Поиск авторов по алфавиту

Автор:Аммон, преподобный

Аммон, прп. Послание пятое. О том, что трудно познание воли Божией и о том, что если человек не отречется от всех желаний своих и не будет в послушании у своих родителей по духу, он не сможет постигнуть воли Божией и достичь преуспеяния

Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html

Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.

  

 Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.


ПОСЛАНИЕ ПЯТОЕ. О ТОМ, ЧТО ТРУДНО ПОЗНАНИЕ ВОЛИ БОЖИЕЙ

И О ТОМ, ЧТО ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ОТРЕЧЕТСЯ ОТ ВСЕХ

 ЖЕЛАНИЙ СВОИХ И НЕ БУДЕТ В ПОСЛУШАНИИ У СВОИХ

РОДИТЕЛЕЙ ПО ДУХУ, ОН НЕ СМОЖЕТ ПОСТИГНУТЬ ВОЛИ

БОЖИЕЙ И ДОСТИЧЬ ПРЕУСПЕЯНИЯ

 

1. Вы, братия мои, знаете, что когда жизнь человека изменяется и он вступает в жизнь иную, угодную Богу и более великую, чем первая, то изменяется и имя его43. Ибо когда святые отцы наши делали успехи в духовном преуспеянии, то имена их [также] изменялись - они нарекались новым именем, начертанным письменами на небесных скрижалях. Когда Сарра достигла преуспеяния, то ей было сказано: "Не наречется имя твое Сара, но Сарра" (Быт. 17,15)44. Аврам был назван Авраамом, Исак - Исааком, Иаков - Исраилем, Савл - Павлом, Симон - Кифой потому, что жизнь их изменилась и они стали более совершенными по сравнению со своим прошлым состоянием. И вы45, поскольку уже возмужали в вашем возрасте по Богу, должны с необходимостью изменить имена [свои], соответственно вашему преуспеянию по Богу.

2. Итак, возлюбленные в Господе, которых я люблю всем сердцем моим и [духовной] пользы для которых я желаю, как для самого себя, до моего слуха дошло, что искушение угнетает вас, и боюсь, что причиной его являетесь вы сами. Ибо наслышан, что вы желаете покинуть место ваше, и сильно опечалился, хотя печаль долгое время [до этого] не овладевала мной46. Ведь я точно знаю, что если вы уйдете со своего места, то вообще не сделаете никаких шагов в своем духовном преуспеянии, ибо нет на то воли Божией. Если уйдете от своих [братии]47, то Бог не будет содействовать вам и не изыдет вместе с вами. И я боюсь, как бы не впасть нам [вследствие этого] в [великое] множество зол. Ведь если мы следуем собственной воле, то Бог не посылает [к нам] Своей Силы, делающей преуспевающими пути человеков. Если человек совершает что-либо сам по себе, то Бог не содействует ему, и

268

 

 

на сердце его ложится тяжесть, и становится он бессильным во всех начинаниях своих. Это - прелесть, в которую впадают верные под [благовидным] предлогом преуспеяния и которая становится посмешищем их. Разве не иным чем была обольщена Ева, как тем, что под предлогом блага и преуспеяния ей было обещано: "Будете яко бози" (Быт.3,5)? И она, не различив того, кто говорит с ней, не послушалась заповеди Божией и, вместо [обретения] блага, подпала проклятию.

3. И Соломон в "Притчах" говорит: "Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада" (Притч. 14,12). Он говорит это о тех, которые не внимают воле Божией, но следуют собственным хотениям. Ведь они, не понимая воли Божией, получают сначала от диавола теплоту, подобную радости, но не являющуюся радостью48; затем они ввергаются в печаль и наказываются. Наоборот, следующий воле Божией в начале претерпевает многую муку, а затем обретает отдохновение и радость. Не делайте ничего до того, как я встречусь с вами.

4. Есть три воли, непрерывно сопутствующие человеку; многие из монахов не ведают о них, за исключением тех, которые стали совершенными и о которых Апостол говорит: "Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5,14). Каковы же эти три [воли]? Первая - та, которая внушается врагом [рода человеческого]; вторая - та, которая рождается из сердца [человека], а третья - та, которая сеется в человека Богом. Но из них Богом принимается только та воля, которая принадлежит Ему Самому49.

5. Поэтому испытайте самих себя [чтобы знать], какая из трех [воль] побуждает вас оставить место ваше. И не уходите, пока я не встречусь с вами, как говорится в Евангелии: "Вы же оставайтесь в [городе] Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Лк.24,49). Ибо я знаю волю Божию лучше вас. Человеку трудно постичь волю Божию на всякий час. Ведь он не сможет этого сделать, если не отречется от всех хотений своих и не будет в [полном] послушании у духовных родителей своих50. А когда он постигает эту волю, тогда взыскуег и Силу от Бога, чтобы Она укрепила его в исполнении воли Божией.

6. Так что великое дело - постигнуть волю Божию, но еще более великое - исполнить ее. Этими [обеими] силами обладал Иаков, поскольку был послушен родителям. Ведь когда ему сказали, чтобы он пошел в Месопотамию к Лавану, то он охотно послушался, хотя и не желал расставаться с родителями [своими]; послушавшись же, унаследовал благословение. И я, отец ваш, если бы прежде не слушался бы родителей своих по Богу, то Бог не открыл бы мне волю свою. Поэтому и вы ныне внимайте [словам] отца вашего, говорящего это, чтобы достичь вам отдохновения и преуспеяния.

