Поиск авторов по алфавиту

Избранная библиография

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Ниже приводится литература только на русском языке. Важнейшая же иностранная библиография по затронутым в книге вопросам дана в следующих обзорных трудах: Bilan de la théologie du XX-e siècle. V. 1—2. Tournai — Paris, 1970; Handbuch theologischer Grundbegriffe. В. 1—2. München, 1962; The Pelican Guide to Modern Theology. V. 1—3. London, 1971 —1972; F. L. Cross, E. A. Living­stone. The Oxford Dictionary of the Christian Church. Oxford, 1985.

 

1. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Аггеев К., свящ. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Киев, 1909 (авт. — правосл. публицист и деятель).

Алексеев Η. П. Религия, право и нравственность. Париж: YMCA, 1930 (авт. — правосл. философ права).

Аскольдов А. С. Христианство и политика. Киев, 1906 (авт. — правосл. фи­лософ).

Его же. Идея справедливости в христианстве. — В кн.: Философский сборник. Л. М. Лопатину. М., 1912.

Беккер Г. Современная теория священного и светского и ее развитие. — В кн.: Г. Беккер и А. Босков. Современная социологическая теория/Пер. с англ. М., 1961 (авт. — американ. социолог).

Белла P. Н. Социология ’религии. — В кн.: Американская социология/Пер. с англ. М., 1972 (авт. — социолог религии).

Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907 (авт. — русск. религиозн. мыслитель).

Его же. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910.

Его же. Смысл творчества. М., 1916; 1989.

Его же. Смысл истории. Берлин, 1923.

Его же. Царство Духа и царство Кесаря. Париж; YMCA, 1951.

Брентано Л. Христианско-социальное движение в Англии/Пер. с англ. М., 1906.

268

 

 

Булгаков С. От марксизма к идеализму. СПб., 1903 (авт. — правосл. бого­слов, философ и экономист, впосл. священник).

Его же. Церковь и социальный вопрос. — «Вопросы религии». В. I. М., 1906.

Его же. Церковь и государство. — «Вопросы религии». В. I. М., 1906.

Его же. Два Града: Исследования о природе общественных идеалов. T. 1—2. М., 1911.

Его же. Философия хозяйства. T. 1. М., 1912.

Его же. Христианство и социализм. М., 1917.

Его же. Тихие думы. М., 1918.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма/Пер. с нем. — В кн.: Макс Вебер и методология истории. М.: ИНИОН, 1985.

Его же. Хозяйственная этика мировых религий/Пер. с нем. (В сокращ.) — «Атеист». 1928. № 25.

Воинов Н. Христианство и культура. М., 1911 (авт. — правосл. духовный писатель).

Вышеславцев Б. Христианство и социальный вопрос. Варшава, 1929 (авт. — правосл. религ. мыслитель).

Его же. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1952.

Гизо П. Г. Размышления о сущности христианской веры/Пер. с фр. СПб., 1863 (авт. — историк и полит, деятель XIX века).

Глок П. Г. Социология религии. — В кн.: Социология сегодня: Проблемы и перспективы/Пер. с англ. М., 1965 (авт. — америк. социолог).

Гусев П. Религиозность как основа нравственности. Казань, 1894 (авт. — правосл. богослов).

Джонсон X. Христиане и коммунизм/Пер. с англ. М., 1957 (авт. — англик. церк. деятель прокоммунистич. направления).

Жилое И., свящ. Что говорят знаменитые люди о Библии? Юрьев, 1913 (авт. — правосл. духовн. писатель).

Записки Петербургских религиозно-философских собраний (1902—1903). СПб, 1906 (Протоколы собеседований между представителями интеллигенции и бо­гословами).

Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви/Пер. с нем. Предисл. С. Булгакова. М., 1913 (авт. — австрийск. католич. ученый и церк. деятель).

Иванов Вяч. Родное и Вселенское. М., 1917 (авт. — поэт-символист и мы­слитель).

Ильин Вл. Атеизм и гибель культуры. Париж: YMCA, 1929. (авт. — правосл. писатель).

Ильин И. А. Основы христианской культуры. Женева, 1937 (авт. — русск. религ. мыслитель).

Карсавин Л. Н. Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922 (авт. — русский ме­диевист и философ).

Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря перед судом Нового Завета. Париж, 1947 (авт. — правосл. специалист по Новому Завету).

Ле Блон Ж. М. После христианства? — «Логос». Париж — Брюссель. 1971. № 3 (авт. — католич. богослов).

Лейтон И. П. Иисус Христос и современная цивилизация/Пер. с англ. СПб., 1909 (авт. — протестантский философ).

Матьюс Ш. Социальное учение Христа. СПб., 1911.

269

 

 

Мережковский Д. С. Было и будет. Пг., 1915 (авт. — русск. лит. критик и эссеист).

Михаил (Семенов), архим. Христианство и свобода. В. 1—8. М., 1906 (авт. — правосл. публиц., впоследствии старообр. епископ).

Навилль Э. Христос: Публичные чтения/Пер. с фр. СПб., 1901 (авт. — швейц. протест, мыслитель).

Освальд Шпенглер и Закат Европы (Статьи Н. А. Бердяева, Я. М. Букшпана, Ф. А. Степуна, С. Л. Франка). М., 1922.

