Поиск авторов по алфавиту

Автор:Аммон, преподобный

Аммон, прп. Послание седьмое

Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html

Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.

  

 Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.


ПОСЛАНИЕ СЕДЬМОЕ

 

1. Возлюбленные в Господе! Приветствую вас в Духе кротости, который мирен и вдыхает благоухание в души праведников. Дух сей приближа-

270

 

 

ется лишь к душам тех, которые полностью очистились от своей ветхости, ибо Он - свят и не может войти в нечистую душу55.

2. Его Господь наш не дал Апостолам до тех пор, пока они не очистили себя. Поэтому Он сказал им: "Если Я отойду, то пошлю вам Утешителя, Духа истины, и Он возвестит вам все"56. Этот Дух от [времен] Авеля и Еноха вплоть до сего дня дарует Себя душам праведных, которые совершенно очистились. Приходящий к другим душам Дух не есть этот Дух кротости, но Дух покаяния, ибо [именно] Дух покаяния посещает прочие души, поскольку все призывают Его и Он отмывает всех от нечистоты их57. Когда же Он полностью очищает их, то передает [уже очищенных] Святому Духу и Тот не перестает изливать на них [Свое], благовоние и сладость, как говорит Левий: "Кто познал приятность Духа, кроме тех, в которых Он обитает?"58. Немногие удостоились и Духа покаяния, а Дух истины обитает из поколения в поколение лишь в очень редких душах.

3. Ибо [сей Дух истины], подобно многоценной жемчужине, обретается лишь в душах праведников, достигших совершенства. Его удостоился Левий, в сильной молитве обратившийся к Богу и сказавший: "Прославляю Тебя, Боже, за то, что Ты облагодетельствовал меня Духом, Которого Ты даруешь рабам Своим"59. И все праведники, которым посылался [этот Дух], возносили великие благодарения Богу. Ибо Он есть та драгоценная жемчужина, о которой повествуется в Евангелии: нашедший ее продает все имение, [чтобы купить ее] (Мф.13,45-46)60. Этот Дух есть и "сокровище, скрытое на поле"; найдя его, человек радуется радостью великой (Мф. 13,44). Душам, в которых Он обитает, открывает [этот] Дух великие таинства и для них становится безразличным: день или ночь на дворе. Вот, я известил вас о действии Духа сего.

4. Вы знаете, что искушение не нападает на человека, если он не получил Духа. Однако когда он получает Духа, то передается диаволу, чтобы пройти через искушения. Кто передает человека диаволу? - Дух Божий. Ведь невозможно диаволу искушать верного, если его не передает Сам Бог61.

5. Когда Господь наш был крещен, то Он был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола, но диавол ничего не смог сделать с Ним (Мф.4,1 и далее)62. После же искушения Сила Духа приумножает величие святых и прибавляет им силы.

6. Поэтому будем всегда прославлять Бога и благодарить Его, [пребываем] ли мы в чести [у людей], или [ввергаемся] в бесчестие, потому что Бог уже вывел нас из мрачного воздуха того63 и возвел на первоначальную высоту.


ПРИМЕЧАНИЯ


55 Под "Духом кротости" (πνεῦμα τῆς πραότης) здесь следует понимать, скорее всего, одно из действий и проявлений Святого Духа. Аналогичные мысли можно встретить у многих отцов и учителей Церкви. В частности, Климент Александрийский полагает, что при крещении Святой Дух входит в человека, полностью преображает и изменяет его, делая его "храмом Божиим". Но такую полноту благодатных даров Святого Духа человек еще должен сам усвоить, через подвиг духовного преуспеяния ("делание" и "гносис") соделывая себя достойным их. Только в процессе подобной "синэргии" человек становится истинным христианином, реализуя то, что получено им при крещении. См. Hauschild W.-D. Gottes Geist und der Mensch. Studien zur frϋhchristlichen Pneumatologie. Munchen, 1972, S.74-76.

56 Данная цитата является свободной парафразой Ин.16,7 и 13. Согласно толкованию Г.Властова, "Господь ставит пришествие Утешителя в зависимость от Своего отшествия, разумея под сим, что только священная Жертва, Им приносимая, может приготовить человека к воспринятию Духа Божия. Лучше для вас, глаголет Господь, пережить эти грядущие часы скорби и душевных мук, потому что Я иду не для того, чтобы удалиться навсегда от вас, но чтобы осчастливить вас на веки, на веки пребывать с человечеством, верующим в Духе. Только Жертва, принесенная Агнцем, искупив человечество, дала ему возможность воспрнять Утешителя, т.е. восприять непрестанное вечное пребывание Духа Божия с теми, которые верою воспринимают тайну спасения". Властов Г. Опыт изучения Евангелия св.Иоанна Богослова, т.2. Спб., 1887, с.93.

57 В данном случае св. Аммон опять придерживается аскетического учения своего наставника - св. Антония. Согласно последнему, "Дух покаяния является для инока утешением; он научает его не возвращаться более назад в оставленый им мир и не прилепляться к предметам века сего. Затем, он открывает взоры души для чистого раскаяния, чтобы она очищалась вместе с телом и оба были в чистоте. Все это производит в нем Дух Святый, исправляющий духовное повреждение человека и возвращающий его к первобытной чистоте. Но, по словам Антония, необходимо всегда помнить, что Дух Святый вселяется в инока только после продолжительных трудов покаяния, и тогда только неотступно обитает в нем". Лобачевский С. Указ.соч., с.247. Св. Аммон, развивая мысли учителя, говорит еще о "Духе покаяния"(πνεῦμα τῆς μετανοίας), отличая Его от "Святого Духа" (Духа истины, Утешителя). Однако нельзя полагать, что они суть два совсем различных "Духа". Св. Аммон подразумевает единый Дух, но в различных аспектах Своего проявления ("энергиях").

