были даны митр. Сергию разные письма и бумаги (письмо И. Н. Влад. И. и другие). Митр. Сергий читал все это очень внимательно, медленно, но часто отрывался и делал замечания. На наши замечания он делал возражения, и, таким образом, получилась беседа.

«Вот вы протестуете, а многие другие группы меня призна-

1 См. Архив М. М. № 18.

161

 

 

ют и выражают свое одобрение, — говорил митр. Сергий, — не могу же я считаться со всеми и угодить всем, каждой группе. Вы каждый со своей колокольни судите, а я действую для блага всей Русской Церкви».

«Мы, Владыко,— возражаем мы,— тоже для блага всей Церкви хотим трудиться. А затем,— мы не одна из многочисленных маленьких групп, а являемся выразителями церковно-общественного мнения Ленинградской епархии из восьми епископов — лучшей части духовенства; я являюсь выразителем сотни моих друзей и знакомых и, надеюсь, тысячи единомышленников научных работников Ленинградской епархии, а С. А. — представитель широких народных кругов»,

«Вам мешает принять мое воззвание политическая контрреволюционная идеология,— сказал митр. Сергий,— которую осудил Святейший Патриарх Тихон». (И он достал одну из бумаг, подписанную Святейшим Патриархом Тихоном).

«Нет, Владыко, нам не политические убеждения, а религиозная совесть не позволяет принять то, что Вам Ваша совесть принять позволяет. Мы вместе с Святейшим Патриархом Тихоном (с указанной бумагой) вполне согласны, мы тоже осуждаем контрреволюционные выступления. Мы стоим на точке зрения соловецкого осуждения Вашей декларации. Вам известно послание из Соловков?»

«Это воззвание написал один человек (Зеленцов), а другие меня одобряют. Вам известно, что меня принял и одобрил сам митрополит Петр?»

«Простите, Владыко, это не совсем так, не сам митрополит, а Вам известно это через епископа Василия».

«Да, а Вы почему это знаете?»

«Мы знаем это со слов епископа Василия. Митрополит Петр сказал, что «понимает», а не принимает Вас. А сам митрополит Петр ничего Вам не писал».

«Так ведь с ним у нас сообщения нет!» — сказал митрополит Сергий.

«Так зачем Вы, Владыко, говорите сам митр. Петр признал Вас?»

«Ну, а чего же тут особенного, что мы поминаем власть? — сказал митр. Сергий.— Раз мы ее признали, мы за нее и молимся. Молились же за царя, за Нерона и других?»

«А за антихриста можно молиться?» — спросили мы.

«Нет, нельзя».

«А вы ручаетесь, что это не антихристова власть?»

«Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло».

«А дух-то ведь антихристов, не исповедующий Христа во плоти пришедшего?»

«Этот дух всегда был со времени Христа до наших дней.» Какой же это антихрист, я его не узнаю!»

«Простите, Владыко, Вы его не узнаете, так может ска-

162

 

 

зать только старец. А так как «есть» возможность, то есть, что это антихрист, то мы и не молимся. Кроме того, с религиозной точки зрения наши правители — не власть».

«Как так не власть?»

«Властью называется иерархия, когда не только мне кто-то подчинен, а я и сам подчиняюсь выше меня стоящему, и т. д. и все это восходит к Богу, как источнику всякой власти!»

«Ну, это тонкая философия!»

Мы: — «Чистые сердцем это просто чувствуют; если же рассуждать, то надо рассуждать тонко, т. к. вопрос новый, глубокий, сложный, подлежащий соборному обсуждению, а не такому упрощенному пониманию, какое даете Вы».

Митр. Сергий: — «А молитва за ссыльных и в тюрьмах находящихся исключена потому, что из этого делали политическую демонстрацию».

Мы: — «А когда, Владыко, будет отменена девятая заповедь блаженства, ведь ее тоже можно рассматривать как демонстрацию?»

Митр. Сергий: — «Она не будет отменена, это часть литургии!»

Мы: — «Так и молитва за ссыльных тоже часть литургии!»

Митр. Сергий:—«Мое имя должно возноситься для того, чтобы отличить православных от «борисовщины», которые митр. Петра поминают, а меня не признают».

Мы:—«А известно Вам, Владыко, что Ваше имя теперь в обновленческих церквах произносится».

Митр. Сергий: — «Так это только прием!»

Мы: — «Так ведь «борисовщина»— это тоже только прием».

Митр. Сергий: — «Ну, а вот Синод-то, чем вам не нравится?»

Мы: — «Мы его не признаем, не верим ему, а Вам пока еще верим. Ведь Вы Заместитель Местоблюстителя, а Синод лично при Вас вроде Вашего секретаря ведь?»

Митр. Сергий: — «Нет, он орган соуправляющий».

Мы: — «Без Синода Вы сами ничего не можете сделать?»

Митр. Сергий:—(После долгого нежелания отвечать). «Ну да, без совещания с ним».

Мы: — «Мы Вас просим о нашем деле ничего не докладывать Синоду. Мы ему не верим и его не признаем. Мы пришли лично к Вам».

Митр. Сергий: — «Чем же Вам не нравится митрополит Серафим?»

Мы: — «Будто Вы, Владыко, не знаете?»

Митр. Сергий: — «Это все клевета и сплетни».

Мы: — «Мы пришли не спорить к Вам, а заявить от многих пославших нас, что мы не можем, наша религиозная совесть не позволяет нам принять тот курс, который Вы проводите. Остановитесь, ради Христа остановитесь!»

Митр. Сергий: — «Эта ваша позиция называется исповедничеством. У вас ореол...».

Мы: — «А кем должен быть христианин?»

163

 

 

Митр. Сергий: — «Есть исповедники, мученики, а есть дипломаты, кормчий, но всякая жертва принимается! Вспомните Киприана Карфагенского».

Мы: — «Вы спасаете Церковь?»

Митр. Сергий: — «Да, я спасаю Церковь!»

Мы: — «Церковь не нуждается в спасении, а Вы сами через нее спасаетесь».

Митр. Сергий: — «Ну, да, конечно, с религиозной точки зрения бессмысленно сказать: «я спасаю Церковь», но я говорю о внешнем положении Церкви».

Мы: — «А митрополит Иосиф?»

Митр. Сергий: — «Вы его знаете только с одной стороны; нет, он категорически не может быть возвращен» 1.

1 См. Архив М. М. № 59.

164


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.