Петров Г., свящ. Евангелие как основа жизни. М., 1903 (авт. — правосл. писат. радикального направления).

Пибоди Ф. Иисус Христос и социальный вопрос/Пер. с нем. М., 1907 (авт. — либер. протестант).

Пфеннигсдорф Е. Иисус Христос в современной духовной жизни/Пер. с нем. Харьков, 1907 (авт. — протест, богослов).

Рейснер М. А. Государство и верующая личность. СПб., 1905 (авт. — либер. правовед).

Руффинр Ф. Религиозная свобода: История идеи. Ч. I. СПб., 1914.

Свенцицкий В. Христианское отношение к власти и насилию. — «Вопросы ре­лигии». В. I, М., 1906 (авт. — правосл. писатель, впоследствии свящ.).

Секретан Ш. Цивилизация и вера/Пер. с фр. М., 1900 (авт. — швейц. про­тест. философ).

Соловьев Вл. Три силы. — В кн.: Собр. соч. Вл. Соловьева. T. I (авт. — русск. религ. философ).

Его же. Мир Востока и Запада. — Собр. соч. T. VII.

Его же. Об упадке средневекового миросозерцания. — Собр. соч. T.V1. Соловьев С. М. Богословские и критические очерки. М., 1916 (авт. — русск. поэт и религ. мыслитель).

Социальное значение религиозной личности. М., 1913 (Сб. произвед. правосл. авторов).

Спасский А. Христианство и эллинизм. Серг. Пос., 1914 (авт. — правосл. истор. Церкви).

Тихомиров А. Личность, общество и Церковь. М., 1904 (авт. — правосл. ре­лиг. писатель).

Трольч Э. О возможностях христианства в будущем/Пер. с нем. — «Логос». Кн. 2. М., 1910 (авт. — либеральн. протест, богослов).

Федотов Г. П. Социальное значение христианства. Париж: YMCA, 1934. Франк С. Л. Духовные основы общества. Париж: YMCA, 1930 (авт. — пра­восл. философ и социолог).

Его же. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социологии. Париж: YMCA, 1949.

Фромм Э. Психоанализ и религия. — В кн.: Сумерки богов. М., 1989.

Хонсгейм М. Социология религии. — В кн.: Г. Беккер и А. Босков. Современная социологическая теория. М., 1961 (авт. — америк. социолог).

Чаадаев П. Я. Философские письма/Пер. с фр. — В кн.: Собрание сочинений и писем П. Я. Чаадаева. Т. 1-2. М., 1914, и в кн.: Литературное наследство. Т. 22— 24. М., 1935 (авт. — русский религ. мыслитель).

Швейцер А. Культура и этика/Пер. с нем. М., 1973 (авт.— нем. историк, моралист, музыкант и врач).

270

 

 

Экземплярский В. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910 (авт. — правосл. богослов).

Его же. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913.

Элиот T. С. К определению понятия культуры/Пер. с англ. Лондон, 1968 (авт. — поэт и мыслитель).

Эллис Л. Л. (Кобылинский). Vigilemus! (авт. — поэт, переводчик, теоретик символизма).

 

2. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, МИСТИКИ. ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ*

Августин (Гуляницкий), архиеп. Руководство к основному богословию. М., 1914 (авт. — правосл. богослов).

Аверинцев С. С. Откровение. — В кн.: Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967 (авт. — русск. историк культуры).

Его же. Теология. — В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.

Альбов Μ. П. Очерк христианской апологетики. СПб., 1908 (авт. — правосл. богослов).

Арсеньев Н. Жажда подлинного бытия. Берлин, 1922 (авт. — правосл. исто­рик и богослов).

Его же. Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959.

Его же. О жизни преизбыточествующей. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966.

Его же. Единый поток жизни. Брюссель: Жизнь с Богом, 1973.

Бажанов В. Б., прот. О. религии. СПб., 1905 (авт. — правосл. богослов).

Бальтазар Н. Философия Левенской школы. — Новые идеи в философии. В. 17. СПб., 1914 (авт. — католич. философ-неотомист).

Бальфур А. Основания веры/Пер. с англ. М., 1900 (авт. — англиканск. религ. писатель и полит, деятель).

Бекк Р. Космическое сознание/Пер. с англ. СПб., 1915 (авт. — канадск. пси­хиатр, последователь У. Уитмена).

Бердяев Н. Философия свободы. М., 1911.

Его же. Наука о религии и христианская апологетика. — «Путь». Париж: YMCA, 1927. № 6.

Его же. Философия свободного духа. Ч. 1—2, Париж: YMCA, 1927—1928.

Его же. Опыт эсхатологической метафизики: (Творчество и объективация). Париж: YMCA, 1947.

Берсье Е. Беседы/Пер. с фр. Т. 1—5. М., 1890—1902 (авт. — протест, богослов и проповедник).

Боголюбов Н., прот. Теизм и пантеизм. Нижний Новгород, 1899 (авт. — правосл. богослов).

Его же. Философия религии. Ч. 1. Киев, 1918.

Боголюбский Н., прот. Богословие в апологетических чтениях. М., 1915 (авт. — правосл. богослов).

Булгаков С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1917.

