13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Болотов Василий Васильевич, профессор
Болотов В.В., проф. Учение Оригена о Святой Троице
Разбивка страниц настоящей книги соответствует оригиналу.
БОЛОТОВ В. В.
Учение Оригена о Святой Троице
Содержание
Введение 1
Состояние учения о Св. Троице до времени Оригена в связи с философским учением об отношении первого и второго начала 7-135
Учение Церкви о Св. Троице в Символах и изложениях веры 7-9
Философское учение о первом и втором начале 9-40
Учение Филона (11) о Боге (12) и Его Слове (15); Λόγος ἐνδιάθετος и Λόγοςπροφορικός (17); Логос как посредник (19); вопрос о его личности (22). Характер учения Филона о Логосе (23). Учение Плотина о едином (24); единое как благое (26) и сверхразумное начало (28). Рождение ума (32). Ум как многое (33) и энергия (36); его отношение к единому. Философия Плотина в отношении к Филону (38) и к христианству (39).
Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена 41-110
Св. Иустин философ 41-55
Рождение Сына Божия (41) до начала мира (42). Различие Сына от Отца (44); Их единство; божество Сына (45). Вопрос о субординационизме (46). Подчинение Сына Отцу по Иустину (48). Св. Дух (54).
Татиан. Афинагор. Св. Феофил антиохийский 55-65
Черты различия в их учении (56). Учение о Слове Татиана (59), Афинагора (60) и Феофила (61). Λόγοςἐνδιάθετος и Λόγοςπροφορικός (61); вопрос об ипостаси первого (63). Учение о Св. Духе (65).
Св. Ириней лионский 66-76
Рождение Слова (67); Его вечность (68).)Вопрос о рождении изсущества (70). Единство Сына с Отцом (72) и Их различие (73).Св. Дух. Принцип троичности (76).
I
Климент александрийский 77-85
Точка зрения Климента (77). Отец как единое, Слово как многое (79). Бог — благая монада (80), Слово, как сила Отца (81) и правосудный по преимуществу (82). Единство Слова с Отцом (83) и Их различие. Св. Дух (84).
Тертуллиан 85-108
Рождение Слова (86) двойственное (88), Слово и Сын (90). Сын есть Лицо (91); вопрос об ипостаси Слова (92). Субординационизм Тертуллиана (95). Св. Дух от Отца чрез Сына (98). Единство Божества (101); единосущие Лиц Св. Троицы (101); Отец как единый Бог (103); формулы учения о едином Боге (105). Принцип троичности (106). Значение Тертуллиана (107).
Св. Ипполит 109-110
Три формы бытия Слова (109).
Внецерковные формы учения о Св. Троице 111-126
Начало монархианства и две формы его (112).
Монархианизм динамистический 113-115
Феодот византиец и Артемон (113); Феодот младший (114).
Монархианизм модалистический 115-126
Его характер (115). Праксей (116); вопрос о его патрипассианстве (117). Ноэт (119). Савеллий (120); общая основа его теории (121) и ее раскрытие (122).
Заключение 127-135
Главные пункты учения церковных писателей о Св. Троице (127). Задачи борьбы с монархианством и возможности дальнейшего раскрытия догмата (129).
II
Учение Оригена о Св. Троице 136-387
Влияния, под которыми сложилось учение Оригена 136-143
Учение церкви (136). Отношение Оригена к христианской литературе (138), к монархианам (139) и философии (140). Взгляд Оригена на свое учение о Св. Троице (141) и его задача (152).
Состояние источников 148-190
Количество сочинений Оригена (143); различные виды их (144). Вопрос о значении латинских переводов (145); полемика между Иеронимом и Руфином по поводу сочинения «О началах» (146); вопрос о повреждении сочинений Оригена еретиками (147) и об «исправлениях» Руфина (158); неточность перевода сочинения «О началах» (162): при-
II
бавки (167), пропуски и исправления (168). Другие переводы Руфина (174) и Иеронима (178). Различная степень достоверности греческого текста; катены (179); замечательная схолия на Мф. 28, 18 (181). Важнейшие сочинения Оригена (185); слабость систематического элемента (188).
Бог Отец 191-205
Существо Божие (191): Бог чистейший дух (193); существо ли Бог? (194). Бог как абсолютно сущий (196) и благий (199).
Бог выше времени (201) и пространства (202). Неизменяемость Божия (208).
