Поиск авторов по алфавиту

Автор:Аммон, преподобный

Аммон, прп. Фрагмент А

Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html

Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.

  

 Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.


IV. ФРАГМЕНТЫ


ФРАГМЕНТ А

 

1. "Никто не может служить двум Господам" говорит Господь; поэтому вы не можете [творить] и Божие, и мирское, ибо "не можете служить Богу и маммо- не"(Мф.6,24), [но должны служить] либо одному только Богу, либо только миру1. Если вы боязливы, то не выходите на рать, ибо нельзя быть [одновременно] и робким, и воином, как написано: "Кто малодушен, тот пусть не выходит на брань"2. Нельзя быть немощным [душой] и мужественным, добросовестным и безразличным, желать дружбы Божией и дружбы человеческой. Ведь любящий дружбу человеческую удаляется от дружбы Божией, поскольку написано: "Даже до смерти подвизайся о истине" (Сир.4,32). Имеющий попечение об истине послушен закону Божиему, а послушный закону Божиему противоборствует попирающим его [бесам].

2. Нехорошо нравиться всем людям, ибо написано: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо"(Лк.6,26); пророки умирали за истину, а лжепророки говорили нравящееся людям и были любимы ими. И ты, желающий глаголить согласно истине, думай скорее о том, чтобы умереть за нее, нежели о том, чтобы доставлять удовольствие людям и быть любимым ими3. Вот, я пишу так, как понимаю это; вы же поступайте так, чтобы обрести покой [духовный]. Однако мне кажется, что если вы будете стремиться к тому, чтобы доставить удовольствие людям, то потом попадете под осуждение их за свое отсутствие благоговения [перед истиной]. Но если вы будете ревнителями истины, то они сначала, возможно, опечалят вас немного, однако потом будут удивляться вам и восхвалять ваше божественное рвение.

3. Поэтому будем избегать бесполезных собраний человеческих, питая любовь к уединению. Ведь даже совместное проживание с родственниками вредно для нас и пагубно сказывается на мирном состоянии нашей души4. Ибо как [мужи] сильные, заразившись чумой, заболевают целиком5, так и люди,без разбора проводящие жизнь с другими, заражаются их пороками. Ведь что общего с миром имеют отрекшиеся от него?

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Авва Исайя, обращаясь к этому же месту Евангелия, замечает, что "маммона есть обозначение всякого дела (деятельности, труда) мира ceгo" (σημειόv έστι πάσης ἐργασίας του κόσμου τούτου). Если человек не оставит этого дела, то он не сможет служить (λατρεũσαι) Богу. А служение Богу заключается в следующем: прославляя Его, нельзя иметь в уме нечто чуждое (ἀλλότριόν τι) Ему; молясь Ему, нельзя стремиться к какому-либо наслаждению; воспевая Его, нельзя иметь в себе зло; поклоняясь Ему, нельзя питать ненависть к кому-либо и т.д. Все это, принадлежащее миру сему, есть как бы "мрачная стена" (σκοτεινά τείχη), окружающая несчастную душу, которая не может служить Богу, если не откажется от "мирского". См. ΤΟΥ ΟΣΙΟΥ ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ABBA ΙΣΑΙΟΥ ΛΟΓΟΙ ΚΘ.' ΕΚΔ. ΜΟΝΑΧΟΣ ΑΥΓΟΥΣΤΙΝΟΣ. ΙΕΡΟΣΑΛΕΜ, 1911,σ.151.

2 Очень свободная цитата из Втор.20,8. Преп.Иоанн Кассиан Римлянин прилагает эти слова Священного Писания к тем, которые сначала отреклись от мира, а затем, по недостатку веры, побоялись лишиться земных благ. См. Jean Cassien. Institutions cenobitiques, p.310. А преп. Петр Дамаскнн, рассуждая о "терпении"("стойкости"- ὑπομονή), говорит, что именно эта добродетель лежит в основе брани со страстями. Ведь не обладающий ею не может выступить и "на чувственную рать"(εἰς πόλεμον αἰσθητόν): однако если "чувственной рати" можно избежать, скрывшись дома, то нет такого места, куда можно было бы убежать от "духовной брани"- и в пустыне, и среди людей она настигает человека. Поэтому "без терпения невозможно обрести покоя (ἀνάπαυσιν)".ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ. ΤΟΜΟΣ Г', σ.122.

3 В данном случае13 св. Аммон предостерегает против греха человекоугодия, который, безусловно, неотделим от лжи. Ср. у аввы Дорофея, который, опираясь на "Евангелие от Иоанна", говорит, что диавол есть "отец лжи"(Ин.8,44), а Бог есть Истина (Ин.14,6). Поэтому, если мы желаем быть действительно спасенными, нам следует со всей силой и рвением сохранять себя от всякой лжи, чтобы не отделить себя от Истины и Жизни. Dorothee de Gaza. Oeuvres spirituelles, p.320.

4 Подобное представление о значении уединения в духовной жизни было широко распространено в IV в. (и в последующей православной традиции). Ср., например, учение св. Григория Нисского, который считал, что уединение является существенной чертой любомудренной (девственной) жизни. "Уединенная жизнь, по мнению св.Григория, лучше всего содействует правильному нравственному развитию христианина, а потому лица, избравшие себе более идеальный путь нравственого совершенствования, должны предпочитать уединенне и, следовательно, отшельническую жизнь жизни в миру". Тихомиров Д. Св. Григорий Нисский, как моралист. Могилев на Днепре, 1886, с.309. Это представление легло в основу формирования "исихастского типа духовости". При этом однако следует помнить, что в Православии "различия между "киновальной" и "психастской" духовностью не были вызваны разногласием в понимании духовной жизни и ее целей. Обе имеют своей целью созерцание, видение Бога и единение с Ним. Различия в путях основаны на желании сделать духовную жизнь доступной для различных

311

 

 

типов и состояний человеческой духовности так, что общежительная жизнь обыкновенно рассматривается, как своего рода подготовка и школа, а безмолвническая, как более высокая и подходящая для лиц, которые уже прошли через киновиальную подготовку". Иеромонах Василий (Кривошеин). Православное духовное предание, с. 15.

5 Это выражение (πάντα νοσοũσι) предполагает, что болезнь охватывает весь организм человека, особенно сильного. Такие люди (их св.Аммон обозначает термином ἐνάρετοι, обычно имеющим значение "добродетельные"), редко болеющие, как бы не вырабатывают в себе иммунитета, а поэтому любая зараза для них бывает часто более губительной, чем для людей слабых и часто болеющих. По мысли св.Аммона, это относится и к сфере духовного здоровья: человек, блюдущий целомудрие и усиленно подвизающийся должен быть предельно внимательным в своих отношениях с другими людьми, чтобы не "заразиться" от них, ибо любая, даже на первый взгляд незначительная "инфекция" может стать для него смертельной.

312


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.