*) «Основным» называется раздел богословия, который изучает вопросы соот­ношения религии и культуры, веры и знания.

271

 

 

Буткевич Т., прот. Религия, ее сущность и происхождение: (Обзор философ­ских гипотез). Кн. 1-2. Харьков, 1902—1904 (авт. — правосл. богослов).

Его же. Полувековая борьба христианского богословия на Западе. Харьков, 1884.

Его же. Исторический очерк развития апологетического, или основного, бого­словия. Харьков, 1899.

Его же. Всеобщность и изначальность религии в роде человеческом. Харь­ков, 1898.

Его же. Основное, или апологетическое, богословие и его задачи. Харьков, 1897.

Варлаам (Ряшенцев), архим. Вера и причины неверия. Полтава, 1912 (авт. — правосл. богослов, впоследств. епископ).

Введенский Л. Вера в Бога, ее происхождение и основания. СПб., 1891 (авт. — правосл. богослов и историк религии).

Введенский А. Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом. — «Мысль». 1922. № 2. (авт. — русск. философ и психолог).

Вундт В. Миф и религия/Пер. с нем. СПб., 1913 (авт. — нем. философ и психолог).

Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. Париж: YMCA, 1931.

Галахов И., прот. О религии. Томск, 1915 (авт. — правосл. писатель).

Гегель Г. Ф. Философия религии/Пер. с нем. М., 1975.

Гессен И. Мистика и метафизика. — «Логос». Кн. 1. М., 1910 (авт. — католич. богослов).

Геттингер Ф. Апология христианства/Пер. с нем. СПб., 1872 (авт.— католич. богослов).

Геффдинг Г. Философия религии. 2-е изд. 1912 (авт. — датский философ).

Глаголев С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900 (авт. — правосл. богослов).

Его же. Из чтений о религии. Серг. Пос., 1905.

Его же. Пособие к изучению основного богословия. Серг. Пос., 1912.

Грассери Де-ла Р. Психология религий/Пер. с фр. СПб., 1901.

Данзас Ю. Католическое богопознание и марксистское безбожие. Рим, 1941 (авт. — католич. писательница).

Джеймс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии/Пер. с англ. СПб., 1904 (авт. — америк. философ-прагматист).

Его же. Многообразие религиозного опыта/Пер. с англ. М., 1910.

Его же. Вселенная с плюралистической точки зрения/Пер. с англ. М.,

1911.

Дондейн А. Современный материализм и вера в Бога/Пер. с фр. Брюссель: Жизнь с Богом, 1958 (авт. — католич. философ-неотомист).

Его же. Христианская вера и современная мысль/Пер. с фр. Брюссель: Жизнь с Богом, 1974.

Дюпрель К. Философия мистики/Пер. с нем. Киев, 1911 (авт. — философ- оккультист) .

Елеонский Н., прот. Чтения по основному богословию. М., 1907 (авт. — правосл. богослов).

Желудков С., свящ. Почему и я христианин. 1973 (авт. — правосл. богослов радикального направления).

272

 

 

Зеньковский В., прот. Апологетика. Париж: YMCA, 1957 (авт. — правосл. философ и богослов).

Его же. Основы христианской философии. T. 1. Франкфурт, 1961; Т. 2. Париж: YMCA, 1964.

Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Париж, 1925.

Его же. Аксиомы религиозного опыта. T. I—II. Париж: YMCA, 1953.

Его же. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962.

Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский. О религии откровенной.— В кн.: Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского. T. XI. СПб., 1877.

Иноземцев А. Единобожие как первоначальная форма религии. М., 1881.

Иоанн (Шаховской), архиеп. Книга свидетельств: (Философия человеческой жизни). 1965 (авт. — правосл. религ. писатель).

Кант И. Религия в пределах только разума/Пер. с нем. СПб., 1908.

Каро Э. Идеи Бога и бессмертия души и их новейшие критики/Пер. с фр. М., 1898 (авт. — религ. писатель).

Карсавин Л. П. Saligia. Пг., 1922.

Его же. О началах. Берлин, 1925.

Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989.

Киреевский И. О необходимости новых начал для философии. — В кн.: Сочи­нения И. Киреевского. T. I. М., 1910 (авт. — один из основоположн. славяно­фильства).

Козлов А. Сознание Бога и знание о Боге. — «Вопросы философии и психо­логии». Кн. 29. 1895 (авт. — русск. философ-идеалист).

Крылов А. Происхождение и сущность религии. СПб., 1901.

Кудрявцев Π. П. Абсолютизм или релятивизм? Киев, 1908, (авт. — правосл. историк философии).

Кудрявцев-Платонов В. Д. Религия, ее сущность и происхождение. — В кн.: В. Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. T. II. В. 1. Серг. Пос., 1892 (авт. — правосл. философ и богослов).

Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 (без м. изд.; автор — католич. неомодер­нист).

Лейбниц Г. В. Избранные философские сочинения/Пер. с нем. М., 1908 (авт. — нем. философ и математик XVIII века).

Леруа Э. Догмат и критика/Пер. с фр. Предисл. Н. Бердяева. М., 1915 (авт. — католич. философ-модернист).

Линицкий П. И. Пособие по апологетическому богословию. Киев, 1904.

