13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Амфилохий Иконийский
Амфилохий Иконийский Письмо к Селевку
1069
ПИСЬМО К СЕЛЕВКУ
1. Верю в единого Бога, в трех Лицах познаваемого, Виновника и Творца всяческих, Безначального, Непостижимого, Невидимого, Непознаваемого, Неописуемого, Неподвижного, Неизменяемого, Бессмертного, Бесстрастного; говорю, что единое Начало безначально и не подвержено страданию в чем-либо ином, ибо Божественная природа во всем бесстрастна. Единым Богом я называю истинно сущего Бога, избегая языческого многобожия. А то, что Единый познается в трех Лицах, есть опровержение иудейства. Ибо я исповедую Отца в Сыне, и Сына в Отце, и Духа в Сыне и в Отце. И поклоняюсь Иисусу Христу, совечному Отцу по Божеству, так как Он ни сущностью, ни бытием не младше Отца по Божеству. И точно так же Дух Святой.
Сына называю рожденным вне времени и безначально, вечно существующим с Отцом по Божеству и верю в Духа Святого, вечно исходящего от Бога и Отца. И исхождение Духа не называю рождением, и рождение Сына не называю исхождением. А когда требует последовательность изложения, я называю Бога единым не потому, что отрицаю ипостаси, но именем Бога обозначаю общность сущности.
А когда я говорю о единосущии, то говорю не о единосущии одного Лица, а трех: Отца, Сына и Святого Духа, ибо не говорится, что одно Лицо единосущно Самому Себе, но единосущны Отец, Сын и Дух. А различие в Лицах, но не в сущности, ибо Отец, Сын и Святой Дух имена образа бытия или отношения, а не просто сущности. Итак, явно, что слово Бог обозначает бытие Отца, а слово Отец Того, Кому принадлежит это бытие; также слово Бог обозначает бытие Сына, а слово Сын — Того, Кому принадлежит это бытие. И точно так же Дух Святой. А кого бытие одно и то же, у того одна сущность. О единосущии Троицы, насколько позволяют мои силы, пусть будет сказано это.
2. Если скажут, что во Христе одна сущность, спросите их: «Как, в таком случае вы говорите, что Христос бесстрастен
1070
по Божеству, а по плоти подвержен страданию?» Потому что свойственное одной сущности полностью подобно: или полностью бесстрастно, или подвержено страданию...
3. Так что нужно соединять образ Бога и образ раба в одном Лице Сына и Господа Иисуса Христа. Таким образом, я исповедаю Сына Божия и Богом, и человеком, Единым Сыном из двух природ и страстной и бесстрастной, и смертной и бессмертной, и осязаемой и неприкосновенной, безначальной и имеющей начало, неописуемой и описываемой...
4. Ибо выше я говорил, что Христос, Сын Божий, неописуемый и описываемый. По Божественной природе — неописуем, а по человеческой описан. О Христе Сыне Божием как о человеке написано, что Он был и в яслях, и в пеленах, и на Кресте, и в гробу, а по Божеству — безгранично и неописуемо все обнимал и обнимает.
5. Христос, Сын Божий, единый Сын из двух совершенных природ и беспредельно и неописуемо все обнимающий Божеством и всем управляющий.
6. Называю Сына Божия единым, но из двух природ, не отрицая ни Божественной, ни человеческой. Поэтому Он страдает, но не Божеством, а человечеством, то есть Христос пострадал плотью, но не Божество пострадало. Устрани, несчастный, это ужасное и хульное. Страдает воспринятая природа, а воспринявшая остается бесстрастной. Поэтому Сам Бог Слово, ничего не претерпевая, усваивает то, что свойственно храму тела, поскольку в одном Лице соединяются две природы.
7. Итак, от Святой Девы Марии рождается Владыка Христос, Сын Божий, не в неописуемой, но в подлежащей описанию природе.
8. Итак, Един Христос, Сын Божий, подверженный страданию по плоти, невидимый по Божеству; описываемый по плоти, неописуемый по Божеству; имеющий начало во времени, безначальный по Божеству.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.