13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Аверкий (Таушев), архиепископ
Аверкий (Таушев), архиеп. Очерк жизни и деятельности проф. Н. Н. Глубоковского
(Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе Святого Апостола Иоанна Богослова. Джорджанвилль, США, 1966)
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
архиепископ Аверкий
ОЧЕРК ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проф. Η. Н. ГЛУБОКОВСКОГО
Настоящий ученый труд заслуженного ординарного профессора С.-Петербургской Духовной Академии, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского впервые выходит в свет посмертным изданием. Полагаем, что издание такого труда одного из самых выдающихся богословов нашего времени, большого специалиста в области изучения Свящ. Писания Нового Завета, с радостью будет встречено всеми, кто трудится в этой отрасли богословской науки, независимо даже от вероисповедной и национальной принадлежности, ибо покойный Η. Н. Глубоковский создал себе большое имя и общепризнанный научный авторитет во всем ученом мире. Ценность этого труда, как и всех остальных трудов нашего автора, заключается особенно в том, что он строго ортодоксален: покойный профессор был совершенно чужд того либерализма, доходившего порою до непозволительного вольнодумства, который стал входить у нас в моду в последнее время. Другой чрезвычайно ценной стороной ученых трудов его является оригинальность, полная самостоятельность суждений, выводов и заключений, полная свобода от каких бы то ни было «влияний».
Приводим его краткий биографический очерк.
Николай Никанорович Глубоковский родился 6 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Никольского
7
уезда Вологодской губернии и был сыном местного священника. Получил образование в Никольском Духовном Училище, Вологодской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии. При последней был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. В 1890 г. был назначен преподавателем Священного Писания Воронежской Духовной Семинарии. Всего через год он получил приглашение на должность доцента С.-Петербургской Духовной Академии, после того, как защитил диссертацию на степень магистра богословия о блаж. Феодорите (5 мая 1890 г.). Служебная карьера его шла необычайно быстро: уже в 1894 году он стал экстраординарным профессором, а по защите докторской диссертации на тему: «Благовестие св. Апостола Павла», в 1898 году получил звание ординарного профессора.
Литературная деятельность его, начатая им, когда он был еще учащимся 5-го класса семинарии, отличается необыкновенной плодовитостью: он помещал свои статьи в целом ряде духовных и светских журналов, которые очень ценили его сотрудничество. В своих статьях он отзывался на самые разнообразные вопросы, способствуя иногда и практическому их решению.
Равным образом и в своей научной деятельности он, будучи еще совсем молодым, приобрел себе самую широкую известность не только в России, но и за границей, как человек глубокого ума, обширной учености и необыкновенно богатой эрудиции. Некоторые его ученые труды удостаивались признания за границей даже раньше, чем в России.
На большую высоту сразу же поставила Η. Н. Глубоковского его магистерская диссертация, озаглавленная: «Блаженный Феодорит, Епископ Киррский. Его
8
жизнь и литературная деятельность. Церковно-историческое исследование», тома I и II, Москва, 1890 г. Труд этот свидетельствует о том, что автор его познакомился самым основательным образом со всеми первоисточниками, причем самые сочинения блаж. Феодорита были изучены им до мельчайших тонкостей в подлинниках. Диссертация эта представляет собою как бы целую энциклопедию знаний, и не только о самом блаж. Феодорите, но и обо всей эпохе Восточной Церкви V столетия. Язык ее, по свидетельству ученых профессоров, дававших отзывы о ней, «ясный, живой, нередко изящный и увлекательный» и вместе с тем «учено-литературный», каким принято было писать подобные сочинения. По отзыву нашего другого светила богословской науки проф. В. В. Болотова, магистерская диссертация Η. Н. Глубоковского была удостоена от Синода полной Макариевской премии. На Западе этот труд сразу же был оценен и отмечен таким выдающимся западным ученым, как корифей западной церковно-исторической науки берлинский профессор Адольф Гарнак, вступившим даже в личную переписку с тогда еще совсем молодым Николаем Никаноровичем. По буквальному отзыву Гарнака, диссертация Глубоковского — «одна из самых выдающихся патристических монографий, какие только появлялись в свет со времени Ляйтфутовой — об Игнатии. И чем сильнее нужно приветствовать Русскую Церковь, что из ее среды вышел такой труд, тем больше нужно сожалеть, что автор написал свое сочинение по-русски, почему его работа не найдет того распространения, какого она по всем правам заслуживает... Насколько я могу судить, Глубоковский изучил и воспользовался всем материалом с полным совершенством. Это качество становится почти беспримерным
9
в сочинении, обнимающем пятое столетие. С похвалой нужно отметить и ту равномерность, с какою автор старается верно изобразить все многоразличные отношения Феодорита и все многообразие его литературной деятельности... Но поистине достойна удивления эрудиция. За последние 10 лет и в Германии не появлялось церковно-исторического труда, в котором привлечена была бы в таком изобилии старая и новая немецкая, а также английская и французская литература... В примечаниях к своему труду автор собрал в полном смысле слова международное общество ученых...» Эта книга всегда рекомендуется и в западных энциклопедиях, и в патрологических научных курсах. Особенная ценность этого труда именно в том, что автор в нем обнаруживает полную самостоятельность: он ни от кого не берет научных результатов, не подвергнув их предварительной критической проверке, и редко остается доволен ими и усвояет их. В этом его отличие от тех, которые порою просто «списывают» с протестантских источников, всецело подпадая под их влияние.