Лодыженский М. Мистическая трилогия. T. I. Сверхсознание. 3-е изд. Пг., 1915 (авт. — правосл. религ. писатель).

Лопатин Л. М. Положительные задачи философии. 2-е изд. СПб., 1911 (авт. — русск. философ-идеалист).

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви/Пер. с фр. — Богословские труды. Сб. 8. М., 1972 (авт. — правосл. богослов).

Лосский Н. О. Мир как органическое целое. Пг., 1917 (авт. — русский фи­лософ-интуитивист).

Его же. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж: YMCA, 1938.

Лютард Хр. Апология христианства/Пер. с нем. СПб., 1915 (авт. — протест, богослов).

273

 

 

Маккари Дж. Язык религии и язык аналитической философии. «Логос». Париж—Брюссель, 1971. № 2 (авт. — англ, католич. философ).

Маритен Ж. Метафизика и мистика/Пер. с фр. — «Путь». Париж: YMCA, 1925. 2. (авт. — католич. философ-неотомист).

Марле Р. О так называемом «богословии смерти Бога»/Пер. с фр. — «Логос». Париж — Брюссель, 1971. № 2.

Марсель Г. Трансцендентное как метапроблематика/Пер. с фр. — «Логос». Париж — Брюссель, 1972. № 5 (авт. — католич. философ-экзистенциалист).

Метерлинк М. Сокровище смиренных/Пер. с фр. — В кн.: М. Метерлинк. Собр. соч. T. I, СПб., 1915 (авт. — бельгийск. драматург, поэт и эссеист).

Михаил (Грибановский), еп. Истина бытия Божия. СПб., 1888 (авт. — правосл. богослов и проповедник).

М-н В. Анимистическая теория происхождения религии. — «Странник». 1914. № 12.

Моравский М. Религиозно-философские вечера/Пер. с нем. 2-е изд. СПб., 1913 (авт. — польск. католич. богослов).

Навилль Э. Небесный Отец: Беседы о Боге и Его отношении к миру и человеку /Пер. с фр. СПб., 1868.

Его же. Что такое философия? /Пер. с фр. СПб., 1896.

Неплюев И. Н. Что такое истина? Лейпциг, 1893 (авт. — правосл. религ. писатель и деятель).

Несмелое В. Наука о человеке. T. 1—2. Казань, 1905 (авт. — правосл. богослов и философ).

Новоселов М. А. Забытый путь опытного богопознания. 3-е изд. М., 1912 (авт. — правосл. писатель и деятель).

Остроумов М. А. История философии в отношении к откровению. Харьков, 1886 (авт. — правосл. богослов).

Паскаль Б. Мысли о религии/Пер. с фр. М., 1902 (новый сокращ. перевод — в «Библиотеке Всемирной Литературы». Т. 42. М., 1974).

Пирогов И. Н. Вопросы жизни: Дневник старого врача. — В кн.: И. Пирогов. Собр. соч. T. II. Киев, 1910 (авт. — русский хирург и педагог).

Поварнин С. И. У истоков живой религии. Пг., 1918 (авт. — правосл. фило­соф).

Прозоров И., свящ. Чтения по основному богословию. Киев, 1900 (авт. — правосл. богослов).

Пфлейдерер О. О религии и религиях/Пер. с нем. СПб., 1909 (авт. — философ и историк религии).

Рождественский Η. П. Христианская апологетика. T. I—II. СПб., 1893 (авт. — правосл. богослов).

Роллан Р. О мистической интроверсии. — В кн.: Р. Роллан. Собр. соч. T. XX. М., 1928 (авт. — франц. писатель и публицист).

Соловьев Вл. Соч. в 2 т. М., 1989.

Его же. Духовные основы жизни. — Собр. соч. T. III. СПб., 1911.

Его же. Понятие о Боге. Собр. соч. T. IX. СПб., 1914.

Степун Ф. Трагедия мистического сознания. — «Логос». Кн. 2—3. М., 1911 — 1912 (авт. — русск. мыслитель).

Тареев М. Христианское мировоззрение. Серг. Пос., 1908 (авт. — правосл. богослов).

274

 

 

Тихомиров Д. Апологетические беседы о религии. СПб., 1884 (авт. — правосл. писатель).

Его же. Курс основного богословия. СПб., 1897.

Троицкий С. Защита христианства на Западе. СПб., 1913 (авт. — правосл. бого­слов и канонист).

Трубецкой С. Основания идеализма. — В кн.: С. Трубецкой. Собр. соч. Т. 2. М., 1906 (авт. — русск. философ-идеалист).

Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 1918 (авт. — правосл. религ. мыслитель). Туберовский А. Воскресение Христово: (Опыт мистической идеологии пасхаль­ного догмата). Серг. Пос., 1916 (авт. — правосл. богослов).

Успенский П. Д. Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. СПб., 1911 (авт. — математик и мыслитель теософского направления).

Феофан (Туляков), еп. Чудо: Христианская вера в него и ее оправдание. Пг., 1915.

Флоренский П., свящ. Вопросы религиозного самопознания. Серг. Пос., 1907 (авт. — правосл. философ и богослов).

Его же. Столп и утверждение истины: Опыт православной Теодицеи. М., 1914.

Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии/Пер. с фр. М., 1914 (авт. — фр. психолог).

Фотиев К., свящ. Беседы о религии. Франкфурт, 1956 (авт. — правосл. де­ятель).

Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии. Париж, 1939.

Его же. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. Париж: YMCA, 1956.

Его же. С нами Бог: Три размышления. Париж: YMCA, 1964.

Его же. Онтологическое доказательство бытия Бога. — В кн.: С. Л. Франк. По ту сторону правого и левого. Париж: YMCA, 1972.

Хебблетуэй Ж. Будущее апологетики. — «Логос». Париж — Брюссель. 1973. № 9—10 (авт. — католич. богослов).

Цельное знание: Современные течения религиозно-философской мысли во Франции. Пг., 1915 (Сб. статей).

Чиж Вл. Психология наших праведников. — «Вопросы философии и психо­логии». Кн. 85. 1906.

Шестов Л. Афины и Иерусалим. Париж: YMCA, 1951 (авт. — религиозн. философ-иррационалист).

Его же. Умозрение и Откровение. Париж: YMCA, 1965.

Его же. Sola Fide — Только верой. Париж: YMCA, 1967.

Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим/Пер. с нем. Предисловие С. Л. Франка. М., 1911 (авт. — основоположник либераль­ного протестантизма).

Шмитц И. Краткая апологетика/Пер. с нем. СПб., 1910.

Шредер Л. Сущность и начало религии, ее корни и их развитие/Пер. с нем.

Серг. Пос., 1909 (авт. — австрийск. историк культуры).

Штейнер Р. Как достигнуть познания высших миров/Пер. с нем. М., 1918 (авт. — основатель гностич. секты антропософов).

Его же. Мистика/Пер. с нем. М., 1917.

275

 

 

Эбрард Г. Апологетика/Пер. с нем. СПб., 1880 (авт. — протест, богослов).

Эйкен Р. Основные проблемы современной философии религии/Пер. с нем. СПб., 1910 (авт. — внеконфессиональн. философ религии).

Эрн Вл. Борьба за Логос. М., 1911 (авт. — правосл. мыслитель-публицист).

Его же. Основной характер русской философской мысли и метод ее изуче­ния. — В кн.: Вл. Эрн, Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912.

Ямпольский С. Опыт синтетической апологетики. T. 1—5, М., 1969 (Рукопись;авт. — математик и богослов).

 

3. РЕЛИГИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Антамонов Ю. Г. Размышления об эволюции материи. М., 1970 (авт. — совет­ский ученый).

Баллярд Ф. Чудеса неверия/Пер. с англ. СПб., 1910 (авт. — методистск. пастор и богослов).

Берг Л. С. Труды по теории эволюции. Л., 1977 (авт. — русск. биолог). Бергсон А. Творческая эволюция/Пер. с фр. М., 1914 (авт. — философ-интуитивист).

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание/Пер. с англ. М., 1961 (авт. — датск. физик-ядерник).

Борн М. Физика в жизни моего поколения/Пер. с англ., нем., фр. М., 1961 (авт. — нем. физик).

Бугру Э. О случайности законов природы/Пер. с фр. СПб., 1900 (авт. — фр. философ).

Его же. Наука и религия в современной философии/Пер. с фр. М., 1910.

Васман Э. Неодарвинизм и христианство/Пер. с нем. 2-е изд. СПб., 1915 (авт. — австрийск. энтомолог).

Его же. Христианство и теория развития/Пер. с нем. Пг., 1917.

Вернадский В. И. Очерки и речи. Ч. 1—2. Пг., 1922 (авт. — русск. ученый-гео­физик) .

Его же. Ноосфера. М., 1944.

Его же. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Винер Н. Кибернетика и общество /Пер. с англ. М., 1958 (авт. — америк. ма­тематик, основопол. кибернетики).

Его же. Творец и робот: Обсуждение некоторых проблем, в которых киберне­тика сталкивается с религией/Пер. с англ. М., 1966.

Виньковецкий Я. А. Геология и общая теория эволюции природы. Л., 1971 (авт. — геолог и геофизик).

Войцеховский М. Богословие и физика — «Символ». Париж, 1984. № 12. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики /Пер. с нем. М., 1953 (авт. — нем. физик).

Его же. Физика и философия/Пер. с нем. М., 1963.

Глаголев С. Материя и дух. СПб., 1906.

Его же. О происхождении человека: (Разбор теорий Васмана). Серг. Пос., 1912.

Его же. Естественнонаучные вопросы и их отношение к христианскому миро­пониманию. Серг. Пос., 1914.

Годэ Ф. Шесть дней творения/Пер. с фр. — «Новый путь». СПб., 1903. № 8.

276

 

 

Де Бройль Л. По тропам науки /Пер. с фр. М., 1962 (авт. — фр. физик).

Де Клере Р. Математическое доказательство необходимости бытия Божия/Пер. с фр. Под ред. свящ. П. Флоренского. Серг. Пос., 1915.

Деннерт Е. Геккель и его «Мировые загадки» по суждениям специалистов/Пер.с нем. М., 1909 (авт. — голланд. ботаник и религ. писатель).

Его же. Умер ли Бог?/Пер. с нем. Одесса, 1914.

