13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Аммон, преподобный
Аммон, прп. Послание первое. О безмолвии
Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html
Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
II. ПОСЛАНИЯ СВ. АММОНА
ПОСЛАНИЕ ПЕРВОЕ. СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АВВЫ АММОНА О БЕЗМОЛВИИ
1. Вы, возлюбленнейшие братия мои, знаете, что со времени преступления [заповеди] душа не может познать, как должно, Бога, если не удалится от людей и всякого развлечения1. Тогда узревает она брань сражающихся с ней и, если она время от времени выходит победительницей из этой брани, то в нее вселяется Дух Божий и всякое мучение [ее] превращается [Им] в радость и ликование2. Во время браней душа подвергается нападкам печалей, уныний и многих других всевозможных тягот, но она не устрашается, ибо не могут они одолеть ее, свершающую свой жизненный путь в безмолвии.
2. Поэтому и святые отцы удалялись в пустыни, как, например, Илия Фесвитянин, Иоанн Креститель и остальные отцы3. Не думайте, что праведники, пребывая среди людей, достигали праведности [в мирской суете]. Нет, но подвизаясь прежде во многом безмолвии, они обретали Божественную Силу, вселяющуюся в них, и [лишь] Бог посылал их, [уже] обретших добродетели, в среду людей, для назидания человеков и исцеления болезней их. Ибо [эти праведники] были врачами душ и могли исцелять человеческие недуги4. В силу такой нужды были они разлучены с безмолвием и посланы к людям. Однако [Бог] послал их [лишь] тогда, когда были исцелены их собственные болезни. Ведь невозможно, чтобы Бог посылал немощную душу в среду людей для назидания их. А приходящие [ныне из пустыни], не достигнув еще совершенства, приходят по своей, а не по Божией воле5. О таковых Бог говорит: "Не посылах их, а они течаху" (Иер.23,21)6. Поэтому они ни самих себя соблюсти не могут, ни назидать другую душу не способны.
3. А [праведники], посланные Богом, не желают расставаться с безмолвием, зная, что именно благодаря ему и стяжаются божественные силы7. Лишь чтобы не ослушаться Творца, они приходят [из пустыни] для назидания человеков.
4. Вот, я ознакомил вас со значением безмолвия и [сказал], что Бог одобряет его. И поскольку вы познали преимущество безмолвия, то вам следует устремляться к нему.
5. Однако большинство монахов не достигают его, оставаясь вместе с людьми, а поэтому они не в силах победить все желания свои8; они не хотят утруждать себя для того, чтобы избежать развлечения, [исходящего] от человеков, но вовлекают друг друга в [это] развлечение, а поэтому не познают сладости Божией и не удостаиваются того, чтобы Сила Божия вселилась в них и даровала им небесное качество. И, [действительно], Сила Божия не вселяется в них, ибо развлекаются они вещами мира сего, вращаются в страстях души, мнениях человеческих и желаниях ветхого человека.
6. Итак, с того времени9 Бог удостоверил нас относительно будущего, а поэтому укрепитесь в своем делании. Ибо отказавшиеся от безмолвия не могут ни своих желаний победить, ни одолеть воющего с ними врага. Вследствие этого Сила Божия не вселяется в них, поскольку не обитает Она в тех, кто рабски служит страстям. Но вы победите страсти, и Сила Божия сама по себе придет к вам.
Будьте здравы в Духе Святом. Аминь.
263
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Св. Аммон употребляет здесь глагол συστέλλω (букв."стягивать") в смысле "уходить, удаляться", но такое "удаление" предполагает и "собирание себя", которое является единственным путем к Боговедению (τὸν Θεὸν ἐπιγνῶναι ).