Рождение Сына 204-243
Рождение как акт вечный (206) и всегда настоящий (208). Непространственность рождения (211); вопрос о рождении из существа (212). Аналогия акта рождения (217). Вопрос об отношении рождения к творению в учении Оригена по мнению древних писателей (219); Премудрость как созданная (220), Сын как γενητός (221). Новейшая постановка этого вопроса (221). Рождение от воли (224); смысл этого воззрения у Оригена (228). Различие рождения и творения (230): Сын, как энергия из силы (232), аналогические воззрения в философии (233) и христианской литературе (235). Момент единства в рождении и творении (238).
Общие черты отношения Сына к Отцу 243-252
Сын как множественное (243), Отец как единое (245); Сын — открывающая энергия, Отец — сила (247). Ипостась Сына (248). Основные вопросы (251).
Вопрос о единосущии и равенстве Сына с Отцом 253-282
Употребление слов οὐσία и ὑπόστασις до Оригена (253) и у Оригена — вне учения о Троице (258) и в этом догмате (261); слабость их различия (266). Данные в смысле единосущия (278); полемика Оригена против единосущия (273). Субординационизм — основная черта учения Оригена (277).
Субординационизм Оригена 282-359
Его основной смысл (282) и возможность дальнейшего развития (287).
Бытие Сына 289-292
Отец как единый вседовольный (291) и имеющий бессмертие (292).
Божество Сына 293-312
Единый (297) истинный Бог (299) — Отец. Вопрос о различии Сына от других богов (301). Сын — Бог по причастию (304); ὁΘεὸς и Θεός (306); обожествление Сына (309).
III
Благость Сына 312-327
Благ только Отец (312); толкование на Мф. 19, 17 (314); латинский (316) и греческий текст сочинения «О началах» (318). Сын не как Отец благ неразлично (320) и просто (322). Благость Отца и Сына в отношении к миру; Отец как благий,Сын как правосудный (323).
Ведение и воля Сына 327-346
Сын как Премудрость Отца (327); тождество хотения Отца и Сына (328). Превосходство самопознания Отца над познанием о Нем Сына (328) и область абсолютного ведения Сына (333); толкования Редепеннинга (335) и Дорнера (337). Толкование Оригена на Мф. 24, 36 (340) и Мф. 26, 39 (341); воля Отца выше воли Сына (344).
Вопрос о молитве 346-350
Мысль, что молиться должно только Отцу (346); попытки ее защиты (349).
Отдельные черты субординационизма 351-356
Зависимость Сына от Отца в Своем всемогуществе (351); Сын как Бог откровения (352); сфера специальной деятельности Слова (355).
Заключение о субординационизме Оригена 356-359
Единство Божества 359-364
Ответ Цельсу (360); нерешительность единства (363).
Св. Дух 364-375
Неполнота раскрытия этого учения (364). Св. Дух от Отца чрез Сына (366) и подчинен Сыну (369). Деятельность Св. Духа (373); Его божество (374).
Отношение учения Оригена о Св. Троице к предшествующему периоду 376-387
Черты сходства с философией Филона (376) и Плотина и отличие от нее (377). Успех Оригена в раскрытии догмата (378). Ориген и Тертуллиан (383). Ориген как полемист против монархиан (385).
III
Историческая судьба учения Оригена о Св. Троицe 388-452
До арианства 388-397
Ученики Оригена (388): Дионисий В. (389), Пиерий (393) и Феогност (394). Противооригенисты; апология Памфила (394).
Арианство 397-418
Полемика Ария против Александра (398); первый фазис развития арианства (399); сходство с оригенизмом (400) и отличие от него (401). Ἐξοὐκὂντων (402). Дальнейшее
IV
развитие арианства (404); черты сходства с оригенизмом (409). Аномеи (411). Полуариане (412); сродство их учения с оригенизмом (416). Учение ариан о Св. Духе (417).
От арианства до Юстиниана 418-435
Отношение ариан (418) и защитников православия к Оригену (419). Следствия арианства (421).
Первый фазис противооригенистического движения: Епифаний (422), Иероним (423), Феофил (424), скитские монахи (425); оригенисты (425); александрийский собор против Оригена (427).— Аноним и его апология (428). — Второй фазис противооригенистического движения (430): осуждение оригенистов (431); послание Юстиниана к Мине (433). Пятый вселенский собор (435).
Суждения ученых о доктрине Оригена 435-452
Бароний и Петавий; Галлоа (436); Гюэ; Булль (437) и Маран. Неандер (438). Томазиус (439). Баур (417). Мейер (440). Дорнер (442). Редепеннинг (447). Кун. Берингер (449).
V
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.