Его же. Бог! Можем ли мы верить в Бога?/Пер. с нем. Одесса, 1915.

Дриш Г. Витализм, его история и система/Пер. с нем. М., 1915 (авт. — биолог и философ).

Ильин В. Загадка жизни и происхождение живых существ. Париж: YMCA, 1929.

Его же. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж: YMCA, 1930.

Карпов Вл. Основные черты органического понимания природы. М., 1913 (Авт. — русск. биолог и философ).

Карсавин Л. П. О сомнении, науке и вере. Париж, 1925.

Кернз Д. Разумность христианской веры. Париж: YMCA, 1924 (авт. — про­тест. богослов).

Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Наука и религия: Историко-культурный очерк. М., 1988.

Кожевников В. Современное научное неверие. М., 1912 (авт. — правосл. мысли­тель и историк религии).

Козубовский С., свящ. Религия и наука. М., 1910 (авт. — правосл. духовный писатель).

Крейг У. Самое начало: Происхождение Вселенной и существование Бога. Чикаго, 1987.

Кроль Дж. Философские основы эволюции/Пер. с нем. Харьков, 1899.

Кропоткин П. А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Пг.; М., 1922 (авт. — русск. общественный деятель и мыслитель).

Курту а А., иером. Что говорят о Боге современные ученые? /Пер. с фр. Брюс­сель: Жизнь с Богом, 1960 (авт. — католич. писатель).

Лаппаран А. Наука и апологетика/Пер. с фр. Серг. Пос., 1911.

Лодж О. Сущность веры в связи с наукой/Пер. с англ. СПб., 1907 (авт. — англ, физик).

Его же. Жизнь и материя: Критика «Мировых загадок» проф. Геккеля/Пер. с англ. М., 1914.

Лосский Н. О. Материя в системе органического миросозерцания. Пг., 1922.

Его же. Современный витализм. Берлин, 1922.

Его же. Материя и жизнь. 1927.

Его же. Что не может быть создано эволюцией? — «Современные записки». XXXIII. Париж, 1938.

Маскалл Э. Научные перспективы и христианские заветы/Пер. с англ. — «Ло­гос». Париж — Брюссель. 1971. 1. (авт. — католич. философ).

Моретти Ж. М. Согласие или расхождение? — «Символ». Париж, 1984. № 12.

Мостепаненко А. М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974 (авт. — советский философ).

Мюрат Л. и П. Идея о Боге по современному состоянию естественных наук/Пер. с фр. Т. 1—3. СПб., 1910—1911.

Налимов В. Непрерывность и дискретность в языке и мышлении. Тбилиси, 1978.

277

 

 

Несмелое В. Вера и знание с точки зрения гносеологии. — «Православный собеседник». Казань. 1912. № 2—6 (авт. — православный богослов).

Нечаев П. Теизм как проблема разума: Герман Ульрици. Серг. Пос., 1916.

Нильсон О. Р. Свет и время (без м. и г. изд.).

Обер Ж.-М. Происхождение мира. — «Символ». Париж. 1986. № 15.

Остроумов С. Суждения замечательнейших естествоведов XIX века в защиту христианской веры. — В кн.: Вера и разум. Харьков, 1901.

Планк М. Единство физической картины мира: Сб. статей. М., 1966 (авт. — нем. физик, создатель квант, теории).

Пуанкаре А. Наука и гипотеза/Пер. с фр. М., 1904 (авт. — математик, физик, философ).

Соловьев Н. «Научный» атеизм. М., 1915 (авт. — правосл. богослов).

Страхов П. Наука и религия. М., 1915 (авт. — правосл. богослов).

Табрум Г. Религиозные верования современных ученых/Пер. с англ. М., 1912.

Таунс Ч. Слияние науки и религии. — В кн.: Диалоги. М., 1979.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека/Пер. с фр. М., 1965 (авт. — фр. пале­онтолог, католич. мыслитель).

Ульрици Г. Бог в природе/Пер. с нем. T. 1 — 2. Казань. 1867—1868 (авт. — религ. философ).

Успенский П. Д. Четвертое измерение: Опыт исследования области неизме­римого. СПб., 1910.

Фаусек В. А. Теория развития: Сб. статей. СПб., 1904.

Франк С. Л. Религия и наука. Брюссель: Жизнь с Богом, 1953.

Франк Ф. Философия науки/Пер. с англ. М., 1960 (авт. — физик и философ-неопозитивист) .

Хвольсон О. Д. Знание и вера в физике. Пг., 1916.

Чичерин Б. Наука и религия. М., 1901 (авт. — русск. философ-гегельянец).

Шепли X. Звезды и люди/Пер. с англ. М., 1962 (авт. — америк. астроном).

Шредер Ю. Наука — источник знаний и суеверий. — «Новый мир». 1969. № 10. (авт. — математик и философ науки).

Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики?/Пер. с нем. М., 1947 (авт. — физик, создатель волновой механики).

Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965 (сокр. перевод).

Его же. Собр. науч. трудов. Т. 4. М., 1967.

Эрн Вл. Природа научной мысли. Серг. Пос., 1914.

 

4. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЗНАНИЯ

Алексеев С. А. (Аскольдов). Мысль и действительность. М., 1914.

