13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Аммон, преподобный
Аммон, прп. Послание шестое. Слово о человекоугодии и тщеславии
Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html
Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
ПОСЛАНИЕ ШЕСТОЕ. СЛОВО О ЧЕЛОВЕКОУГОДИИ
И ТЩЕСЛАВИИ
Честнейшим братиям в Господе радоваться!
1. Пишу вам, как боголюбезнейшим и искренне взыскующим Господа от всего сердца [своего]. Таким [подвижникам], когда они молятся, внемлет Бог; Он благословляет все [деяния] их и отзывается на все прошения души их, когда они обращаются к Нему. Приступающим же к Нему не от всего сердца, но пребывающим в сомнении и творящим дела свои ради прославления от человеков - прошениям таковых Бог не внемлет, но гневается на дела их, как написано: "Бог разсыпа кости человекоугодников" (Пс.52,6)52.
2. Вы видите, что Бог гневается на дела таких [людей]: Он не откликается на прошения их, которые они обращают к Нему, но, наоборот, противится им, потому что деяния свои они совершают не по вере, но по [ветхому] человеку. Поэтому и Сила Божия не вселяется в них, но являются они недужными53 во всех делах своих, которые предпринимают. А потому не знают они ни силы благодати, ни легкости, ни радости ее; наоборот, душа их становится тяжелой, обременяясь всеми делами своими. И большинство монахов принадлежат к таковым: не восприняли они силу благодати, ободряющую душу, подготавливающую ее к радости [жизни вечной], дарующую ей день от дня веселие и возгревающую ее в Боге. Ибо дела, которые они творят, суть дела по [ветхому] человеку, а поэтому не посещает их благодать. Ведь человек, творящий деяния свои ради человекоугодия, покрывается срамом перед Силой Божией.
3. Итак, вы, возлюбленные [братия] мои, плод которых засчитан Богом, подвизайтесь во всех делах своих, борясь с духом тщеславия54, дабы одержать над ним победу во всем; [подвизайтесь], чтобы весь плод ваш был приятен [Богу] и всегда пребывал живым у Творца, а также чтобы приняли вы силу благодати, которая лучше всего. Ибо я доверяю вам, братия, [зная], что вы делаете [все] возможное для этого, ведя брань против духа тщеславия, и всегда будете подвизаться против него. Поэтому плод ваш живет. Ведь дух сей лукавый нападает на человека при всяком праведном [деянии], которое тот совершает, желая уничтожить плод его и сделать его бесполезным, дабы не позволить человекам творить дела правды по Богу. Этот дух лукавый противоборствует [всем], хотящим стать верными [Господу]. Лишь только кто-нибудь начинает восхваляться людьми, как верный, злостраждущий [ради правды] или милостивый, то тут же дух лукавый вступает в противоборство с желающими [подражать ему]; он побеждает некоторых из них, рассеивая и губя плод их. Он приготовляет их к тому, чтобы житие их было смешанным с человекоугодием, и так губит плод их, поскольку люди считают, что они имеют плод, но пред Богом они ничего не имеют. Поэтому Он не дарует им Силы [Своей], но оставляет их пустыми. Так как [Бог] не обнаружил у них доброго плода, то Он лишает их и великой сладости благодати.
ПРИМЕЧАНИЯ
52 "Человекоугодие"(ἀνθρωπαρέσκεια) всегда рассматривается в христианской письменности как нечто, находящееся на полюсе противоположном добродетели и препятствующее добродетельной жизни. Так, Евагрий в трактате "К Евлогию монаху" (приписываемом преп.Нилу) говорит: "Добродетель не ищет славословий (εὐφημίας) от людей, не услаждается почестью - этой матерью зол. Ибо начало почести - человекоугодие, а конец ее - гордыня. Домогающийся почестей превозносит себя и не может перенести уничижения". PG 79, 1097. Св.Григорий Палама в сочинении "К инокине Ксении" называет страсть человекоугодия "самой тонкой (λεπτοτατόν) из всех страстей". Под власть ее подпадают те, которые творят добрые дела ради славы человеческой. И тогда они, получившие в удел жительство на небесах, вселяют славу свою в персть (Пс. 7,6); молитва их не восходит к небу и всякое их старание (σπούδασμα) падает ниц, ибо лишено крыльев божественной любви, на которых наши земные дела возносятся горе. Поэтому они труды несут, но награды не получают. Они плодоносят лишь позор (αἱσχύνη), непостоянство помыслов, пленение и смятение мысли. И о таких людях говорится: Господь "разсыпа кости человекоугодников". См. ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΙΕΡΩΝ ΝΗΠΤΙΚΩΝ. ΤΟΜΟΣ Δ'. ΑΘΗΝΑΙ,1977, σ.103.
53 Букв. "болеют"(νοσοῦσιν); подспудно предполагается, что грех вообще, и человекоугодие - в частности, является болезнью (недугом) рода человеческого. Соответственно, спасение, осуществленное Господом нашим Иисусом Христом, понимается как исцеление человечества, пораженного проказой греха. Данная тема
280
"исцеления" является одной из центральных тем православной сотериологии, что, помимо прочего, прослеживается и в представлении, запечатленном в древнецерковной традиции, о Евхаристии как о "лекарстве бессмертия". См. Harakas S.S. Health and Medecine in the Eastern Orthodox Tradition: Salvation as the Context of Healing // The Greek Orthodox Theological Review, 1989, v.34, p.234-237.
54 Св.Аммон проводит естественную связь между грехом "человекоугодия" и "тщеславием"(κενοδοξία). Аналогичная связь наблюдается у многих отцов Церкви и, в частности, св.Василий Великий сополагает "тщеславие", "человекоугодие" и "творение [добрых дел] напоказ" (τὸ πρὸς ἑπίδειξίν τι ποιεῖν). См. ΒΑΣΙΛΕΙΟΣ Ο ΜΕΓΑΣ. ΜΕΡΟΣ Γ'//ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ ΕΛΛΗΝΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ, τ. 53. ΑΘΗΝΑΙ,1976, σ.176- 177. Что же касается собственно тщеславия, то св.Иоанн Златоуст, например, сравнивает его с диким зверем (τὸ θηρίον), который набрасывается в первую очередь на Тело Христово, повергает его ниц, расторгает члены этого Тела и оскверняет епх Еще он называет тщеславие "злым и лукавым бесом "(τοῦ κακοῦ καὶ ποηροῦ δαίμονος), который иногда принимает облик привлекательной гетеры, увлекая в пучину гибели соблазнившихся ею. См. Jean Chrysostom. Sur la vaine gloire et l'education des enfants. Ed. par A. - M.Malingrey // Sources chretiennes, № 188. Paris, 1972, p.66-70.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.