7. Слышу, как вы говорите: "Отец наш не знает об изнурении нашем"51. [На это отвечу]: мы знаем, что Иаков бежал от Исава, но сделал он это не по своей воле, а будучи отосланным родителями. Итак, подражайте Иакову и пребывайте [на своем месте] до тех пор, пока отец ваш [духовный] не отошлет вас, дабы вы ушли по благословению. Тогда и Бог благословит все [дела] ваши. Укрепляйтесь в Господе. Аминь.

269


ПРИМЕЧАНИЯ

43 Эти слова св.Аммона, вероятно, могут служить указанием на то, что практика изменения имени при пострижении в монашество восходит к древнейшим временам иночества. С этим связана и широко распространенная уже в Древней Церкви идея рассмотрения пострига как таинства, аналогичного таинству крещения ("второе крещение"). См. Morin G. L'ideal monastique et la vie chretienne des premiers jours. Namursi, 1944,p.7I-88; Robinson N.F. Monasticism in the Orthodoxes Churches. London, 1916, p.57-59.

44 Св.Аммон приводит цитату с небольшими изменением. Дидим Слепец по поводу этого изменения имени Сары замечает, что оно с одним "р" означает "малость" (῾μικρότης᾽ ἐρμηνεύεται), а это предполагает образ жизни новоначального в духовном преуспеянии (τὸν εἱσαγωγικὸν τρόπον). То же имя с двумя "р" толкуется как "начальствующая" (' ἀρχοῦσα'), что указывает на "совершенство добродетели" ( τελείοτης τῆς ἀρετῆς). См.: Didyme l᾽Aveugle. Sur la Genese, t.I. Ed. par P.Nautin et L.Doutreleau // Sources chretiennes, № 233. Paris, 1976, p.266.

45 В тексте, вероятно ошибочно, "мы".

46 Вообще отцы-подвижники различали два вида печали (λύπη). Первый вид - "печаль-грех", возникающая вследствие неудовлетворения (или неполного удовлетворения) страстных желаний. Она угнетает человека и есть, по словам св.Григория Богослова, "грызение сердца и смятение". В своем крайнем выражении такая печаль приводит к чувству безнадежной тоски, мрачной апатии и разрешается своего рода "духовной смертью" человека. Другой вид печали - "печаль по Богу", возникающая

279

 

 

из недовольства человека своим наличным духовно-нравственным состоянием. Она, наоборот, "возбуждает и поддерживает в человеке живую, энергическую активность, вызывает его на аскетический подвиг всестороннего совершенствования как с отрицательной (очищение сердца от страстей), так и с положительной стороны (приобретение добродетелей). В таком случае "печаль ума" является "драгоценным Божиим даянием"(св.Исаак Сирин)". См. Зарин С. Указ.соч., с.284-288. Печаль, о которой говорит св.Аммон, стоит безусловно ближе ко второму виду печали, хотя и не тождественно полностью ему. Это - "печаль о ближнем", истинное сочувствие его скорбям и искушениям, которая побуждает человека к молитвенному подвигу и неусыпному прошению за других.

47 Букв, "от самих себя"; но у св.Аммона речь идет, скорее всего, об исходе части братии из обители, связанном с обычным монашеским искушением - тяготением к перемене места.

48 Речь идет о, так сказать, "лжетеплоте" или "псевдоблагодати", противоположной подлинной благодати и несовместимой с ней. Посредством такой "псевдоблагодати" диавол прельщает людей неискушенных и не обладающих достаточным духовным опытом, т.е. не стяжавших еще способности "духовного различения".

49 Эта мысль о "трех волях" намечается и в одном из изречений св.Аммона, дошедшем только в сирийском переводе. Здесь некий инок спрашивает авву о том, как следует поступать человеку, начинающему какое-либо дело? На это авва отвечает, что человеку прежде всего следует понять причину, побуждающую его к действию: исходит ли такое побуждение от Бога, от сатаны, или от него самого? Лишь первое он должен осуществлять, а два других побуждения устранять, чтобы не быть пойманным в ловушки бесов. После этого человек должен обратиться к Богу, чтобы Он помог ему осуществить Божие, а затем и приступать непосредственно к делу. Тогда он будет прославлен Богом (сирийское изречение № 24). Позднее (в VII в.) аналогичное учение о "трех волях" развивал преп.Анастасий Синаит.

50 Ср. одно поучение преп.Орсисия, который призывает иноков к полному послушанию: "Будьте покорны отцам со всяким послушанием (cum omni oboedientia), без ропота и разных помыслов, соединяя с добрыми делами простоту души, чтобы, исполненные добродетелей и страха Божия, вы удостоились усыновления Божия (adaptione eius)". Преподобнаго отца нашего Орсисия аввы Тавеннскаго Учение об устроении монашеского жития. М.,1858, с.37. Текст (в латинском переводе это сочинение называется "Книга отца нашего Орсиесия" - "Liber patris nostri Orsiesii"): Bacht Η. Das Vermächtnis des Ursprungs. Studien zum frϋhen Mönchtum I. Wurzburg, 1972, S.98.

51 Ф.Но в примечании к этому месту высказывает предположение, что св.Аммон находился в отсутствии, на некоторое время покинув свой монастырь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.