Его же. Гносеология. Пг., 1919.

Его же. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1900.

Бергсон А. Непосредственные данные сознания: (Время и свобода воли) / Пер.с фр. — В кн.: А. Бергсон. Собр. соч. Т. 2. СПб., 1914.

Его же. Введение в метафизику. Собр. соч. Т. 5.

Его же. Философская интуиция. — В кн.: Новые идеи в философии. В. I. СПб., 1912.

278

 

 

Гуссерль Э. Логические исследования/Пер. с нем. Предисловие С. Л. Франка. СПб., 1909 (авт. — философ-феноменологист).

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат/Пер. с нем. М., 1958 (авт. — философ-неопозитивист).

Левицкий С. А. Основы философии Всеединства. Франкфурт, 1948 (авт. — русск. философ-интуитивист).

Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма. СПб., 1906.

Его же. Обзор современных теорий знания. СПб., 1908.

Его же. Основные вопросы гносеологии. Пг., 1919.

Его же. Интуитивная философия Бергсона. Пг., 1922.

Его же. Интуитивизм и учение о транссубъективности чувственных качеств. — «Записки русского научного института в Белграде». В. V. 1931.

Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому/Пер. с нем. М., 1908 (авт. — австрийск. физик и философ).

Его же. Познание и заблуждение/Пер. с нем. М., 1909.

Паульсен Ф. Введение в философию/Пер. с нем. М., 1914.

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы/Пер. с англ. М., 1957 (авт. — англ, математик и философ-неопозитивист).

Соловьев Вл. Философские начала цельного знания. Собр. соч. T. 1.

Флоренский П., свящ. Пределы гносеологии. — «Богословский вестник». 1913. № 1.

Франк С. Л. Предмет знания. Пг., 1915.

Его же. Введение в философию. Пг., 1922.

Хилл Т. Современные теории познания/Пер. с англ. М., 1965.

Челпанов Г. В. Введение в философию. Киев, 1907 (авт. — русск. психолог и философ).

Эйслер Р. Сознание и бытие. — В сб.: Новые идеи в философии. В. 5, СПб., 1913.

Эрн Вл. Критика кантовского понятия истины. — В кн.: Философский сбор­ник Л. М. Лопатина. М., 1912.

 

5. МОЗГ И ДУША. ПАРАПСИХОЛОГИЯ И БЕССМЕРТИЕ

Аскольдов С. Сознание как целое. М. 1918.

Баррет У. Исследования в области человеческой психики/Пер. с англ. М., 1914 (авт. — физик, основопол. парапсихологии).

Бергсон А. Материя и память. Собр. соч. T. III. Пг.; 1914.

Битнер В. В область таинственного: Научные экскурсии в тайники челове­ческой природы. СПб., 1907.

Быков В. Спиритизм перед судом науки, общества и религии. М., 1915 (авт. — правосл. писатель).

Булгаков С., прот. Проблема условного бессмертия: Из введения в эсхато­логию. — «Путь». 1937. № 52, 53.

Васман Э. Итоги сравнительной психологии/Пер. с нем. Киев, 1906.

Виндельбанд В. О свободе воли/Пер. с нем. СПб., 1905 (авт. — философ-неокантианец) .

279

 

 

Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962 (авт. — материалистич. ори­ентированный ученый).

Вержболович О. Мир таинственных явлений. СПб., 1904.

Вундт В. Лекции о душе человека и душе животных/Пер. с нем. СПб., 1894.

Герней Э., Майерс Ф., Подмор Ф. Прижизненные призраки и другие теле­патические явления/Пер. с англ. Вл. Соловьева. СПб., 1893.

Глаголев С. Вопрос о бессмертии души. — ВФП, 1893. № 19-20.

Гурьянов В. Психическая жизнь животных и ее отличие от психической жизни человека по учению Эриха Васмана. — «Странник». 1914. № 11, 12.

Давыдов А. Научное доказательство личного бессмертия. М., 1912.

Джеймс У. О человеческом бессмертии/Пер. с англ. М., 1901.

Его же. Возможно ли сообщаться с умершими?: Из отчетов Лондонского общества для психических исследований/Пер. с англ. Вступ. статья О. Лоджа. М., 1911.

Дьяченко Г., прот. Из области таинственного. СПб., 1900 (авт. — правосл. духовный писатель).

Зеньковский В. Проблема психической причинности. Киев, 1914.

Карсавин Л. П. О личности. Ковно, 1929.

Котик Н. Непосредственная передача мыслей. М., 1907.

Крукс У. Спиритуализм и наука/Пер. с англ. СПб., 1972 (авт. — англ, физик).

Его же. Опытные исследования над психической силой/Пер. с англ. СПб., 1872.

Кудрявцев В. Д. О бессмертии души. — В кн.: В. Д. Кудрявцев. Собр. соч. Т. III. М., 1894.

Лейбниц В. Доказательство бессмертия человеческой души посредством не­прерывного сорита. — В кн.: В. Лейбниц. Избранные философские сочинения. М., 1908.

Лосский Н. О. Идея бессмертия души как проблема теории знания. — В кн.: Н. О. Лосский. Основные вопросы гносеологии. Пг., 1919.