58 Цитата не устанавливается; не очень ясно также, о каком Левии идет речь: ветхозаветном (сыне Иакова и Лии) или новозаветном (Апостоле Матфее), но скорее всего о втором.

59 Цитата опять не устанавливается. Возможно, она заимствована из какого-то апокрифа.

60 Образ "жемчужины"(μαργαρίτης) в святоотеческой письменности обычно соотносился: 1) с Христом, 2) с христианским вероучением и 3) с человеческой душой.

281

 

 

См. Lampe G. W.H. Op.cit., p.827. Примечательно в этом плане толкование Мф. 13,45-46 у сирийского подвижника V в. Иоанна Апамейского, который, приведя евангельскую притчу, сравнивает своего друга с "купцом", ищущим "блага мудрости". Но, обретя "ведение таинства Христова", он оставляет все частичные "знания", приобретенные им, дабы в нем "укоренилось это ведение Христово" и дабы он, обогатившись им, мог "царствовать в славном Царстве Божием". См. Jean d'Apamee. Dialogues et traites, p. 130. Ориген сравнивает эту "драгоценную жемчужину"(ὁ ἀγελάρχης τῶν μαργαριτῶν -"главенствующую из жемчужин") с "Христом Божиим", т.е. "Словом, Которое ценнее всех писаний и мыслей законов и пророков",- обретший Его легко постигнет и все остальное. См. Origene. Commentaire sur l'Evangile selon Matthieu, t.I. Ed. par R.Girod // Sources chretiennes, № 162. Paris,1970, p. 168-170. Наиболее близкую аналогию мыслям св.Аммона можно найти у преп.Макария, который сравнивает этот "многоценный жемчуг" с "Духом Христовым". См. Makarios /Symeon. Reden und Briefen, Bd.I, S. 134. Данный "крупный, многоценный и царский жемчуг", который принадлежит только Царю и украшает Его диадему, могут носить и "сыны Царя (Господа)", т.е. истинные христиане, если они рождаются от "Царственного и Божиего Духа". См. Die 50 geistlichen Homilien des Makarios, S.195. Сочетание образа "жемчужины" со Святым Духом позднее встречается и у преп.Симеона Нового Богослова, говорящего о "многоценной жемчужине Духа", стяжать которую обязаны христиане, взыскующие нетленные и вечные блага. См. Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et ethiques, t.II. Ed. par J.Darrouzes // Sources chretiennes, № 129. Paris, 1967, p.398.

61 Здесь св.Аммон возвращается к теме искушений, которую он подробно рассматривает выше (см. 4-е послание).

62 Ср. у Оригена, который в своих "Гомилиях на Исход", ссылаясь на указанное место Евангелия, говорит: "Христос одолел и победил [диавола], чтобы тебе открыть путь к победе" (ut tibi vincendi iter aperiret). Origene. Homelies sur l'Exode. Ed. par M.Borret // Sources chretiennes, №321. Paris,1985, p.78. Согласно св.Иларию Пиктавийскому, искушения Господа в пустыне являлось осуществлением "Великого Небесного Coвeтa"(magnis caelestisque consilii). Факт же Его искушения именно после крещения указывает на то, что и мы, будучи освященными, подвергаемся более свирепым искушениям от диавола, чем до крещения, ибо для лукавого наиболее вожделенной победой является победа над святыми. См. Hilaire de Poitiers. Sur Matthieu, t.I. Ed. par J.Doignon // Sources chretiennes, № 254. Paris, 1978, p. 112. Св.Кирилл Иерусалимский по поводу того же места Священного Писания замечает: "Как Спаситель, после крещения и сошествия (ἐπιφοίτησιν) Святого Духа, одолел супостата, так и вы, после святого крещения и таинственного миропомазания, облекшись во всеоружие Святого Духа, должны противостоять супротивному действию (τὴν ἀντικειμένην ἑνέργειαν) и одолеть ее, говоря: "Все могу в укрепляющем меня Христе"(Флп.4,13)". Cyrille de Jerusalem. Catecheses mystagogiques. Ed. par. A.Piedagonel // Sources chretiennes, № 126. Paris, 1966, p. 126. Во всех трех приведенных толкованиях Мф.4 прослеживается единая мысль: Господь, по Своей человеческой природе, явил образец преодоления искушений и показал пример победы над диаволом - тот пример, которому христиане должны следовать и которому должны подражать. Данная мысль уже четко прослеживается в Новом Завете, в частности - в посланиях Апостола Павла. См. Larsson Ε. Christus als Vorbild. Eine Untersuchung zu den paulinischen Tauf - und Eikontexten. Uppsala, 1962, S. 15-45.

63 Это выражение (ἀπὸ τοῦ σκοτεινοῦ ἀέρος ἐκείνου) указывает на то представление, что "средой обитания" диавола и бесов является преимущественно воздух (см. выше примеч.16). Данное представление намечается в Новом Завете (ср. Ефес.2,2) и развивается в древнецерковной письменности. Например, св.Афанасий Александрийский говорит, что после того, как диавол ниспал с неба, он блуждает в низших областях воздуха (περὶ τὸν ἀέρα τὸν ὧδε κάτω πλανᾶται). Поэтому и Господь пришел, чтобы низвергнуть диавола, очистить воздух (τὸν δὲ ἀέρα καθαρίση) и нам открыть путь, ведущий к Небесам. См. Athanase d'Alexandrie. Sur l'lncamation du Verbe. Ed. par Ch.Kannengiesser // Sources chretiennes, № 199. Paris,1973, p.356-358.

282


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.