2 Опыт духовной радости, связанный с посещением благодати, запечатлевается во многих произведениях аскетической письменности. Так, преп.Макарий сравнивает души, взыскующие Господа, с "умными градами Его" (ταῖς νοεραῖς αὐτοῦ πόλεσιν), которым Он посылает свыше "светлый и божественный образ Своего Духа", то есть "небесного Человека"( τὸν ἐπουράνιον ᾂνθρωπον), дабы этот Человек (пли Дух), запечатлевшись и смешавшись с ними, преисполнил их миром, неизре-
271
ченной радостью и ликованием. См.: Pseudo-Macaire. Oevres spirituelle. Ed. par V.Desprez // Sources chretiennes, № 275. Paris, 1980, p.230. Блаж. Диадох Фотикийский также говорит, что "благодать посредством чувства ума (διὰ τῆς νοῦ αίσθήσεως) у преуспевающих в ведении увеселяет тело неизреченным ликованием". См. Попов К. Блаженный Диадох (V-ro века) и его творения, т.1. Киев, 1903, с.437-438. Вообще, тема "радости" восходит к Ветхому Завету, где для обозначения ее используются понятия ἀγαλλίασις (собственно "радость") и εὐφροσύνη ("веселие"); в Новом Завете на первый план выступает термин χαρά (св.Аммон сополагает ветхозаветное и новозаветное словоупотребление: χαρὰν καὶ ἀγαλλίασίν). Если в Ветхом Завете "радость" соотносится преимущественно со свободным человеческим "ответом" на присутствие Бога и Его спасительного действия в мире, то в Новом Завете она "фокусируется" на Богочеловеческой Личности Иисуса Христа. Поэтому радость становится неотъемлимой и характерной чертой жизни христианина, всегда сопутствуя ему в скорбях, невзгодах и мучениях. Отцы Церкви, развивая эту ветхозаветную и новозаветную традицию, тесно связывали радость с верой в Бога, покаянием, смирением, послушанием Богу, духовной бранью, любовью к Богу и к ближним и пр. добродетелями, без которых (как и без радости) немыслимо спасение. См. Langis D. Joy: A Scriptural and Patristic Understanding // The Greek Orthodox Theological Review, 1990 v.35, p.47-57.
3 Мнение, что прообразами христианских иноков являются, среди прочих ветхозаветных святых, Илия Пророк и Иоанн Креститель, было достаточно широко распространено в церковной письменности и нашло свое выражение у свв.Григория Богослова, Григория Нисского, блаж. Иеронима и др. См. соответствующие разделы в книге: Theologie de la vie monastique. Etudes sur la Tradition patristique. Aubier, 1961, p. 121, 133-134, 194.
4 Ср. замечание блаж.Феодорита Кирского: "Молитва святых есть общее противоядие против всех страстей". Theodoret de Cyr. Histoire des moines de Syrie, t.II. Td. par. P.Canivet et A.Leroy-Molinghen // Sources chretiennes, № 257. Paris, 1979,p.30.
5 Здесь св.Аммон очень четко обозначает ту мысль, что целью монашества является достижение совершенства, насколько это вообще возможно для христианина. См. Flew N. The Idea of Perfection in Christian Theology. London, 1934, p. 158-159.
6 В этой цитате св.Аммон заменяет слово "пророки" на "их".
7 Выражением: τὰς θείας δυνάμεις здесь, вероятно, обозначаются различные проявления Божией благодати.
8 Понятие "безмолвие"("исихия") у св.Аммона, на первый взгляд, почти совпадает с "отшельничеством". Но здесь следует помнить, что в православном монашестве "само отшельничество обычно понималось более в смысле внутренней отрешенности от окружающей среды, а не как простое "географическое" удаление из ограды монастыря в пустыню". Монах Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св.Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum, t.VIII. Praha, 1936, с. 101. Поэтому преп.Симеон Новый Богослов и говорит: "Переход ума от [вещей] зримых к [вещам] незримым, его [уход] от чувственного и вселение в сверхчувственное производят забвение всего того, что он оставил позади. Это я называю безмолвием в подлинном смысле слова (ή ᾑσυχίαν ὄντως), страной и местом безмолвия". Symeon le Nouveau Theologien. Chapitres theologiques, gnostiques et pratiques. Ed. par J.Darrou7.es // Sources chrétiennes, № 51. Paris, 1957, p.64.
9 Выражение: ἀπ'ἐντεῦθεν указывает, скорее всего, на время Илии Пророка.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.