Его же. Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозе. — Ежегод­ник русского института в Праге. 1931.

Его же. О воскресении во плоти. — «Путь». Париж, 1931. № 26.

Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. О духе, душе и теле. Брюссель, 1978 (авт. — хирург и церк. деятель).

Лямин А. А. Теория таинственного. М., 1911.

Михаил (Семенов), архим. Бессмертие души. СПб., 1906.

Митрофан (Алексеев), монах. Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. T. 1—3, СПб., 1889 (авт. — правосл. писатель).

Муди Р. Жизнь после жизни/Пер. с англ. М., 1978 (машинопись).

Навиль Э. Вечная жизнь/Пер. с фр. СПб., 1865.

Певницкий В. Ф. О загробной жизни. Киев, 1903 (авт. — правосл. писатель).

Его же. О воскресении мертвых. Киев, 1904.

Переселение душ: Проблемы бессмертия в оккультизме и христианстве: Сб. статей. Париж: YMCA, 1935.

Подмор Ф. Спиритизм: Историческое исследование/Пер. с англ. СПб.,1904.

280

 

 

Сабатье А. Бессмертие души с точки зрения эволюционного натурализма / Пер. с фр. СПб., 1898 (авт. — биолог и философ).

Светлов П. Я., прот. Христианская вера в бессмертие. СПб., 1898.

Седлов М. Цезарь Ломброзо и спиритизм. М., 1913.

Тейхмюллер Г. Бессмертие души/Пер. с нем. Юрьев, 1895.

Тихомиров Е. Загробная жизнь, или Последняя участь человека. СПб., 1911 (авт. — правосл. писатель).

Трубецкой С. Вера в бессмертие. — В кн.: Собр. соч. кн. С. Трубецкого. Т. 2. М., 1906.

Туане П. Воскресение и бессмертие души. — «Символ». Париж, 1981, № 5. Челпанов Г. В. Мозг и душа. М., 1918.

Его же. Спинозизм и марксизм. М., 1927.

Фаворский Д., свящ. Христианские догматы о бессмертии души и воскресении мертвых в связи с философскими учениями о загробной жизни. СПб., 1900.

Фехнер Г. Жизнь после смерти/Пер. с нем. Пг., 1915 (авт. — нем. физик и психолог).

Фишер К. О свободе человека/Пер. с нем. СПб., 1899.

Фламмарион К. Неведомое/Пер. с фр. СПб., 1901 (авт. — астроном и писа­тель).

Его же. Люмен: (Разговоры о бессмертии души). СПб., 1907.

Франк С. Л. Душа человека. М., 1917; 2-е изд. Париж: YMCA, 1964.

Его же. О природе душевной жизни. — В кн.: С. Л. Франк. По ту сторону правого и левого. Париж: YMCA, 1972.

Шилтов А. О бессмертии души. М., 1898 (авт. — русск. медик и религ. пи­сатель).

Эрдманн Б. Научные гипотезы о душе и теле/Пер. с нем. М., 1911.

Ямпольский С. (Б. С. Бакулин). Эсхатология. 1972 (машинопись).

 

6. ПРОБЛЕМЫ ЗЛА, СВОБОДЫ И ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА

Аверинцев С. С. Теодицея. — В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.

А. И. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. — «Вера и Ра­зум». 1905. № 2.

Бугров А. Православное учение о первородном грехе. Киев, 1904 (авт. — правосл. писатель).

Буткевич Т., прот. Зло, его сущность и происхождение. Харьков, 1897.

Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. Пос., 1901 (авт. — пра­восл. библеист и богослов).

Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885 (авт. — правосл. богослов).

Волжский А. С. (Глинка). Проблема зла у Вл. Соловьева. — «Вопросы ре­лигии», В. 1. 1906 (авт. — религ. публицист).

Вышеславцев В. Миф о грехопадении. — «Путь». Париж, 1932. № 36.

Гутверлет К. Свобода воли и ее противники/Пер. с нем. М., 1906.

Кремлевский А. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонийского. СПб., 1902.

281

 

 

Левицкий С. А. Трагедия свободы. Франкфурт-на-Майне, 1958.

Лейбниц Г. В. Теодицея/Пер. с нем. — В кн.: Вера и Разум. 1887—1889.

Лосский Н. О. Свобода воли. Париж: YMCA, 1928.

Навиль Э. Проблема зла/Пер. с фр. СПб., 1868.

Покровский А. Библейское учение о первобытной религии. Серг. Пос., 1901 (авт. — правосл. богослов, библеист и историк Церкви).

Соловьев И., прот. Учение православной Церкви о грехе, его сущности и про­исхождении. М., 1910.

 

7. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

Полный православный богословский энциклопедический словарь. T. 1—2, СПб., 1912.

Православная богословская энциклопедия. T. 1 —12 (издание вышло до слова «Константинополь»). СПб., 1904—1912.

Радлов Э. Философский словарь. М., 1913.

Светлов П. Я., прот. Что читать по богословию?: Систематический указатель апологетической литературы на русск., нем., фр. и англ, языках. Киев, 1907.

Философская энциклопедия. T. 1—5, М., 1960—1970.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Библиография по первобытной религии дана в т. II («Ма­гизм и Единобожие»).

282


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.