Такими же высокими научными качествами отличается и докторская диссертация Η. Н. Глубоковского, носящая заглавие: «Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование», СПб., 1897 г. Здесь точно так же поражает как обширность и громадность труда, так и богатство знаний автора, тщательность и тонкость критического разбора иностранных ученых и постоянная верность автора строго православной точке зрения. По отзыву проф. М. Д. Муретова, эта диссертация «представляет такую полную энциклопедию новейшей литературы, какой доселе не имеет ни одна из западноевропейских литератур».
10
Кроме этих капитальных ученых трудов, громадную ценность представляют также нижеследующие труды проф. Глубоковского: «Теософское общество и современная теософия», «Свобода и необходимость», «Разбор учения Гартмана об абсолютном начале, как бессознательном», «Евангелие и евангелия», «Преображение Господа», «Путешествие евреев из Египта в землю ханаанскую», «Происхождение, сущность и значение монархианства», «О значении надписания псалмов: Lamnazzeach», «Св. Киприан, митрополит всея России, как писатель», «Историческое положение и значение личности блаж. Феодорита» (речь перед защитою диссертации), «О пасхальной вечери Христовой», «Развод и его последствия по учению Христа Спасителя», «Греческий рукописный Евангелистарий», «О пурпуровом списке Евангелий», как «новейшем приобретении для текстуальной критики Н. 3.», «Современное состояние и дальнейшие задачи изучения греческой Библии в филологическом отношении», «Греческий язык Библии, — особенно в Н. 3., — по современному состоянию науки», «Библейское богословие», «Воскресение (из) мертвых», «Проф. Ад. Гарнак». Наконец, в качестве оттисков из журнала «Странник» в 1902 г. Глубоковским издано было новое капитальное сочинение «Благовестие христианской свободы в послании св. Ап. Павла к Галатам». Это сочинение встречено было лестными отзывами в России и за границей и официально рекомендовано нашею высшею духовно-учебною властию.
По богатству и обширности своих знаний, а также и по оригинальности своего научного метода, H. Н. Глубоковский смело может быть поставлен на один уровень с самыми выдающимися представителями западноевропейской учености, с которыми он и вступил в
11
сношения на чисто научной почве, поддерживая с ними живую связь и пользуясь у них всегда большим уважением и авторитетом, несмотря даже на то, что, как верный и преданный сын св. Православной Церкви, он часто с ними не соглашался.
С 1909 года Η. Н. Глубоковский состоял членом- корреспондентом Петербургской Академии наук и гонор. корреспондентом Общества Библейских Штудий в Лондоне и затем получил звание «заслуженного профессора» Петербургской Духовной Академии, которой оставался верным до конца, несмотря на неоднократно получавшиеся им предложения профессуры в университете.
После прихода в Россию власти большевиков Η. Н. Глубоковский, подобно многим другим русским людям, эмигрировал за границу и здесь получал приглашения читать лекции в разных высших учебных заведениях, пока не обосновался окончательно в Болгарии, где он с 1925 года до самой своей кончины в 1937 году состоял ординарным профессором богословского факультета Софийского Державного Университета по кафедре Священного Писания Нового Завета и Новозаветного Греческого Языка. Здесь вышло из печати еще несколько его научных трудов, из коих необходимо отметить: «Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле», София, 1932 г., «Св. Апостол Лука, Евангелист и Дееписатель», София, 1932 г. и «Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению», София, 1935 г. (возобновление труда, написанного им еще в Петрограде в 1915 г.), а также чрезвычайно ценный учебник Новозаветного Греческого Языка и «Благовестие христианской свободы в
12
послании Св. Апостола Павла к Галатам», София, 1935 г. Написан им также целый ряд статей в академическом журнале «Годишник Софийского Университета» и среди них особенно ценный очерк, истолковывающий «Пролог Св. Евангелия от Иоанна». В этот же заграничный период времени жизни Η. Н. Глубоковского Синодальной типографией в Варшаве в 1928 году был издан чрезвычайно ценный труд его под заголовком: «Русская Богословская Наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии».
К числу еще неизданных ценнейших трудов проф. Η. Н. Глубоковского относится находящийся пока в рукописи «Библейский Энциклопедический Словарь», который мы надеемся, с Божией помощью, со временем издать.
В лице проф. Η. Н. Глубоковского отошел в вечность последний представитель старой строго православной русской богословской школы, совершенно чуждый современного либерализма и модернизма, нередко подкапывающего самые устои нашей св. Православной Веры, а вместе с тем и нашей Св. Церкви, верным и преданным сыном которой наш покойный ученый оставался до конца своей жизни.
Вечная ему память!
† Архиепископ Аверкий.
13
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.